В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 274 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 29 марта 2016 года N 115, от 31 марта 2017 года N 113, от 19 декабря 2017 года N 538, от 28 марта 2018 года N 107, от 28 августа 2018 года N 337, от 26 декабря 2018 года N 524, от 29 марта 2019 года N 110, от 3 октября 2019 года N 393, от 30 декабря 2019 года N 528, от 27 марта 2020 года N 73, от 2 декабря 2020 года N 519, от 31 марта 2021 года N 103, от 7 июля 2021 года N 237, от 30 декабря 2021 года N 563, от 29 марта 2022 года N 104, от 5 сентября 2022 года N 395, от 29 декабря 2022 года N 673, от 28 марта 2023 года N 146, от 26 декабря 2023 года N 716).
2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Исполняющий обязанности |
А.И. Кефер |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 21 февраля 2024 года N 73
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 274 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом"
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях сохранения финансовой стабильности в долгосрочной перспективе Правительство Забайкальского края постановляет:".
2. Государственную программу Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 27 мая 2014 года N 274
(в редакции постановления
Правительства
Забайкальского края
от 21 февраля 2024 года N 73)
Государственная программа
Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Основным приоритетом реализации государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом" (далее - государственная программа) является сохранение финансовой стабильности в долгосрочной перспективе на основе совершенствования управления региональными финансами и повышения их открытости.
Благодаря проведению эффективной налоговой политики в сложных экономических условиях санкционного давления сохранена положительная динамика поступления собственных доходов консолидированного бюджета Забайкальского края. Темп роста собственных доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2022 году - 104,3% к уровню 2021 года. Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2022 году превысил 63,0 млрд рублей.
В целях стабилизации социально-экономической ситуации усовершенствовано региональное законодательство. Приняты законы, устанавливающие правовые и экономические гарантии защиты интересов инвесторов, участников региональных инвестиционных проектов, организаций, получивших статус резидентов территории опережающего экономического развития, в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории края введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.
Для развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае продлены налоговые каникулы до 1 января 2025 года для впервые зарегистрированных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, а также с 1 июля 2020 года введен налог на профессиональный доход для самозанятых граждан.
В целях повышения эффективности налогового администрирования осуществлялись мероприятия, направленные на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов, за счет:
обеспечения полноты уплаты платежей;
повышения заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, легализации "теневой" заработной платы;
легализации предпринимательской деятельности, обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков;
сокращения задолженности в бюджет, минимизации рисков при предоставлении налоговых расходов и иных налоговых преференций.
Работа по укреплению доходного потенциала позволила исполнить все публичные и гражданско-правовые обязательства региона в полном объеме.
Бюджетная политика в области расходов остается социально направленной, но несмотря на все сложности, в необходимом объеме финансируются все принятые регионом бюджетные обязательства, в том числе в рамках безусловного приоритета - достижения целей национальных проектов. В 2022 году на их реализацию направлено 26,3 млрд рублей, из них за счет средств бюджета Забайкальского края на обеспечение софинансирования - 5,1 млрд рублей, средства на удорожание стоимости строительства инфраструктуры и дополнительные виды работ, не включенные в федеральные субсидии, были изысканы за счет приоритизации расходов.
Для снижения долговой нагрузки на бюджет Забайкальский край принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета. Соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, продлен период погашения реструктурированных обязательств до 2029 года.
По состоянию на 1 января 2023 года объем государственного долга Забайкальского края составил 32,0 млрд рублей, или 64,0% от объема собственных доходов. Доля коммерческих заимствований снижена с 51% на начало 2021 года до 9% на конец 2022 года. Муниципальный долг не имеют 8 (23%) из 35 муниципальных образований.
Изменения, внесенные в Закон Забайкальского края от 20 декабря 2011 года N 608-ЗЗК "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае", позволили осуществлять планирование местных бюджетов с учетом возможности заключения долгосрочных контрактов за счет межбюджетных трансфертов, повысить ответственность главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края за своевременное доведение объемов межбюджетных трансфертов и заключение соглашений с муниципальными образованиями Забайкальского края.
По результатам исполнения местных бюджетов отмечена положительная динамика по показателям: снижение просроченной кредиторской задолженности, отсутствие блокировки счетов по обязательствам местного бюджета, высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.
С целью упрощения и оптимизации государственных закупок продолжена планомерная работа по централизации муниципальных закупок посредством заключения соглашений между Правительством Забайкальского края и муниципальными образованиями Забайкальского края по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Внедрена подсистема управления закупками для государственных нужд "Web-Торги-КС", которая позволила автоматизировать процессы размещения государственных и муниципальных закупок.
Для реализации принципа открытости бюджетного процесса обеспечивалось информационное наполнение бюджетными данными ГИС "Электронный бюджет" и портала "Открытый бюджет Забайкальского края". По итогам оценки уровня открытости бюджетных данных за 2022 год Забайкальский край вошел в группу субъектов с высоким уровнем открытости бюджетных данных.
Вместе с тем остаются риски для сбалансированности бюджетов Забайкальского края, в их числе:
риск недостаточного поступления доходов в краевой бюджет на финансирование расходов;
принятие новых (внесение изменений в действующие) нормативных правовых актов федерального уровня, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между федеральным и краевым бюджетами;
принятие решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
риск роста процентной ставки по кредитам, показывающей вероятность неблагоприятного для Забайкальского края изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Бюджетная и налоговая политика на среднесрочную перспективу обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего планового периода, новых реалий геополитической ситуации и ориентирована в первую очередь на создание условий для социально-экономического развития региона и достижения показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
К основным макроэкономическим показателям Забайкальского края, характеризующим экономическое развитие региона и обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272, относятся:
объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета;
объем государственного долга к утвержденному годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для достижения целевых значений указанных показателей в долгосрочном периоде необходимо принятие следующих мер:
совершенствование налогового законодательства Забайкальского края с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации в целях обеспечения комфортных экономических условий для ведения предпринимательской деятельности, включая малое и среднее предпринимательство и самозанятых граждан;
выявление и пресечение схем минимизации налогов, совершенствование методов контроля легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, и методов налогового администрирования;
расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
принятие решения о целесообразности сохранения действующих налоговых льгот с учетом их востребованности и эффективности, пересмотр налоговых льгот (пониженных ставок), обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот с учетом вклада в достижение целевых показателей государственных программ и соответствия целям стратегического развития Российской Федерации и Забайкальского края;
обеспечение потребностей бюджета Забайкальского края в заемном финансировании;
своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края;
безусловное исполнение требований бюджетного законодательства к организации управления государственным долгом Забайкальского края;
проведение работы в направлении организации долгосрочного планирования заимствований с возможным размещением облигационного займа;
соблюдение условий реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Забайкальскому краю из федерального бюджета.
3. Сведения о взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445. В целях укрепления финансовой обеспеченности и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации определен общий объем финансовой поддержки для регионов. Для Забайкальского края установлен показатель "Доля просроченной кредиторской задолженности бюджета Забайкальского края и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета края, не более 0,04%".
Кроме того, Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года N 2958-р, предусмотрены мероприятия для повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации.
С учетом перечисленных документов определены цели государственной программы. Целевые значения показателей определены исходя из необходимости решения проблемных вопросов в сфере управления государственными финансами, обеспечения устойчивости бюджета Забайкальского края в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Создание условий для развития доходного потенциала Забайкальского края будет решаться через:
реализацию мер по проведению эффективной налоговой политики, предусматривающей расширение экономического потенциала региона за счет повышения инвестиционной активности, создания условий справедливой конкурентной среды и сокращения теневого сектора экономики, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, а также сокращения неэффективных налоговых расходов;
обеспечение эффективного взаимодействия с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета, полноты уплаты платежей в бюджет и снижения налоговой задолженности;
создание стимулов по увеличению налогового потенциала в муниципальных образованиях и поощрение муниципальных образований, достигших наилучших результатов.
Основной задачей в рамках управления государственным долгом Забайкальского края является удержание объема и структуры государственного долга Забайкальского края на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных федеральным законодательством.
В целях обеспечения устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Забайкальского края планируется:
выравнивание финансовых возможностей местных бюджетов для надлежащего исполнения их расходных обязательств;
финансовое обеспечение полномочий, переданных муниципальным образованиям Забайкальского края;
достижение наилучших результатов реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в пределах имеющихся источников местных бюджетов.
Организацию и управление бюджетным процессом и повышение его открытости планируется осуществлять путем:
проведения единой государственной финансовой, налоговой и бюджетной политики на региональном уровне;
создания оптимальных условий для своевременного и качественного формирования и исполнения бюджета Забайкальского края, формирования бюджетной отчетности;
обеспечения работоспособности и безопасности государственной информационной системы "Автоматизированная система управления региональными финансами Забайкальского края";
повышения качества проверок финансовой дисциплины организаций, получающих средства бюджета Забайкальского края;
совершенствования механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Забайкальского края;
проведения публичных слушаний по проекту бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета Забайкальского края и своевременного размещения брошюры "Бюджет для граждан" в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Для повышения финансовой грамотности населения Забайкальского края планируется обеспечение граждан доступной, объективной и качественной информацией в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 21 февраля 2024 г. N 73 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 274 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом"
Вступает в силу с 21 февраля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный портал Забайкальского края (75.ru) 21 февраля 2024 г., официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 февраля 2024 г. N 7500202402210003