г. Краснодар |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А32-34909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - товарищества собственников жилья "Лучезарное" (ИНН 2306026909 ОГРН 1052303071260), заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации "Муниципальное образование Ейский район" Краснодарского края (ИНН 2331013406 ОГРН 1032317504889), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796 ОГРН 1062308033700), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лучезарное" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по делу N А32-34909/2021, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Лучезарное" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации "Муниципальное образование Ейский район" Краснодарского края (далее - администрация) с заявлением о признании недействительными распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации "Муниципальное образование Ейский район" Краснодарского края (далее - управление) от 22.06.2021 N 44 о проведении внеплановой проверки в отношении общества, акта проверки от 28.06.2021 N 41 и предписаний управления от 28.06.2021 N 12, 13 об устранении нарушений. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечена Государственная жилищная инспекции Краснодарского края.
Решением суда от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2022, производство по делу в части оспаривания акта проверки прекращено, признаны недействительными распоряжение о проведении внеплановой проверки, предписания от 28.06.2021 N 12, 13. Судебные акты в части удовлетворения требований мотивированы отсутствием у управления полномочий на проведение внеплановой проверки деятельности ТСЖ в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 16.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) из-за несогласования ее проведения с органами прокуратуры.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2022 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки содержание жалоб, послуживших основанием для проведения проверки управлением, в смысле, определенном в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пункте "в" части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в редакции, действующей в момент проведения внеплановой выездной проверки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2023, ходатайство ТСЖ об уточнении требований удовлетворено, принят отказ от требования о признании незаконным акта проверки от 28.06.2021, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд указал, что у управления имелись оснований для проверки деятельности ТСЖ исходя из содержания жалоб собственников помещений в многоквартирном доме (далее - жильцы, МКД), ТСЖ устранило выявленные нарушения, исполнение предписания от 28.06.2021 N 13 о предоставлении документации на лифты в МКД не свидетельствует о незаконности выдачи предписания от 28.06.2021 N 13. При проведении проверки в июне 2021 по распоряжению от 21.06.2021 N 44 эти документы не представлялось.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворить требование по мотивам отсутствия у управления полномочий на проведение проверки и зафиксированных в предписаниях нарушений.
ТСЖ направило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью адвоката, принимавшего участие в представлении его интересов. Ходатайство подлежит отклонению как необоснованное, поскольку это повлечет судебную волокиту и необоснованное затягивание сроков рассмотрения жалобы (дело находится в производстве арбитражных судов более двух лет), у суда кассационной инстанции не имеется полномочий по исследованию и переоценке доказательств, явка в судебное заседание кассационной инстанции обязательной не признавалась.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 28.06.2021 при проведении управлением внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 21.06.2021 N 44 выявлено осуществление ТСЖ деятельности по управлению МКД N 20/2 по ул. Коммунистической в г. Ейске и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД с нарушением требований жилищного законодательства: не обеспечено заделывание неплотности вокруг трубопровода горячего водоснабжения, проходящего через перекрытия над квартирой N 29 в МКД, асбестовым шнуром или волокном с предварительной установкой гильзы (неплотность заделана пеной); не обеспечено устранение выкрашивания раствора в отдельных местах между фасадной стеной МКД и правой опорной колонны из кирпичной кладки (возле четвертого подъезда); не обеспечено оборудование водоотводных воронок внутреннего водостока колпаками, что является нарушением статьи 138, частей 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса, пунктов 5, 7 раздела I, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290), пунктов 4.3.7, 4.2.3.1, 4.6.4.5, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Управление выдало предписание от 28.06.2021 N 12 об устранении выявленных нарушений до 11.08.2021.
В ходе проверки также установлено, что ТСЖ не обеспечило хранение (ведение, заключение договоров) документов, паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации лифтов, договор со специализированной организацией на содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами, аварийное, диспетчерское обслуживание лифтового оборудования, акт оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме ежегодного технического освидетельствования, акт соответствия лифтов отработавшего назначенный срок службы, установленным требованиям, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, декларация соответствия лифтового оборудования установленным требованиям, документы, подтверждающие организацию системы диспетчерского контроля и обеспечения диспетчерской связи с кабиной лифта, документы, подтверждающие проведение аварийного обслуживания лифтов, документы, подтверждающие техническое диагностирование, обследование лифтов и выход лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации, чем нарушило подпункт "з" пункта 11 Правил N 491, пункт 22 раздела II Постановления N 290, пункты 1.5, 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3, 5.10.1, 5.10.2 Правил N 170. Об устранении этих нарушений управление выдало предписание от 28.06.2021 N 13 до 28.06.2021, при проверке контроля исполнения которого управление по распоряжению от 31.08.2021 N 88 провело внеплановую выездную проверку и выявило неисполнение предписания от 28.06.2021 в полном объеме: не устранены неплотности вокруг трубопровода горячего водоснабжения, проходящего через перекрытия над квартирой N 29 в МКД, асбестовым шнуром или волокном с предварительной установкой гильзы (неплотность заделана пеной). Об устранении названного нарушения ТСЖ выдано повторное предписание от 14.09.2021 N 35 об устранении нарушения до 25.10.2021. В целях контроля за исполнением предписания от 28.06.2021 N 13 о предоставлении технической документации лифтового хозяйства в МКД управлением на основании распоряжения от 02.09.2021 N 91 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что требования выданного предписания ТСЖ "Лучезарное" исполнены. ТСЖ полагая, что вышеуказанное распоряжение и предписания управления не соответствуют закону и нарушают права и законные его интересы в предпринимательской или иной экономической деятельности, обжаловало их в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела ТСЖ уточнило заявленные требования, просило признать недействительными распоряжения о проведении внеплановой проверки от 21.06.2021 N 44, 31.08.2021 N 88, предписания 28.06.2021 N 12, N 13, 14.09.2021 N 35.
При рассмотрении дела суд счел доказанным совершение ТСЖ вмененных ему в предписаниях управления нарушений исходя из сроков проведения проверок и выдачи обжалуемых ТСЖ актов и времени устранения этих нарушений - отсутствие документации на лифтовое оборудование; не обеспечено: заделывание неплотности вокруг трубопровода горячего водоснабжения проходящего через перекрытия над квартирой N 29 в спорном МКД, устранение выкрашивания раствора в отдельных местах между фасадной стеной МКД и правой опорной колонны из кирпичной кладки (возле четвертого подъезда); оборудование водоотводных воронок внутреннего водостока колпаками; хранение (ведение, заключение договоров) документов паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации лифтов, договора со специализированной' организацией на содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами, аварийное, диспетчерское обслуживание лифтового оборудования, другой технической документации на обслуживание и эксплуатацию лифтового оборудования, и нарушение тем самым пунктов 4.3.7, 4.2.3.1, 4.6.4.5, 4.6.1.26, 1.5, 5.10 Правил N 170, подпункта "в" пункта 2 Постановления N 290, подпункта "з" пункта 11, подпунктов "а" - "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491. Проверил и счел соблюденной суд и процедуру уведомления ТСЖ о предстоящей проверке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд, правильно применил к установленным им фактическим обстоятельствам действующие в момент возникновения спорных правоотношений нормы права (в том числе часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса, пункт "в" части 2 статьи 10 Закона N 294-ФФЗ, статью 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), проанализировал доводы, изложенные в жалобах от жильцов МКД, поступивших в управление, исследовал и оценил совокупности представленные в материалы дела доказательства нарушения ТСЖ вмененных ему управлением нарушений в содержании и управлении общедомовым имуществом МКД, и сделал не подлежащий переоценке вывод о наличии у управления как оснований для проведения проверок исходя из приведенных в жалобах жильцом доводов, так и выдачи обжалуемых ТСЖ предписаний. Всем доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда об установленных им фактических обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по делу N А32-34909/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2023 г. N Ф08-10515/23 по делу N А32-34909/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10515/2023
22.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11796/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34909/2021
20.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5399/2022
04.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-577/2022
17.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34909/2021