г. Краснодар |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А53-42104/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А53-42104/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Умарова А.А. (ИНН 610800431023, ОГРНИП 304610836000056; далее - глава К(Ф)Х, предприниматель) денежных средств, полученных в качестве субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства, в сумме 767 600 рублей.
Решением суда от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2023, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В кассационной жалобе министерство просило принятые судебные акты отменить. По мнению заявителя, суды не учли все обстоятельства, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. Суды в качестве доказательства, подтверждающего выполнение установленного показателя, неправомерно приняли документ, содержащий сведения по состоянию на промежуточную дату - осень 2020 года, а не на завершение отчетного года. Указанный предпринимателем объем сельскохозяйственной продукции не мог быть учтен в составе расходов на корма, поскольку на дату, указанную в расшифровке фактических затрат, данная сельскохозяйственная продукция ещё не была убрана, за период с января по март 2020 года объем пшеницы для кормления 200 голов товарного поголовья коров специализированных мясных пород составил 236 600 кг или 236,6 тонн, что существенно больше остатка в объеме 1 тыс. центнеров (100 тонн), на которые ссылается предприниматель в своих пояснениях
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.08.2020 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства в размере 767 600 рублей.
Предприниматель (получатель) и министерство 21.08.2020 заключили соглашение на возмещение затрат на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства N 330 (далее - соглашение). В соответствии с разделом 1 соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии получателю в целях возмещения понесенных затрат получателя, связанных с развитием мясного животноводства (далее - субсидия). Размер субсидии - 767 600 рублей. Срок её предоставления - 2020 год.
Пунктом 4.13 соглашения установлены показатели предоставления субсидии - 215 коров специализированных мясных пород. Срок, на который запланировано достижение показателей - 2020 год.
Согласно расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года поголовье на 01.01.2020 составляло 200 голов.
Затраты, заявленные к субсидированию, состояли из затрат на: оплату труда без отчислений на социальные нужды - 108 тыс. рублей, расходы на корм - 410 тыс. рублей, расходы на оплату горюче-смазочных материалов (топлива) - 205 тыс. рублей, расходы по оплате запчастей - 231 128 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 соглашения субсидия в размере 767 600 рублей предоставлена предпринимателю путем её перечисления на лицевой счет, открытый получателем в Юго-Западном банке ПАО "Сбербанк России", что подтверждается платежным поручением от 31.08.2020 N 781701.
В ходе проведения проверки соблюдения предпринимателем условий соглашения министерство установило, что расходы предпринимателя, указанные в расшифровке затрат, не подтверждаются данными показателей формы N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей" годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год, а выполнение целевого показателя - поголовье коров специализированных мясных пород, установленного соглашением, не подтверждено данными бухгалтерской отчетности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, министерство обратилось с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями соглашения.
Суды установили, что согласно справке государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Зимовниковская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" от 10.03.2023 N 65 осенью 2020 года Умаровым А.А. предоставлено для ветеринарных противоэпизоотических мероприятий 590 голов крупного рогатого скота, из них 259 коров. Таким образом, плановые показатели на 2020 год по числу голов коров специализированных мясных пород, установленные соглашением о предоставлении субсидии - 215 коров, предпринимателем достигнуты, учитывая их фактическое наличие осенью 2020 года в количестве 259 голов.
В разделе 23-6 "Сведения о наличии животных" формы N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей" в 2020 году Умаров А.А. отразил наличие 200 коров, 51 нетель (стельные телки, то есть молодые коровы), что опровергает доводы министерства о том, что на конец 2020 года выполнение планового показателя по числу голов коров не подтверждено отчетными документами.
Согласно сведениям, указанным предпринимателем в разделе 23-5 "Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства" формы N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей", в 2020 году Умаровым А.А. произведено 27 423 центнера пшеницы (озимой и яровой), из которых 27 тыс. центнеров реализовано.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод министерства о том, что 423 центнера использовано Умаровым А.А. на корма. Указанное, по мнению министерства, не подтверждает заявленные им в расшифровке расходы на корма - 410 тыс. рублей. Суды установили, что согласно письму территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области от 13.06.2023 N МС-Т62-11/977-ГС средняя цена пшеницы за период с января по декабрь 2020 года составляла 13 836 рублей 07 копеек за тонну. Таким образом, 423 центнера пшеницы в 2020 году стоили 585 562 рубля 80 копеек, что превышает заявленные предпринимателем к субсидированию расходы в сумме 410 тыс. рублей.
Поскольку министерство не представило в материалы дела доказательства нарушения предпринимателем условий соглашения о предоставлении субсидии, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о взыскании с главы К(Ф)Х 767 600 рублей денежных средств, полученных в качестве субсидии.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А53-42104/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А53-42104/2022, установил следующее.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями соглашения.
...
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2023 г. N Ф08-10421/23 по делу N А53-42104/2022