Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2003 г. N КА-А41/6270-03
Общество с ограниченной ответственностью "Экология" (далее - ООО "Экология") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС России по городу и космодрому Байконур о признании недействительным требования N 243н от 19.06.2002 г. о взыскании недоимки по налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, сбору на содержание милиции за 4-й квартал 2001 г. в общей сумме 3018786 руб. и пени за их несвоевременную уплату в размере 137384,88 руб.
Решением от 15.05.2003 г. по делу N А41-К1-10055/02 исковое требование удовлетворено, суд признал недействительным требование о взыскании недоимки и пени по региональным налогам. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд сделал вывод о правомерном предоставлении обществу налоговых льгот в соответствии с договором N У-159/1 от 01.03.2001 г.
По мнению суда, администрация действовала в пределах полномочий, предоставленных п. 1 ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23.12.1995 г. "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" (далее - Соглашение).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ответчик просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального права. Инспекция полагает, что судом неправильно применены положения ст. 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на то, что ни это Соглашение, ни действующее законодательство РФ не предусматривают возможности предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.
Налоговая инспекция полагает, что судом не проверены критерии, предъявляемые п. 1 ст. 7 Соглашения, а именно - соответствие законодательству и учет значения деятельности льготируемого предприятия для населения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Совещаясь на месте, суд на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ООО "Экология" и Инспекции МНС России по городу и космодрому Байконур.
Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит, что решение суда подлежит отмене на основании ч.ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным исследованием всех существенных обстоятельств дела, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Судом установлено, что Администрацией г. Байконур и ООО "Экология" заключен договор N У-159/1 от 01.03.2001 г., на основании которого ООО "Экология" предоставлялись налоговые льготы по налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, сбору на содержание милиции с условием согласно п. 4.1 договора ежемесячных перечислений не менее 3% от суммы дохода, полученного в результате применения налоговых льгот, в целевые фонды развития города и комплекса Байконур.
В соответствии с п. 1.1.1 договора основанием его заключения является Соглашение, в соответствии с п. 1 ст. 7 которого Глава Администрации г. Байконур предоставляет в соответствии с законодательством РФ налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительным требования о взыскании с Общества недоимки и пени, судом не учтено следующее.
Глава администрации города Байконура пунктом 1 ст. 7 Соглашения наделен полномочиями предоставлять налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из судебного акта не усматривается, что судом исследовался вопрос о значении деятельности ООО "Экология" для населения города.
Между тем, это обстоятельство имеет существенное значение для оценки правомерности заключения договора о предоставлении льгот, поскольку из материалов дела (л.д. 11) лишь усматривается, что истец занимается куплей-продажей нефти, перепродажей нефтепродуктов, следовательно, данный вид деятельности однозначно не свидетельствует о значении для населения города, то есть о соответствии деятельности ООО "Экология" положениям п. 1 ст. 7 Соглашения.
Как следует из п. 1 ст. 7 Соглашения, остальные условия предоставления налоговых льгот связаны с необходимостью соответствия их законодательству РФ.
Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ также не предусматривает возможности предоставления индивидуальных налоговых льгот, как и вышеназванное Соглашение.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у налогового органа оснований для начисления недоимки и пени является преждевременным, вынесенным на основании неполного исследования юридически значимых для разрешения спора обстоятельств.
Учитывая, что допущенное нарушение не может быть устранено кассационной инстанцией, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду, с учетом вышеизложенного, надлежит проверить, соответствуют ли условия договора N У-159/1 от 01.03.2001 г., заключенного между Администрацией г. Байконур и ООО "Экология", пункту 1 ст. 7 Соглашения, предусматривающему необходимость учитывать при предоставлении налоговых льгот значения деятельности организации для населения города и соответствия остальных условий законодательству РФ, дать оценку доводу Налоговой инспекции о том, что предоставленная истцу Главой администрации г. Байконур льгота носит индивидуальный характер, следовательно, данный договор в части предоставления льгот по региональным налогам противоречит положениям пункта 1 ст. 7 Соглашения и ст. 56 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15.05.2003 по делу N А41-К2-10055/02 Арбитражного суда Московской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2003 г. N КА-А41/6270-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании