Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 24.10.2013 N 774-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 31.10.2013 N 792-па, от 08.04.2014 N 226-па, от 04.07.2014 N 405-па, от 30.10.2014 N 686-па, от 09.12.2014 N 810-па, от 06.03.2015 N 118-па, от 18.05.2015 N 284-па, от 03.09.2015 N 577-па, от 12.11.2015 N 791-па, от 31.12.2015 N 970-па, от 06.04.2016 N 192-па, от 30.06.2016 N 469-па, от 27.09.2016 N 731-па, от 01.11.2016 N 831-па, от 06.12.2016 N 925-па, от 26.12.2016 N 1005-па, от 31.01.2017 N 48-па, от 28.03.2017 N 253-па, от 27.06.2017 N 515-па, от 31.08.2017 N 685-па, от 09.11.2017 N 889-па, от 25.12.2017 N 1084-па, от 29.03.2018 N 261-па, от 04.05.2018 N 369-па, от 10.09.2018 N 724-па, от 30.11.2018 N 945-па, от 25.12.2018 N 1072-па, от 19.02.2019 N 97-па, от 22.05.2019 N 455-па, от 05.09.2019 N 852-па, от 10.12.2019 N 1240-па, от 25.12.2019 N 1349-па, от 12.03.2020 N 225-па, от 16.06.2020 N 610-па, от 26.06.2020 N 634-па, от 25.09.2020 N 971-па, от 27.11.2020 N 1196-па, от 30.12.2020 N 1437-па, от 17.03.2021 N 228-па, от 29.04.2021 N 448-па, от 09.08.2021 N 819-па, от 07.10.2021 N 1063-па, от 29.12.2021 N 1521-па, от 16.03.2022 N 242-па, от 24.05.2022 N 581-па, от 06.10.2022 N 1102-па, от 31.10.2022 N 1205-па, от 30.12.2022 N 1661-па, постановлений Правительства Курской области от 28.02.2023 N 240-пп, от 18.05.2023 N 560-пп, от 13.12.2023 N 1300-пп, от 29.12.2023 N 1475-пп).
2. Министерству экономического развития Курской области разместить государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора |
А.Б. Смирнов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Курской области
от 01.03.2024 N 167-пп
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области"
Государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Курской области
от 24.10.2013 N 774-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 01.03.2024 N 167-пп)
Государственная программа Курской области
"Развитие экономики и внешних связей Курской области"
(далее - государственная программа)
I. Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение производительности труда, повышение качества и уровня жизни населения и на достижение стратегических целей социально-экономического развития Курской области.
Основой дальнейшего социально-экономического развития Курской области является стабильный рост инвестиций в создание новых высокоэффективных производств инновационной направленности, прежде всего, в обрабатывающих отраслях, а также модернизацию действующих производств.
Инвестиционная политика Курской области направлена на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области и формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе путем формирования и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа, индустриальных (промышленных) парков.
В Курской области проводится работа по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в соответствии с утвержденной "дорожной картой", в которой предусмотрены мероприятия по улучшению позиций региона.
Для упрощения работы инвесторов с исполнительными органами Курской области на инвестиционном портале Курской области создан личный кабинет на сайте "Инвестиционный портал Курской области".
Важным направлением является реализация инвестиционных проектов в форме концессий или государственно-частного партнерства. Системная работа Правительства Курской области в части сотрудничества с частными инвесторами по привлечению их средств в социальную и другие сферы позволит решить вопросы финансирования создания социально значимых объектов - детских садов, школ, больниц, спортивных объектов при недостаточности средств в областном бюджете.
В 2022 году в Курской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - Приказ N 591) начата реализация Регионального инвестиционного стандарта. В рамках данной работы утверждена Инвестиционная декларация Курской области, создан инвестиционный комитет Курской области, инвестиционная карта Курской области приведена в соответствие с требованиями Приказа N 591, утверждены алгоритмы действий инвестора при получении разрешительной документации, а также при подключении к объектам инфраструктуры и при получении земельных участков.
В перспективе необходимо решать задачи не только по расширению масштабов инвестирования реального сектора экономики, но и по изменению качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности.
С 2020 года Курская область участвует в реализации региональных проектов: "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" национального проекта "Производительность труда".
В реализацию национального проекта вошли предприятия Курской области в сфере обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли. Специалисты предприятий получают возможность повышения квалификации по программе "Акселератор экспортного роста", программе управленческих кадров "Лидеры производительности".
Возрождается движение рационализаторства и наставничества. Ежегодно проводятся региональные этапы конкурса "Лучшие практики наставничества".
С 2021 года на территории Курской области совместно с Госкорпорацией "Росатом" реализуется проект "Эффективный регион", направленный на внедрение принципов и инструментов бережливого производства в деятельность органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области и иных организаций всех форм собственности.
За этот период открыто более 100 проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, финансов, государственных услуг, сельского хозяйства, безопасности, спорта, социального обеспечения, транспорта, ЖКХ, муниципального управления, труда и занятости.
Совместно с Фондом гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" организуется и проводится конкурс на предоставление грантов "Бережливая инициатива", направленный на поддержку организаций, реализующих проекты по повышению эффективности деятельности на основе применения принципов и инструментов бережливого производства.
Неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы является малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Региональная государственная политика в области развития МСП Курской области является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно данным Федеральной налоговой службы по итогам 1 полугодия 2023 года в Курской области насчитывается порядка 34,5 тыс. субъектов МСП. Данный сектор экономики обеспечивает легальную занятость более 150 тыс. человек, что составляет более четверти от общего числа занятых в экономике региона.
С 1 июля 2020 года в Курской области действует режим самозанятости. Число самозанятых показывает стабильный рост. По итогам 1 полугодия 2023 года количество самозанятых в Курской области превышает 32 тыс. человек. Сумма налоговых отчислений за 2022 год от сферы самозанятости составила 107,2 млн. рублей.
Максимальную долю в отраслевой структуре занимают сферы торговли и общественного питания - 40%, однако по сравнению с 2013 годом их составляющая уменьшилась более чем на 15 процентных пунктов. Транспортная деятельность и складское хозяйство - 16%, сфера строительства - 9%, производство - 7%, сфера сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства - 5%, услуги по аренде и операций с недвижимостью - 5%. Диверсификация отраслевой структуры связана со снижением доли основных сегментов в пользу прочих секторов экономики. В частности, это является следствием многолетней приоритезации мер государственной поддержки в такие направления как производственная сфера и сфера агропромышленного комплекса. Так, доля производственного сектора МСП только за период 2021 - 2022 годов увеличилась с 4,72% до 7%.
Количество субъектов МСП неравномерно распределено по муниципальным районам и городским округам Курской области. Более половины субъектов МСП Курской области (54,8%) зарегистрированы на территории г. Курска, 8% - на территории г. Железногорска. Данные пропорции в целом коррелируют с долей численности населения в указанных муниципальных образованиях.
Число занятых в сфере МСП имеет положительную динамику роста, в том числе за счет увеличения числа самозанятых граждан. Так, по итогам 2022 года численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, составила 145 тыс. человек.
Финансовые меры поддержки представлены льготными кредитами для малого, среднего бизнеса и самозанятых граждан, субсидиями на модернизацию производства для МСП производственной сферы, грантами в сфере АПК, грантами молодым предпринимателям и социальным предприятиям. Также среди финансовых мер поддержки выделяются услуги по содействию в привлечении прямого финансирования, а именно гарантии, предоставляемые региональным гарантийным фондом в обеспечение кредитов в коммерческих банках в случае недостаточности у предпринимателя залогового обеспечения; услуги центра инжиниринга, который содействует в получении предприятием инжиниринговой услуги на условиях софинансирования, при этом доля участия центра инжиниринга может достигать 95% стоимости необходимой бизнесу услуги.
Имущественная поддержка сферы МСП представляет собой передачу государственного и муниципального имущества в аренду субъектам МСП на льготных условиях, а также приоритетное право последующего выкупа арендованного имущества.
Среди налоговых мер сектора МСП наиболее популярными является нулевая ставка по упрощенной системе налогообложения и патенту на 2 отчетных периода для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной, производственной сферах и сфере бытовых услуг, и пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения для приоритетных отраслей экономики и социальных предприятий.
Одним из важнейших направлений деятельности является развитие внешнеэкономического сотрудничества. Курская область является приграничным регионом (280 км внешней границы с Сумской областью Украины имеют статус Государственной границы России).
Международные связи Курской области по итогам 2022 года охватывают все страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и более 80 государств дальнего зарубежья.
Внешнеэкономическую деятельность осуществляют около 600 предприятий и организаций области, 306 из них являются экспортерами.
В целом экспорт остается выше годовых значений за ретроспективный период с 2017 года по 2021 год.
Основным документом, способствующим развитию экспорта в регионах России и способствующим решению обозначенных задач, является Региональный экспортный стандарт (далее - Стандарт), разработанный в соответствии с планом национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Документ включает 15 инструментов, реализация которых способствует увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта, вовлечению предприятий в экспортную деятельность, повышению эффективности системы поддержки экспорта. Внедрение Стандарта в Курской области осуществляется с 2022 года по 2024 год. Результатом является реализация всех 15 инструментов Стандарта, 13 из которых внедрены в 2023 году.
По итогам 2022 года объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области увеличился на 8% и занимает 59% всего экспорта.
Основу экспорта составляют минеральные продукты, продовольственные товары и сырье, продукция химической промышленности, каучук, текстиль, текстильные изделия и обувь, машиностроительная продукция, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, прочие товары.
В прошлые периоды лидерами по объемам экспорта для Курской области были Словакия, Беларусь, Китай, Польша, Турция, Румыния, Германия. В современных условиях основными покупателями продукции курских предприятий выступают Беларусь, Китай, Вьетнам, Турция.
Учитывая начавшиеся в 2022 году изменения внешней среды, обусловившие необходимость переориентации экспортных поставок на новые рынки, перспективными являются страновые рынки СНГ (Беларусь, Армения, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Молдавия), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Индонезия, Малайзия), Африки (Египет, Алжир).
Внешнеэкономические, международные и межрегиональные связи Курской области развиваются в торгово-экономической, научнотехнической и гуманитарно-культурной областях в рамках 10 соглашений и 11 протоколов и меморандумов со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также 22 соглашений с субъектами Российской Федерации.
Несмотря на принимаемые меры в сфере реализации экономической политики в Курской области нерешенным остается ряд проблем. Сохранились проблемы, сдерживающие приток инвестиций:
ограниченность средств областного бюджета, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности;
отсутствие подготовленной инфраструктуры на земельных участках, предлагаемых для создания промышленных парков;
отсутствие системности в комплексном решении вопросов подготовки и предоставления инвесторам, реализующим проекты по строительству новых предприятий, объектов инфраструктуры региона;
незначительное число новых инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию экономики и ее диверсификацию, и, как следствие, низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг.
Основными сдерживающими факторами в развитии малого и среднего бизнеса являются:
ограниченный доступ к финансовым ресурсам поддержки для предпринимательских стартапов;
снижение числа субъектов МСП в приграничных районах области в связи с внешним воздействием со стороны вооруженных формирований Украины;
ограничение трудовых ресурсов для формирования штата сотрудников субъектов МСП.
В связи с действующим санкционным режимом и тем фактором, что Курская область имеет статус приграничного региона, перед Правительством Курской области поставлена задача по определению приоритетов развития МСП в целях качественного и количественного развития сектора и увеличения субъектов МСП, создающих бизнес-проекты на территории Курской области.
В развитии внешнеэкономической деятельности Курской области следует выделить следующие проблемы:
неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая привела к необходимости переориентирования региональных производителей на внутренний рынок;
недостаточный уровень государственной поддержки предприятиям-экспортерам;
влияние геополитической ситуации на сложившуюся систему международного и внешнеэкономического сотрудничества субъектов Российской Федерации и на показатели внешней торговли нашего региона.
Необходимость дальнейшего решения вопроса налаживания и укрепления связей Курской области с соотечественниками за рубежом связана с тем, что в государствах проживания наши соотечественники сталкиваются с социально-экономическими проблемами, прямой или косвенной дискриминацией.
В сфере реализации экономической политики в Курской области необходимо дальнейшее совершенствование системы и повышение качества государственного и муниципального управления.
Реализация государственной программы позволит обеспечить:
улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Курской области;
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал;
увеличение количества вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширение сотрудничества с зарубежными странами и регионами Российской Федерации, рост объема несырьевого неэнергетического экспорта, увеличение количества предприятий-экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
налаживание и укрепление связей Курской области с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;
Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года";
постановление Губернатора Курской области от 02.12.2014 N 527-пг "Об утверждении Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года";
постановление Администрации Курской области от 29.12.2021 N 1513-па "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года".
Приоритетами и целями государственной политики в сфере реализации государственной программы в том числе являются:
улучшение инвестиционного климата в регионе для обеспечения стабильного притока инвестиций, обеспечивающих экономический рост и повышение уровня жизни населения;
повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления и организаций за счёт использования принципов и инструментов бережливого производства (бережливого управления);
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие экспортной деятельности Курской области;
диверсификация экспортной корзины в разрезе товарных групп и стран; укрепление зарубежных экономических связей на региональном уровне;
поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией;
совершенствование системы регионального управления на основе повышения эффективности управления региональным развитием.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Курской области
Цель 1 государственной программы - создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; создание условий для развития обрабатывающих отраслей в сфере промышленности.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
формирование благоприятного инвестиционного климата;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области, в том числе путем формирования и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа, индустриальных (промышленных) парков;
государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности;
комплексная поддержка предприятий-участников национального проекта "Производительность труда";
формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях участниках национального проекта "Производительность труда";
формирование бережливого сознания посредством предоставления органам исполнительной власти Курской области, муниципальным образованиям Курской области, организациям (учреждениям) возможности проведения оптимизации и улучшения протекающих процессов с использованием методов и инструментов бережливого производства Производственной системы "Росатом";
повышение эффективности деятельности некоммерческих организаций на территории Курской области на основе применения принципов и инструментов бережливого производства за счет предоставления на конкурсной основе грантов "Бережливая инициатива".
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение значения темпа роста (индекса роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2030 году по отношению к 2020 году не ниже 170 процентов.
Цель 2 государственной программы - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;
создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков;
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности, в разработке и внедрении инноваций, модернизации производства.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в 2030 году в количестве 147,1 тыс. человек.
Цель 3 государственной программы - развитие сотрудничества с зарубежными странами и регионами Российской Федерации, создание условий для продвижения продукции на рынок зарубежных стран.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение в Курской области регионального экспортного стандарта 2.0;
расширение сотрудничества с зарубежными странами и регионами Российской Федерации;
создание благоприятных условий для развития экспорта.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является рост объема несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году по сравнению с 2020 годом на 70%, увеличение количества предприятий-экспортеров из числа МСП к 2030 году в 1,6 раза по сравнению с 2020 годом.
Способами решения указанных задач являются:
реализация региональных проектов: "Системные меры по повышению производительности труда", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Эффективный регион";
реализация комплексов процессных мероприятий: "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области", "Формирование среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства", "Обеспечение деятельности Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Курской области и подведомственного учреждения", "Развитие международных и межрегиональных связей с регионами Российской Федерации", "Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в области культуры, русского языка, образования, информации и молодежной политики, физической культуры и спорта с использованием ресурсов российских центров науки и культуры за рубежом (Россотрудничество)", "Обеспечение деятельности Министерства экономического развития Курской области и реализация мероприятий в сфере экономического развития Курской области";
предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития
Государственная программа способствует реализации национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" путем решения задач, предусмотренных государственной программой.
II. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области в рамках государственной программы
Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области и монопрофильных муниципальных образований Курской области в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства приведены в приложении к государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Курской области
"Развитие экономики и внешних
связей Курской области"
Правила
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области и монопрофильных муниципальных образований Курской области в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курской области (далее - муниципальные образования) и монопрофильных муниципальных образований Курской области (далее - моногорода) в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - субсидии) в рамках комплекса процессных мероприятий "Формирование среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства" государственной программы Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области".
2. В рамках настоящих Правил предусматривается предоставление следующих видов финансовой поддержки:
1) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства;
2) предоставление субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
3. Субсидии предоставляются Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее - главный распорядитель средств областного бюджета) в целях софинансирования расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) по развитию малого и среднего предпринимательства по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
4. Финансовая поддержка, указанная в подпункте 2 пункта 2 настоящих Правил, предоставляется моногородам, включенным в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утверждаемый Правительством Российской Федерации.
5. В случае привлечения средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316) на софинансирование расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований, субсидии бюджетам муниципальных образований и моногородов предоставляются по направлениям, предусмотренным указанным постановлением.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований и моногородов осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, и нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации.
В случае предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований и моногородам с привлечением средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 результаты использования субсидии устанавливаются указанным постановлением.
6. Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
1) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами муниципальных образований Курской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Курской области, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
2) возврат муниципальными образованиями Курской области средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19.1 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 23.03.2015 N 141-па "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий);
3) заключение соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету.
7. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
а) включение муниципального образования в перечень моногородов в соответствии с федеральным законодательством;
б) соответствие мероприятий, указанных в заявке муниципального образования на получение субсидии, направлениям, указанным в пунктах 3, 5 настоящих Правил;
в) наличие заявки муниципального образования на получение субсидии по направлениям, указанным в пунктах 3, 5 настоящих Правил, по форме и в сроки, утверждаемые главным распорядителем средств областного бюджета.
8. Отбор муниципальных образований осуществляется главным распорядителем средств областного бюджета в соответствии с критериями и условиями, установленными пунктами 6 и 7 настоящих Правил.
9. Объем субсидии бюджетам муниципальных образований определяется по формуле:
Si = G MОi х Yi,
где:
Si - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования;
G MOi - расходные обязательства i-го муниципального образования, представленные органом местного самоуправления на софинансирование мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
Уi - уровень софинансирования расходного обязательства i-го муниципального образования за счет субсидии.
10. Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий определяется по формуле:
Уi = Уm / PБOi,
где:
Уi - уровень софинансирования расходного обязательства i-го муниципального образования за счет субсидии;
Уm - средний уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий;
PБOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования на очередной финансовый год.
11. Средний уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий определяется по формуле:
Уm = G ОБ / G МО,
где:
G ОБ - бюджетные ассигнования, предусмотренные на софинансирование муниципальных программ, определенные законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
G ОМ - сумма расходных обязательств, представленных органами местного самоуправления Курской области на софинансирование мероприятий муниципальных программ.
12. В случае, если уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии (Уi) ниже среднего уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий (Уm), при расчете размера субсидии используется значение уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии (Уi), равное среднему уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий (Уm).
13. В случае, если общий расчетный объем субсидий бюджетам муниципальных образований превышает размер бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование муниципальных программ, определенный законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, применяется корректирующий коэффициент для расчета размера субсидии муниципальным образованиям, для которых уровень софинансирования их расходных обязательств за счет субсидии (Уi) был принят равным среднему уровню софинансирования расходного обязательства за счет субсидий (Уm) в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил.
Корректирующий коэффициент определяется по формуле:
К = (G ОБ - S pacnp) / (R - S pacnp),
где:
К - корректирующий коэффициент;
G ОБ - бюджетные ассигнования, предусмотренные на софинансирование муниципальных программ, определенные законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
R - общий расчетный объем субсидий бюджетам муниципальных образований, превышающий размер бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование муниципальных программ, определенных законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (G ОБ);
S pacnp - объем субсидий бюджетам муниципальных образований, рассчитанный без применения порядка, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
14. Объем субсидии бюджетам муниципальных образований, для которых уровень софинансирования их расходных обязательств за счет субсидии (Уi) был принят равным среднему уровню софинансирования расходного обязательства за счет субсидий (Уm) в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, определяется по формуле:
Si = G MОi x Уm x К,
где:
Si - объем субсидии бюджету муниципального образования;
G MОi - расходные обязательства муниципального образования, представленные органом местного самоуправления на софинансирование мероприятий муниципальной программы;
К - корректирующий коэффициент.
15. При распределении субсидий между муниципальными образованиями объем субсидии бюджету муниципального образования в финансовом году не может превышать объем средств на исполнение в финансовом году расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета.
16. Для получения субсидий муниципальное образование предоставляет главному распорядителю средств областного бюджета следующие документы (в 1 экземпляре):
а) заявка, подписанная главой муниципального образования (муниципального района, городского округа), по форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета;
б) копия документа, определяющего уполномоченный орган муниципального образования для осуществления взаимодействия с Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Курской области по реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - уполномоченный орган), заверенная уполномоченным органом;
в) выписка из муниципальной программы, предусматривающей наличие мероприятия, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства и соответствующего направлениям, указанным в пунктах 3, 5 настоящих Правил, и его финансирование из бюджета муниципального образования, заверенная уполномоченным органом.
17. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного главным распорядителем средств областного бюджета с органом местного самоуправления муниципального образования, содержащего:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований местных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Курской области, предусмотренных в бюджете муниципального образования Курской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в соответствии с приложением N 5 к Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий;
в) значения результатов использования субсидии на каждый год предоставления субсидии;
г) обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидий;
д) обязательства муниципального образования по согласованию с главным распорядителем средств областного бюджета муниципальных программ, софинансируемых за счет средств областного бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии;
е) реквизиты правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
ж) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии;
з) сведения об уполномоченном органе местного самоуправления, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения, подписанию отчетов;
и) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
к) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии;
л) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
м) условие о перечислении субсидии - в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Курской области, связанных с предоставлением субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, - при наличии заключенного в системе "Электронный бюджет" соответствующего требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и требованиям подпункта "л.1" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету;
н) обязательства муниципальных образований Курской области по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19.1 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий;
о) условие о вступлении в силу соглашения;
п) обязательство муниципального образования Курской области о достоверности сведений, содержащихся в представляемых отчетах об осуществлении расходов бюджета муниципального образования Курской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении значений результатов использования субсидии;
р) соглашение не может содержать сведения об отчетах и (или) сроках и порядке их представления, не предусмотренные соответствующими правилами предоставления субсидии.
18. Типовые формы соглашения и дополнительных соглашений к соглашению, предусматривающих внесение в него изменений и его расторжение, утверждаются финансовым органом Курской области. Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, заключаются в соответствии с указанными типовыми формами.
19. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев изменения значений показателей (индикаторов) государственных программ Курской области, а также случая сокращения размера субсидии.
20. Распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями утверждается Законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внесение изменений в распределение объемов субсидий осуществляется путем издания нормативного правового акта Правительства Курской области, подготовку которого осуществляет главный распорядитель средств областного бюджета.
21. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые Управлению Федерального казначейства по Курской области для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
22. Возврат средств субсидии муниципальным образованием в случае невыполнения условий соглашения о предоставлении субсидии, в том числе нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения муниципального образования Курской области от применения мер ответственности за нарушение указанных обязательств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 - 19.1 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
23. Основанием для освобождения муниципального образования Курской области от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, является документальное подтверждение наступления обстоятельств, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, предусмотренных пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
24. Муниципальное образование представляет главному распорядителю средств областного бюджета отчеты по формам, установленным соглашением.
25. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется на основании сравнения фактически достигнутых и плановых значений следующих результатов использования субсидии и их значений, установленных соглашением:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку.
26. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
27. Главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет контроль соблюдения получателями межбюджетных субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении из областного бюджета. Органы государственного финансового контроля осуществляют контроль в соответствии с их полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 1 марта 2024 г. N 167-пп "О внесении изменений в государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области"
Вступает в силу с 1 марта 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" (riakursk.ru) 1 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 7 марта 2024 г. N 4600202403070007
Курская правда, 7 марта 2024 г. N 26