Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 26.02.2024 N 156-пп
Программа
развития муниципального образования город Орск Оренбургской области
Список сокращений, используемых в программе развития муниципального образования город Орск Оренбургской области
(далее - программа)
АО |
- |
акционерное общество; |
ГАПОУ |
- |
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение; |
ГАУЗ |
- |
государственное автономное учреждение здравоохранения; |
ГБУЗ |
- |
государственное бюджетное учреждение здравоохранения; |
ГАУК |
- |
государственное автономное учреждение культуры; |
ГАУСО |
- |
государственное автономное учреждение социального обслуживания; |
ГБУСО |
- |
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания; |
ГБПОУ |
- |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение; |
ГКУ |
- |
государственное казенное учреждение; |
ГКУСО |
|
государственное казенное учреждение социального обслуживания; |
ЗАО |
- |
закрытое акционерное общество; |
КДЦ |
- |
культурно-досуговый центр; |
КЦСОН |
- |
комплексный центр социального обслуживания населения; |
МАУ |
- |
муниципальное автономное учреждение; |
МАУДО |
- |
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования; |
МАУК |
- |
муниципальное автономное учреждение культуры; |
МКУ |
- |
муниципальное казенное учреждение; |
МУП |
- |
муниципальное унитарное предприятие; |
ОАО |
- |
открытое акционерное общество; |
ООО |
- |
общество с ограниченной ответственностью; |
ПАО |
- |
публичное акционерное общество; |
ФГБОУ ВО |
- |
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. |
Программа направлена на обеспечение положительной динамики развития экономики муниципального образования город Орск Оренбургской области (далее - муниципальное образование) и значительное повышение уровня и качества жизни населения на его территории.
В программе учитывается уже достигнутый уровень развития экономики и инфраструктуры муниципального образования по состоянию на 1 января 2024 года, она основана на анализе результатов социально-экономического развития муниципального образования и намечает перспективы его развития до 2035 года. Фактические показатели 2023 года имеют оценочный характер и будут уточнены после формирования статистических данных.
Программа ориентирована на то, чтобы к 2035 году:
трансформировать муниципальное образование из исторически сложившегося индустриального города в территорию с высоким уровнем экологической безопасности, комфортной средой проживания, растущей численностью населения, развитой деловой инфраструктурой, благоприятным инвестиционным климатом, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни населения, подтверждающую статус центра восточного Оренбуржья;
обеспечить условия для развития жилищного строительства и развития малого и среднего бизнеса;
создать условия для развития творческого, культурного интеллектуального и предпринимательского потенциала молодежи, обеспечить доступные условия для самореализации горожан, тем самым способствовать сбалансированности кадрового потенциала.
I. Оценка состояния сферы реализации программы
1. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал муниципального образования
Город Орск был заложен в 1735 году Оренбургской экспедицией под руководством Ивана Кирилловича Кирилова в качестве крепости у горы Преображенской на левом берегу реки Яик (Урал). В 1865 году Орск обрел статус города.
Муниципальное образование граничит с Актюбинской областью Республики Казахстан и четырьмя муниципальными образованиями Оренбургской области: Гайским городским округом, Новоорским районом, Домбаровским районом, городом Новотроицк. Чересполосный участок муниципального образования в районе поселка Мирный граничит с Республикой Башкортостан и Кваркенским районом.
Географическое положение муниципального образования и наличие транспортного узла делают естественным развитие транспортно-логистических функций, обслуживающих трансграничные перевозки, а близость населенных пунктов восточного Оренбуржья делают возможной ориентацию на потребительские рынки по товарам массового спроса и развитие сферы услуг.
Площадь в границах населенного пункта города Орска составляет 596,6 квадратных километра, в границах муниципального образования (городского округа) - 1412,7 квадратных километра.
Для ведения сельскохозяйственной деятельности используются 704,7 квадратных километра, земли водного фонда занимают 49,1 квадратных километра, площадь лесного фонда - 11,5 квадратных километра.
Водные ресурсы представлены рекой Урал, ее притоком Орью, водоемами и внутренними подземными водами.
Полезные ископаемые представлены песком, строительным камнем, глиной, яшмой.
2. Население
Муниципальное образование представлено тремя административными районами (Ленинский, Октябрьский, Советский), в состав которых входят сельские населенные пункты: поселок Новоказачий, поселок Мирный, село Ора, село Крыловка, село Урпия, поселок Казарма 20 километр, село Ударник, село Тукай.
Численность населения по состоянию на 1 января 2023 года составляет 190980 человек, из них:
в возрасте от 0 до 15 лет - 35081 человек;
трудоспособного возраста - 109476 человек,
старше трудоспособного возраста - 46423 человека.
Четвертая часть населения муниципального образования (24,3 процента) - старше трудоспособного возраста.
Демографическая ситуация последних лет характеризуется продолжающимся процессом миграционного оттока населения и естественной убылью.
В 2021 году число родившихся составляло 1804 человек, умерших - 4594 человека, в 2022 году - 1685 человек родившихся и 3009 человек умерших.
Число умерших в 2021 году превысило число родившихся в 2,5 раза, в 2022 году - в 1,8 раза. Естественная убыль населения в 2022 году составила 1324 человека.
Коэффициент рождаемости на 1000 человек в 2022 году составил 7,4 промилле, коэффициент смертности на 1000 человек - 13,2 промилле, коэффициент естественной убыли - 5,8 промилле.
Миграционный прирост в муниципальном образовании не перекрывает естественной убыли населения.
3. Трудовые ресурсы, рынок труда
Численность экономически активного населения на 1 января 2023 года составила 99831 человек. В 2022 году произошло снижение численности занятых в экономике по сравнению с 2021 годом на 2077 человек.
Одной из причин уменьшения численности занятых в экономике можно назвать уменьшение численности населения муниципального образования в трудоспособном возрасте.
Численность безработных, зарегистрированных в ГКУ "Центр занятости населения города Орска" на 1 января 2023 года, составила 549 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,5 процента.
По сведениям ГКУ "Центр занятости населения города Орска", в течение 2023 года на предприятиях муниципального образования фактически были сокращены 127 человек. Самые крупные высвобождения были в АО "Механический завод" - 15 человек, ГАУЗ "Восточная межрайонная станция скорой медицинской помощи" - 35 человек, небанковской кредитной организации "ИНКАХРАН" - 14 человек, ЗАО "Завод синтетического спирта" - 4 человека, АО "Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ" - 25 человек, Южно-уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиале ОАО "Российские железные дороги" - 5 человек, ООО "Ломбард "Генеральный" - 30 человек, ГАУЗ "Городская больница" города Орска - 6 человек, ГАУЗ "Детская городская больница" города Орска - 3 человека (уменьшение произошло за счет административно-управленческого и технического персонала вследствие объединения городских больниц в одно юридическое лицо).
4. Доходы и уровень жизни населения
За 2022 год среднемесячная заработная плата работников организаций муниципального образования, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 44 634,3 рубля, за январь - ноябрь 2023 года - 54 110,5 рубля, что на 24,9 процента выше уровня среднемесячной заработной платы за аналогичный период прошлого года.
Согласно одобренному прогнозу социально-экономического развития муниципального образования (постановление администрации города Орска от 13.11.2023 N 3496-п), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в отчетном 2022 году составила 41 711,96 рубля при среднесписочной численности работников организаций (без внешних совместителей) 48392 человека. В оценочном 2023 году данные показатели равны 49 916,61 рубля и 47085 человек соответственно.
Объем денежных доходов населения муниципального образования в 2022 году составили 78 558,5 млн. рублей. Ожидаемый объем денежных доходов населения в 2023 году - 83 900,5 млн. рублей.
В реальном выражении с учетом индекса потребительских цен (114,65 процента) денежные доходы населения муниципального образования за 2022 год составили 95,2 процента к 2021 году, доходы от предпринимательской деятельности - 98,2 процента, оплата труда - 101,5 процента, социальные выплаты - 94,4 процента, доходы от собственности - 76,1 процента, другие доходы - 90,9 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 95,5 процента к уровню 2021 года. В 2023 году ожидается рост указанного показателя - 102,2 процента.
Увеличились доходы от предпринимательской деятельности, оплата труда, другие доходы, социальные выплаты (пенсии, пособия и социальная помощь, стипендии).
5. Состояние экономики муниципального образования (производство в основных отраслевых группах и ключевых субъектах экономики)
Муниципальное образование является крупным промышленным городом Оренбургской области.
За 2023 год по сравнению с 2022 годом основными показателями социально-экономического развития муниципального образования являются:
индекс промышленного производства - 127,1 процента;
индекс продукции сельского хозяйства - 103,6 процента;
ввод в действие жилых домов - 116,6 процента;
индекс оборота розничной торговли по организациям всех видов экономической деятельности (не относящимся к субъектам малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, - 115,7 процента;
индекс объема платных услуг населению по организациям всех видов экономической деятельности (не относящимся к субъектам малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, - 103,9 процента.
В структуре экономики города 48,8 процента занимает промышленное производство (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), 51,2 процента - непромышленное производство (41,5 процента - торговля, общественное питание и платные услуги, 9,7 процента - прочее непромышленное производство).
Правительством Российской Федерации принято решение о создании особой экономической зоны "Оренбуржье" в городах Оренбурге и Орске. В городе Орске особая экономическая зона создается на территории бывшего Орского завода тракторных прицепов. В настоящее время реализуется этап подготовки инфраструктуры для площадок особой экономической зоны "Оренбуржье" параллельно с работой по привлечению в нее резидентов. Особая экономическая зона даст новые возможности для дополнительных активностей, таких как торговые, сервисные, транспортные, а также позволит создать новые рабочие места.
Промышленность
Промышленность для муниципального образования является базовой составляющей его экономики. В промышленной сфере зарегистрировано 313 предприятий (добыча полезных ископаемых - 17, обрабатывающая промышленность - 265, обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха - 13, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 18).
По видам экономической деятельности индекс производства оценивается следующим образом:
добыча полезных ископаемых - 94,7 процента;
обрабатывающие производства - 122,5 процента;
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 100,0 процента;
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 90,8 процента.
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами в действующих ценах по крупным и средним промышленным предприятиям муниципального образования в 2023 году составил 82 743,2 млн. рублей, или 133,6 процента, к 2022 году (127,1 процента в сопоставимых ценах).
По направлению "добыча полезных ископаемых" объем отгруженных товаров за 2023 год составил 8 830,1 млн. рублей, или 116,2 процента, к 2022 году (110,6 процента в сопоставимых ценах). Основными предприятиями данной отрасли являются:
АО "ОРМЕТ" (добыча руды, содержащей цинк, медь);
АО "Орское карьероуправление" (производство щебня);
Орский щебеночный завод - филиал АО "Первая нерудная компания" (производство щебня).
По направлению "обрабатывающие производства" объем отгруженных товаров за 2023 год составил 58 998,4 млн. рублей, или 134,8 процента, к 2022 году (128,3 процента в сопоставимых ценах). Основными предприятиями данной отрасли являются:
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" (производство автобензинов, дизельного топлива, мазута топочного);
ООО "Синтезспирт" (производство изопропилового спирта);
АО "Орский машиностроительный завод" (производство баллонов для сжатых газов, комплектующих для нефтепромыслового оборудования);
АО "Механический завод" (производство специальной продукции, гильз артиллерийских различных калибров);
ООО "Уралмаш-Горное оборудование" (сталеплавильное оборудование, доменное оборудование, оборудование для цветной металлургии, агломерационное оборудование, перегрузочно-усреднительное оборудование);
ООО "Орский завод металлоконструкций" (производство зданий, сооружений арочного типа из металлоконструкций различных вариантов исполнения);
ООО "Уральский завод горного оборудования" (дробильное оборудование, мельничное оборудование, обогатительное оборудование);
АО "Орский завод электромонтажных изделий" (производство комплектных трансформаторных подстанций);
Орский вагоноремонтный завод - филиал ООО "Новая вагоноремонтная компания" (услуги по ремонту грузового ж/д подвижного состава);
ЗАО "Орский хлеб" (производство хлебобулочных изделий);
ООО "Орский мясокомбинат" (производство продукции из мяса и птицы);
ООО "Пивоваренный завод "Орский" (производство пива, кваса и газированных напитков);
ООО "Агро-Альянс ОМФ" (производство макаронных изделий).
По направлению "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2023 год составил 13 199,5 млн. рублей, или 128,2 процента, к 2022 году (122 процента в сопоставимых ценах). Основными предприятиями данной отрасли являются:
МУП "Орское предприятие тепловых сетей" (распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
АО "Электросеть" - обособленное подразделение в г. Орске (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям);
Орские коммунальные электрические сети - филиал АО "Оренбургкоммунэлектросеть" (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям);
Орская ТЭЦ-1 - филиал "Оренбургский" ПАО "Т Плюс" (производство электроэнергии тепловыми электростанциями);
АО "Газпром газораспределение Оренбург" - филиал в г. Орске (распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям).
По направлению "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" за 2023 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 1 715,2 млн. рублей, или 620,0 процента, к 2022 году (589,9 процента в сопоставимых ценах). Наибольший объем по данной категории приходится на предприятия:
Орский филиал ООО "Оренбургвторчермет" (обработка отходов и лома черных металлов);
ООО "Росводоканал-Орск" (распределение воды для питьевых и промышленных нужд).
Информация о численности работников промышленных предприятий
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
январь - ноябрь |
январь - ноябрь |
|||
человек |
человек |
процентов |
человек |
процентов |
человек |
человек |
процентов |
|
Численность работников промышленного производства: |
14257 |
13135 |
92,1 |
13195 |
100,5 |
13862 |
14770 |
106,6 |
добыча полезных ископаемых |
1520 |
1546 |
101,7 |
1467 |
94,9 |
1472 |
1403 |
95,3 |
обрабатывающие производства |
9437 |
8591 |
91,0 |
8959 |
104,3 |
9125 |
10238 |
112,2 |
обеспечение электроэнергией |
2666 |
2654 |
99,5 |
2583 |
97,3 |
2584 |
2447 |
94,7 |
водоснабжение, водоотведение |
634 |
344 |
54,3 |
186 |
54,1 |
681 |
682 |
100,2 |
В муниципальном образовании создан Совет директоров при главе города (далее - Совет), в состав которого входят руководители крупных промышленных предприятий. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, касающиеся жизни муниципального образования. В рамках благотворительной помощи предприятия оказывают поддержку муниципальным учреждениям сферы образования, культуры и спорта на приобретение техники и инвентаря, проведение мероприятий либо ремонтных работ.
Помимо этого предприятия социально ориентированы. На систематической основе проводятся благотворительные мероприятия: легкоатлетический забег "Бежим с добром", велопарад "Дарим добро", фестиваль детского дворового футбола "МЕТРОШКА".
Малое и среднее предпринимательство
По состоянию на 10 января 2024 года на территории муниципального образования осуществляли свою деятельность 6766 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: средних предприятий - 12, малых предприятий - 185, микропредприятий - 1768, индивидуальных предпринимателей - 4801. По отношению к 2022 году увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства составило 229 субъектов.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составляет более 21,5 тыс. человек.
Численность самозанятых граждан на 10 января 2024 года составила 12403 человека, что на 3928 человек больше по сравнению с 2022 годом.
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка/ |
Прогноз |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2035 |
||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
2096 |
2023 |
1953 *) |
2065 |
2089 |
2113 |
2210 |
Количество индивидуальных предпринимателей (на конец года) |
единиц |
4484 |
4514 |
4801 *) |
4611 |
4635 |
4802 |
5019 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
человек |
21548 |
20625 |
21553 |
21599 |
21715 |
21917 |
22922 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия на территории муниципального образования |
млн. рублей |
119 570,25 |
129 826,97 |
137 404,9 |
143 725,57 |
150 479,3 |
157 702,3 |
164 942,5 |
процентов к предыдущему году |
103,06 |
101,08 |
101,05 |
104,6 |
104,7 |
104,8 |
109,3 |
------------------------------
*)Указаны фактические данные.
------------------------------
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство на территории муниципального образования представлено 7 сельскохозяйственными предприятиями и 24 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами граждан.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 71327,14 гектара, в том числе посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2023 году составила 20786,0 гектара.
Объем сельскохозяйственной продукции в 2022 году составил 3 535,4 млн. рублей (индекс производства - 150,0 процента), в том числе растениеводство - 1 593 млн. рублей (индекс производства - 138,5 процента), животноводство - 1 942,4 млн. рублей (индекс производства - 160,6 процента). В 2023 году объем сельскохозяйственной продукции оценивается на уровне 3 120,98 млн. рублей.
Снижение объема производства сельскохозяйственной продукции в области растениеводства связано с гибелью урожая зерновых культур.
С 29 сентября 2023 года на основании указа Губернатора Оренбургской области от 27 сентября 2023 года N 484-ук в связи с опасными природными явлениями, повлекшими гибель сельскохозяйственных культур, был введен режим чрезвычайной ситуации. Всего на территории муниципального образования от неблагоприятных погодных явлений пострадали 11 сельхозтоваропроизводителей. Сельскохозяйственные культуры погибли на площади 9460 га.
6. Социальная сфера
В муниципальном образовании функционирует сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты населения, услугами которых пользуются не только местные жители, но и жители востока области.
Здравоохранение
В системе здравоохранения муниципального образования осуществляют медицинскую помощь следующие учреждения: ГАУЗ "Городская больница" города Орска, ГАУЗ "Детская городская больница" города Орска, ГАУЗ "Орский межмуниципальный перинатальный центр", ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника", 8 фельдшерско-акушерских пунктов.
Укомплектованность врачебными кадрами (доля занятых физическими лицами должностей от общего числа должностей) составляет на конец 2023 года 85,7 процента.
В структуре общей заболеваемости в 2023 году составили:
I место - болезни органов дыхания (29,4 процента);
II место - болезни системы кровообращения (16,4 процента);
III место - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (12,7 процента);
IV место - болезни мочеполовой системы (6,6 процента);
V место - болезни нервной системы (6,2 процента).
В муниципальном образовании проживают 23563 инвалида, в том числе 930 детей-инвалидов.
Структура и динамика основных причин смерти в муниципальном образовании за 2023 год характеризуется следующим образом:
на I месте - болезни системы кровообращения (45,3 процента);
на II месте - новообразования, в том числе злокачественные (16,8 процента);
на III месте - болезни системы пищеварения (9,2 процента);
на IV месте - болезни от внешних причин (7,1 процента);
на V месте - болезни органов дыхания (5,2 процента).
Образование
Муниципальная система образования представлена 98 образовательными организациями, в которых обучается и воспитывается более 40 тыс. детей.
В муниципальном образовании функционируют 50 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 40 муниципальных общеобразовательных организаций (в 8 из них функционируют группы дошкольного образования), 7 учреждений дополнительного образования, в том числе 1 муниципальная детско-юношеская спортивная школа.
В муниципальных образовательных организациях работают около 5 тыс. человек, из них 3 тыс. человек - педагогические работники, из которых 83,0 процента имеют первую и высшую квалификационные категории.
Укомплектованность образовательных организаций педагогическими кадрами составляет 98,0 процента. В муниципальном образовании работают 9,6 процента педагогических работников общеобразовательных организаций, 16,8 процента педагогов дошкольных образовательных учреждений старше 55 лет. Средний возраст педагогических работников в образовательных организациях - 53 года.
Во всех образовательных организациях создана инфраструктура, необходимая для организации питания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Бесплатным горячим питанием обеспечены 100,0 процента обучающихся 1 - 4 классов.
Дополнительным образованием охвачены 92,0 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Сеть профессиональных образовательных организаций представлена 2 филиалами высших учебных заведений (Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет", Орский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА") и 9 организациями среднего профессионального образования.
Динамика дальнейшего обучения выпускников 9 классов школ муниципального образования
Учебный год |
Всего выпускников |
Продолжили обучение |
|||
в 10 классе |
в вечерней школе |
в профессиональной образовательной организации (техникум, колледж) |
Доля |
||
2020/2021 |
2277 |
530 |
0 |
1747 |
100 |
2021/2022 |
2443 |
563 |
0 |
1880 |
100 |
2022/2023 |
2312 |
535 |
0 |
1777 |
100 |
Динамика дальнейшего устройства выпускников 11 классов школ муниципального образования
Учебный год |
Всего выпускников |
Количество выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования и поступивших |
Другие формы устройства |
||||||||
в профессиональную образовательную организацию (техникум, колледж) |
в образовательную организацию высшего образования |
||||||||||
2020/2021 |
864 |
6 |
0,7 |
781 |
90,4 |
9 |
|||||
2021/2022 |
784 |
18 |
2,5 |
674 |
86,0 |
16 |
|||||
2022/2023 |
683 |
144 |
20,4 |
546 |
80,0 |
17 |
Ежегодно 80,0 процента выпускников муниципального образования поступают в высшие учебные заведения.
В связи с имеющимся дефицитом рабочих кадров на предприятиях муниципального образования необходимо актуализировать перечень подготовки по программам рабочих профессий и специальностей в организациях среднего профессионального образования.
Решению данной проблемы способствует участие ряда колледжей и техникумов муниципального образования в федеральном проекте "Профессионалитет" (далее - проект).
С 2022 года проект реализуется в ГАПОУ "Орский технический техникум имени А.И. Стеценко" при поддержке АО "Орский машиностроительный завод". На базе учебного заведения создан образовательно-производственный центр (кластер) металлургической отрасли Оренбургской области. По окончанию 2 курса обучения с лучшими студентами АО "Орский машиностроительный завод" заключит целевые договоры с дальнейшим трудоустройством на данное предприятие.
Обучение осуществляется по трем специальностям:
Наименование специальности |
Количество обучающихся |
Срок обучения |
Рабочие профессии в рамках специальности |
Технология машиностроения |
25 |
1 года |
токарь; станочник; оператор станков с программным управлением |
Сварочное производство |
25 |
2 года |
сварщик; резчик термической резки |
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий |
25 |
2 года |
электромонтажник; электромонтер |
С 2023 года участником проекта стал ГАПОУ "Орский машиностроительный колледж" г. Орска Оренбургской области при поддержке АО "Механический завод". На базе учебного заведения создан образовательно-производственный центр (кластер) машиностроительной отрасли Оренбургской области.
В 2023/2024 учебном году на базе данного учебного заведения совместно с АО "Механический завод" началось обучение по четырем специальностям:
Наименование специальности |
Количество обучающихся |
Срок обучения |
Рабочие профессии в рамках специальности |
Сварочное производство |
25 |
2 года |
электрогазосварщик; сварщик ручной газосварки |
Литейное производство цветных и черных металлов |
25 |
2 года |
модельщик выплавляемых изделий; контролер в литейном производстве |
Технология машиностроения |
25 |
2 года |
токарь; фрезеровщик; слесарь-ремонтник; шлифовщик |
Экономики и бухгалтерский учет (по отраслям) |
25 |
2 года |
кассир |
Через 3 года АО "Механический завод" планирует существенно сократить дефицит рабочих кадров.
В 2024 году будет создан образовательный кластер среднего профессионального образования в области туризма и сферы услуг на базе ГАПОУ "Торгово-технологический техникум" г. Орска Оренбургской области.
Основными партнерами по реализации деятельности кластера станут предприятия Оренбургской области: АО "Комбинат школьного питания "Огонек", ООО "Мясокомбинат "ЖеЛеН", ООО "Орский мясоперерабатывающий комбинат", ООО "Орская хроника", Орский филиал Союза "Торгово-промышленная палата Оренбургской области".
Культура
Муниципальная сеть сферы культуры представлена следующими учреждениями: МАУК "Централизованная клубная система г. Орска", в структуру которой входят 8 клубных учреждений (включая сельские территории); МАУК "Дворец культуры нефтехимиков"; МАУК "Централизованная библиотечная система г. Орска", включающая 12 библиотек; МАУК "Орский краеведческий музей", 5 детских школ искусств, детская художественная школа, МАУК "Городские парки г. Орска", МКУ "Центр обслуживания муниципальных учреждений культуры г. Орска", МКУ "Муниципальный архив г. Орска".
На территории муниципального образования функционируют областные объекты отрасли культуры и кинематографии: ГАУК "Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина", ГБПОУ "Орский колледж искусств", кинотеатр "Мир".
В 2023 году посещаемость всех объектов культуры города Орска, включая областные учреждения, составила 765,3 тыс. человек, в 2022 году - 730,9 тыс. человек.
Спорт
Муниципальная сеть физической культуры и спорта представлена одной спортивной школой олимпийского резерва, 7 спортивными школами, в том числе спортивной школой олимпийского резерва, МАУ "Дворец спорта "Юбилейный".
С 1958 года в городе Орске существует хоккейный клуб "Южный Урал", в настоящее время команда клуба выступает в чемпионате "OLIMPBET Всероссийская хоккейная лига - Кубок Шелкового пути". Домашние матчи команда проводит в МАУ "Дворец спорта "Юбилейный" вместимостью 4588 мест. В 2023 году в МАУ "Дворец спорта "Юбилейный" проведены работы по замене бортов хоккейного корта, модернизации освещения, ремонту кровли и благоустройству прилегающей территории. Кроме того, отремонтирован физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным ледовым полем.
В 2023 году завершена реконструкция стадиона "Локомотив". Площадь нового физкультурного комплекса составляет более 1,5 тыс. кв. метров. Ввод в эксплуатацию стадиона позволил заниматься спортом более чем 20 тыс. жителей города.
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями в 2023 году составил 56,9 процента, в 2022 году - 50,5 процента, в 2021 году - 49,1 процента.
В 2023 году физической культурой и спортом на территории муниципального образования в организованных формах (секциях и группах, клубах физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, организациях и учреждениях) занималось 100006 человек, что составляет 57,8 процента населения (с учетом снижения численности населения), в 2022 году - 109252 человека, что составляет 53,4 процента населения, в 2021 году - 109641 человек, или 50,9 процента.
Социальная защита населения
На территории муниципального образования по состоянию на 1 октября 2023 года проживают:
45570 детей, которые воспитываются в 29946 семьях;
2916 многодетных семей, в них 9500 детей;
23563 инвалида, в том числе 930 детей-инвалидов;
10 инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
371 труженик тыла;
9 жителей блокадного Ленинграда;
21 бывший несовершеннолетний узник концлагерей;
121 вдова участников Великой Отечественной войны;
2271 гражданин, имеющий статус "Дети войны";
2612 ветеранов боевых действий.
Ежегодно меры социальной поддержки в денежной форме получают около 60,0 тыс. жителей муниципального образования (31,4 процента населения), для чего из средств консолидированного бюджета Оренбургской области направляется около 1,0 млрд. рублей.
Широкий спектр социальных услуг нуждающимся категориям граждан в муниципальном образовании предоставляют 4 учреждения: ГАУСО "КЦСОН" (в структуре которого с 10 января 2022 года функционирует стационарное кризисное отделение для граждан, имеющих обстоятельства, ухудшающие условия их жизнедеятельности, рассчитанное на 30 мест), ГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" мощностью 70 койко-мест, ГАУСО "Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Надежда" вместимостью 290 койко-мест, ГКУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Феникс" мощностью 60 койко-мест.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов проводится обучение компьютерной грамотности, создаются приемные семьи. Ежегодно осуществляется доставка граждан старше 65 лет и инвалидов, проживающих в сельской местности, в организации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме, а также медицинские учреждения для прохождения диспансеризации (за исключением лиц в возрасте до 65 лет).
ГАУСО "КЦСОН" с сентября 2023 года включено в число пилотных учреждений по внедрению системы долговременного ухода за пожилыми и людьми с инвалидностью за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В ГКУ "Центр социальной поддержки населения" муниципального образования создан территориальный координационный центр в составе двух экспертов, которые определяют нуждающихся в уходе граждан.
В ГАУСО "КЦСОН" введено 124 помощника по уходу, которые прошли обучение в ГАПОУ "Оренбургский областной медицинский колледж", планируется открытие "Школы ухода" для родственников пожилых и маломобильных граждан.
В целях усиления социальной защищенности граждан, которые в силу жизненных обстоятельств (травма, заболевание, инвалидность) нуждаются в использовании технических средств реабилитации, на базе ГАУСО "КЦСОН" действует пункт проката технических средств реабилитации.
В муниципальном образовании проживают 27643 ребенка школьного возраста, нуждающихся в организованном отдыхе, оздоровлении и досуговых мероприятиях, из них 7686 детей находятся в трудной жизненной ситуации.
В реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Оренбургской области включено 922 организации, из них 44 находятся в муниципальном образовании, в том числе 4 загородных оздоровительных лагеря, 2 санатория-профилактория, 38 лагерей дневного пребывания.
В 2023 году организованными формами отдыха охвачено 8500 детей, из них получили государственную поддержку в виде сертификата на отдых и (или) оздоровление 2409 человек.
Обеспечение жильем лиц, нуждающихся в особой защите государства, является одной из актуальных задач социальной политики. По состоянию на 1 января 2023 года в областных и муниципальных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий числятся 569 граждан (семей), проживающих в муниципальном образовании, в том числе:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, подлежащие обеспечению жилыми помещениями - 193 человека; отдельные категории граждан (ветераны боевых действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи), имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, - 376 семей (1330 человек), в том числе 65 многодетных семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.
В 2023 году приобретено жилых помещений для 78 семей, в том числе: 70 сирот, 3 многодетные семьи, 5 граждан отдельных категорий (3 инвалида и 2 ветерана боевых действий).
В 2024 году муниципальному образованию планируется выделить более 170,0 млн. рублей из областного бюджета, что позволит приобрести жилье не менее чем для 64 детей-сирот и 3 семей из числа отдельных категорий граждан; в 2025 - 2026 годах - ежегодно около 128,0 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем не менее 46 детей-сирот и 3 семей из числа отдельных категорий граждан в год.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство
Значительную роль в жизни муниципального образования играет жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время отмечается повышенный уровень износа, аварийности жилищного фонда и инфраструктурных объектов муниципального образования.
Для бесперебойного обеспечения населения питьевой водой необходимы замена изношенных сетей и коллекторов с применением труб из современных материалов, восстановление дебита скважин.
Одними из самых важных социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием, являются повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и сокращение аварийного жилищного фонда. Объем жилищного фонда по состоянию на 1 сентября 2023 года составил 5957,46 тыс. кв. метра. Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных домов) составило 105243 единицы.
Жилищно-эксплуатационные предприятия обслуживают 1,75 тыс. жилых многоквартирных домов общей площадью 4,07 млн. кв. метра.
В 2023 году в соответствии с региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" на территории муниципального образования запланировано отремонтировать 97 многоквартирных домов, проведение 102 вида работ, в том числе: ремонт крыш, ремонт (замена) лифтового оборудования, ремонт фасадов, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоотведения и электроснабжения.
В 2023 году завершены запланированные мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Расселено более 2400 граждан из 44 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Ввод жилых домов за январь - декабрь 2023 года за счет всех источников финансирования составил 43278 кв. метров. За аналогичный период 2022 года - 37131 кв. метр.
8. Дорожная уличная сеть
Большого внимания требует дорожная сеть муниципального образования.
С учетом территориальной растянутости муниципального образования дорожное хозяйство выглядит весьма внушительно - общая протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 619,6 километра, в том числе более 441,0 километра с твердым покрытием.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2022 году составила 56,2 процента, по состоянию на 1 октября 2023 года - 55,0 процента (340,8 километра), по состоянию на 5 февраля 2024 года - 52,21 процента.
9. Экология
В настоящее время на особом контроле стоит вопрос содержания и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В 2023 году обустроена 71 контейнерная площадка, приобретен 661 контейнер объемом 1,1 куб. метра, 123 бункера (лодочки) объемом 8 куб. метров, на 73 контейнерных площадках проведены ремонтные работы. Кроме того, закуплены 63 бункера (лодочки) для складирования в том числе и крупногабаритного мусора.
Имеются проблемы загрязнения рек Урал, Орь, Елшанка. Основная часть зеленых насаждений, произрастающих на территории города, ввиду возрастных изменений и техногенной нагрузки, накладываемой промышленностью, находится в аварийном состоянии, что требует постоянного обновления зеленого фонда. В 2023 году было высажено 245167 деревьев.
По итогам 2022 года (итоги за 2023 год будут рассчитываться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в феврале - марте 2024 года) индекс городской среды по муниципальному образованию составил 170 баллов. Для повышения качества городской среды необходимо обратить особое внимание на значения следующих индикаторов:
доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку и утилизацию, в общем объеме образованных и вывезенных твердых коммунальных отходов;
доля общей протяженности улиц, обеспеченных ливневой канализацией, в общей протяженности улиц;
доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города;
уровень озеленения;
доля освещенных частей улиц.
10. Выявление и оценка основных социальных и экономических проблем развития муниципального образования
На основе анализа были выявлены и систематизированы основные проблемы и ограничения социально-экономического развития муниципального образования.
В части развития человеческого потенциала:
численность населения за 2021 - 2022 годы сократилась на 15,9 процента, или 36151 человек;
превышение смертности над рождаемостью в 1,8 раз (в 2021 году превышало в 2,5 раза);
естественная убыль населения в январе - декабре 2022 года составила 1324 человека;
увеличение миграционного оттока населения за 2021 - 2022 годы на 18,1 процента, или 775 человек;
старение населения - 24,3 процента населения составляют лица старше трудоспособного возраста;
снижение числа экономически активного населения.
В части состояния рынка труда:
нехватка кадров на крупных промышленных предприятиях города Орска (существует потребность в 1134 рабочих профессиях и 363 инженерно-технических работниках).
В части уровня жизни населения: уровень жизни населения в доминирующей степени зависит только от поступлений заработной платы наемным служащим (работникам), что определяет зависимость от работы ключевых предприятий экономической системы и субъектов малого предпринимательства муниципального образования.
В части социального развития:
нехватка педагогических кадров в системе образования муниципального образования; сохранение высокой учебной нагрузки на педагогических работников:
1,14 ставки - на педагога в дошкольных образовательных организациях;
1,74 ставки - на педагога в школах;
1,98 ставки - на педагога в учреждениях дополнительного образования;
нехватка медицинских работников в связи со старением работников здравоохранения и их выходом на пенсию, внутренней миграцией работников здравоохранения;
несоответствие объектов социальной инфраструктуры современным требованиям и нормам (необходима модернизация объектов социальной инфраструктуры в сфере образования, спорта, культуры, здравоохранения и в сфере социального обеспечения);
низкая степень обеспеченности учреждений физической культуры и спорта спортивным инвентарем и экипировкой, предоставляемой в индивидуальное пользование.
В части развития инфраструктуры муниципального образования:
доля сетей теплоснабжения, нуждающихся в модернизации (замене), - 55,0 процента;
доля водопроводных сетей, требующих замены (ремонта), - 50,0 процента в общей протяженности;
доля канализационных сетей, требующих замены, - 57,0 процента;
площадь аварийного жилья - 33,35 тыс. кв. метра (0,76 процента);
доля дорожной уличной сети, нуждающейся в ремонте, - 52,2 процента (дорожная сеть характеризуется большой протяженностью, протяженность трамвайного пути составляет 77,4 километра, трамвайной маршрутной сети - 130 километров, автобусной маршрутной сети - 675 километров);
доля износа городского транспорта: автобусы - 77,0 процента, трамваи (пассажирские вагоны) - 100,0 процента; износ трамвайного пути - 99,5 процента, контактной сети - 96,2 процента;
доля износа коммунальной техники - 46,0 процента;
потребность в коммунальной технике - порядка 60 единиц.
Угрозы:
демографические проблемы:
старение населения;
высокая смертность, в том числе вследствие ухудшения здоровья;
низкий уровень рождаемости;
рост миграции;
сохранение экологических проблем: загрязнение воздушного пространства, почв;
угроза техногенных аварий в силу изношенности фондов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, промышленных предприятий, гидротехнических сооружений.
Очевидно, что без реализации комплекса программных мер по повышению предпринимательской и деловой активности, инновационных производственных и социальных проектов, развития городской инфраструктуры, целевого повышения комфортности проживания и привлечения на этой основе профессиональных специалистов муниципальное образование ожидает инерционное развитие без кардинальных изменений социально-экономической конъюнктуры.
11. Определение перспектив развития
Сильные стороны:
значительный производственный потенциал;
выгодное географическое положение;
наличие железнодорожного узла и международного аэропорта;
наличие развитой сети муниципальных образовательных, культурных и спортивных учреждений;
наличие специализированных учреждений здравоохранения, культуры, оснащенных современным оборудованием, таких как ГАУК "Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина", онкологический диспансер, центр гемодиализа и других.
Слабые стороны:
высокая степень физического и морального износа основных фондов (значительно изношенный парк машин и оборудования, коммунальных сетей городской инфраструктуры, высокая доля аварийного и ветхого жилья);
снижение динамики инвестиционных расходов;
высокая зависимость денежных доходов населения от полученной заработной платы;
экологическая ситуация, недостаток зеленых насаждений;
высокий износ коммунальной инфраструктуры;
большая протяженность дорог;
ненормативное состояние 52,2 процента внутригородских дорог;
изношенность муниципального транспорта и транспортной инфраструктуры;
недостаток квалифицированных кадров.
С целью решения сложившихся проблем с учетом имеющихся преимуществ муниципального образования необходима реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
обеспечение комфортных условий проживания жителей за счет улучшения качества городской среды;
приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети;
модернизация жилищно-коммунальный комплекса муниципального образования;
участие в программах жилищного строительства;
обеспечение пространственного развития муниципального образования;
принятие мер, направленных на улучшение экологической ситуации;
обеспечение развития социальной инфраструктуры муниципального образования;
создание благоприятного предпринимательского климата;
использование возможностей особой экономической зоны для привлечения инвесторов, развития высокотехнологичных производств, увеличения налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, создания высокопроизводительных рабочих мест;
проведение работы по корректировке программ подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования с учетом запросов предприятий муниципального образования на востребованные (дефицитные) профессии;
принятие мер, направленных на расширение перечня специальностей технической направленности дневной формы обучения на бюджетной основе, в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет".
Перспективными направлениями, которые позволят повысить качество городской среды муниципального образования, являются:
обеспечение муниципального образования градостроительной документацией, отвечающей современным требованиям к городскому пространству;
развитие инфраструктуры за счет создания современных общественных пространств (в том числе развитие пешеходной и велоинфраструктуры);
принятие мер по развитию исторического центра муниципального образования (разработка проекта объединенной зоны охраны, утверждение предмета и границы исторического поселения, благоустройство набережной реки Урал, примыкающей к историческому ядру, разработка и внедрение дизайн-кода муниципального образования, расширение деловой и общественной инфраструктуры);
создание единого с городом Новотроицком транспортного пересадочного узла скоростного железнодорожного транспорта.
III. Перечень приоритетных мероприятий программы
Средства областного бюджета направляются на реализацию приоритетных мероприятий программы в пределах бюджетных ассигнований областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Перечень приоритетных мероприятий программы и объем средств на их реализацию представлен в приложении N 2 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.