Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минсельхоза КБР
от 1 марта 2024 г. N 59
Доклад
по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике за 2023 год
Настоящий доклад по обобщению правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - доклад) подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ от 31.07.2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.04.2022 г. N 73-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике" и Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 г. N 7.
Доклад подготовлен по результатам регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники за 2023 год.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. N 2428 работа по составлению плана проверок на 2023 год была начата в сентябре 2022 года. При этом письмом Минэкономразвития РФ от 09.09.2022 г. N ОК-П13-070-55511 "О заведении планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год в ГИС ТОР КНД" было предписано начать формирование плана проведения проверок на 2023 год в ГИС Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности (ГИС ТОР КНД). Следуя указаниям этого письма и соответствующей инструкции первоначально проект плана был заведен в ГИС ТОР КНД.
Однако, как оказалось для заполнения плана в ГИС ТОР КНД, сначала необходимо было внести определенные изменения в описание вида контроля в Едином реестре видов контроля (ЕРВК), а потом внести отдельно сами объекты контроля или в ЕРВК, или в ГИС ТОР КНД. При этом для внесения изменений в ЕРВК необходимо было указать в нем ссылку на реестр категорированных по критериям риска объектов контроля. Для этого была начата работа по категорированию объектов надзора по критериям риска.
Работа по категорированию объектов контроля и составлению соответствующего перечня отняла значительное время, реестр был составлен, но внести объекты контроля ни в ГИС ТОР КНД, ни в ЕРВК в сроки не удалось, в том числе и по техническим причинам со стороны ГИС ТОР КНД. Указанная система с начала ее применения для осуществления мероприятий по контрольной (надзорной) деятельности работает зачастую некорректно и при ее использовании постоянно возникают технические сбои, такие как невозможность выбора каких-либо значений, ранее внесенных в ЕРВК и тому подобное, и это продолжается в настоящее время. Внесение планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год было предписано уже непосредственно в ЕРКНМ.
Из 25 контролируемых лиц, которые в результате категорирования получили высокую категорию риска, 13 являются владельцами одной единицы техники, 5 владельцами 2 единиц, по одному владельцу 3 и 4 единиц. Из этого числа, реально подпадающими под проведение проверки условно можно назвать только 5 контролируемых лиц, владеющих техникой в количестве от 9 до 29 единиц. Следует отметить, что большая часть упомянутых контролируемых лиц, была внесена в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год, но проведение в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий не было согласовано прокуратурой республики по тем или иным основаниям.
Таким образом, план проведения плановых проверок на 2023 год не составлялся.
Вместе с тем, действие моратория на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", было продлено и на 2023 год.
Следует отметить имеющиеся противоречия в федеральном законодательстве, а именно:
в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в то же время пунктом 3 Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1540 определено, что к отношениям, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" определено, что общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещению эксплуатации самоходных машин и других видов техники устанавливаются Правительством Российской Федерации и дается ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1540 "Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Указанные противоречия требуют устранения.
Особенностью осуществления надзора за самоходной техникой является оценка соблюдения обязательных требований в процессе их эксплуатации, но существующая нормативно-правовая база, несмотря на принятый Федеральный закон "О самоходных машинах и других видах техники" от 02.07.2021 N 297-ФЗ, не позволяет осуществлять контроль (надзор) эффективно без привлечения других контрольных органов (ГИБДД). Например, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проведение рейдовых осмотров предусматривает остановку и проверку документов на технику, при этом у должностных лиц органов гостехнадзора нет правовых оснований для остановки транспортного средства и требования о предоставлении соответствующих документов на дорогах общего пользования. При проведении таких мероприятий по контролю может возникнуть необходимость запрещения эксплуатации самоходной техники, которая предусмотрена статьей 13 Федерального закона N 297-ФЗ, но при этом порядок запрещения эксплуатации отсутствует.
В связи с этим необходимо:
определить порядок действий должных лиц при проведении контрольных мероприятий, требующих остановку самоходной машины и проведение проверки соответствующих документов;
разработать общие требования к организации и осуществлению запрещения эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
В 2023 году поступило одно обращение юридического лица по поводу эксплуатации незарегистрированных в установленном порядке самоходных машин водителями, не имеющими права управления такими средствами которое было рассмотрено в рамках компетенции.
В обращении не содержалось указания на конкретных юридических или физических лиц, нарушающих обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, соответственно наиболее подходящим видом контрольного (надзорного) мероприятия было определено проведение рейдового осмотра.
В соответствии с частью 2 и пунктом 3 части 3 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностными лицами министерства проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В результате проведения наблюдения факты изложенные в обращении были подтверждены и на основании мотивированного представления о необходимости проведения контрольного (надзорного) мероприятия в виде рейдового осмотра руководством было принято соответствующее решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и направлено в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики на согласование. Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики проведение рейдового осмотра не было согласовано ввиду неправильно указанного объекта, а позднее выставлено требование вернуться к рассмотрению обращения.
Таким образом, провести контрольное (надзорное) мероприятие рейдовый осмотр в отношении неустановленного круга лиц не представляется возможным. Для этого необходимо разрешить органам гостехнадзора применение специального режима государственного контроля (надзора) - постоянного рейда.
При осуществлении регионального государственного надзора в 2023 года должностными лицами управления гостехнадзора проверялось соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (далее - субъекты надзора), обязательных требований к эксплуатации и техническому состоянию самоходных машин и прицепов к ним, подлежащих государственной регистрации.
При осуществлении полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники должностными лицами Управления гостехнадзора Минсельхоза КБР в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" осуществлялся контроль за исполнением владельцами обязанности по страхованию самоходных машин.
В соответствии с изменениями в нормативных правовых актах Российской Федерации приказом министерства внесены изменения в утвержденный Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному надзору в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники. Указанный приказ размещен на сайте Минсельхоза КБР в сети "Интернет"
Также внесены изменения в утвержденную приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Кабардино-Балкарской Республики. Указанная форма также размещена на сайте министерства.
Объекты регионального государственного контроля (надзора) в 2023 были категорированы в соответствии с критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Список контролируемых лиц с присвоенной категорией риска был оформлен соответствующим приказом Минсельхоза КБР и размещен на сайте.
Реализация надзорных мероприятий в 2023 году Управлением гостехнадзора Минсельхоза КБР осуществлялась посредством проведения профилактических мероприятий без взаимодействия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Всего за 2023 год в рамках деятельности проведен технический осмотр 2832 единиц техники, что составляет 22,4% от числа зарегистрированной техники. Составлено 37 протоколов и постановлений об административном правонарушении по части 1 статьи 19.22 "Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок", к нарушителям применены меры административного воздействия в виде наложения административных штрафов.
Также, в отношении одного индивидуального предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 и направлен для рассмотрения мировому судье. При этом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ подлежит рассмотрению с обязательным участием лица, а в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению судом в день получения протокола об административном правонарушении, органы гостехнадзора должны, не имея на то полномочий, обеспечить привод лица в суд. Таким образом, должностные лица органов гостехнадзора, обязанные составлять протокола по административным правонарушениям по ч. 1 ст. 20.25 и направлять их в суд, но не обеспечивающие явку в суд обвиняемого лица, получают эти материалы назад с указанием соответствующих ошибок. Данные противоречия также требуют принятия соответствующих решений.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в 2023 году к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, относились следующие:
нарушения сроков постановки самоходных машин и других видов техники на государственный регистрационный учет и эксплуатация незарегистрированных машин;
нарушения установленной периодичности прохождения технического осмотра;
эксплуатация самоходных машин при отсутствии полиса ОСАГО;
эксплуатация самоходных машин лицами, с истекшим сроком действия удостоверения тракториста-машиниста или без удостоверения.
В период проведения мероприятий, велась разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о правилах проведения технического осмотра, государственной регистрации и технической эксплуатации, а также об ответственности за нарушение данных правил. В основном такая работа велась при постановке самоходных машин и других видов техники на регистрационный учет. Должностными лицами министерства осуществлялось консультирование в ежедневном режиме при личном приеме и по телефону.
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Управлением гостехнадзора Минсельхоза КБР при проведении мероприятий по контролю в области технического состояния и эксплуатации государственного регионального контроля (надзора) в 2023 году осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2023 год.
В соответствии с заданиями на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, выданными начальником управления гостехнадзора была проанализирована информация о деятельности 768 контролируемых лиц, содержащаяся в региональной информационной системе "Гостехнадзор Эксперт". В результате исполнения указанных заданий выявлено соответствие параметров деятельности контролируемых лиц индикаторам риска нарушения обязательных требований, установленных приложением N 2 к Положению о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденном постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.04.2022 г. N 73-ПП у 605 юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно наличие более 10% самоходных машин и других видов техники от общего числа самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных за контролируемым лицом, в отношении которых не пройден ежегодный технический осмотр.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" уполномоченными должностными лицами Управления гостехнадзора Минсельхоза КБР посредством системы ГИС ТОР КНД было составлено и направлено 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Такое малое количество направленных предостережений связано с частыми ошибками, возникающими в работе ГИС ТОР КНД, не позволяющими создать мероприятие. Работа по направлению предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицам будет продолжена в 2024 году.
Для повышения эффективности осуществления контрольной (надзорной) деятельности планируется продолжить практику проведения профилактических мероприятий с целью предупреждения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в результате нарушений обязательных требований при эксплуатации самоходных машин и других видов техники, а также внедрить в систему профилактических мероприятий осуществление информирования с применением информационных технологий, увеличение числа проведенных профилактических визитов к контролируемым лицам.
В целях выявления нарушений обязательных требований в процессе эксплуатации самоходных машин и других видов техники посредством проведения рейдовых осмотров планируется заключение соглашения о взаимодействии Управления гостехнадзора Минсельхоза КБР с Управлением ГИБДД МВД России по Кабардино-Балкарской Республике и его территориальными подразделениями.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 1 марта 2024 г. N 59 "Об утверждении доклада по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.