Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 409891-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства и обеспечения независимости внутренних цен от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках
В соответствии положениями Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции предоставляются хозяйствующим субъектам.
При этом государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (действует до 31 декабря 2028 г. включительно), однако указанная категория лиц не включена в понятие хозяйствующего субъекта, указанного в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В целях обеспечения согласованности положений Закона о защите конкуренции предлагается скорректировать понятие хозяйствующего субъекта, дополнив положения указанной нормы физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Также законопроектом предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции, предусматривающие независимость внутренних цен и отвязку от показателей биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках в целях стабилизации цен на товарных рынках путем эффективного выявления и пресечения монопольно высоких цен на товары и приведения антимонопольного регулирования с учетом изменившейся конъюнктурой товарных рынков.
В настоящее время цены на внутренних товарных рынках Российской Федерации зачастую основываются на индикаторах, сложившихся на зарубежных рынках, без учета экономической ситуации на внутреннем рынке.
При этом может складываться ситуация, когда рост цен на определенную продукцию не обоснован какими-либо иными факторами, за исключением повышения общемировых цен, что не должно отражаться на внутреннем ценообразовании в отношении продукции отечественного производства.
В результате на ряд товаров внутри страны могут быть установлены цены, которые не учитывают баланс спроса и предложения, а также возможности внутреннего потребителя, что приводит к необоснованному подорожанию продукции взаимосвязанных отраслей и снижению покупательской способности внутри страны.
Исключение из Закона о защите конкуренции внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках не означает, что указанные показатели не смогут применяться (не будет носить императивного характера, исключается лишь именно обязанность их учета антимонопольным органом).
Повышение цен будет возможно обосновать индикаторами на мировых товарных рынках, как и сейчас. Но не всегда такое обоснование приемлемо, может складываться ситуация, когда рост цен на определенную продукцию не обоснован какими-либо иными факторами, за исключением повышения общемировых цен, что не должно отражаться на внутреннем ценообразовании в отношении продукции отечественного производства (если товар произведен полностью из отечественного сырья и компонентов, на внутреннем производстве, то цена на него не должна зависеть от цен на мировых товарных рынках).
Кроме этого, нестабильность ценовых индикаторов на международных товарных рынках зачастую вызвана спекулятивными действиями хозяйствующих субъектов на отдельных товарных рынках (например, использование финансовых механизмов, привязываемых к определенным сделкам).
Более того, достаточно часто повышение ценовых индикаторов на международных товарных рынках происходит вследствие введения санкционного режима, что приводит к росту цен в "недружественных странах". Следуя нынешней логике, из-за этого повышение цен происходит и для наших граждан на внутренних товарных рынках, которые основываются на индикаторах, сложившихся на зарубежных рынках.
Указанные изменения будут способствовать обеспечению приоритета интересов российских потребителей вне зависимости от волатильности цен на иностранных биржах, зарегистрированных в недружественных странах.
Изменения, вносимые в часть 11 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены на приведение её в соответствие с нормой части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.
Вводимые проектом федерального закона нормы пункта 4.1 части 2 статьи 23 и части 2 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции позволят направлять должностным лицам хозяйствующего субъекта предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, при получении антимонопольным органом информации о возможном нарушении из любых источников (сайт хозяйствующего субъекта, сведения от контрагентов и т.д.).
Применяемый антимонопольным органом механизм выдачи предостережения по своей сути носит профилактический характер и в первую очередь направлен на недопущение совершения нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, выдача должностному лицу предостережения не совершать определенные действия не только на основании его публичного заявления, но и по итогам получения антимонопольным органом сведений из иных источников, позволит предупредить такое должностное лицо о возможных последствиях его действий, что поспособствует снижению административной нагрузки и будет способствовать сокращению количества совершаемых нарушений антимонопольного законодательства.
Использование любых источников информации лишь дополняет инструментарий ФАС России по принятию оперативных мер реагирования при возникновении негативных тенденций на товарных рынках (например, согласно действующей редакции невозможно выдать предупреждение, если из статьи в СМИ не следует кто сделал заявление о повышении цен, или если цены на рынке резко растут или, напротив, не снижаются, при наличии предпосылок к этому, но не имеется достоверного подтверждения признаков нарушения (например, ситуация с топливом).
Так, в октябре 2023 года ФАС России направила письмо всем вертикально-интегрированным и независимым компаниям (32 компании) о необходимости снизить стоимость реализации топлива с учетом снижения биржевых (оптовых) цен на нефтепродукты.
То есть у ФАС России имелась информация о снижении цен на бирже, однако, публичных заявлений в данном случае от компаний не было, в результате ФАС направила письма в непредусмотренной законом процедуре вместо выдачи предостережения - официального документа.
Таким образом, инструмент предостережений и расширение его действия необходим также в качестве стимулирующего механизма, побуждающего к ответственному поведению на товарном рынке.
При этом в случае его неисполнения никаких последствий не наступает, за исключением случая, если антимонопольный орган установит признаки нарушения (что производится в ином порядке и процедуре).
Так, сам факт выдачи антимонопольным органом должностному лицу предостережения и его неисполнение не может являться основанием для возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства, и, следовательно, не ухудшает положение хозяйствующего субъекта.
Текст законопроекта доработан с учетом замечаний, указанных в заключении Правительства РФ N 5791-П13 от 19 июля 2023 года.
Дополнение понятия хозяйствующего субъекта, вводимое пунктом 1 законопроекта, уточнено с учетом необходимости разграничения физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога на профессиональный доход и иных физических лиц, уже включенных в определение понятия хозяйствующего субъекта, которые также не являются индивидуальными предпринимателями и применяют специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Также, пунктом 6 проекта Федерального закона добавлено внесение корреспондирующего изменения в пункт 4.1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.