Решение Калининградского областного суда от 18 января 2024 г. N 3а-26/2024
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Т.М. об оспаривании нормативного акта Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
К.Т.М. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>: N, площадью 133,5 кв. м.; N, площадью 466,8 кв. м; N, площадью 624 кв. м; N, площадью 529,3 кв. м. Указанные помещения внесены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199. Включение в Перечень вышеуказанных нежилых помещений является необоснованным, т.к. они не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ - эти объекты имеют назначение и наименование "нежилое", находятся на 1-2 этажах многоквартирного жилого дома. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующими пп. 7902, 7905, 7906 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Представитель административного истца К.Т.М. М.И.В. в судебном заседании заявленные административные требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, будучи извещено надлежаще о времени рассмотрения дела, в судебное своего представителя не направило. В предыдущем судебном заседании представитель данного ведомства Н.Н.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснила, что земельный участок, на котором располагается многоквартирный жилой дом со спорными объектами, имеет вид разрешенного использования - "под существующий МКД со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями". Помещение N находится в аренде у ООО "Б.Ш." и используется в качестве офиса данной организацией.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования (с учетом уточнения) подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 400-401 Налогового кодекса РФ К.Т.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В силу пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
В силу пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 N 136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом установлено, что К.Т.М. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>: N, площадью 133,5 кв. м; N, площадью 624 кв. м; N, площадью 529,3 кв. м, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно данным ЕГРН, эти объекты имеет наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое.
Помещения N, N, N расположены в пристройке к многоквартирному дому N, который находится на земельном участке N 5, площадью 2328 кв. м., имеющем вид разрешенного использования - под существующий многоквартирный многоэтажный дом со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями.
Помещения N, N, N включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, под пунктами 7902, 7905, 7906.
Из технических паспортов нежилых помещений <адрес> не следует, что эти объекты в своем составе имеют помещения с назначением "торговое" либо "офисное".
Обследование помещений N, N, N до включения в Перечень уполномоченным органом власти не проводилось.
Вид разрешенного использования земельного участка N - под существующий многоквартирный многоэтажный дом со встроенно-пристроенными административно-торговыми помещениями - на которых расположено здание со спорными помещениями, сам по себе не является достаточным основанием для включения их в Перечень, так как предполагает альтернативные виды разрешенного использования; в многоквартирном доме могут находиться нежилые помещения как отвечающие критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, так и иные.
Как указано выше, ни по своему назначению, ни по наименованию, ни по фактическому использованию, помещения N, N, N не отвечает критериям, позволяющим отнести их к категории объектов, указанных в ст. 378.2 НК РФ. Доказательств иного стороной административного ответчика не представлено.
Исходя из приведенных положений ст. 378.2 НК РФ, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, суд приходит к выводу о том, что у уполномоченного органа не имелось достаточных основания для включения помещений N, N, N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2022 г.
Поскольку п.п. 7902, 7905, 7906 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, административные исковые требования К.Т.М. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 2.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) К.Т.М. уплачена госпошлина в сумме 300 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. П.п. 2.1 в п. 1 ст. 333.19 НК РФ не приводится
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования К.Т.М. удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п.п. 7902, 7905, 7906 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу К.Т.М. в возмещение судебных расходов 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено 25 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 18 января 2024 г. N 3а-26/2024
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании