Письмо Минфина России от 25 января 2024 г. N 24-06-06/5682
Вопрос: Об использовании при закупках информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
Ответ:
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Положениями Закона N 44-ФЗ в отдельных случаях предусмотрена возможность использования информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без применения неустоек (штрафов, пеней).
Так, в частности, Законом N 44-ФЗ установлено, что:
к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);
к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ);
участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что подпунктом "е" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 <1>, установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, в том числе требование заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику, решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии), а также размер начисленной, списанной, уплаченной неустойки (штрафа, пени).
Учитывая изложенное, в случаях, указанных в обращении, могут быть использованы исключительно контракты, по которым не были начислены неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
При этом Департамент отмечает, что списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 <2>, предполагает отсутствие у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченной неустойки (штрафа, пени), но не исключает факта применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Заместитель директора Департамента |
Н.В. Конкина |
------------------------------
<1>Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
<2>Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, контракты со списанной неустойкой не могут быть использованы в т. ч. для расчета начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка (сбор данных из реестра контрактов); подтверждения добросовестности при демпинге; освобождения от обеспечения при заключении контракта по итогам закупки среди СМП и СОНКО. Для этого можно использовать только контракты, по которым неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не начислялась.
Списание заказчиком начисленной поставщику неустойки предполагает отсутствие у поставщика неоплаченной неустойки, но не исключает факта ее применения к такому участнику.
Письмо Минфина России от 25 января 2024 г. N 24-06-06/5682
Опубликование:
-