Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Гурьевского муниципального округа
от "19" февраля 2024 года N 1076
Положение
о муниципальной системе оповещения населения Гурьевского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Положение определяет назначение, задачи и требования к муниципальной системе оповещения населения Гурьевского муниципального округа, порядок ее создания, реконструкции, задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Гурьевского муниципального округа.
1.3. Муниципальная система оповещения на территории Гурьевского муниципального округа создается администрацией Гурьевского муниципального округа.
1.4. Муниципальная система оповещения населения Гурьевского муниципального округа является сегментом региональной системы оповещения населения Калининградской области.
1.5. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения осуществляется за счет средств бюджета Гурьевского муниципального округа, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
1.6. Основной задачей муниципальной системы оповещения Гурьевского муниципального округа является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС Гурьевского муниципального округа;
- сил ГО и РСЧС Гурьевского муниципального округа;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Гурьевского муниципального округа.
1.7. Основные требования к функциональным возможностям муниципальной системы оповещения населения:
а) прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня;
б) включение (запуск) муниципальной автоматизированной системы оповещения не менее чем с двух пунктов управления ГО и РСЧС регионального уровня и не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС муниципального уровня в соответствии с Планом ГО;
в) взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и РСЧС о задействовании системы оповещения населения, локальными системами оповещения и КСЭОН;
г) автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения;
д) подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
е) формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
ж) передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
з) двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
и) установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
к) оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
л) дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;
м) приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
н) контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
о) приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
п) контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;
р) защита от несанкционированного доступа;
с) документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
1.8. Системы оповещения населения создаются с целью своевременного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
При угрозе жизни или здоровью граждан по системе оповещения незамедлительно передается экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, а также правилах поведения и способах защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.9. Муниципальная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной муниципального образования (далее - ГО) и муниципальное звено территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации. Элементы специальных программно-технических средств оповещения региональной автоматизированной системы оповещения используются органами управления ГО и РСЧС муниципального уровня на основании заключенных Договоров (соглашений) в соответствии с действующим законодательством.
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.10. Мероприятия по созданию, реконструкции муниципальных систем оповещения населения проводятся в 3 этапа.
На первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.
Для обеспечения звукопокрытия оконечными средствами оповещения муниципальных систем оповещения населения в населенных пунктах допускается устанавливать оконечные средства оповещения населения на крышах зданий, сооружений и многоквартирных домов по согласованию с собственниками соответствующего имущества.
В случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются.
План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения проверяются и согласовываются органом местного самоуправления с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при создании или реконструкции муниципальной системы оповещения населения. План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация утверждаются главой администрации Гурьевского муниципального округа.
На втором этапе устанавливаются технические средства оповещения, проводятся работы, предусмотренные проектно-технической документацией на создание или реконструкцию системы оповещения населения, осуществляются подключение системы оповещения населения к сетям операторов связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, ввод адресов направлений оповещения и взаимодействия в базу данных технических средств оповещения системы оповещения населения и комплексная наладка программного обеспечения системы оповещения населения и технических средств оповещения, включая средства защиты информации, проводится обучение правилам эксплуатации допускаемых к эксплуатации технических средств оповещения дежурного (дежурно-диспетчерского) и технического персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На третьем этапе проводятся испытания и осуществляется ввод системы оповещения населения в эксплуатацию.
1.11. Реконструкция систем оповещения населения проводится в случаях:
а) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения, не выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
б) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.
1.12. Ввод системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта администрации Гурьевского муниципального округа, при условии положительных результатов испытаний системы оповещения населения.
1.13. На муниципальную систему оповещения населения Гурьевского муниципального округа разрабатывается паспорт установленного образца, содержание которого уточняется по результатам комплексных проверок готовности системы оповещения, не менее 2 раз в год. Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорт и положение о муниципальной системе оповещения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.14. Паспорт содержит данные об охвате населения на отдельных территориях различными типами технических средств оповещения, данные о технических характеристиках системы оповещения, типах и состоянии готовности технических средств оповещения, об их размещении на объектах, а также сведения об организации эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения.
1.15. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности на территории Гурьевского муниципального округа организуется и осуществляется администрацией Гурьевского муниципального округа.
1.16. Поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения достигается за счет:
а) осуществления обучения уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в) регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;
г) эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
д) создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению;
е) осуществления реконструкции систем оповещения населения в случаях, установленных п. 1.11 настоящего Положения.
1.17. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения, как элемент комплексной проверки готовности систем оповещения в Калининградской области;
- технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
1.18. Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей администрации Гурьевского муниципального округа и МКУ "ЕДДС Гурьевского муниципального округа", при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
1.19. По решению КЧС и ОПБ Гурьевского муниципального округа могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения.
1.20. В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
1.21. По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки и предложения по их своевременному устранению. В акте дается оценка готовности муниципальной системы оповещения населения в соответствии с требованиями Приказа МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения". Акт комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения является основанием для уточнения паспорта муниципальной системы оповещения.
1.22. Акт комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения и уточнённый паспорт муниципальной системы оповещения направляются в органы управления РСЧС регионального уровня.
1.23. Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
1.24. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска муниципальной системы оповещения населения.
1.25. Вывод из эксплуатации действующей муниципальной системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения и допускается после ввода в эксплуатацию новой муниципальной системы оповещения населения.
1.26. Требования, изложенные в п. 1.7 настоящего Положения, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
2. Структура муниципальной системы оповещения населения
2.1. Для обеспечения своевременной передачи сигналов оповещения руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС Гурьевского муниципального округа, сил ГО и РСЧС Гурьевского муниципального округа, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов сигналов оповещения и экстренной информации на территории Гурьевского муниципального округа комплексно используются:
- сеть местной городской телефонной сети по 4-х канальной системе оповещения (автообзвона) SP-Robot;
- сеть местной городской телефонной сети по 8-и канальной системе оповещения (автообзвона) и SMS-оповещения Рупор.
2.2. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации на территории Гурьевского муниципального округа комплексно используются:
- сеть электронных сирен и мощных акустических систем информационно-телекоммуникационного комплекса оповещения и связи П-166 ИТК ОС;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах (громкоговорители на спецавтомобилях ОМВД), мобильные и носимые средства оповещения (электромегафоны);
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет (электронная почта, социальные сети, сайт администрации);
- системы отображения информации (отображающие поверхности, мониторы);
- способы передачи информации по сетям операторов связи и через средства массовой информации (в соответствие с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях");
- подомовой обход старостами сельских поселений и председателями СНТ.
2.3. Технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного и введенного в действие с 01 июня 2021 года приказом Росстандарта от 09 февраля 2021 года N 46-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации".
3. Функционирование системы оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом ГО и защиты населения (планом ГО) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Гурьевского муниципального округа.
3.2. Оперативный дежурный МКУ "ЕДДС Гурьевского муниципального округа" (далее - ЕДДС), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до главы администрации Гурьевского муниципального округа, органов управления и сил ГО и РСЧС муниципального уровня, а также организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.3. Решение на задействование муниципальной системы оповещения населения принимается главой администрации Гурьевского муниципального округа.
Распоряжением администрации Гурьевского муниципального округа заблаговременно утверждается перечень должностных лиц МКУ "ЕДДС Гурьевского муниципального округа", которые, при получении сигналов гражданской обороны, незамедлительно задействуют муниципальную систему оповещения населения с последующим доведением информации о задействовании до главы администрации.
Оперативный дежурный ЕДДС при получении распоряжения главы администрации о задействовании муниципальной системы оповещения населения действует согласно разработанных инструкций, утвержденных директором МКУ "ЕДДС Гурьевского муниципального округа".
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования муниципальная система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным сценариям при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС Гурьевского муниципального округа.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения осуществляется с автоматизированных рабочих мест ЕДДС при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 мин.
В ручном режиме функционирования:
- ЕДДС направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения;
- организуется подомовой обход старостами сельских поселений и председателями СНТ.
Приоритетный режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи в соответствии с установленными требованиями.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению по сетям связи осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2322.
3.6. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения.
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения администрацией Гурьевского муниципального округа.
Требования к громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости (при необходимости могут использоваться водные и другие транспортные средства), а также соответствующего климатического исполнения;
- подвижные, мобильные, носимые технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
- технические средства оповещения должны обеспечивать, в том числе с помощью мощных акустических систем, подачу сигнала "Внимание всем!" и передачу речевых сообщений;
- передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области от 19 февраля 2024 г. N 1076 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.