Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 04.03.2024 N 38-п
"О внесении изменений
в постановление Администрации
Ненецкого автономного округа
от 03.11.2016 N 350-п"
Изменения
в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 03.11.2016 N 350-п
1. В преамбуле слова "В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа" заменить словами "В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Государственную программу Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа"
Раздел I
Общие положения
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона от 28.05.2014 N 172-ФЗ следует читать как "28.06.2014"
2. Срок реализации Программы с 2017 по 2030 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Раздел II
Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
Глава 1. Оценка текущего состояния в сфере социальной защиты граждан старшего поколения Ненецкого автономного округа
4. Численность населения по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 42 050 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 870 чел.;
в 2018 году - 41 620 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 8 069 чел.;
в 2019 году - 41 604 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 769 чел.;
в 2020 году - 41 561 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 990 чел.;
в 2021 году - 41 426 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 540 чел.;
в 2022 году - 41 383 чел.
Таким образом, численность населения в регионе в период с 2017 года по 2021 год уменьшилась на 1,5%, в том числе численность граждан старше трудоспособного возраста уменьшилась на 4,2%.
5. Смертность по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 378 чел.;
в 2018 году - 394 чел.;
в 2019 году - 380 чел.;
в 2020 году - 449 чел.;
в 2021 году - 530 чел.;
в 2022 году - 444 чел.
Таким образом, смертность в регионе в период с 2017 года по 2022 год увеличилась на 17,4%.
6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 71,52 года;
в 2018 году - 71,85 года;
в 2019 году - 73,19 года;
в 2020 году - 70,4 лет;
в 2021 году - 69,39 лет;
в 2022 году - 70,74 лет.
Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в период с 2017 года по 2022 год уменьшилась на 1,1%.
7. В Ненецком автономном округе процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности населения.
8. Складывающаяся демографическая ситуация ставит перед государством и обществом цели и задачи, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества. Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
9. Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80% лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре-пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16-летних - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
10. В целях раннего выявления хронических патологий в регионе с каждым годом наращиваются объемы в части охвата граждан старше трудоспособного возраста ежегодной диспансеризацией.
В 2020 году охват граждан старше трудоспособного возраста диспансеризацией составил 6,9%, в 2021 году - 18,2%, в 2022 году - 43,6%, в 2023 году - 92,7%.
Таким образом, более 90% граждан старше трудоспособного возраста охвачены диспансеризацией, что в свою очередь влияет на увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
11. Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное, в том числе, с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан.
12. Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
13. Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
В целях пропаганды и популяризации ценностей физической культуры и спорта среди людей старшего поколения, привлечения их к активному спортивному образу жизни, в Ненецком автономном округе проводится окружная спартакиада среди людей высокого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья, турниры по шашкам и домино среди слепых и слабовидящих граждан. Также жители региона принимают участие во всероссийской спартакиаде среди пожилого возраста и инвалидов.
В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям спортом, а также создание условий для занятия физкультурой граждан старшего поколения, учитывая их возраст и состояние здоровья.
14. В целях удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан старшего поколения представляется важным формировать условия для организации их досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества.
В регионе организуются выставки декоративно-прикладного искусства мастеров-пенсионеров, проводятся акции "Милосердие", поздравления юбиляров (80 лет, 85 лет, 90 лет и старше), конкурсы, фестивали.
15. В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий в регионе организовано обучение граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.
16. В России семья традиционно является основным институтом межпоколенческой заботы друг о друге. Большую роль играет поддержка человека старшего поколения членами его семьи и вклад самих людей старшего поколения в заботу о младших поколениях. Однако по разным причинам граждане старшего поколения не всегда могут рассчитывать на необходимую помощь и поддержку со стороны членов своей семьи. В связи с этим в регионе реализуются мероприятия, направленные на увеличение заинтересованности членов семьи в оказании помощи гражданам старшего поколения, ведется пропаганда оказания им поддержки со стороны их родственников.
Одновременно с этим стоит отметить, что социальное восприятие людей старшего поколения во многом определяется характеристиками их отношений с представителями младших поколений. Наличие связей между людьми старшего поколения и представителями младших поколений, прежде всего связей между людьми старшего поколения и их детьми, внуками, повышает уровень удовлетворенности людей старшего поколения различными сторонами жизни, улучшает их социальное самочувствие. Необходимо создать связь между поколениями для оказания необходимой помощи и поддержки как гражданам старшего поколения, так и более молодым поколениям, обеспечить постоянную социализацию пожилых граждан, их активное участие в общественной жизни.
17. В целях формирования системного подхода по привлечению граждан пожилого возраста к общественной деятельности, к занятиям спортом и культурно-досуговым мероприятиям наиболее эффективным является программно-целевой метод.
18. Программа направлена на создание условий для формирования взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий по осуществлению мер дополнительной поддержки граждан пожилого возраста (женщин старше 50 лет, мужчин старше 55 лет), проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
В рамках Программы предусмотрено формирование активного взаимодействия родственников граждан старшего поколения, а также общества в целом с гражданами старшего поколения, выражающегося не только в предоставлении этой категории граждан помощи, ухода, социальных услуг, медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, услуг транспорта, связи, культуры, спорта и иных услуг, но и вовлечении граждан старшего поколения в активную общественную жизнь.
В Программе запланирован комплекс мероприятий, связанных с укреплением системы преемственности семей, чествования долгожителей, участников Великой Отечественной войны и т. д.
Реализация Программы будет осуществляться путем реализации комплексных процессных мероприятий:
проведение мероприятий, направленных на активизацию деятельности, укрепления здоровья граждан старшего поколения, мероприятий по преемственности поколений и укрепления семейных ценностей;
повышение качества жизни граждан старшего поколения.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
19. Приоритетом государственной политики в сфере социальной защиты граждан старшего поколения является улучшение качества жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечение эффективного использования их потенциала и участия в жизни общества.
20. С учетом приоритетов государственной политики в сфере социальной защиты граждан старшего поколения Ненецкого автономного округа целями Программы являются:
формирование условий для осуществления мер по улучшению качества и продолжительности жизни граждан пенсионного и предпенсионного возраста;
создание условий для роста благосостояния граждан старшего поколения.
Глава 3. Задачи государственного управления в сфере реализации Программы, способы их эффективного решения
21. Для достижения установленных целей Программы необходимо решение следующих задач:
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера, формирование здорового образа жизни, а также создание условий для сохранения и укрепления связи между старшим поколением и подрастающим поколением;
создание условий для повышения финансового благосостояния граждан старшего поколения.
22. Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных в комплексах процессных мероприятиях "Поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера, формирование здорового образа жизни, а также создание условий для сохранения и укрепления связи между старшим поколением и подрастающим поколением", "Создание условий для повышения финансового благосостояния граждан старшего поколения" предусмотрена реализация комплексных процессных мероприятий "Проведение мероприятий, направленных на активизацию деятельности, укрепления здоровья граждан старшего поколения, мероприятий по преемственности поколений и укрепления семейных ценностей", "Повышение качества жизни старшего поколения Ненецкого автономного округа" (далее - Комплексы процессных мероприятий), итогом которых является сформированная система мер, направленная на повышение благосостояния и социально-культурного развития граждан старшего поколения, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.
Глава 4. Сведения о взаимосвязи с национальными целями, государственными программами Российской Федерации
23. Цели и задачи Программы сформированы с учетом национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также и задач, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
24. Реализация Комплексов процессных мероприятий Программы оказывает большое влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Содействие достижению целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятий, направленных улучшение качества жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечение эффективного использования их потенциала и участия в жизни общества.
Комплексы процессных мероприятий способствуют поддержанию доходов граждан старшего поколения и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов данной категории граждан.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 4 марта 2024 г. N 38-п "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.