Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 29.02.2024 N 443
Модель
системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области
1. Основные положения
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области (далее - Модель) разработана с учетом Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - Типовая модель Минтруда), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 902 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Реализация Модели осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.
1.4. В Модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, в Волгоградской области, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
Иные понятия, используемые в Модели, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 442-ФЗ.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ и Моделью соответственно.
2. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода
2.1. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3. Участники системы долговременного ухода
3.1. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 декабря 2023 г. N 692 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году" реализация Модели осуществляется следующими участниками:
1) комитетом социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Облкомсоцзащиты);
2) комитетом здравоохранения Волгоградской области (далее - Облздрав);
3) территориальными координационными центрами, созданными на базе центров социальной защиты населения подведомственными Облкомсоцзащиты (далее - территориальный координационный центр, центры социальной защиты населения);
4) поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области;
5) медицинскими организациями, подведомственными Облздраву;
6) региональным координационным центром, являющимся структурным подразделением учреждения, подведомственного Облкомсоцзащиты, и не являющегося поставщиком социальных услуг (далее - региональный координационный центр);
7) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) гражданами, осуществляющими уход;
9) гражданами, нуждающимися в уходе.
3.2. Координатором внедрения системы долговременного ухода является областная рабочая группа по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, созданная, согласно протоколу от 21 июня 2018 г. N 2, решением межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области, образованной постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 июня 2015 г. N 552 "Об образовании областной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области".
4. Принципы работы в системе долговременного ухода
4.1. Деятельность участников системы долговременного ухода в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;
6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;
7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.
4.2. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, конфиденциальность.
4.3. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.
5. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их в систему долговременного ухода
5.1. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в Облкомсоцзащиты или в региональный или территориальные координационные центры, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом Облкомсоцзащиты N 1410, Облздрава N 1809 от 29 июня 2023 г. "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной защиты населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области, включая организацию их социального сопровождения" (далее - совместный приказ Облкомсоцзащиты N 1410, Облздрава N 1809), посредством:
1) ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области", отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области и иными органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления;
2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
на "горячую линию" Call-центра "СДУ" (8 800 201 38 36);
на единый портал государственных и муниципальных услуг;
3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
5.2. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 442-ФЗ в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в Облкомсоцзащиты или в центры социальной защиты населения, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
5.3. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
5.4. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
5.5. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.
5.6. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагают проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
6) принятие в отношении граждан нуждающихся в уходе, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, по форме, установленной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 15 января 2015 г. N 8 "Об утверждении некоторых форм" (далее - Приказ N 8);
7) составление и утверждение индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) и дополнения к индивидуальной программе.
5.7. Основаниями для исключения гражданина из системы долговременного ухода являются утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
5.8. Решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу или об отказе в социальном обслуживании принимаются центрами социальной защиты населения в соответствии с Порядком признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Облкомсоцзащиты от 26 октября 2015 г. N 1527 "О порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области".
6. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
6.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется работниками территориального координационного центра, в чьи должностные обязанности включается указанное полномочие (далее - эксперт по оценке нуждаемости), с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
6.2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с рекомендациями по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренными приложением N 1 к Типовой модели Минтруда, а также рекомендуемым алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением N 2 к Типовой модели Минтруда.
6.3. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой установлена приказом Облкомсоцзащиты от 30 марта 2023 г. N 648 "Об утверждении Правил определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу" (далее - Приказ N 648).
6.4. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах лиц, указанных в статье 14 Федерального закона N 442-ФЗ, либо об отказе в социальном обслуживании.
6.5. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода. Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены Приказом N 648.
6.6. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг, а также социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода.
6.7. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
6.8. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг, а так же социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже одного раза в год).
6.9. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости.
6.10. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели Минтруда.
7. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода
7.1. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.
7.2. При формировании социального пакета долговременного ухода и подборе гражданину иных социальных услуг, ему не назначаются социальные услуги аналогичные социальным услугам по уходу, включенным в социальный пакет долговременного ухода.
7.3. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
1) характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
2) периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
3) интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
4) продолжительность ухода - объем часов, требуемый для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
5) время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
6) график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
7.4. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
7.5. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
7.6. В случае, если при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в уходе, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (28 часов в неделю), и при этом гражданин отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, рекомендуется предлагать гражданину стационарную форму социального обслуживания.
7.7. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании рекомендуется ограничивать временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
7.8. Штатные расписания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, формируются в соответствии с рекомендуемыми нормативами штатной численности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".
8. Социальный пакет долговременного ухода
8.1. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
8.2. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, предусмотрен приказом Облкомсоцзащиты от 29 февраля 2024 г. N 444 "О предоставлении социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в рамках реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - Приказ N 444).
8.3. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;
2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;
3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;
4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.5. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии с рекомендуемыми стандартами социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарты), предусмотренными Приказом N 444.
8.6. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
8.7. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
8.8. При установлении гражданину первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).
8.9. При установлении гражданину второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1260 минут).
8.10. При установлении гражданину третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут).
8.11. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.
8.12. В случае, если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления наиболее трудоемких социальных услуг по уходу.
8.13. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
до 2 раз в день 3 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина первого или второго уровня нуждаемости в уходе;
до 3 раз в день 5 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина второго или третьего уровня нуждаемости в уходе.
8.14. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии с Приказом N 444.
8.15. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
8.16. Помощник по уходу обязан:
1) соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу. Рекомендации по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу" предусмотрены приложением N 14 к Типовой модели Минруда;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели Минтруда.
8.17. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), форма которого предусмотрена приложением N 3 к Приказу N 444.
8.18. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
8.19. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
8.20. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.
9. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг и социального сопровождения
9.1. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания или в их сочетании в соответствии с индивидуальной потребностью граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в соответствии со статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, порядками предоставления социальных услуг, утвержденными приказами комитета.
9.2. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
9.3. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).
10. Составление гражданам, нуждающимся в уходе, индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе
10.1. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
10.2. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, согласно условиям, установленным статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ, и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
10.3. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, которому при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
10.4. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу. Форма дополнения к индивидуальной программе предусмотрена Приказом N 8.
10.5. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
10.6. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
10.7. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.
10.8. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина, нуждающегося в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
10.9. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу), о дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг, реализующего дополнение к индивидуальной программе) вносятся в государственную информационную систему "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области".
11. Заключение договора о социальном обслуживании
11.1. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ (далее - договор).
11.2. Форма договора о предоставлении социального обслуживания утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
11.3. В договоре в обязательном порядке указываются:
1) объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ;
2) объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.
11.4. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору.
11.5. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социального обслуживания, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода
12.1. Облкомсоцзащиты формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:
1) в структуре (на базе) подведомственных Облкомсоцзащиты учреждений, не являющихся поставщиками социальных услуг:
регионального координационного центра, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода в соответствии с Положением о региональном координационном центре, утвержденным приказом Облкомсоцзащиты от 31 марта 2023 г. N 653 "Об утверждении Положения о региональном координационном центре";
территориальных координационных центров, основной целью которых является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории всех муниципальных образований Волгоградской области в соответствие с положением о территориальном координационном центре, утвержденным приказом Облкомсоцзащиты от 22 марта 2023 г. N 551 "Об утверждении Положения о территориальном координационном центре";
2) на базе организаций социального обслуживания, подведомственных комитету:
пунктов проката технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которых является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации. Положение о пунктах проката установлено приказом Облкомсоцзащиты от 31 марта 2021 г. N 590 "Об утверждении Положения о пунктах проката технических средств реабилитации, созданных на базе центров социального обслуживания населения в рамках внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами";
школ ухода, основной целью которых является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода. Примерное положение об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области утверждено приказом Облкомсоцзащиты от 09 января 2020 г. N 1 "Об организации деятельности "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области";
центров дневного пребывания, основной целью которых является поддержка граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, при этом в центрах дневного пребывания социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода, не предоставляются. Примерное Положение об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов утверждено приказом Облкомсоцзашиты от 22 февраля 2019 г. N 253 "Об утверждении некоторых документов для организации работы в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов".
13. Межведомственное взаимодействие в системе долговременного ухода
13.1. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода осуществляется на основании совместного приказа Облкомсоцзащиты N 1410, Облздрава N 1809.
13.2. Совместный приказ Облкомсоцзащиты N 1410, Облздрава N 1809 устанавливает порядок взаимодействия участников внедрения системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между Облкомсоцзащиты, Облздравом, их подведомственными организациями и поставщиками социальных услуг:
1) при организации оперативного обмена информацией между участниками межведомственного взаимодействия о гражданах, нуждающихся в уходе и медико-социальном сопровождении;
2) при осуществлении совместной деятельности в рамках реализации индивидуальной программы, дополнения к индивидуальной программе и мероприятий по медико-социальному сопровождению;
3) при совершенствовании механизма межведомственного взаимодействия с целью обеспечения преемственности и непрерывности предоставления социальных и медицинских услуг, социальных услуг по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу.
13.3. Межведомственное взаимодействие участников внедрения системы долговременного ухода обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
14. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода
14.1. Облкомсоцзащиты организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощники по уходу, организаторы ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (эксперты по оценке нуждаемости, работники регионального и территориальных координационных центров) по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы), в том числе по программам профессиональной подготовки, дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации в учебном центре, созданном на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Центральный центр социального обслуживания населения" (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 22 октября 2021 г. N 34-22102021-00020), а также в иных образовательных организациях.
14.2. Обучение работников по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
14.3. Работник регионального и территориального координационного центра организует и обеспечивает взаимодействие работников поставщиков социальных услуг, медицинских и иных организаций с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
14.4. Работник регионального или территориального координационного центра обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели Минтруда.
14.5. Деятельность работника территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с работником регионального координационного центра и организатором ухода.
14.6. Организатор ухода является руководителем структурного подразделения поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
14.7. Организатор ухода обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 N 353н и от 18 июня 2020 N 351н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, установленные приложением N 5 к Типовой модели Минтруда.
15. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода
15.1. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:
1) средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов";
2) средств областного бюджета в соответствии с Законом Волгоградской области от 05 декабря 2023 г. N 95-ОД "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов";
3) средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь) в соответствии с Законом Волгоградской области от 24 ноября 2023 г. N 92-ОД "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов";
4) средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг в соответствии со статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ.
16. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, и мониторинг функционирования системы долговременного ухода
16.1. Контроль качества предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора о предоставлении социальных услуг по уходу и дополнения к индивидуальной программе, осуществляемых Облкомсоцзащиты, территориальными координационными центрами, поставщиками социальных услуг.
Порядок осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, утвержден приказом Облкомсоцзащиты от 28 марта 2023 г. N 615 "Об утверждении Порядка осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу".
16.2. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых региональным и территориальными координационными центрами на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации:
1) по выявлению потенциальных получателей социальных услуг;
2) по определению экспертом по оценке нуждаемости территориального координационного центра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;
4) по получению территориальным координационным центром и исполнению помощником по уходу медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в социальных услугах по уходу;
5) по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
6) по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход.
16.3. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок мониторинга функционирования системы долговременного ухода утвержден приказом Облкомсоцзащиты от 01 июня 2023 г. N 1150 "Об утверждении Порядка мониторинга функционирования системы долговременного ухода".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 февраля 2024 г. N 443 "Об утверждении Модели системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.