Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2023 г. по делу N 3а-313/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Алешечкиной А.М.
с участием прокурора Андреева М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голованова Антона Геннадьевича и Макеевой Юлии Михайловны о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), указанный акт размещен на веб-сайте Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 23 декабря 2022 года, электронная копия бумажного документа опубликована на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 27 декабря 2022 года.
В пункт 5953 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: "адрес" (далее - Здание 1), а в пункт 5959 Перечня в качестве такого объекта включено нежилое здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: "адрес" далее - Здание 2).
Голованов А.Г., Макеева Ю.С. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим пункт 5953 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", ссылаясь на то, что они являются сособственниками этого объекта недвижимости, включенного в указанный пункт Перечня, а Макеева Ю.М. также просит признать недействующим пункт 5959 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", ссылаясь на то, что является собственником этого объекта недвижимости, включенного в указанный пункт Перечня. Административные истцы полагают, что указанные объекты не относятся к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Здание 1 является складом с бытовыми помещениями, а Здание 2 - производственно-складским зданием готовых металлических изделий, включение названных объектов в Перечень влечет необоснованную налоговую нагрузку на административных истцов, что нарушает их права (т.1 л.д. 5-16, 223-224).
Представитель административных истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что с 14.06.2023 года на основании заявления собственника земельного участка вид разрешенного использования земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости изменен с "для размещения объектов торговли" на "склады", что соответствует фактическому назначению и использованию размещенных на нем объектов капитального строительства, при том, что в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для зоны ТПД1_3 в которой находится земельный участок, размещение складов относится к основному виду разрешенного использования земельного участка, а объектов торговли - условно разрешенному виду использования земельного участка.
Представитель административного ответчика представил возражения, указывая на то, что объекты были включены в Перечень в связи с переданными из Росреестра сведениями о том, что разрешенный вид использования земельного участка, на котором находятся Здания - "для размещения объектов торговли", что является достаточным для включения их в Перечень по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, в городах федерального значения, в том числе в Санкт-Петербурге, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге"
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на этот налоговый период.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2022 - 2023 годах - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 24 декабря 2019 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в Перечень подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: "адрес" наименованием "склад с бытовыми помещениями" назначением - "нежилое", 2007 года постройки, имеет площадь 2053,6 кв. м, состоит из 1 этажа, принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях административным истцам, передано на основании договора аренды от 09.08.2010 года по 31.12.2029 года "..." и в субаренду на основании договора от 11.08.2023 по 31.01.2027 года "..." входящие в состав Здания 1 помещения имеют назначение "нежилое помещение", сведения об их наименовании и виде разрешенного использования отсутствуют.
Как следует из ведомости помещений и их площадей, составленной 21.02.2007 года ГУП ГУИОН ПИБ Пушкинского района Санкт-Петербурга, в Здании 1 с наименованием "склад с бытовыми помещениями" кроме складских помещений имеется помещение теплового пункта площадью 23,10 кв. м, а также помещение с назначением "прочее", в состав которого входят части помещений с наименованием: "кабинет" площадью 19,8 кв. м. и 20,10 кв. м, "тамбур", "бытовая", "душевая", "туалет", "умывальная", "кладовая", "коридор" (т. 2 л.д.9-27)
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: "адрес" наименованием "нежилое здание" и назначением - "нежилое", 2013 года постройки, имеет площадь 1453 кв. м, состоит из 1 этажа, принадлежит на праве собственности Макеевой Ю.М.
Из приведенных сведений следует, что Здания по назначению, разрешенному использованию или наименованию входящих в него помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации), не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Оценивая обоснованность включения Зданий в Перечень как торговых объектов, суд принимает во внимание, что Здание 1 и Здание 2 расположены на земельном участке с кадастровым номером N.., который на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта имел вид разрешенного использования "для размещения объектов торговли", 14.06.2023 года на основании обращения "..." от 07.06.2023 года в Едином государственном реестре недвижимости осуществлен государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка на "склады" (т.1 л.д.107-112, 171-172, 227-252).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N... принадлежит на праве собственности "...", обременен правом аренды по 05.04.2056 года Голованова А.Г. и ФИО (наследодателя административного истца Макеевой Ю.В.) на основании договора аренды от 29.09.2007 года, действующего с учетом дополнительного соглашения от 09.04.2007 года
Как следует из данных технической инвентаризации СпбГУП ГУИОН ПИБ Пушкинского района Санкт-Петербурга Здание 1 введено в эксплуатацию на основании разрешения N 78-0816в-2007 от 05.04.2007 года с видом использования "склад с бытовыми помещениями" (т.1 л.д.45-53), Здание 2 введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию N 78-5716-2013 от 30.12.2013 года как производственно-складское здание готовых металлических зданий (т.1 л.д. 77-79).
При этом согласно вышеуказанному дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 05.04.2007 года, подписанному между "..." с одной стороны и Голованым А.Г. и ФИО с другой стороны 09.04.2007 года, вышеуказанный земельный участок передан арендаторам в согласованной части для размещения, в том числе склада с бытовыми помещениями площадью 2053,6 кв. м. (т.1 л.д.125-126), что соответствует площади и назначению Здания 1.
В этой связи следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения; взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами.
Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 374-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый мир" на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание, что административные истцы являются арендаторами земельного участка, на котором размещены Здания, то изменение его вида разрешенного использования в целях приведения в соответствии с требованиями действующего законодательства находится вне пределов их полномочий, в связи с чем включение Зданий в Перечень на основании одного лишь вида разрешенного использования указанного земельного участка без проведения обследования на предмет установления вида их фактического использования, не может быть признано обоснованным и нарушает права административных истцов, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Голованова Антона Геннадьевича и Макеевой Юлии Михайловны о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 5953, 5959 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год"
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2023 г. по делу N 3а-313/2023
Опубликование:
-