Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать:
- воспитательную систему вуза;
- систему воспитательной работы вуза;
- управление системой воспитательной работы в вузе как процесс, включающий последовательность управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и регулирование).
Воспитательная система вуза представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.
Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.
Подсистемами воспитательной системы являются:
- воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности обучающегося вуза, реализуемая во взаимодействии преподавателей/организаторов воспитательной деятельности и обучающихся;
- система воспитательной работы, которая охватывает блок деятельности и может реализоваться через участие обучающихся вуза в комплексе мероприятий, событий, дел, акций и др., адекватных поставленной цели;
- студенческое самоуправление как открытая система;
- коллектив вуза как открытая система.
Основным инструментом управления воспитательной работой в вузе является Рабочая программа воспитательной деятельности и План воспитательной работы на учебный год.
Основными функциями управления системой воспитательной работы в вузе выступают:
- анализ итогов воспитательной работы в вузе за учебный год;
- планирование воспитательной работы по организации воспитательной деятельности в вузе на учебный год, включая Календарный план воспитательной работы на учебный год (Приложение);
- организация воспитательной работы в вузе;
- контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в вузе (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в вузе);
- регулирование воспитательной работы в вузе.
3.2. Студенческое самоуправление (соуправление) в образовательной организации высшего образования
При разработке данного подраздела рекомендуется опираться:
- на статью 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- на положения письма Минобразования России от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации";
- на положения письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 и N ВК-264/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях";
- на методические рекомендации "Студенческие советы в образовательной организации высшего образования: правовой статус, методические рекомендации по работе с конструктором студенческого совета в университете" 2023 года.
В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать систему студенческого самоуправления как соуправления в соответствии со следующими принципами:
- субъект-субъектного взаимодействия в системах "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - академическая группа", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - академическая группа";
- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;
- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности (в зависимости от традиций вуза, его специфики, отраслевой принадлежности и др.);
- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.
Основой деятельности студенческого самоуправления является подготовка, организация и реализация конкретных коллективно-творческих дел, проектных и исследовательских работ, событий и мероприятий во взаимодействии с организаторами воспитательной деятельности в вузе, администрацией вуза, социальными партнерами, работодателями и др. Развитие самоуправления происходит через различные виды деятельности и формы объединений обучающихся. Администрации вуза рекомендуется осуществлять взаимодействие с органами студенческого самоуправления.
3.3. Мониторинг качества организации воспитательной работы и условий реализации содержания воспитательной деятельности
Посредством мониторинга качества организации воспитательной работы в вузе осуществляется функция контроля за исполнением управленческих решений в части воспитательной работы.
В вузы направлен навигатор молодежной политики и воспитательной деятельности, который содержит Мониторинг эффективности реализации воспитательной деятельности и молодежной политики в вузе (далее - Мониторинг).
При анализе реализации воспитательной деятельности и молодежной политики в вузе рекомендуется использовать Мониторинг, содержащий данные всероссийского социологического исследования студенческой молодежи; чек-лист выполнения ключевых показателей эффективности реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в вузе; индекс эффективности воспитательной деятельности в вузе, формируемый на основании опросов студентов на платформе "Твой ход".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.