Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.В. Морозовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Е.В. Морозова (с учетом дополнений, поступивших к ее первоначальной жалобе) оспаривает конституционность пункта 80.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2184.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции заявительнице отказано в удовлетворении иска в части требования об обязании гарантирующего поставщика провести поверку ее индивидуального прибора учета электроэнергии (интервал между поверками данного прибора учета истек до 1 апреля 2020 года); в части же требований, связанных с перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, иск удовлетворен. С указанным решением согласились суды вышестоящих инстанций.
По мнению Е.В. Морозовой, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 35 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, она исключает необходимость проведения после 31 декабря 2021 года поверки прибора учета электроэнергии, интервал между поверками которого по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее истек.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 80.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 года. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80.1 Правил.
Данная норма, таким образом, устанавливая срок, в который гарантирующий поставщик обязан провести поверку прибора учета, интервал между поверками которого истек по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее, предусматривает использование для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению показаний соответствующего прибора учета вплоть до даты проведения его поверки, независимо от того, была ли соответствующая поверка осуществлена в установленный срок. При этом необходимость проведения в установленном порядке поверки прибора учета электроэнергии после 31 декабря 2021 года не исключается.
Кроме того, абзацем шестым пункта 80.2 названных Правил для случаев нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации предусмотрен порядок снижения стоимости коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности.
Таким образом, оспариваемая норма устанавливает механизм, направленный на стимулирование гарантирующих поставщиков к исполнению возложенных на них обязанностей, и не может расцениваться в качестве нарушающей в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды указали на то, что определение объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению до проведения поверки прибора учета должно осуществляться на основании показаний этого прибора учета, в связи с чем непроведение такой поверки само по себе прав Е.В. Морозовой не нарушает.
Проверка же исполнения гарантирующим поставщиком решения суда по конкретному делу с участием заявительницы к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Морозовой Елены Валерьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Морозовой Елены Валерьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 80.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-