Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
города Братска
от 19.02.2024 N 534
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе города Братска
Глава 1. Термины, определения и сокращения
1. В настоящем Положении о единой дежурно-диспетчерской службе города Братска (далее - Положение) применены следующие сокращения:
1) АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) АПК "Безопасный город" - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город";
3) АРМ - автоматизированное рабочее место;
4) АТС - автоматическая телефонная станция;
5) Братское городское звено ТП РСЧС - Братское городское звено территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;
7) ГО - гражданская оборона;
8) ГУ - Главное управление;
9) ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
10) ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба города Братска;
11) ИС "Атлас опасностей и рисков" - информационная система "Атлас опасностей и рисков", сегмент АИУС РСЧС;
12) ИСДМ-Рослесхоз - информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства;
13) КСА - комплекс средств автоматизации;
14) КЧС и ОПБ города Братска - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Братска;
15) ЛВС - локальная вычислительная сеть;
16) МКА ЖКХ - федеральная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
17) МКУ "Центр ГОЧС" города Братска - муниципальное казенное учреждение "Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций" муниципального образования города Братска;
18) МП "Термические точки" - мобильное приложение "Термические точки";
19) МФУ - многофункциональное устройство;
20) МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
21) ОДС - оперативная дежурная смена;
22) ОИВС - орган исполнительной власти Иркутской области;
23) ОМСУ - орган местного самоуправления города Братска;
24) ПОО - потенциально опасные объекты;
25) РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
26) система-112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
27) УКВ/КВ - ультракороткие волны/короткие волны;
28) ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации;
29) ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области;
30) ЭОС - экстренные оперативные службы;
31) ЧС - чрезвычайная ситуация.
2. В настоящем Положении определены следующие термины с соответствующими определениями:
1) вышестоящие органы управления - органы управления РСЧС федерального и регионального уровня;
2) ГО - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
3) информирование населения о ЧС - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
4) "Личный кабинет ЕДДС" - инструмент (раздел) ИС "Атлас опасностей и рисков", который позволяет автоматизировать обмен оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) между органами повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней;
5) МП "Термические точки" - платформа для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций МЧС России, система осуществляет раннее обнаружение очагов природных пожаров;
6) оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
7) сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от ЧС природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также для применения населением средств и способов защиты;
8) экстренные оперативные службы - служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".
Глава 2. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, функции, порядок работы, режимы функционирования, состав и структуру, комплектование и подготовку кадров, требования к руководству и оперативно-дежурному персоналу, требования к помещениям, оборудованию, финансированию, требования к защите информации ЕДДС.
2. ЕДДС является органом повседневного управления Братского городского звена ТП РСЧС и осуществляет обеспечение деятельности ОМСУ в области:
1) защиты населения и территории от ЧС;
2) управления силами и средствами:
а) Братского городского звена ТП РСЧС, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (силы и средства постоянной готовности, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС не менее трех суток);
б) в условиях ведения ГО (спасательные службы, нештатные аварийно-спасательные формирования);
3) организации информационного взаимодействия ФОИВ, ОИВС, ОМСУ и организаций при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений и при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС и ГО;
4) оповещения и информирования населения о ЧС;
5) координации деятельности органов повседневного управления Братского городского звена ТП РСЧС:
а) ДДС ЭОС;
б) ДДС (подразделений) других организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (службы жилищно-коммунального хозяйства, ПОО, критически важных объектов, операторов связи), обеспечивающих деятельность ОМСУ, служб (организаций) в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
6) координации деятельности органов управления ГО:
а) структурных подразделений администрации муниципального образования города Братска, уполномоченных на решение задач в области ГО;
б) структурных подразделений (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО, создаваемых (назначаемых) в организациях, расположенных на территории муниципального образования города Братска, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. ЕДДС является структурным подразделением органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС - МКУ "Центр ГОЧС" города Братска.
Общее руководство ЕДДС осуществляет директор МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, непосредственное - заместитель директора, начальник ЕДДС.
Координацию деятельности ЕДДС в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляет ЦУКС.
4. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на происшествия.
ЕДДС обеспечивает координацию всех ДДС Братского городского звена ТП РСЧС независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на ЧС (происшествия).
5. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования Братского городского звена ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС и происшествиях от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, оперативного управления силами и средствами Братского городского звена ТП РСЧС, оповещения руководящего состава Братского городского звена ТП РСЧС и населения муниципального образования города Братска об угрозе или факте возникновения ЧС.
6. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровня, организациями (подразделениями) ОИВС, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС действующими на территории муниципального образования города Братска и единых дежурно-диспетчерских служб соседних муниципальных образований.
Порядок взаимодействия регулируется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О Порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.07.2021 N 430 "Об утверждении Правил обеспечения Центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, другими нормативными документами в области информационного взаимодействия, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии.
7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти Иркутской области, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС, в установленном порядке нормативными правовыми актами МЧС России, законодательством Иркутской области, а также муниципальными правовыми актами города Братска, в том числе настоящим Положением.
Глава 3. Цель и задачи ЕДДС
1. Целью создания ЕДДС является повышение готовности ОМСУ и служб города Братска к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС, в том числе ЭОС, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий ОМСУ по организации и осуществлению мероприятий по ГО, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования города Братска, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
2. ЕДДС выполняет следующие задачи:
1) обеспечение координации сил и средств РСЧС и ГО, расположенных на территории муниципального образования города Братска, их совместных действий, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования города Братска, Планом гражданской обороны и защиты населения города Братска Иркутской области;
2) обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС");
3) прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил Братского городского звена ТП РСЧС;
4) прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
5) оповещение и информирование руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествии);
6) обеспечение оповещения и информирования населения о ЧС (происшествии);
7) организация взаимодействия в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, ОМСУ и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
8) информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
9) сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
10) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, в пределах своих полномочий;
11) регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
12) оповещение и информирование единых дежурно-диспетчерских служб соседних муниципальных образований в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
13) организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через систему-112 и контроля результатов реагирования;
14) взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Глава 4. Функции ЕДДС
1. На ЕДДС возлагаются следующие функции:
1) прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
2) прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
3) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
4) сбор от ДДС, действующих на территории муниципального образования города Братска, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
5) обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
6) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествии);
7) самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий: привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
8) оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил ГО и Братского городского звена ТП РСЧС, ДДС о ЧС (происшествии);
9) информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
10) организация взаимодействия с органами управления ГО и едиными дежурно-диспетчерскими службами соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
11) обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе или возникновении ЧС по решению мэра города Братска (председателя КЧС и ОПБ города Братска);
12) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
13) предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности, в установленном порядке;
14) уточнение и координация действий, привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
15) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
16) фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования посредством МКА ЖКХ;
17) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
18) информационное обеспечение КЧС и ОПБ города Братска;
19) накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о муниципальном образовании, органах управления на территории муниципального образования (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО на территории муниципального образования города Братска и Братского городского звена ТП РСЧС, ПОО, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
20) мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
21) контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения города Братска, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН), а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
22) организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства на Братском городском звене ТП РСЧС;
23) осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и АПК "Безопасный город";
24) представление в ЦУКС отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
25) доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава ОМСУ, ЭОС и ДДС, организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей;
26) участие в проведении учений и тренировок с Братским городским звеном ТП РСЧС, органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
Глава 5. Порядок работы ЕДДС
1. Для обеспечения реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство ОДС. В ОДС входит: старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного и два оператора системы-112. Старшим дежурной смены назначается старший оперативный дежурный ЕДДС.
Функцию специалистов-аналитиков при возникновении ЧС выполняют специалисты отдела оперативного планирования и организации выполнения мероприятий по ГО и ЧС МКУ "Центр ГОЧС" города Братска.
2. К несению дежурства в составе ОДС ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный к несению дежурства.
3. Перед заступлением ОДС на дежурство руководителем ЕДДС или лицом его замещающим должен проводиться инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно регламенту несения службы ОДС ЕДДС МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, утвержденным директором МКУ "Центр ГОЧС" города Братска. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ОДС ЕДДС руководителем ЕДДС (или лицом, его замещающим) в устной форме ежедневно в 8-45 - 09-00 часов при приеме-сдаче дежурства проводится подведение итогов несения оперативного дежурства в соответствии с регламентом несения службы ОДС ЕДДС МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, утвержденным директором МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
4. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС документацию, средства связи, АРМ и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнале приема-сдачи дежурства.
5. Привлечение специалистов ОДС ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
6. Во время несения дежурства специалисты ОДС ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
7. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и передается в ЭОС, которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС.
8. Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за анализируемым, руководителем ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории муниципального образования.
Глава 6. Режимы функционирования ЕДДС
1. ЕДДС функционирует в режимах:
1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
2) повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3) ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС осуществляет:
1) постоянный контроль обстановки на территории муниципального образования города Братска;
2) прием от населения, организаций и ДДС сообщений о пожарах и любых ЧС, происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности, регистрацию с заведением карточек информационного обмена системы-112 и АПК "Безопасный город";
3) сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
4) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов;
5) проведение мероприятий по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения города Братска;
6) мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших ЧС и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии ПОО, а также о состоянии окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
7) внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
8) разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории муниципального образования города Братска, соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
9) контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения муниципального образования города Братска;
10) координацию деятельности ДДС в границах муниципального образования города Братска;
11) уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112 и АПК "Безопасный город";
12) доведение полученной информацию об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия) до ДДС ЭОС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение, а также КЧС и ОПБ города Братска;
13) обмен информацией о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности Братского городского звена ТП РСЧС;
14) сбор сведений о результатах реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112 и АПК "Безопасный город";
15) направление руководству Братского городского звена ТП РСЧС, в ДДС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах муниципального образования города Братска;
16) проведение учебных и тренировочных занятий с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режимы повышенной готовности и ЧС, а также выполнение обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС;
17) корректировку электронного паспорта территории муниципального образования города Братска согласно разработанному графику плановой проверки и корректировки электронных паспортов территорий Иркутской области.
3. ЕДДС взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории муниципального образования города Братска, на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС в сроки указанные в таких соглашениях.
4. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации требуются совместные действия ДДС.
В режиме повышенной готовности ЕДДС помимо основных мероприятий, проводимых органами управления и силами Братского городского звена ТП РСЧС, дополнительно обеспечивает:
1) взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС, ЭОС и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
2) сбор (в том числе от населения и систем мониторинга), оценку достоверности и передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ города Братска, директору МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, ЭОС и ДДС организаций (объектов) в компетенцию которых входит реагирование на данную ЧС (происшествие), ЦУКС;
3) оповещение и персональный вызов членов КЧС и ОПБ города Братска, должностных лиц МКУ "Центр ГОЧС" города Братска, взаимодействующих ДДС и сил Братского городского звена ТП РСЧС;
4) по решению мэра города Братска, первого заместителя председателя (заместителя председателя) КЧС и ОПБ города Братска, обеспечивает оповещение и информирование населения города об угрозе возникновения ЧС;
5) усиление наблюдения и контроля за обстановкой на территории муниципального образования города Братска, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
6) прогнозирование развития возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
7) корректировку алгоритмов действий ЕДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с ДДС;
8) координацию действий ЭОС, ДДС, сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС, происшествий или смягчению их последствий;
9) принятие участия в корректировке планов взаимодействия с соответствующими ДДС ЭОС, силами и средствами Братского городского звена ТП РСЧС, действующими на территории муниципального образования города Братска в целях предотвращения ЧС;
10) осуществление корректировки электронного паспорта территории города Братска и предоставление их в ЦУКС;
11) направление в ЦУКС, в установленном порядке, сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
5. В режим ЧС ЕДДС и привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся при возникновении ЧС. В режиме ЧС ЕДДС в полном объеме осуществляет решение следующих задач:
1) организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС ЭОС, ДДС организаций (объектов), сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС;
2) осуществляет сбор, обработку, уточнение и предоставление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС при проведении мероприятий по защите населения и территории города Братска от ЧС;
3) осуществляет непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории;
4) обеспечивает по решению мэра города Братска, первого заместителя председателя (заместителя председателя) КЧС и ОПБ города Братска оповещение и информирование населения города Братска о возникновении ЧС;
5) осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, председателем КЧС и ОПБ города Братска, ОДС ЦУКС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, ЭОС и ДДС организаций о ходе реагирования на ЧС, ведения аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
6) осуществляет привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
7) готовит и представляет в вышестоящие органы управления и ЦУКС доклады и донесения о ЧС;
8) ведет учет сил и средств Братского городского звена ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС.
6. В режимах повышенной готовности и ЧС информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
7. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС осуществляют:
1) получение сигналов оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
2) организацию оповещения руководящего состава ГО города Братска, сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
3) обеспечение оповещения населения, находящегося на территории муниципального образования города Братска;
4) прием от организаций, расположенных на территории муниципального образования города Братска, информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до органа управления ГО города Братска;
5) ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
8. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения города Братска Иркутской области, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
9. При приведении в готовность ГО предусматривается размещение ОДС ЕДДС на соответствующих пунктах управления.
Глава 7. Состав и структура ЕДДС
1. ЕДДС включает в себя: руководящий состав, оперативно-дежурный персонал, операторский персонал системы-112, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, комплекс средств автоматизации.
В руководящий состав ЕДДС входят: начальник ЕДДС и два заместителя начальника ЕДДС. В составе оперативно-дежурного персонала ЕДДС предусматриваются: старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного. В состав операторского персонала системы-112 входят специалисты по приему и обработке экстренных вызовов (операторы системы-112).
2. Пункт управления ЕДДС представляет собой рабочие помещения для руководящего и дежурного персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
3. В состав технических средств ЕДДС входят:
1) средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
2) средства оповещения руководящего состава и населения;
3) средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров;
4) оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);
5) система видеоконференцсвязи;
6) система видеонаблюдения;
7) система мониторинга;
8) прямые каналы связи с ЦУКС, едиными дежурно-диспетчерскими службами соседних муниципальных образований.
Глава 8. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
1. Комплектование ЕДДС персоналом осуществляется в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.01.2021 N 25-ст.
2. Основными формами обучения на местах персонала ЕДДС являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением ОДС ЕДДС на дежурство.
3. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории города Братска, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС.
4. Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам повышения квалификации в области защиты от ЧС в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы.
5. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности оперативно-дежурного и операторского персонала ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками, руководство ЕДДС организовывает подготовку персонала ЕДДС по специально разработанной МЧС России программе, с последующим принятием зачетов не реже 2 раз в год.
6. Оперативно-дежурный персонал ЕДДС может быть направлен на прохождение стажировки в ЦУКС.
Глава 9. Требования к руководству и оперативно-дежурному персоналу ЕДДС
1. Руководящий состав, оперативно-дежурный персонал ЕДДС и операторский персонал системы-112 обязаны знать:
1) административную структуру ОМСУ, структуру системы-112 на вышестоящем уровне ТП РСЧС Иркутской области, руководящий состав органов управления и сил Братского городского звена ТП РСЧС, адреса аварийно-спасательных формирований и ДДС;
2) требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
3) риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Братска;
4) административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности города Братска и Иркутской области, а также другую информацию о регионе;
5) состав сил и средств постоянной готовности Братского городского звена ТП РСЧС, их задачи, порядок привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
6) зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории города Братска;
7) потенциально опасные объекты, объекты социального назначения, расположенные в границах города Братска, их адреса, полное наименование;
8) порядок проведения эвакуационных мероприятий, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
9) порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территории;
10) назначение и тактико-технические характеристики комплекса средств автоматизации ЕДДС, порядок выполнения возложенных на него задач, порядок эксплуатации средств связи и оповещения и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
11) правила эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также способы и порядок оповещения населения города Братска;
12) общую характеристику соседних муниципальных образований;
13) алгоритмы действий оперативной дежурной смены ЕДДС в различных режимах функционирования;
14) документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
15) правила и порядок ведения документации.
2. Начальник ЕДДС, заместители начальника ЕДДС обязаны:
1) организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;
2) разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС и службами жизнеобеспечения, действующими на территории города Братска;
3) организовывать оперативно-техническую работу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
4) организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
5) разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
6) уметь использовать в работе информационные системы.
3. Требования к начальнику ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в области обеспечения защиты населения и территорий, дополнительное профессиональное образование по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС.
4. Оперативно-дежурный персонал ЕДДС и операторский персонал системы-112 обязан обладать следующими навыками:
1) осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ при ликвидации ЧС (происшествий);
2) проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
3) применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
4) обеспечивать координацию деятельности органов управления сил ГО и Братского городского звена ТП РСЧС;
5) уметь использовать все функции телекоммуникационного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, установленного на автоматизированных рабочих местах (далее - АРМ), в том числе комплекта видео-конферец-связи;
6) уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой-112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (ИС "Атлас опасностей и рисков"), Системой МКА ЖКХ, ИСДМ-Рослесхоз и другими);
7) организовывать взаимодействие с органами управления Братского городского звена ТП РСЧС, вышестоящими и взаимодействующими органами управления ТП РСЧС Иркутской области в целях оперативного реагирования на ЧС, происшествия;
8) обеспечивать своевременное информирование и оповещение населения, руководящего состава муниципального образования города Братска, органов управления Братского городского звена ТП РСЧС посредством комплекса средств оповещения;
9) быстро принимать решения и своевременно осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов;
10) использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.
5. Требования к оперативно-дежурному персоналу ЕДДС и операторскому персоналу системы-112:
1) наличие высшего или среднего специального образования;
2) соответствие квалификационным требованиям профессионального стандарта;
3) умение пользоваться техническими средствами, установленными в оперативном зале ЕДДС;
4) знание нормативных документов в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) дополнительное профессиональное образование по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации по установленной программе по направлению деятельности.
6. Оперативные дежурные смены ЕДДС и ДДС несут ответственность за несвоевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с законодательством.
Глава 10. Требования к помещениям и оборудованию ЕДДС
1. ЕДДС представляет собой пункт управления, который включает рабочие помещения для специалистов ЕДДС (зал ОДС, кабинет начальника и заместителей начальника ЕДДС, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами, оборудованием и документацией в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.01.2021 N 25-ст.
ЕДДС размещается в отдельных помещениях МКУ "Центр ГОЧС" города Братска.
2. Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы России и соответствует первой категории электроснабжения.
3. Система резервного электроснабжения обеспечивает работоспособность систем телефонной связи, серверного оборудования, видеоконференцсвязи, отображения информации, оповещения, мониторинга транспортных средств, внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
4. Зал ОДС ЕДДС обеспечивает возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ОДС, а также председателя КЧС и ОПБ города Братска, заместителя председателя КЧС и ОПБ города Братска.
5. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается директором МКУ "Центр ГОЧС" города Братска.
6. Для несения круглосуточного дежурства ОДС ЕДДС предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи.
7. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура, включающая:
1) КСА ЕДДС;
2) КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город";
3) центр обработки вызовов ЕДДС системы-112;
4) систему связи и систему информирования и оповещения.
8. Система оповещения включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети вещания и каналы связи, обеспечивающие ее функционирование.
Система оповещения населения обеспечивает своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и Братского городского звена ТП РСЧС, ДДС, населения города Братска, об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Глава 11. Финансирование ЕДДС
1. Финансирование деятельности ЕДДС осуществляется за счет средств бюджета города Братска в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области и муниципальными правовыми актами города Братска.
Глава 12. Требования к защите информации
1. В ЕДДС должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 19 февраля 2024 г. N 534 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.