Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства
природопользования
Рязанской области
от 4 марта 2024 г. N 754
Доклад
о правоприменительной практике министерства природопользования Рязанской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется министерством природопользования Рязанской области в соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 21.12.2021 N 393 (далее - Положение).
Предметом регионального государственного экологического контроля является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Рязанской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
Министерство природопользования Рязанской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
а) деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в пункте "б" (далее - контролируемые лица);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения (далее - производственные объекты), за исключением производственных объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Учет объектов контроля осуществляется контрольным органом посредством ведения регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При осуществлении регионального государственного экологического контроля контрольным органом применяется система оценки и управления рисками.
Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
Отнесение объекта контроля к одной из предусмотренных категорий риска осуществляется контрольным органом ежегодно при формировании программы профилактики рисков на основании сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Решения о категорировании объектов размещены на сайте Министерства в разделе "Деятельность" - "Управление государственного экологического надзора" - "Региональный экологический надзор" - "Риск - ориентированный подход".
В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
По состоянию на 31.12.2023 количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), составляло 1925 объектов, из них 50% - объекты низкой категории, в отношении которых не проводятся плановые мероприятия.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" было запрещено проведение в 2023 году плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) не относящихся к категории высокого и чрезвычайно высокого риска, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В 2023 году допускалось проведение внеплановых проверок контролируемых лиц с соблюдением процедуры согласования с органами прокуратуры при условии выявления фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Угроза причинения вреда окружающей среде и причинение вреда окружающей среде не являлись основаниями для проведения внеплановых проверок.
Согласно изменениям в КоАП РФ, внесенным Федеральным законом от 15.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 25.07.2022, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), по общему правилу может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 14 июля 2022 г."
В 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) во взаимодействии с контролируемыми лицами в рамках регионального государственного экологического контроля ( надзора) не проводились.
По результатам КНМ без взаимодействия Министерство 8 раз направляло материалы для внеплановых проверок в органы прокуратуры (ООО "Шпалопропиточный завод", ООО "Татсуно Рус", ООО "Сафьян", ООО "Полимед", ООО "Технопарк", ООО "Зельгрос", ООО "Тырновский молочный завод", ООО СЗ "Северная компания") и направляло материалы на согласование в органы прокуратуры. В проведении проверок было отказано. Основание отказа - "проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, противоречащего федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации".
В 2023 году Министерством проведено 3 внеплановых проверки по требованию органов прокуратуры (ООО "Сафьян", ООО специализированный застройщик "Северная Компания", МКП "Тумское").
В 2023 году в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) объявлено 137 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) Министерством в 2023 году проведено 32 профилактических визита. От проведения 22 профилактических визитов контролируемые лица отказались.
Оказано более 110 устных консультаций.
В 2023 году Министерством рассмотрено 135 дел об административных правонарушениях, из которых 97% переданы на рассмотрение по подведомственности из правоохранительных органов.
Установлено 90 нарушений:
- 63 нарушения в области обращения с отходами, наложено штрафов на сумму 1550,0 тыс. рублей;
- 12 нарушений в области соблюдения общих экологических требований в области охраны атмосферного воздуха, наложено штрафов на сумму 20,0 тыс. рублей;
- 8 нарушений в области учета объектов негативного воздействия, наложено штрафов на сумму 20,0 тыс. рублей;
- 7 нарушений в области охраны водных объектов, наложено штрафов на сумму 520,0 тыс. рублей.
Общая сумма наложенных штрафов - 2110,0 тыс. рублей, выдано всего 28 предупреждений, прекращено 45 дел.
Наиболее часто встречающиеся составы административных нарушений в сфере охраны окружающей среды:
- статья 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. Нарушение связано с отсутствием решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в р. Черненькая в Клепиковском районе и сброс ливневой канализации в р. Трубеж в г. Рязани;
- статья 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства;
- статья 8 12.1 КоАП РФ - несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
- часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Правонарушения касаются сброса недостаточно очищенных сточных вод в реку Черненькая в Клепиковском районе;
- часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности;
- статья 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;
- часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления на межселенной территории. Нарушения связаны с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Во всех административных делах по ч. 1 ст. 8.2 установлено нарушение статей 11 и ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которыми предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы, правила и иные требования в области обращения с отходами, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Данное нарушение является массовым, что свидетельствует о недостаточной осведомленности собственников отходов.
Результаты проведенных мероприятий выявили ряд пробелов в законодательстве в области охраны окружающей среды, требующие правового урегулирования. Учитывая, что контрольная деятельность переориентирована на профилактику нарушений, необходима норма о невозможности отказа от профилактического визита. В противном случае при отсутствии оснований для проверок на предприятиях значительного и умеренного риска в соответствии с действующими критериями, невозможно отслеживать смену технологий и соблюдение действующего законодательства у указанных предприятий.
Предлагается разработать правила, определяющие случаи оснащения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установками очистки газа.
Кроме того, до настоящего времени в КоАП РФ наименования видов государственного контроля (надзора) в перечне органов, должностные лица которых могут составлять протоколы об административных нарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, не изменились (например, ст.ст. 23.23, 23.29, 28.3 КоАП РФ).
Необходимо рассмотреть вопрос о приведении наименований видов надзоров в нормах КоАП РФ в соответствие с актуальным наименованием и предметом видов государственного контроля (надзора).
Например:
- в статьях 23.23., 28.3 КоАП РФ слова "государственный надзор в области использования и охраны водных объектов" заменить словами "государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос";
- в статьях 23.29., 28.3 КоАП РФ слова "государственный экологический надзор" заменить словами "государственный экологический контроль (надзор)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.