Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 августа 2003 г. N КА-А40/6213-03
Решением от 28.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2003, арбитражного суда г.Москвы удовлетворены требования Федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (далее - "ФГУП ЦЭНКИ") к Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения налогового органа от 12.03.2003 N 26 в части: взыскания НДС за 1 квартал 2000 г. в размере 7830733 руб. 30 коп.; взыскания НДС за 2 квартал 2000 г. в размере 8197828 руб. 30 коп,; взыскания НДС за 3 квартал 2000 г. в размере 94056 руб.; взыскания пеней по НДС в размере 4134830 руб. 81 коп.; привлечения ФГУП "ЦЭНКИ" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций по НДС в размере 1566146 руб. 70 коп. за I квартал 2000 г., 1639565 руб. 70 коп. за 2 квартал 2000 г., 19728 руб. 90 коп, за 3 квартал 2000 г.; а также отказа в признании правомерным заявленного уменьшения налогооблагаемого оборота на 230000000 руб. по НДС согласно дополнительной налоговой декларации за февраль 2002 г., содержащегося в п. 2.1 описательной части решения.
При этом судебные инстанции исходили из того, что решение налогового органа в оспариваемой части не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы, в которой ставится вопрос об их отмене как принятых с нарушением норм материального права. Налоговая инспекция считает неправомерным применение ФГУП "ЦЭНКИ" льготы по НДС по работам, выполняемым для российского юридического лица - Российского Авиационно-Космического Агентства (далее - Росавиакосмос), поскольку непосредственно ФГУП "ЦЭНКИ" договора с иностранными юридическими лицами не заключало, работы и услуги предприятием для иностранных юридических лиц не выполнялись и не оказывались. Налоговый орган также считает неправомерным уменьшение налогооблагаемого оборота по НДС по дополнительной налоговой декларации за февраль 2002 г., поскольку полученные от МУП инженерных работ Администрации г. Байконур денежные средства в размере 230000000 руб. не являются целевым бюджетным финансированием, а получены предприятием в качестве аванса за выполнение договоров гражданско-правового характера.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции доводы жалобы поддержал, представитель ФГУП "ЦЭНКИ" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для взыскания НДС за 1-3 кварталы 2000 г., пеней и штрафных санкций, согласно оспариваемой части решения от 12.03.2003 N 26, послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, ФГУП "ЦЭНКИ" неправомерно применило льготу по НДС по контрактам NN 924-5479/98, 924-5491/2000, 924-В021/00, 00/01/002/GJ, заключенным с российским юридическим лицом - Росавиакосмос, поскольку не заключало договоры с иностранными юридическими лицами, а также не выполняло и не оказывало работы и услуги для иностранных юридических лиц.
Согласно п.п. "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуга по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ.
В соответствии с п.п. "ж" п. 14 Инструкции ГНС РФ N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты НДС" для целей налогообложения считаются экспортируемыми работы и услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве при условии использования результатов этих работ (услуг) за пределами территорий государств - участников СНГ.
В этом случае для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых работ и услуг в налоговые органы, кроме иных документов, представляется контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение этих работ и услуг.
Таким образом, из буквального содержания приведенной нормы следует, что контракт налогоплательщика с российским лицом является обоснованием для использования льготы по НДС.
Судом установлено, что Росавиакосмос, являясь федеральным органом исполнительной власти, реализующим межправительственное соглашение Российской Федерации с Французской республикой о космическом сотрудничестве, в рамках контрактов, заключенных с французским АО "Старсем", заключило контракты NN 924-5479/98, 924-5491/2000, 924-В021/00, 00/01/002/GJ; с ФГУП "ЦЭНКИ".
Поскольку местом непосредственного оказания услуг по данным контрактам является космическое пространство, а местом реализации услуг - Французская Республика, на территории которой будут использоваться результаты работы космических аппаратов, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что ФГУП "ЦЭНКИ" является исполнителем работ в рамках международных контрактов и субъектом налоговой льготы.
Факт выполнения ФГУП "ЦЭНКИ" работ по контрактам подтверждается актами приемки выполненных работ.
Кроме того, согласно справке от 22.05.2003 N 082/103 (т.3 л.д. 61) Росавиакосмос не использовал льготный режим налогообложения по НДС по контрактам NN 924-5479/98, 924-5491/2000, 924-В021/00, 00/01/002/GJ.
При таких обстоятельствах являются неправомерными доводы кассационной жалобы о том, что у ФГУП "ЦЭНКИ" отсутствует право на льготу по НДС по вышеперечисленным контрактам.
Кассационная инстанция находит, что судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка доводу налогового органа о неправомерном уменьшении ФГУП "ЦЭНКИ" на 230000000 руб. налогооблагаемого оборота по НДС по дополнительной декларации за февраль 2002 г.
В соответствии с распоряжением Главы администрации г. Байконур от 19.07.2001 N 01-237р "Об утверждении предприятий и организаций государственными заказчиками и получателями бюджетных средств по целевым программам развития г. Байконур в 2001-2002 г.г." (с изменениями и дополнениями) МУП инженерных работ администрации г. Байконур являлось заказчиком городских целевых программ развития г. Байконур, а ФГУП "ЦЭНКИ" - получателем бюджетных средств по целевым программам развития г. Байконур в 2001-2002 г.г., в которые входила программа "Реконструкция объектов ЦЭНКИ".
Согласно платежному поручению N 100 от 13.02.2002 (т.3 л.д.87) с назначением платежа "На основании распоряжения Главы администрации г.Байконур от 04.01.2002 N 01-03-р перечисляются средства целевой программы "Реконструкция объектов ЦЭНКИ", НДС не облагается" Муниципальным унитарным предприятием инженерных работ администрации г. Байконур были перечислены на расчетный счет филиала ФГУП "ЦЭНКИ" денежные средства в размере 230000000 руб.
Поскольку перечисление указанных средств осуществлялось в рамках бюджетного процесса (ст.ст. 150, 162, 163 БК РФ), в котором ФГУП "ЦЭНКИ" являлось получателем бюджетных средств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в силу ст. 146 НК РФ операции, связанные с получением этих средств, не образуют объекта налогообложения.
В связи с этим является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что денежные средства в размере 230000000 руб., полученные ФГУП "ЦЭНКИ" от МУП инженерных работ администрации г. Байконур, являются авансом за выполнение договоров гражданско-правового характера. Кроме того, данный довод доказательствами не подтвержден.
Следует отметить, что доводам налогового органа, изложенным в оспариваемой части решения налогового органа, апелляционной и кассационной жалобах, суды первой и апелляционной инстанций дали обоснованную правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций,
С учетом изложенного, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 28.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 8.07.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-13520/03-127-178 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2003 г. N КА-А40/6213-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании