Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Пронский муниципальный район
от 8 декабря 2023 г. N 579
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения (далее - Положение) муниципального образования - Пронский муниципальный район (далее - район), разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", приказами МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 N "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
2. Положение определяет назначение, состав, задачи и требования к системе оповещения населения района, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности, порядок реализации мероприятий по ее совершенствованию.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и звеньями территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты;
- экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения района, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
- зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстро развивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
4. Системы оповещения населения - совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5. Система оповещения населения создается на следующих уровнях:
- на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения, составной частью которой является муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (МСО);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (ЛСО).
Муниципальная система оповещения является составной частью региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) гражданской обороны Рязанской области и предназначена для доведения (дублирования) сигналов и команд территориальной системы оповещения об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и в особый период.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы района.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
6. Системы оповещения населения района всех уровней, а также КСЭОН организационно, технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.
Сопряжение муниципальной системы оповещения района с региональной системой оповещения обеспечивается Правительством Рязанской области.
Сопряжение локальных систем оповещения с муниципальной системой оповещения района осуществляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
7. Муниципальная система оповещения населения района должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" с оформлением паспорта по рекомендуемому образцу в приложении N 2 данного приказа.
II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения
8. Муниципальная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил гражданской обороны и звена ТП РСЧС.
С целью максимального сокращения времени, затрачиваемого на передачу сигналов оповещения, создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-160, П-166М с пунктом управления, расположенном в единой дежурно-диспетчерской службе (далее - ЕДДС) района. Кроме того, при оповещении населения задействуются местные каналы телерадиовещания, линии связи операторов связи, согласно заключенных соглашений (при наличии), используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства (далее - СГУ) на автомобилях экстренных служб.
Для оповещения населения района привлекаются:
- системы оповещения, установленные на объектах сервисного центра филиала в Тульской и Рязанской областях МРФ "Центр" ПАО "Ростелеком";
- локальные системы оповещения потенциально опасных объектов;
- ведомственные системы оповещения объектов экономики;
- телевизионные и радиоканалы, независимо от форм собственности;
- сети городской телефонной сети (далее - ГТС) и мобильной связи;
- мобильные и резервные средства СГУ автомобилей, мегафоны, ручные сирены.
Управление муниципальной системой оповещения осуществляется с рабочего места дежурного диспетчера ЕДДС района.
9. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС;
- сил гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории муниципального образования.
10. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей потенциально опасные объекты;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- ЕДДС муниципального образования;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до ЕДДС района.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
12. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим положением, планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
13. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается Главой района или должностным лицом, исполняющим его обязанности, а непосредственные работы по оповещению и информированию проводятся дежурной сменой ЕДДС района.
Решение о задействовании ЛСО принимается руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с последующим докладом в ЕДДС района.
КСЭОН задействуется в автоматическом (автоматизированном) режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.
14. Диспетчер ЕДДС района, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Главы района, органов управления и сил гражданской обороны и г звена ТП РСЧС, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
15. Передача сигналов (распоряжений) и экстренной информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в ручном режимах. Приоритетный режим функционирования - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов с использованием специальных технических средств оповещения.
Основным способом оповещения населения является местная система оповещения населения на базе аппаратуры П-160, П-166М, а также средства массовой информации телерадиовещания.
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно.
Передача речевой информации должна осуществляться, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача кратких речевых сообщений непосредственно с пункта управления ЕДДС города.
Дежурный диспетчер ЕДДС района, получив сигналы оповещения по аппаратному комплексу П-160, по 2-му телевизионному каналу "Россия", телефонам, радио, телеграфному аппарату или правительственной телеграммой, делает подтверждение и немедленно доводит до Главы района.
Доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава района, сил и средств гражданской обороны и звена ТП РСЧС, ДДС организаций и ведомств, осуществляется по системе централизованного оповещения, каналам мобильной и телефонной связи.
Для этого дежурным диспетчером ЕДДС района на аппаратно программном комплексе П-166М, блок П-166М подается "Команда N 1" (циркулярное оповещение) и с магнитных носителей (пластинка, диктофон) информация по телефонам АТС (автоматическая телефонная станция) передается всем абонентам системы СЦВ (стойка циркулярного вызова). Дополнительно для оповещения Администрации района и руководящего состава муниципальных служб запускается автоматизированная система оповещения. По телефонам АТС и мобильной связи оповещаются взаимодействующие службы и учреждения района.
Для передачи нестандартной информации абонентам СЦВ на аппаратно программном комплексе П-166М, блок П-166У подается "Команда N 4" "Речевое сопровождение" и через микрофон передается информация абонентам системы СЦВ.
Доведение информации и сигналов оповещения до населения осуществляется с рабочего места дежурного диспетчера ЕДДС района. Для этого подается "Команда N 3" (Внимание всем) на блоке П-166М дистанционно запускаются электросирены в режиме прерывистого звучания, а подачей "Команда N 2" (воздушная тревога, радиационная опасность) дистанционно запускаются электросирены в режиме непрерывного звучания.
Для оповещения по каналам радио и проводного вещания на блоке П-166М подается "Команда N 5", включается перехват (прерывание) вещания "Радио России" и в режиме голосового сообщения через микрофон передается необходимая информация.
При невозможности выполнить централизованное оповещение населения либо отсутствии технических систем для доведения информации оповещения и с целью привлечения внимания используются мобильные и резервные средства СГУ автомобилей, мегафоны, ручные сирены, а также применяется способ подворового обхода населения с привлечением старост населенных пунктов.
Для более полного охвата оповещением с задействованием радиовещательных и телевизионных каналов (независимо от форм собственности) с прерыванием вещательных программ запрашивается разрешение Главы района, а после согласования разрабатывается текст сообщения и контролируется выход сообщения в эфир.
Локальные и объектовые системы оповещения потенциально опасных объектов являются составной частью местной системы оповещения и должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
Вся полученная информация и сигналы оповещения, действия по оповещению, результаты оповещения и доклады заносятся в соответствующую оперативно-техническую и эксплуатационную документацию.
При использовании любого режима оповещения, организации связи и организации телерадиовещания оперативная дежурная смена ЕДДС района осуществляет контроль над ходом оповещения, проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
В случаях несанкционированного включения локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, немедленно извещается дежурная смена ЕДДС района и принимаются меры к опровержению переданной информации по проводному вещанию и радиовещательным станциям.
16. В целях обеспечения готовности системы оповещения в различных режимах функционирования основными мероприятиями являются.
16.1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии чрезвычайной ситуации):
- проведение технических проверок системы оповещения в готовности ее к работе;
- проведение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, совершенствованию и развитию системы оповещения населения.
16.2. Режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации):
- усиление состава дежурных служб;
- проверка готовности средств оповещения к экстренному задействованию и устранение выявленных недостатков;
- подготовка к работе сетей связи и мобильных средств оповещения.
16.3. Режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации):
- задействование системы оповещения населения;
- задействование мобильных средств оповещения в зонах чрезвычайных ситуаций;
- проверка состояния технических средств оповещения населения и проведение работ по восстановлению их работоспособности.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
17. Система оповещения создается и совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
18. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджета муниципального образования, а также средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
19. Реконструкция систем оповещения населения проводится в случаях:
- необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения, не выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.
На первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.
План мероприятий по созданию или реконструкции системы оповещения населения должен содержать этапы и мероприятия, перечисленные в настоящем пункте, а также в пунктах 9 - 11 и 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" (по объектам), сроки выполнения мероприятий, а также сведения об ответственных должностных лицах (организациях), выполняющих эти мероприятия.
19.1 Техническое задание на создание или реконструкцию системы оповещения населения должно содержать виды и характеристики работ, подлежащих выполнению, требования к системе оповещения населения с учетом опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
При разработке технического задания на создание или реконструкцию системы оповещения населения учитываются:
границы зоны действия системы оповещения населения;
возможности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сетей связи операторов связи, действующих на территории создаваемой или реконструируемой системы оповещения населения с учетом перспектив ее развития;
сопрягаемые с создаваемой или реконструируемой системой оповещения населения действующие автоматизированные и информационные системы,
взаимодействие которых определено законодательством Российской Федерации;
наличие объектов, производств и сооружений, в районах размещения которых должны быть созданы локальные системы оповещения населения в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О гражданской обороне";
наличие и расположение мест массового пребывания людей;
сведения о зонах экстренного оповещения населения.
19.2 Проектно-техническая документация разрабатывается в текстовом и графическом виде и состоит из следующих основных разделов:
раздел 1 "Пояснительная записка";
раздел 2 "Проектно-изыскательские работы с обследованием объектов для размещения технических средств оповещения";
раздел 3 "Технологические решения по размещению технических средств оповещения";
раздел 4 "Мероприятия и технические решения по подключению к сетям электроснабжения и телекоммуникаций, системам заземления";
раздел 5 "Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения";
раздел 6 "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения";
раздел 7 "Спецификация технических средств оповещения, оборудования, кабельной продукции и расходных материалов";
раздел 8 "Сметы на создание или реконструкцию системы оповещения населения";
раздел 9 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования".
20. Организации связи и радиовещания расположенные на территории района обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, каналов и линий связи используемых в муниципальной системе оповещения.
21. Организации, расположенные на территории района и привлекаемые к обеспечению оповещения населения:
- предоставляют Администрации района места для установки технических средств оповещения населения с заключением договора ответственного хранения;
- осуществляют в установленном порядке распространение экстренной информации путем использования имеющихся у организаций технических устройств оповещения населения.
22. В целях поддержания системы оповещения в постоянной готовности к использованию, оценки ее состояния и способности к выполнению задач по предназначению проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности муниципальной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления звена ТП РСЧС, организаций связи. Включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время согласно утвержденному графику.
По решению КЧС и ОПБ района могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся комиссией из числа должностных лиц организаций привлекаемых к проверке системы оповещения во взаимодействии с Администрацией района не реже одного раза в год.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверки системы оповещения населения, не допускается.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей ЕДДС района путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
23. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Поддержание в постоянной готовности систем оповещения, оценки их технического состояния и выполнения задач по предназначению, возлагается на специалистов сервисного центра Филиала в Тульской и Рязанской областях МРФ "Центр" ПАО "Ростелеком".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области от 8 декабря 2023... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.