Решение Калининградского областного суда от 10 апреля 2023 г. N 3а-61/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам ООО "Т.", ООО "Ф." об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
ООО "Ф." обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4993,5 кв. м. Кроме того, в суд с административным иском обратилось ООО "Т.", являющееся собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5946 кв. м. Оба объекта расположены в здании N по адресу: <адрес>. Определением суда от 13 февраля 2023 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство. В соответствии со ст. 373, 374 НК РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. Нежилые помещения N, N включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 г.г. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199. Включение этих помещений в Перечни является неправомерным, поскольку они не отвечают критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ. До начала налоговых периодов 2020, 2021, 2022 г.г. обследование помещений N, N уполномоченным органом не проводилось. Просит признать недействующими с даты принятия: п.п. 1193, 1191 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; п.п. 1679, 1677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177; п.п. 2408, 2382 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Представитель административных истцов ООО "Т.", ООО "Ф." К.А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что при включении принадлежащих административным истцам объектов недвижимости в оспариваемые Перечни Министерством экономического развития, промышленности и торговли нарушен установленный порядок, а именно: не истребованы документы при отсутствии необходимой и достаточной информации в ЕГРН, не проведены обследования. Часть спорных помещений сдается в аренду в качестве торговых, однако, соответствующее подтверждение Министерством до включения их в Перечни не получено.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву по административному делу по иску ООО "Ф.", из п. 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Ф." Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. Согласно данным ЕГРН, помещение общей площадью 4993,5 кв. м. с N имеет наименование "нежилое помещение". Расположено помещение в здании общей площадью 15677,6 кв. м. с N с назначением "нежилое" и наименованием "нежилое здание", на земельном участке с N с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующие здания, строения, сооружения. В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение N от 30 декабря 2010 года из общей площади помещения 4993,5 кв. м. торговые площади составляют 2851,2 кв. м., или 57% общей площади здания. Для включения Объекта в Перечни достаточно установить соответствие такого Объекта хотя бы одному из условий согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 4 статьи 378.2 НК РФ. Сведения ЕГРН о наименовании, которое предусматривает размещение торговых объектов, являются отдельным самостоятельным условием. Также самостоятельными условиями являются использование или наименование объекта согласно документам технического учета (инвентаризации). Необходимо также отметить, что согласно официального сайта торгового комплекса "М." https://megakd.ru/ ТК "М." - крупнейший торговый комплекс в историческом центре Калининграда, представляет собой единый комплекс зданий торговых центров "М.Ц.", "М.М.", "М.Д." и торговой галереи "С.", связанных общей территорией, многоуровневой подземной (220 мм) и наземной наземных (180 мм) парковкой, а также подземным пешеходным переходом. Согласно официальному сайту, по адресу: <адрес> расположен торговый комплекс "М.", который включает в себя: Fashion-Галерея (2 этажа): 27 арендаторов торговых объектов на первом этаже и 14 арендаторов на втором этаже (Z., Л., "K.", "Б.", F., V. и др); офисная часть (11 этажей); фитнес-центр "C.G."; мебельная галерея (2 этажа). Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость. Как следует из отзыва на административный иск ООО "Т.", нежилое помещение N арендуется несколькими юридическими лицами - ОАО "М.", ООО "А.", ООО "О.", ООО "Б.", ООО "О.-Б.", М.В.А., ООО "Л.", ООО "Ф.". Помещение является частью торгового комплекса "М.", что подтверждается официальным сайтом. Здание N является торговым комплексом, что также свидетельствует об обоснованности включения спорных помещений в Перечни.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "Т.", ООО "Ф." являются плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Ф." по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "Ф." является собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4993,5 кв. м., имеющего наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое.
ООО "Т." является собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5946 кв. м., назначение - нежилое, наименование отсутствует.
Нежилые помещения N, N включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 г.г. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199: N - п. 1193 на 2020 год, п. 1679 на 2021 год, п. 2408 на 2022 год; N - п. 1191 на 2020 год, п. 1677 на 2021 год, п. 2382 на 2022 год, соответственно.
Оба нежилых помещения расположены в нежилом здании N, общей площадью 15677,6 кв. м., имеющем назначение - нежилое, наименование - нежилое здание. Данное здание, как следует из открытых источников, в частности, сети Интернет, является частью торгового комплекса "М.", что не отрицает сторона административного истца. Здание N, в свою очередь, находится на земельном участке N, имеющем вид разрешенного использования - под существующие здания, строения, сооружения.
Нежилое помещение N сдавалось в отчетные периоды в аренду. Так, 18 апреля 2016 года заключен договор аренды NМЦ-2 с ООО "Т."; NМЦ-94 от 4 декабря 2017 года с ООО "Б."; NМЦ-152 от 22 августа 2019 года с ООО "К.Г."; NМЦ-126 от 27 февраля 2019 года с ООО "О.". Перечисленные арендаторы являются торговыми организациями, арендуют помещения для магазинов.
Из технического паспорта помещения <адрес> (N ), составленного по состоянию на 30 декабря 2010 года, следует, что к торговым помещениям - основным и вспомогательным - относится вся площадь, при этом к основным торговым - 2921,9 кв. м., что составляет более 50% от всей площади помещения.
Исходя из приведенных положений ст. 378.2 НК РФ, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, суд приходит к выводу о том, что у уполномоченного органа имелись достаточные основания для отнесения объекта N к нежилым помещениям, которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Нежилое помещение N в периодах 2020-2022 г.г. сдавалось в аренду для торговых объектов, что подтверждается договором NМЦ-62 долгосрочной аренды нежилого помещения от 04 июля 2016 года, заключенным с ООО "А." сроком на 5 лет (помещением N 8, площадью 257 кв. м.); договором NF17/1 аренды от 01 июня 2017 года, заключенным с ООО "Ф." сроком до 30 июня 2027 лет (часть помещений N 19,76-81, 85-88 площадью 630 кв. м.); договором NМЦ-107 аренды нежилого помещения от 06 августа 2017 года, заключенным с ОАО "М." сроком на 5 лет (нежилое помещением N 34, площадью 42,80 кв. м.); договором NМЦ-171 аренды нежилого помещения от 22 октября 2020 года, заключенный между ООО "Л." и ИП Л.А.Е. сроком на 5 лет (часть нежилого помещения с КН N, нежилое помещением N 14, площадью 88,5 кв. м.); договор NМЦ-83 от 10 декабря 2016 года сроком на 7 лет с ОАО "М." (318,8 кв. м.); NМЦ-18 от 1 февраля 2015 года до 1 августа 2025 года с ООО "В." (55 кв. м.). Указанные сведения содержатся в ЕГРН.
Перечисленные договора подтверждают сдачу в аренду площадей помещения N в отчетные периоды 2020-2022 г.г. по 23,4% от общей площади для торговли (под магазины), что свидетельствует о фактическом использовании данного помещения в качестве торгового.
Относительно доводов административного истца о нарушении порядка включения объектов недвижимого имущества N, N в Перечни суд приходит к следующему.
По смыслу приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, уполномоченный орган при решении вопроса о включении объекта в Перечень использует сведения ЕГРН, а также информацию, содержащуюся в открытых источниках, в том числе сети Интернет. При недостатке сведений, содержащихся в этих источниках, уполномоченный орган вправе истребовать техническую документацию у правообладателя. Обследование объекта недвижимости проводится в случае непредоставления документов, неполноты или недостоверности информации.
Таким образом, проведение обследования не является обязательным для установления фактического использования нежилого помещения; оно проводится лишь при невозможности получить необходимую информацию документальным путем.
Как указано выше, из технического паспорта нежилого помещения N усматривается, что более 20% его площади используется для размещения торговых объектов, что отвечает критерию, установленному п. 5 ст. 378.2 НК РФ, и является достаточным основанием для включения объекта в Перечень. При этом суд отклоняет довод о несоответствии техпаспорта существующим характеристикам объекта, поскольку это обстоятельство правового значения для данного дела не имеет.
В нежилом помещении N более 20% площади сдавалось в аренду юридическим лицам для размещения торговых объектов. Эти сведения содержатся в ЕГРН. Из договоров аренды также следует, что помещение является частью торгового комплекса "М.", арендаторы обязаны подчиняться его правилам внутреннего распорядка.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
С учетом изложенного, анализ характеристик помещения N, наличие договоров аренды торговых объектов, позволяет отнести его к торговой недвижимости, позволяющей использовать ее как высокодоходный объект, расположенный в торговом комплексе, что обуславливает его повышенное налогообложение.
Ответы Министерства N 13383-ВЛ, N 13384 от 14 декабря 2022 года, на которые ссылается представитель административных истцов, не содержат указаний на основания включения объектов N, N в Перечни, а информируют о рассмотрении вопроса об их исключении комиссией при Министерстве.
Таким образом, п.п. 1193, 1191 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; п.п. 1679, 1677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177; п.п. 2408, 2382 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ООО "Т.", ООО "Ф." следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Т.", ООО "Ф." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 10 апреля 2023 г. N 3а-61/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании