Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 февраля 2024 г. N 03-03-05/9209
В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286 1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286 1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286 1 Кодекса.
Если иное не установлено статьей 286 1 Кодекса, инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности расходы (в соответствующих пределах), поименованные в пункте 2 статьи 286 1 Кодекса, в частности:
- не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, за исключением расходов, предусмотренных подпунктом 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса (подпункт 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса);
- не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства), за исключением расходов, предусмотренных подпунктом 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса (подпункт 2 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса);
- не более 100 процентов суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (подпункт 9 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса).
При этом субъект Российской Федерации на основании пункта 6 статьи 286 1 Кодекса вправе своим законом установить инвестиционный налоговый вычет по всем или по отдельным основаниям (видам расходам), поименованным в пункте 2 статьи 286 1 Кодекса.
Следует отдельно отметить, что согласно подпункту 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять не более 25 процентов суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса и (или) величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства), и осуществленных в рамках заключенного с уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашения о реализации инвестиционного проекта (далее в настоящей статье - инвестиционное соглашение), информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета. Инвестиционное соглашение заключается в отношении инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, или в отношении инвестиционного проекта, соответствующего критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, Форма, существенные условия, порядок заключения и расторжения инвестиционного соглашения, внесения в него изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако в случае, если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в виде расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса, к налогу на прибыль организаций (авансовому платежу) с этого налогового (отчетного) периода не применяется инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в других подпунктах пункта 2 статьи 286 1 Кодекса, до налогового периода (включительно), в котором налогоплательщик в последний раз воспользовался инвестиционным налоговым вычетом в виде расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса, применительно к конкретному инвестиционному соглашению.
Также обращаем внимание, что согласно пункту 2 1 статьи 286 1 Кодекса размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 статьи 286 1 Кодекса в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286 1 Кодекса, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.
При этом предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286 1 Кодекса, и расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений статьи 286 1 Кодекса, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.
Предельная величина инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 2 1 статьи 286 1 Кодекса. При этом размер ставки налога на прибыль организаций, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета, определенный решением субъекта Российской Федерации, не может быть более 10 процентов.
На основании вышеизложенного, учитывая то, что показатель предельной величины инвестиционного налогового вычета рассчитывается применительно ко всей сумме налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, за соответствующий налоговый (отчетный) период, и инвестиционному налоговому вычету за тот же налоговый (отчетный) период либо в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286 1 Кодекса (за исключением вида расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1Кодекса), либо только по виду расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса, субъект Российской Федерации вправе для целей определения указанного показателя установить одну ставку налога на прибыль организаций в отношении инвестиционного налогового вычета по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286 1 Кодекса (за исключением вида расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса), а также ставку налога на прибыль организаций в отношении инвестиционного налогового вычета по виду расходов, указанных в подпункте 2 1 пункта 2 статьи 286 1 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, что для целей определения предельной величины инвестиционного налогового вычета регион вправе установить одну ставку налога на прибыль в отношении такого вычета по всем видам расходов, кроме расходов на капвложения в рамках соглашений о реализации инвестпроектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации. Также регион определяет ставку налога на прибыль в отношении инвестиционного вычета и по данному виду расходов. Ее размер не может быть более 10%. С 1 января 2024 г. такой вычет может применяться по решению региона в размере до 25%.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 февраля 2024 г. N 03-03-05/9209
Опубликование:
-