Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 27.02.2024 N 124-п
Государственная программа
Красноярского края "Развитие туризма" (далее - Программа)
1. Стратегические приоритеты и цели социально-экономического развития Красноярского края в сфере туризма
1.1. Оценка текущего состояния сферы туризма Красноярского края
Несмотря на внешние ограничивающие факторы (санкции и ограничения со стороны некоторых государств) внутренний туризм в России активно развивается. На федеральном уровне возрастает внимание к развитию туризма как перспективной отрасли экономики, которая способствует развитию историко-культурного, природного, курортного потенциала России. Туризм относится к несырьевому сектору - сфере услуг, повышение конкурентоспособности которой - одна из стратегических задач общероссийского уровня.
Туристская индустрия обладает значительным мультипликативным эффектом, стимулируя рост более 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, укрепляются связи между субъектами Российской Федерации, расширяются международные контакты. Туризм является также основой для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, мощным инструментом просвещения и формирования культурно-нравственной платформы развития общества.
С этой позиции развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.
Несмотря на региональную промышленную специализацию, нельзя не отметить, что туризм сегодня для Красноярского края одна из перспективных отраслей, которая его выделяет и играет важную роль в региональном социально-экономическом развитии.
Красноярский край - второй по величине регион России с богатыми рекреационными ресурсами. Площадь региона составляет 2,3 млн квадратных километров, или 13,7% всей территории России. Границы края простираются от Северного Ледовитого океана до южных склонов Алтайско-Саянской горной системы, что обеспечивает высокое климатическое и природное разнообразие. Резко континентальный климат препятствует развитию круглогодичного туризма, наблюдается сезонность туристических предложений. Наиболее благоприятное время для путешествий по Красноярскому краю - с июня по сентябрь, с ноября по март.
Красноярский край обладает природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами. Разнообразие ландшафтов, наличие уникальных экосистем, большое количество озер, рек, горных массивов, пещер, уникальных памятников истории и культуры (этнокультурное разнообразие, музеи, объекты культурного наследия, фестивали, события и т.д.) позволяют развивать все виды активного, природно ориентированного и культурно-познавательного отдыха, формировать собственный туристический продукт и представлять его как для потребителей внутреннего рынка, так и для зарубежных туристов. Важным инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность региона, становятся креативные индустрии, расширяющие спектр товаров и услуг, производимых в Красноярском крае, и транслирующие локальную идентичность миру.
Туристская отрасль региона стабильно характеризуется положительной динамикой (число размещенных лиц в коллективных средствах размещения за 2019 год - 861,5 тыс. человек, 2020 год - 537,9 тыс. человек, 2021 год - 897,9 тыс. человек, 2022 год - 1 079 тыс. человек). Согласно оценке Росстата туристский поток края (по числу туристических поездок) в 2022 году опережает среднероссийские показатели в 2 раза. Прирост турпотока 2022 года к 2021 году в РФ - 9,8%, СФО - 14,1%, в Красноярском крае - 20,2%. Вместе с тем Красноярский край является регионом внутреннего туризма, практически 90% потока которого формируется жителями края и других регионов России. Наибольшее число туристов фиксируется в период с июня по сентябрь.
В Красноярском крае по состоянию на 1 января 2023 г. зарегистрировано 2 812 организаций сферы туризма, или 4,7% от общего числа организаций, учтенных на территории края. Среди них наибольшая доля приходится на организации, осуществлявшие деятельность ресторанов и предоставлявшие услуги по доставке продуктов питания (25,5%), деятельность туристических агентств и туроператоров (17,2%), деятельность в области спорта прочую (13,8%), деятельность в области отдыха и развлечений (8,8%).
Среднесписочная численность работников организаций согласно собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 марта 2016 г. N 687) составляет 23,1 тыс. человек.
Подготовку кадров для туристской отрасли в Красноярском крае осуществляют 11 образовательных организаций по направлениям подготовки и образовательным и программам: "Туризм", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Гостиничный сервис" и др. Количество выпускников образовательных организаций края по вышеуказанным специальностям ежегодно составляет более 300 человек.
Одно из центральных мест в развитии туристской инфраструктуры занимает сеть коллективных средств размещения. В 2022 году в Красноярском крае действовало 468 средств размещения на 37 272 места (в 2021 году - 468), из них 28,4% осуществляли свою деятельность в Красноярске. Длительность размещения в гостиницах и аналогичных средствах размещения и на туристических базах в основном составляет 1-4 ночевки.
Для обеспечения возможности реализации программ отдыха для российских и иностранных гостей в Красноярском крае реализуется ряд инвестиционных проектов, что позволит не только обеспечить заметный рост туристического потока, но и создать дополнительные рабочие места, стимулировать финансовый оборот и повысить доходы бюджета.
В городах Красноярск и Дивногорск в ближайшей перспективе могут быть реализованы несколько крупных проектов бизнеса, направленных на создание гостиничной инфраструктуры категории не менее 3*. Одним из наиболее перспективных проектов является загородный отель на территории городского округа г. Дивногорск в районе залива Шумиха на берегу Красноярского водохранилища, предполагающий строительство комплекса вместимостью 120 номеров и сопутствующей развлекательной инфраструктуры на территории площадью 67 тыс. кв. м.
Инвестиционно-строительный проект на территории всесезонного парка спорта и отдыха "Бобровый лог" предполагает создание отеля 4* на 200 номеров, включая спортотель и круглогодичный аквацентр.
В хозяйственной зоне природного парка "Ергаки" планируется к реализации комплексный проект по развитию средств размещения, в рамках которого предполагаются реконструкция туристической базы, строительство двух гостиниц категории 4*, обустройство кемпингов. В целом новые средства размещения могут обеспечить более 200 новых номеров для круглогодичного приема туристов.
С целью развития туризма в Арктической зоне региона в Таймырском Долгано-Ненецкого муниципального районе в рамках соглашения между Правительством Красноярского края, ПАО "ГМК "Норильский никель" и ООО "Васта Дискавери" планируется создание многофункционального туристического комплекса "Затундра", предусматривающего обеспечивающую инфраструктуру, сеть пешеходных и водных маршрутов, строительство средств размещения. После выхода объекта на проектную мощность будет создано порядка 800 рабочих мест, более 600 единиц номерного фонда.
Крупные инвестиционные проекты, которые формируют благоприятную атмосферу для жизни, отдыха и образования жителей, усиливают имидж города и способствуют его экономическому развитию, включены в комплексную региональную программу подготовки к празднованию 400-летия г. Красноярска.
Среди таких проектов строительство уникальных для Енисейской Сибири объектов, имеющих научное, образовательное, культурно-просветительское и развлекательное назначение: дендрария, планетария, термального комплекса, аквапарка и гостиницы 5*.
Транспортная доступность края является основополагающей в формировании туристических предложений по краю. Относительно других российских регионов транспортную доступность края можно оценить как требующую развития.
В крае функционируют пассажирские аэропорты и аэродромы гражданской авиации. В 27 км от г. Красноярска находится международный аэропорт "Красноярск", который занимает 16-е место в России по объему перевозимых пассажиров, в 2022 году аэропорт обслужил более 3 млн пассажиров.
Интенсивное авиасообщение осуществляется с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Хабаровском, Владивостоком, курортами Краснодарского края, с Республикой Крым. Внутри Сибирского федерального округа - с Абаканом, Горно-Алтайском, Иркутском, Кызылом, Новосибирском, Улан-Удэ. Также осуществляются регулярные внутренние рейсы в территории края: Норильск, Игарка, Туруханск, Хатанга, Байкит, Тура, Ванавара, Богучаны и др.
Географическое положение Красноярска и его нахождение на пересечении важнейших транспортных магистралей позволяют обеспечивать транзит пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку.
По территории края проходят две федеральные автотрассы: Р-255 "Сибирь", Р-257 "Енисей", сеть региональных и местных дорог протяженностью более 31 тыс. км без учета зимних автомобильных дорог. По мере удаления от краевого центра частота дорожной сети с твердым покрытием значительно снижается, как и доступность многих привлекательных для туристов районов.
По территории края проходит главная железнодорожная артерия России - Транссибирская магистраль. От Транссибирской магистрали на юг отходят две ветки, соединяющие ее с железнодорожной системой Хакасии. Таким образом, железнодорожным сообщением охвачены юго-западные районы края, а ветка Ачинск - Лесосибирск обеспечивает сообщение с населенными пунктами севернее магистрали, железнодорожная ветка Красноярск - Карабула охватывает восточные районы края.
Неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края является водный транспорт. Енисей - самая многоводная река России - является важнейшей транспортной артерией, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской магистралью. На территории края расположено четыре речных порта - в Красноярске, Лесосибирске, Дудинке и Игарке. В то же время речной транспорт в крае характеризуется недостаточным развитием инфраструктуры, а также ее значительным износом.
Транспортное сообщение с объектами туристского показа в центральных и южных районах осуществляется в основном посредством автомобильного транспорта, при этом уровень придорожного сервиса требует развития.
Степень развития инфраструктуры и туристской индустрии существенно различается в районах и городах края. В таких территориях с устойчивым туристским потоком, как г. Дивногорск, Минусинский, Ермаковский, Шарыповский, Шушенский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный районы, ощущается существенный дефицит объектов туристской (средства размещения, предприятия общественного питания, досугово-развлекательные комплексы и другое) и обеспечивающей инфраструктуры. Низкие темпы развития туристической сферы не позволяют использовать природный и культурно-исторический потенциал Красноярского края в полной мере.
В регионе наблюдаются следующие сдерживающие факторы:
степень развития туристской инфраструктуры в городах и районах имеет существенные различия;
дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса (недостаточность средств размещения туристского класса вместимостью более 100 мест и объектов досуга и услуг, семейной туристской инфраструктуры, СПА-центров, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, несоответствие придорожной инфраструктуры современным потребностям туристов); высокая потребность в комфортных условиях для отдыха в экоотелях, отдыха на природе (у водоемов, на природе);
недостаточные темпы модернизации и создания инженерной инфраструктуры, в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений, причалов, пристаней, дноуглубление и берегоукрепление, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в сферу туризма;
высокая стоимость транспортировки туристов;
природоохранные ограничения на ведение хозяйственной деятельности и возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду.
Для захода крупных инвесторов для реализации крупных туристических проектов необходимо решение земельных вопросов, учитывая, что значительная часть земель региона относится к лесному фонду. Это усложняет процесс оформления в пользование (аренду) участков. Для качественного развития инвестирования в туризм требуются привлекательные условия для вложений, обеспечиваемые на государственном уровне.
Вместе с тем уже сейчас для формирования устойчивого турпотока на государственном уровне в регионе ведется работа по развитию туристической инфраструктуры.
В рамках реализации мероприятий Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" осуществляются поддержка крупных туристических инвестиционных проектов (льготное кредитование, создана единая инвестиционная платформа "Туризм.рф"), общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, налоговые преференции (нулевой НДС для гостиниц и туроператоров), упрощение процедур и расширение поддержки для малого и среднего предпринимательства.
В Красноярском крае формируются точки притяжения туристов, создаются новые знаковые места, такие как смотровая площадка на Николаевской сопке - самой высокой точке города Красноярска, самая длинная в России лестница на Торгашинский хребет, подъем на Манскую петлю в Березовском районе со смотровой площадкой, экопарки "Грямячая грива" и "Юдинская долина", создание Восточного вода в национальном парке "Красноярские столбы" и т.д. За счет краевых средств создаются туристско-рекреационные зоны и места туристского интереса в Дивногорске (Торговый порт, Овсянка), Красноярске (обустройство береговой инфраструктуры), Минусинске (обустройство въездной группы в город, сервисных точек, визит-центра), Шушенском (обустройство знаковых туристических объектов "Думная гора", смотровая площадка "Казанцевская писаница"), Новоселовском (благоустройство смотровой площадки и прилегающей территории, обустройство сервисных точек, визит-центра), Туруханском и Казачинском (благоустройство причальной инфраструктуры), Енисейском (благоустройство берега Монастырского озера для паломнического туризма), Манском (обустройство фестивальной поляны для проведения массовых мероприятий) районах, реализуются комплексные программы благоустройства поселков (д. Парная Шарыповского муниципального округа, д. Барабаново Емельяновского района, п. Овсянка), открываются новые места размещения (пятизвездочная гостиница "Solomin", отель бизнес-класса "Legenda Аэро Отель", трехзвездочный бутик-отель в Норильске и др.).
Развивается речной туризм: в 2020 году на Енисее возобновились круизные маршруты из Красноярска до Дудинки (за 4 года - 3 тыс. пассажиров), строятся новые причалы, модельные лодочные станции (о. Отдыха в г. Красноярске), запущен инновационный прогулочный электрокатамаран, формируется причальная и зарядная инфраструктура. По заказу Правительства Красноярского края на Средне-Невском судостроительном заводе также начато строительство еще двух судов ("Виктор Астафьев" и "Андрей Дубенский") вместимостью 250 пассажиров, ввод которых в эксплуатацию может в том числе способствовать удовлетворению нарастающего интереса к круизам по р. Енисей.
Наличие на территориях муниципальных образований края более 55 организаций, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, предлагающих туристам отдых в сельской местности, а также природно-климатические условия территорий региона способствуют возможности развития сельского туризма. Для стимулирования развития сельского туризма на федеральном уровне предоставляются гранты "Агротуризм", в соответствии с государственной программой Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" предоставляются гранты в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией проектов по развитию несельскохозяйственных видов деятельности на сельских территориях края, в том числе на реализацию проектов по туризму.
В регионе экологический туризм позиционируется как один из наиболее перспективных видов туристских направлений, который может стать не только источником дохода для местного населения и туроператоров, но и эффективным инструментом для охраны природных и культурных ценностей края. При этом в Красноярском крае сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий краевого значения для развития экологического туризма вследствие неразвитой туристской инфраструктуры.
В целях содействия развитию экологического туризма в рамках государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 18.09.2020 N 626-п, из краевого бюджета предоставляются гранты в форме субсидий национальным паркам, расположенным на территории Красноярского края, на ведение эколого-просветительской деятельности и развитие экологического туризма. Кроме того, обеспечиваются бюджетные вложения в формирование туристской инфраструктуры на территории природного парка "Ергаки".
Осуществляются системная поддержка и загрузка объектов туристской индустрии в низкий сезон (проект по организации путешествий школьников по социальному сертификату, субсидии и гранты на реализацию туристских услуг для социальных категорий граждан, в том числе инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, детей). В социальных турах и экскурсионных программах, субсидируемых за счет средств бюджета края, за период 2019 - 2023 годов приняли участие более 38 тысяч человек.
Осуществляется грантовая поддержка туристических проектов некоммерческих организаций в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие развитию гражданского общества", предпринимательской деятельности (гранты на начало ведения предпринимательской деятельности, на реализацию проектов в приоритетных отраслях, меры поддержки центров "Мой бизнес") в соответствии с государственной программой Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 505-п.
Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы. Серьезной проблемой продолжает оставаться дефицит квалифицированных кадров, особенно в отдаленных и сельских территориях края. Потребность в высококвалифицированных работниках обусловлена стремительным развитием сферы туризма, ростом количества субъектов туристической деятельности и высокой конкуренцией на туристическом рынке, а также возрастающими требованиями туристов к уровню сервиса и туристских услуг. В связи с этим необходимо проведение обучающих мероприятий на постоянной основе.
Для повышения качества оказываемых туристских услуг осуществляются ежегодное обучение представителей туристской индустрии, аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков и информационное содействие в продвижении туристских продуктов и услуг (участие в выставках, проведение информационных туров, форумов и других профессиональных мероприятий).
Развитию туризма способствуют информационное сопровождение туризма, продвижение туристских возможностей и продуктов. Продвижению туристских продуктов способствуют участие представителей туристской индустрии края в международных туристических выставках в России и за рубежом, организация ознакомительных туров по краю для специалистов туристской индустрии и журналистов, лидеров общественного мнения, презентации туристского потенциала в рамках бизнес-миссий, размещение информации на региональном туристско-информационном портале www.visitsiberia.info в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях развития туристской индустрии, повышения привлекательности и доступности туризма, содействия в продвижении туристских продуктов на внутреннем и мировом рынках на территории края с 2017 года осуществляет деятельность краевое государственное казенное учреждение "Туристский информационный центр Красноярского края". Также туристские информационные центры открываются и в муниципальных образованиях края. На сегодняшний день туристские центры открыты в городах Красноярск, Енисейск, Норильск, Шушенском и Енисейском районах. В отдельных муниципальных образованиях полномочия туристских информационных центров выполняют краевые либо муниципальные учреждения культуры, спорта, молодежной политики.
Успешность и эффективность реализации Программы зависит от внешних и внутренних факторов. В числе рисков, которые могут создать препятствия для достижения заявленной в Программе цели, следует отметить следующие.
Макроэкономические риски - возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция и кризис банковской системы. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей в реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов туризма и т.п.
Финансовые риски - увеличение бюджетного дефицита может повлечь сокращение или прекращение программных мероприятий и недостижение целевых значений по ряду показателей (индикаторов) реализации Программы.
Административные и кадровые риски - неэффективное управление Программой, дефицит высококвалифицированных кадров в сфере туризма могут привести к нарушению планируемых сроков реализации Программы, невыполнению ее цели и задач, недостижению плановых значений показателей, снижению эффективности работы учреждений и организаций, качества предоставляемых услуг.
Правовые риски - изменение федерального законодательства, отсутствие необходимых нормативных правовых актов на региональном уровне могут привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Ограничению вышеуказанных рисков будут способствовать определение приоритетов для первоочередного финансирования, ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, формирование эффективной системы управления и контроля за реализацией Программы, обеспечение притока высококвалифицированных кадров, переподготовки и повышения квалификации работников.
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере туризма Красноярского края
Приоритеты и цели развития туризма в Красноярском крае определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, в том числе:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма";
Законом Красноярского края от 09.02.2023 N 5-1544 "О создании благоприятных условий для развития туризма в Красноярского крае";
постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года".
Приоритетами государственной политики в сфере туризма Красноярского края являются:
создание конкурентоспособных туристских продуктов, маршрутов и развитие новых направлений туризма (например, промышленного, детского);
создание объектов туристско-рекреационного назначения, развитие туристической инфраструктуры;
увеличение уровня загрузки объектов туризма и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристической инфраструктуры;
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристической инфраструктуры;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения отрасли туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
развитие цифровой инфраструктуры и бесконтактных сервисов, развитие цифровых платформ;
продвижение туристских продуктов и брендов;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта края на внутреннем и внешнем рынках;
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;
усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения края.
В соответствии с указанными приоритетами целью Программы является развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах и современной туристской инфраструктуре.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"
Цели государственной политики в сфере туризма и приоритеты реализации региональной программы Красноярского края "Развитие туризма" соответствуют целям и приоритетам, обозначенным в государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма", которые определены согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Для достижения национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов" планируется реализация мероприятий по подготовке кадров в туризме, проведению профессиональных и рейтинговых конкурсов среди субъектов туристской индустрии.
Для достижения национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда" планируется реализация мероприятий по развитию туристской инфраструктуры и формированию системы мастер-планирования туристских территорий.
Для достижения национальной цели развития Российской Федерации "Достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство" планируется реализация мероприятий по формированию благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в туризме.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере туризма
Для достижения цели Программы должны быть решены следующие задачи:
1) создана и внедрена система поддержки, направленная на развитие внутреннего туризма, обеспечивающая прирост количества туристических поездок, в том числе для детей;
2) гражданам с целью отдыха и поддержания здоровья обеспечена доступность поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды;
3) обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой;
4) повышение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для жителей края;
5) создание благоприятных условий для развития сферы креативных индустрий в Красноярском крае как элемента, влияющего на развитие туристской индустрии;
6) повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Красноярского края;
7) продвижение туристского продукта Красноярского края на мировом и внутреннем туристских рынках, информационное обеспечение туризма Красноярского края.
Решение указанных задач возможно при реализации перечня мероприятий Программы (приложение N 2 к Программе).
2. Паспорт Программы
2.1. Основные положения
Государственная программа Красноярского края "Развитие туризма" | |
Куратор Программы |
Пономаренко Сергей Александрович, первый заместитель Губернатора Красноярского края - руководитель Администрации Губернатора Красноярского края |
Ответственный исполнитель Программы |
агентство по туризму Красноярского края |
Соисполнители Программы |
нет |
Период реализации |
сроки: 2025 - 2030 годы |
Цели Программы |
развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах и современной туристской инфраструктуре |
Объемы финансового обеспечения |
объем финансирования Программы - 23 029 560,8 тыс. руб., в том числе по годам реализации Программы: 2025 год - 2 466 832,5 тыс. руб.; 2026 год - 2 171 022,3 тыс. руб.; 2027 год - 4 597 926,5 тыс. руб.; 2028 год - 4 597 926,5 тыс. руб.; 2029 год - 4 597 926,5 тыс. руб.; 2030 год - 4 597 926,5 тыс. руб.; из них: средства краевого бюджета - 10 044 354,4 тыс. руб., в том числе по годам реализации Программы: 2025 год - 2 113 197,5 тыс. руб.; 2026 год - 1 817 387,3 тыс. руб.; 2027 год - 1 528 442,4 тыс. руб.; 2028 год - 1 528 442,4 тыс. руб.; 2029 год - 1 528 442,4 тыс. руб.; 2030 год - 1 528 442,4 тыс. руб.; средства краевого бюджета, поступившие из федерального бюджета, - 0,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации Программы: 2025 год - 0,0 тыс. руб.; 2026 год - 0,0 тыс. руб.; 2027 год - 0,0 тыс. руб.; 2028 год - 0,0 тыс. руб.; 2029 год - 0,0 тыс. руб.; 2030 год - 0,0 тыс. руб.; средства бюджетов муниципальных образований (софинансирование субсидий из краевого и федерального бюджетов) - 166 729,2 тыс. руб., в том числе по годам реализации Программы: 2025 год - 27 788,2 тыс. руб.; 2026 год - 27 788,2 тыс. руб.; 2027 год - 27 788,2 тыс. руб.; 2028 год - 27 788,2 тыс. руб.; 2029 год - 27 788,2 тыс. руб.; 2030 год - 27 788,2 тыс. руб.; внебюджетные источники в целях софинансирования расходных обязательств получателями субсидий из бюджета - 1 955 080,8 тыс. рублей, в том числе: 2025 год - 325 846,8 тыс. руб.; 2026 год - 325 846,8 тыс. руб.; 2027 год - 325 846,8 тыс. руб.; 2028 год - 325 846,8 тыс. руб.; 2029 год - 325 846,8 тыс. руб.; 2030 год - 325 846,8 тыс. руб.; внебюджетные источники на реализацию инвестиционных проектов - 10 863 396,4 тыс. рублей, в том числе: 2025 год - 0,0 тыс. руб.; 2026 год - 0,0 тыс. руб.; 2027 год - 2 715 849,1 тыс. руб.; 2028 год - 2 715 849,1 тыс. руб.; 2029 год - 2 715 849,1 тыс. руб.; 2030 год - 2 715 849,1 тыс. руб. |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации (при наличии) и (или) целями, задачами социально-экономического развития Красноярского края, установленными документами стратегического планирования Красноярского края |
национальные цели: возможности для самореализации и развития талантов (создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций); комфортная и безопасная среда для жизни (улучшение качества городской среды в полтора раза); достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности). Стратегия развития туризма в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2017 N 2129. Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 |
2.2. Перечень показателей Программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации Программы
N п/п |
Показатели государственной программы Красноярского края |
Уровень показателя* |
Признак возрастания/ убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовые значения показателя за два года, предшествующих году начала реализации программы |
Значения показателя по годам реализации Программы |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с целевым показателем национальной цели/государственной программы РФ |
Показатель реализуется муниципальным образованием (да/нет) |
Источник информации (информационная система) |
||||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. Цель государственной программы "Развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах и современной туристской инфраструктуре" | |||||||||||||||||
1 |
Количество номеров в классифицированных средствах размещения |
ГП |
возрастание |
единица |
9746 |
9806 |
9866 |
9926 |
10586 |
11306 |
12026 |
12746 |
национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" |
агентство по туризму Красноярского края |
возможности для самореализации и развития талантов (создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций); комфортная и безопасная среда для жизни (улучшение качества городской среды в полтора раза) |
нет |
ведомственная отчетность |
2 |
Число туристских поездок |
ГП |
возрастание |
миллион человек |
1,2 |
1,38 |
1,47 |
1,56 |
1,65 |
1,74 |
1,83 |
1,92 |
национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" |
агентство по туризму Красноярского края |
нет |
статистическая отчетность |
|
3 |
Объем платных услуг в сфере туризма |
ГП |
возрастание |
млн рублей |
10246 |
12961 |
13806 |
14652 |
15497 |
16342 |
17188 |
18033 |
национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" |
агентство по туризму Красноярского края |
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности) |
нет |
статистическая отчетность |
* ГП - государственная программа.
2.3. Структура Программы
N п/п |
Наименование региональных проектов, ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий (далее - структурный элемент) |
Период реализации структурного элемента/связь с показателями государственной программы Красноярского края |
1 |
2 |
3 |
1 |
Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" |
период реализации: 2025 - 2030 годы |
|
Агентство по туризму Красноярского края |
|
1.1 |
Задача 1. Создана и внедрена система поддержки, направленная на развитие внутреннего туризма, обеспечивающая прирост количества туристических поездок, в том числе для детей |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
2 |
Региональный проект "Повышение доступности туристических продуктов" |
период реализации: 2025 - 2030 годы |
|
Агентство по туризму Красноярского края |
|
2.1 |
Задача 1. Гражданам с целью отдыха и поддержания здоровья обеспечена доступность поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
3 |
Ведомственный проект "Развитие туристской индустрии" |
период реализации: 2025 - 2030 годы |
|
Агентство по туризму Красноярского края |
|
3.1 |
Задача 1. Обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
3.2 |
Задача 2. Повышение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для жителей края |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
3.3 |
Задача 3. Создание благоприятных условий для развития сферы креативных индустрий в Красноярском крае как элемента, влияющего на развитие туристской индустрии |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
4 |
Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма" |
период реализации: 2025 - 2030 годы |
|
Агентство по туризму Красноярского края |
|
4.1 |
Задача 1. Повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Красноярского края |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
4.2 |
Задача 2. Продвижение туристского продукта Красноярского края на мировом и внутреннем туристских рынках, информационное обеспечение туризма Красноярского края |
количество номеров в классифицированных средствах размещения; число туристских поездок; объем платных услуг в сфере туризма |
2.4. Информация об источниках финансирования программы и ее структурных элементов
Наименование государственной программы, структурного элемента/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
Всего, тыс. рублей |
|||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственная программа "Развитие туризма" (всего), в том числе: |
2 466 832,5 |
2 171 022,3 |
4 597 926,5 |
4 597 926,5 |
4 597 926,5 |
4 597 926,5 |
23 029 560,8 |
Региональный бюджет (всего), из них: |
2 113 197,5 |
1 817 387,3 |
1 528 442,4 |
1 528 442,4 |
1 528 442,4 |
1 528 442,4 |
10 044 354,4 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты местным бюджетам |
215 000,0 |
215 000,0 |
215 000,0 |
215 000,0 |
215 000,0 |
215 000,0 |
1 290 000,0 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований, из них: |
242 788,2 |
242 788,2 |
242 788,2 |
242 788,2 |
242 788,2 |
242 788,2 |
1 456 729,2 |
межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники* |
325 846,8 |
325 846,8 |
325 846,8 |
325 846,8 |
325 846,8 |
325 846,8 |
1 955 080,8 |
Внебюджетные источники** |
- |
- |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
10 863 396,4 |
Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" (всего), в том числе: |
450 609,6 |
450 609,6 |
3 166 458,7 |
3 166 458,7 |
3 166 458,7 |
3 166 458,67 |
13 567 054,0 |
Региональный бюджет, из них: |
150 000,0 |
150 000,0 |
150 000,0 |
150 000,0 |
150 000,0 |
150 000,0 |
900 000,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты местным бюджетам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники* |
300 609,6 |
300 609,6 |
300 609,6 |
300 609,6 |
300 609,6 |
300 609,6 |
1 803 657,6 |
Внебюджетные источники** |
- |
- |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
2 715 849,1 |
10 863 396,4 |
Региональный проект "Повышение доступности туристических продуктов" (всего), в том числе: |
205 474,4 |
205 474,4 |
205 474,4 |
205 474,4 |
205 474,4 |
205 474,4 |
1 232 846,4 |
Региональный бюджет, из них: |
155 000,0 |
155 000,0 |
155 000,0 |
155 000,0 |
155 000,0 |
155 000,0 |
930 000,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты местным бюджетам |
40 000,0 |
40 000,0 |
40 000,0 |
40 000,0 |
40 000,0 |
40 000,0 |
240 000,0 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований, из них: |
65 237,2 |
65 237,2 |
65 237,2 |
65 237,2 |
65 237,2 |
65 237,2 |
391 423,2 |
межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники* |
25 237,2 |
25 237,2 |
25 237,2 |
25 237,2 |
25 237,2 |
25 237,2 |
151 423,2 |
Внебюджетные источники** |
|
|
|
|
|
|
|
Ведомственный проект "Развитие туристской индустрии" (всего), в том числе: |
1 455 751,2 |
1 159 941,0 |
870 996,1 |
870 996,1 |
870 996,1 |
870 996,1 |
6 099 676,6 |
Региональный бюджет, из них: |
1 453 200,2 |
1 157 390,0 |
868 445,1 |
868 445,1 |
868 445,1 |
868 445,1 |
6 084 370,6 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты местным бюджетам |
175 000,0 |
175 000,0 |
175 000,0 |
175 000,0 |
175 000,0 |
175 000,0 |
1 050 000,0 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований, из них: |
177 551,0 |
177 551,0 |
177 551,0 |
177 551,0 |
177 551,0 |
177 551,0 |
1 065 306,0 |
межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
- |
Внебюджетные источники* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники** |
|
|
|
|
|
|
|
Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма" (всего), в том числе: |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
2 129 983,8 |
Региональный бюджет, из них: |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
354 997,3 |
2 129 983,8 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты местным бюджетам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники** |
|
|
|
|
|
|
|
* Внебюджетные источники в целях софинансирования расходных обязательств получателями субсидий из бюджета.
** Внебюджетные источники на реализацию инвестиционных проектов.
3. Информация о региональных и ведомственных проектах
В Программу включены 2 региональных проекта, 1 ведомственный проект и 1 комплекс процессных мероприятий.
3.1. Региональные проекты:
3.1.1. Региональный проект Красноярского края "Развитие туристической инфраструктуры".
Для достижения цели Программы необходимо решить следующую задачу: создание и внедрение системы поддержки, направленной на развитие внутреннего туризма, обеспечивающей прирост количества туристических поездок, в том числе для детей.
В результате будут:
введены в эксплуатацию номера в модульных некапитальных средствах размещения не менее 60 номеров ежегодно;
оказана государственная поддержка общественных инициатив и проектов юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) и индивидуальным предпринимателям, направленных на развитие туристской инфраструктуры в Красноярском крае в 2025 - 2030 годах - не менее 5 ежегодно.
3.1.2. Региональный проект Красноярского края "Повышение доступности туристических продуктов".
Для достижения цели Программы необходимо решить следующую ключевую задачу: обеспечение гражданам с целью отдыха и поддержания здоровья доступности поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды.
В результате будет:
разработан и реализован комплекс мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста, что позволит обеспечить благодаря социальным сертификатам временные выезды (путешествия) для школьников, обучающихся в 5-9 классах, - не менее 7,5 тыс. человек ежегодно;
обеспечена поддержка и продвижение событийных мероприятий в туристских зонах Красноярского края в 2025 - 2030 годах - по 10 мероприятий ежегодно.
3.2. Ведомственный проект "Развитие туристской индустрии".
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой;
повышение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для жителей края;
создание благоприятных условий для развития сферы креативных индустрий в Красноярском крае как элемента, влияющего на развитие туристской индустрии.
Ожидаемые эффекты от реализации вышеуказанных задач следующие:
организованы туристско-рекреационные зоны и объекты туристской инфраструктуры в г. Красноярске и на территории края в 2025 году - 13 ед., в 2026 году количество зон увеличится на 8 ед., в 2027 году - на 7 ед., в 2028 году - на 10 ед., в 2029 году - на 7 ед., в 2030 году - на 7 ед. (нарастающим итогом с учетом 2024 года: 22 ед. - в 2025 году, 30 ед. - в 2026 году, 37 ед. - в 2027 году, 47 ед. - в 2028 году, 54 ед. - в 2029 году, 61 ед. - в 2030 году). Под туристско-рекреационной зоной понимаются природные, исторические, социально-культурные территории, обладающие признаками аттрактивности, способностью к самостоятельному созданию туристского продукта, имеющие предпосылки для организации туристской (рекреационной) деятельности на данной территории, включающие объекты туристского показа, а также иные туристские ресурсы, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения;
количество проектов по развитию туристкой инфраструктуры, в том числе инвестиционных, обеспеченных государственной поддержкой, составит в 2025 году 2 проекта, в 2026 году - 3 проекта, в 2027 - 2030 годах - 2 проекта ежегодно (нарастающим итогом: 2 проекта - в 2025 году, 5 проектов - в 2026 году, 7 проектов - в 2027 году, 9 проектов - в 2028 году, 11 проектов - в 2029 году, 13 проектов - в 2030 году);
увеличение количества физических лиц, воспользовавшихся туристскими продуктами в области краеведения и социального туризма и экскурсионными услугами на территории края, составит 9,4 тыс. человек ежегодно (нарастающим итогом: 17,6 тыс. человек - в 2025 году, 27 тыс. человек - в 2026 году, 36,4 тыс. человек - в 2027 году, 45,8 тыс. человек - в 2028 году, 55,2 тыс. человек - в 2029 году, 64,6 тыс. человек - в 2030 году);
количество посетителей национальных парков, расположенных на территории Красноярского края, в целях экологического туризма составит 600 тыс. человек ежегодно (нарастающим итогом: 600 тыс. человек - в 2025 году, 1200 тыс. человек - в 2026 году, 1800 тыс. человек - в 2027 году, 2 400 тыс. человек - в 2028 году, 3000 тыс. человек - в 2029 году; 3600 тыс. человек - в 2030 году);
увеличение количества созданных и функционирующих креативных пространств на территории Красноярского края составит по 1 пространству ежегодно. Креативные пространства представляют собой часть творческой инфраструктуры, предназначенной для реализации креативной деятельности, место для саморазвития и самореализации субъектов креативного предпринимательства, которое дает возможность молодежи развиваться, а также предлагает рабочие места, способствует развитию экономики и повышению туристской привлекательности Красноярского края.
4. Паспорт комплекса процессных мероприятий
Паспорт комплекса процессных мероприятий "Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма" представлен в приложении N 1 к государственной программе.
5. Механизм реализации Программы
Исполнительным органом Красноярского края, осуществляющим реализацию полномочий Красноярского края по созданию благоприятных условий для развития туризма на территории Красноярского края, является агентство по туризму Красноярского края (далее - Агентство).
Агентство организует, обеспечивает и контролирует деятельность краевого государственного казенного учреждения "Туристский информационный центр Красноярского края" (далее - КГКУ "ТИЦ").
Критерии выбора исполнителей мероприятий программы определены федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.
Государственные услуги по созданию условий в Красноярском крае для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации и аттестации экскурсоводов-гидов и гидов-переводчиков предоставляются бесплатно.
Критерии выбора получателей государственных услуг определены федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.
5.1. Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" (далее - РП 1).
5.1.1. Главным распорядителем бюджетных средств по мероприятию РП 1 является Агентство.
5.1.2. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат по созданию модульных некапитальных средств размещения при реализации инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2023 N 874-п.
5.1.3. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 1.2 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на обеспечение поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры в 2023 году, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08.09.2023 N 704-п.
5.2. Региональный проект "Повышение доступности туристических продуктов" (далее - РП 2).
5.2.1. Главным распорядителем бюджетных средств по мероприятию РП 2 является Агентство.
5.2.2. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 2 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на конкурсной основе в соответствии с Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края в целях финансового обеспечения исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста, в соответствии с социальным сертификатом, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 24.06.2022 N 559-п, и Порядком формирования реестра исполнителей государственных услуг в социальной сфере, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста, в соответствии с социальным сертификатом, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 24.06.2022 N 560-п.
5.2.3. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.2 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку и продвижение событийных мероприятий с количеством посетителей не менее 10 тысяч человек в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.2.4. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.3 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на поддержку и продвижение событийных мероприятий с количеством посетителей не менее 10 тысяч человек в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.2.5. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.4 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку и продвижение событийных мероприятий с количеством посетителей не менее 1 тысячи человек в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.2.6. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.5 пункта 1 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на поддержку и продвижение событийных мероприятий с количеством посетителей не менее 1 тысячи человек в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.3. Ведомственный проект "Развитие туристской индустрии" (далее - ВП 1).
Главными распорядителями бюджетных средств являются:
по подпунктам 3.1, 3.2 - 3.9, 3.10, 3.11, 3.13, 3.14 пункта 3 перечня мероприятий Программы - Агентство;
по подпунктам 3.2, 3.12 пункта 3 перечня мероприятий программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство).
5.3.1. По подпунктам 3.1, 3.3 пункта 3 перечня мероприятий Программы получателем бюджетных средств и государственным заказчиком является КГКУ "ТИЦ".
По подпунктам 3.1, 3.3 пункта 3 перечня мероприятий Программы выделение средств краевого бюджета предусматривается на:
разработку проектной документации объектов туристской индустрии, в том числе проведение инженерных изысканий;
экспертизу (государственную либо негосударственную) проектной документации и результатов инженерных изысканий;
строительство (создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) объектов туристской индустрии, объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов;
капитальный ремонт (замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов) объектов туристской индустрии;
реконструкцию (изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов) объектов туристской индустрии, объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов;
модернизацию (улучшение потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а также приведение в соответствие с функциональными требованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов) объектов туристской индустрии, объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов;
текущий ремонт, объектов туристской индустрии, объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов, включая систему коммуникаций и объектов водоснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции, тепло-, электро- и газоснабжения, связи, охранно-пожарную систему безопасности, в том числе приобретение, доставку и монтаж необходимого технологического оборудования;
развитие системы туристской навигации, включая проектирование, изготовление, доставку и установку указателей туристской навигации;
приобретение основных средств и материальных запасов и другие расходы, связанные с эксплуатацией объектов туристской индустрии;
планировку территории для создания объектов туристской индустрии;
благоустройство территории, прилегающей к объектам туристской индустрии, включая озеленение, ограждение, приобретение, доставку и установку (монтаж) малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха, организацию детских игровых и спортивных площадок, устройство дорожек и тротуаров, обустройство территорий пандусами, ступенями, лестницами, организацию площадки для сбора мусора;
развитие береговой инфраструктуры, а именно: обустройство и проектирование пляжей и прилегающих территорий, а также причалов, дебаркадеров, переправ;
устройство временных сооружений, организацию санитарных узлов, в том числе адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения;
обустройство автомобильных стоянок в местах туристского интереса, в том числе для автобусов туристского класса;
организацию зданий (сооружений) для обслуживающего территорию персонала, в том числе медицинских работников, спасателей, охраны;
формирование доступной среды на объектах туристического показа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения и людей пожилого возраста;
приобретение автотранспорта для обеспечения туристского и экскурсионного потока и (или) обслуживания туристско-рекреационной зоны.
Реализация мероприятий Программы осуществляется КГКУ "ТИЦ" в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной Агентством, в форме расходования средств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд КГКУ "ТИЦ" путем заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44).
5.3.2. По подпункту 3.2 пункта 3 перечня мероприятий Программы главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство, государственным заказчиком - краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - КГКУ "УКС"). Предоставление средств краевого бюджета предусматривается на объект, указанный в пункте 1 перечня строек и объектов (приложение N 3 к Программе).
Средства расходуются в соответствии с бюджетной сметой КГКУ "УКС", утвержденной Министерством.
По подпункту 3.2 пункта 3 перечня мероприятий программы, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Агентство, государственным заказчиком - КГКУ "ТИЦ", предоставление средств краевого бюджета предусматривается на объекты, указанные в пунктах 2 - 4 перечня строек и объектов (приложение N 3 к Программе).
Средства расходуются в соответствии с бюджетной сметой КГКУ "ТИЦ", утвержденной Агентством.
Реализация мероприятия по подпункту 3.2 пункта 3 перечня мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края в соответствии с ФЗ N 44.
5.3.3. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.4 пункта 3 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на организацию туристско-рекреационных зон на территории Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 06.03.2020 N 150-п.
5.3.4. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.5 пункта 3 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на формирование и реализацию туристского продукта в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.04.2020 N 218-п.
5.3.5. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.6 пункта 3 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления грантов в форме субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий субъектам туристской деятельности Красноярского края на реализацию экскурсионных услуг на территории Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 24.08.2021 N 579-п.
5.3.6. Реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.7 пункта 3 перечня мероприятий Программы, осуществляется путем предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе в соответствии с Порядком предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию экскурсионных услуг инвалидам на территории Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2023 N 873-п
5.3.7. Мероприятия, предусмотренные подпунктами 3.8 и 3.9 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуются путем предоставления субсидий автономной некоммерческой организации "Сибирский институт развития креативных индустрий" в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Сибирский институт развития креативных индустрий" в виде имущественного взноса для осуществления уставной деятельности и Порядком определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Сибирский институт развития креативных индустрий" для осуществления уставной деятельности в целях организации и проведения мероприятий по развитию креативных индустрий, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2022 N 598-п.
Субсидия для осуществления уставной деятельности в целях организации и проведения мероприятий по развитию креативных индустрий предоставляется согласно плану реализации мероприятий, утвержденному заместителем руководителя Администрации Губернатора Красноярского края.
5.3.8. Мероприятие, предусмотренное подпунктом 3.10 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуется путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на технологическое подключение (присоединение) к системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, реконструкцию (модернизацию) существующих сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для инвестиционных проектов в сфере туризма на территории Красноярского края, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Агентство, в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.3.9. Мероприятие, предусмотренное подпунктом 3.11 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуется путем предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие приоритетных туристских дестинаций Красноярского края, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Агентство, в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.3.10. Мероприятие, предусмотренное подпунктом 3.12 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуется путем предоставления субсидии автономной некоммерческой организации развития городского пространства "Институт города" для осуществления уставной деятельности в целях мастер-планирования туристских территорий Красноярского края, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство, в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.3.11. Мероприятие, предусмотренное подпунктом 3.13 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуется путем предоставления грантов в форме субсидий национальным паркам, расположенным на территории Красноярского края, на создание туристской инфраструктуры в целях развития экологического туризма, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Агентство, в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.3.12. Мероприятие, предусмотренное подпунктом 3.14 пункта 3 перечня мероприятий Программы, реализуется путем предоставления субсидии юридическому лицу на развитие туристской индустрии Красноярского края, где главным распорядителем средств краевого бюджета является Агентство, в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края.
5.4. Комплекс процессных мероприятий.
5.4.1. Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма" (далее - КПМ 1).
5.4.1.1. Главным распорядителем бюджетных средств является Агентство.
5.4.1.2. Реализация мероприятий, предусмотренных подпунктами 4.1 - 4.4 пункта 4 перечня мероприятий Программы, осуществляется получателем бюджетных средств и государственным заказчиком КГКУ "ТИЦ".
По подпункту 4.1 пункта 4 перечня мероприятий Программы выделение средств краевого бюджета предусматривается на:
проведение обучающих семинаров, мастер-классов и иных обучающих мероприятий для представителей туристской индустрии Красноярского края, муниципальных служащих, работающих в сфере управления развитием туризма на территории Красноярского края;
подготовку контрольных текстов экскурсий по Красноярскому краю в целях повышения качества оказания туристских услуг на территории края;
организацию и проведение экспертных туров по территории Красноярского края, а также за его пределами, обучающих конференций, форумов и иных мероприятий в целях повышения качества оказания туристских услуг на территории края;
приобретение основных средств и материальных запасов и другие расходы, связанные с материально-техническим сопровождением проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков;
проведение научных и маркетинговых исследований рынка туристских услуг.
По подпункту 4.2 пункта 4 перечня мероприятий Программы выделение средств краевого бюджета предусматривается на:
информационное обеспечение туризма и продвижение туристских возможностей и продуктов края на мировом и внутреннем туристских рынках, в том числе организацию участия в международных выставках и иных презентационных мероприятиях, направленных на создание положительного имиджа Красноярского края как привлекательного для туристов региона, в том числе посредством территориального бренда "Енисейская Сибирь";
организацию информационных туров и пресс-туров по территории края;
информационную поддержку массовых туристских мероприятий на территориях муниципальных образований Красноярского края;
издание и распространение рекламно-информационных, справочных и иных материалов, содержащих информацию о туристских продуктах края, туристских ресурсах, находящихся на территории края, туристской индустрии края и иную информацию в сфере туризма, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законодательством;
изготовление сувенирной продукции;
разработку информационно-коммуникационного продукта в туризме, в том числе аудио-, радио- и медиагидов, IT-приложений, QR-кодов, веб-сайтов и другое;
организацию и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровнях;
создание туристско-информационного сайта края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечение его функционирования; размещение на туристско-информационном сайте края информации о туристских ресурсах и туристских маршрутах, расположенных на территории края, лучших практиках муниципальных образований края в сфере туризма, субъектах туристской индустрии, осуществляющих свою деятельность на территории края, и реализуемых ими туристских продуктах, экскурсионных программах и услугах в сфере туризма, а также информации о государственной программе края, направленной на создание благоприятных условий для развития туризма в крае, о проведении форумов, семинаров, конференций, выставок, презентаций, ярмарок и иных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития туризма в крае;
формирование и продвижение регионального календаря событий.
По подпунктам 4.3, 4.4 пункта 4 перечня мероприятий Программы выделение средств краевого бюджета предусматривается на обеспечение эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов, включая оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, работ, услуг по содержанию имущества, прочих работ и услуг, прочих расходов, увеличения стоимости основных средств и увеличения стоимости материальных запасов. Реализация мероприятий Программы осуществляется КГКУ "ТИЦ" в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной Агентством, в следующих формах:
расходование средств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд КГКУ "ТИЦ" путем заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края в соответствии с ФЗ N 44;
расходование средств на осуществление выплат работникам КГКУ "ТИЦ".
5.4.1.3. По подпункту 4.5 пункта 4 перечня мероприятий Программы выделение средств краевого бюджета предусматривается Агентству на выполнение государственных функций в установленной сфере деятельности в рамках бюджетной сметы в соответствии с действующим законодательством.
Расходы на выполнение государственных функций в установленной сфере деятельности предусмотрены на основании статьи 51 Устава Красноярского края, Закона Красноярского края от 04.06.2019 N 7-2846 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края", Указом Губернатора от 31.01.2023 N 13-уг, постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 552-п.
Расходование средств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Агентства осуществляется путем заключения контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края в соответствии с ФЗ N 44.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
Перечень объектов государственной и муниципальной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению, представлен в приложении N 3 к Программе.
Информация об основных мерах правового регулирования в отрасли туризма представлена в приложении N 4 к Программе.
6. Информация об организации управления Программой и контроля за ходом ее исполнения
6.1. Текущее управление реализацией Программы осуществляют Агентство и главные распорядители бюджетных средств, ответственные за реализацию мероприятий программы.
6.2. Агентство и главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, и осуществляют:
текущий контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
координацию исполнения, мониторинг, оценку реализации мероприятий Программы;
подготовку отчетов о реализации мероприятий Программы.
6.3. Обеспечение целевого и эффективного расходования бюджетных средств осуществляется Агентством, главными распорядителями бюджетных средств и исполнителями мероприятий Программы (получателями бюджетных средств).
6.4. Агентство направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края, министерство финансов Красноярского края и в управление проектной деятельности Правительства Красноярского края отчет о реализации программы ежеквартально в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовой отчет - в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
6.5. Агентство вправе запрашивать у главных распорядителей и получателей бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанные с реализацией мероприятий Программы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.8. Муниципальные образования Красноярского края, являющиеся получателями бюджетных средств по подпунктам 2.2, 2.4 пункта 2, подпункту 3.4 пункта 3 перечня мероприятий Программы, направляют в Агентство отчеты об использовании субсидии в соответствии с условиями заключенных соглашений.
6.8. Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
6.9. Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в соответствии с действующим законодательством.
6.10. Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.