Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2024 г. N 301-ЭС23-25028 по делу N А11-10811/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2023 по делу N А11-10811/2022 Арбитражного суда Владимирской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни от 15.09.2022 NN 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022; 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган) от 15.09.2022 NN 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022;
10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа указанные судебные акты отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на постановление суда округа, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2024 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Владимирской области.
Согласно положениям части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.03.2022 общество через личный кабинет в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном средстве "Статистическое декларирование" представило статистическую форму учета перемещения товара с системным номером ED 20220317122859098 за отчетный период - февраль 2022 года.
15.07.2022 общество через личный кабинет в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном средстве "Статистическое декларирование" представило статистические формы учета перемещения товара с системными номерами ED 20220715134654856, ED 20220715134833565, ED 20220715135045131, ED 20220715135526180, ED 20220715151309540, ED 20220715142522529, ED 20220715140914485, ED 20220715140705702, ED 20220715140316381, ED 20220715135923472, ED 20220715142722720, ED 20220715143005914, ED 20220715150831435 за отчетный период - июнь 2022 года.
Указанные статистические формы содержали сведения о вывозе товаров из Российской Федерации.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 298-ФЗ) установлено, что статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Согласно части 2 статьи 278 Закона N 298-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку или сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза, не заключили такую сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузке (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в Правилах ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статистические формы в количестве 14 штук представлены в таможенный орган с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил N 891, что не оспаривается обществом.
Должностным лицом таможенного органа при осуществлении контроля за своевременностью представления обществом статистических форм учета перемещения товаров и достоверности содержащихся в них сведений, установлена несвоевременность их представления.
Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Признав наличие в действиях общества событий 14 административных правонарушений, выразившихся в повторном несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товара, таможенный орган по результатам контроля составил 14 протоколов об административных правонарушениях от 05.09.2022 NN 10009000-2037/2022, 100090002038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 100090002041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 100090002044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 100090002047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 100090002050/2022 и вынес 14 постановлений от 15.09.2022 NN 10009000-2037/2022, 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/20220, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому (в общем размере 700 000 рублей).
Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании 13 постановлений таможенного органа от 15.09.2022 NN 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 не подлежащими исполнению.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ закрепляет особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия.
Согласно указанной норме, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Установив, что совершенные обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, суды, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, удовлетворили заявленные требования общества, признав, что административное наказание должно быть назначено обществу однократно.
Отменяя указанные судебные акты и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа указал на неправомерность применения в рассматриваемом случае части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку выводы судов о проведении таможенным органом одного контрольного мероприятия не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, так как правонарушения не были зафиксированы в одном акте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Обжалуя постановление суда округа в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы о существенных нарушениях судом округа норм материального права, повлиявших на исход дела.
Так, в частности, общество приводит доводы о том, что статья 4.4 КоАП РФ не содержит требований о наличии акта проведения контрольного (надзорного) мероприятия, как квалифицирующего признака, необходимого для применения часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Факт предоставления обществом статистических форм учета перемещения товара выявлен таможенным органом в рамках одного контрольного мероприятия, поскольку о событии 14 правонарушений таможенному органу стало известно одновременно (подтверждается рапортом уполномоченного должностного лица таможенного органа от 30.08.2022), протоколы об административных правонарушениях и постановления по делу об административном правонарушении составлены в один день, совершенные правонарушения охватываются составом одного административного правонарушения.
Указанные доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, в связи с чем жалобу общества с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291 6, статьей 291 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2024 г. N 301-ЭС23-25028 по делу N А11-10811/2022
Опубликование:
-