Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
города Новокузнецка
от 27.02.2024 N 34
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Новокузнецкого городского округа"
Паспорт
муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Новокузнецкого городского округа"
1 |
Наименование программы |
Энергосбережения и повышение энергетической эффективности на территории Новокузнецкого городского округа |
|
2 |
Наименование государственной программы |
Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса на 2014-2027 годы" |
|
3 |
Реквизиты распоряжения администрации города Новокузнецка об утверждении перечня программ |
Распоряжение администрации города Новокузнецка от 20.09.2018 N 1341 "Об утверждении перечня действующих муниципальных программ Новокузнецкого городского округа и муниципальных программ Новокузнецкого городского округа, планируемых к реализации" |
|
4 |
Директор программы |
Заместитель Главы города по ЖКХ |
|
5 |
Разработчик программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - Комитет ЖКХ) |
|
6 |
Цель и задачи программы |
Цель: стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Новокузнецкого городского округа (далее также - НГО) Задачи: 1) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением органами администрации города Новокузнецка; 2) повышение энергетической эффективности жилищного фонда; 3) повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 4) популяризация принципов энергосбережения среди населения НГО. |
|
7 |
Срок реализации программы |
2024-2026 гг. |
|
8 |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Целевые индикаторы: 1. Доля объема электрической энергии (далее - ЭЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой на территории НГО; 2. Доля объема тепловой энергии (далее - ТЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой на территории НГО; 3. Доля объема холодной воды (далее - ХВС), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой на территории НГО; 4. Доля объема горячей воды (далее - ГВС), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемого на территории НГО.
Показатели: 1. Удельный расход ЭЭ на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений НГО в расчете на 1 м2 общей площади; 2. Удельный расход ЭЭ в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 м2; 3. Удельный расход ЭЭ в системах уличного освещения, находящихся на территории НГО в расчете на 1 м2 освещаемой площади в соответствии с нормативным уровнем освещенности; 4. Удельный расход ТЭ на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, находящихся на территории НГО в расчете на 1 м2 общей площади; 5. Удельный расход ТЭ в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО в расчете на 1 м2; 6. Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал ТЭ на тепловых электростанциях, расположенных на территории НГО; 7. Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал ТЭ на котельных, расположенных на территории НГО; 8. Удельный расход ХВС на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений НГО в расчете на 1 чел. в год; 9. Удельный расход ХВС в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 жителя в год; 10. Удельный расход ГВС на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений НГО в расчете на 1 чел. в год; 11. Удельный расход ГВС в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 жителя в год; 12. Количество изготовленных и распространенных информационных материалов об энергосбережении. |
|
9 |
Перечень основных мероприятий программы |
Основное мероприятие 1 "Проведение мероприятий по энергосбережению в организациях бюджетной сферы". Основное мероприятие 2 "Стимулирование проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности жилищного фонда". Основное мероприятие 3 "Мотивация проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры". Основное мероприятие 4 "Информационно-агитационные мероприятия в целях повышения грамотности населения в сфере энергосбережения". |
|
10 |
Исполнитель программы |
Комитет ЖКХ |
|
11 |
Участники программы |
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее КУМИ); Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка (далее КОиН); Управление культуры и молодежной политике администрации города Новокузнецка (далее УКиМП); Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка (далее КФкСТ); Комитет социальной защиты администрации города Новокузнецка (далее КСЗ); Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка; Управление по транспорту и связи администрации города Новокузнецка (далее УДКХиБ); администрация города Новокузнецка; Управление капитального строительства администрации города Новокузнецка (далее УКС); Комитет городского контроля Новокузнецкого городского округа (далее КГК); Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (далее КГЗР); Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка (далее КОПР); Новокузнецкий городской совет народных депутатов (далее СНД); Финансовое управление города Новокузнецка (далее ФИН); администрация Заводского района; администрация Центрального района; администрация Орджоникидзевского района; администрация Кузнецкого района; администрация Новоильинского района; администрация Куйбышевского района; муниципальные учреждения и предприятия НГО; иные юридические и физические лица |
|
12 |
Объемы и источники финансирования программы, тыс. рублей |
План |
Согласованное финансирование |
12.1 |
Всего по источникам |
х |
х |
|
2024-2026 г.г. |
163,50 |
- |
|
2024 г. |
54,50 |
- |
|
2025 г. |
54,50 |
- |
|
2026 г. |
54,50 |
- |
12.2 |
Федеральный бюджет |
х |
х |
|
2024-2026 г.г. |
- |
- |
|
2024 г. |
- |
- |
|
2025 г. |
- |
- |
|
2026 г. |
- |
- |
12.3 |
Областной бюджет |
х |
х |
|
2024-2026 г.г. |
- |
- |
|
2024 г. |
- |
- |
|
2025 г. |
- |
- |
|
2026 г. |
|
- |
12.4 |
Местный бюджет |
х |
х |
|
2024-2026 г.г. |
163,50 |
- |
|
2024 г. |
54,50 |
- |
|
2025 г. |
54,50 |
- |
|
2026 г. |
54,50 |
- |
12.5 |
Иные источники: |
х |
х |
|
2024-2026 г. г. |
- |
- |
|
2024 г. |
- |
- |
|
2025 г. |
- |
- |
|
2026 г. |
- |
- |
13 |
Ожидаемый результат реализации программы |
Реализация программы позволит к концу 2026 года достигнуть следующих значений: |
|
13.1 |
В соответствии с планом |
Целевых индикаторов: 1. Доля объема ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой на территории НГО, составит 99 %; 2. Доля объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме ТЭ, потребляемой на территории НГО, составит 70 %; 3. Доля объема ХВС, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой на территории НГО, составит 95 %; 4. Доля объема ГВС, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемого на территории НГО, составит 80 %.
Показателей: 1. Удельный расход ЭЭ на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений НГО в расчете на 1 м2 общей площади, составит 40,0 Квт*ч/м2; 2. Удельный расход ЭЭ в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО в расчете на 1 м2, составит 30,0 Квт*ч /м2; 3. Удельный расход ЭЭ в системах уличного освещения, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 м2, освещаемой площади в соответствии с нормативным уровнем освещенности, составит 35,1 Квт*ч/м2; 4. Удельный расход ТЭ на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 м2, общей площади, составит 0,160 Гкал/м2; 5. Удельный расход ТЭ в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО в расчете на 1 м2, составит 0,200 Гкал/м2; 6. Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал ТЭ на тепловых электростанциях, расположенных на территории НГО, составит 0,160 т.у.т./Гкал; 7. Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал ТЭ на котельных, расположенных на территории НГО, составит 0,198 т.у.т./Гкал; 8. Удельный расход ХВС на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений НГО, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 чел. в год, составит 15,0 м3/чел/год; 9. Удельный расход ХВС в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО, расположенных на территории НГО, в расчете на 1 жителя в год, составит 34,5 м3/чел/год; 10. Удельный расход ГВС на снабжение объектов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, расположенных на территории НГО, в расчете на 1 чел. в год, составит 5,0 м3/чел/год; 11. Удельный расход ГВС в многоквартирных домах, находящихся на территории НГО, в расчете на 1 жителя, составит 21,0 м3/чел/год; 12. Количество изготовленных и распространенных информационных материалов об энергосбережении составит 90 000 шт. |
|
13.2 |
В соответствии с согласованным финансированием |
|
1. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и энергоэффективности использования энергоресурсов
Новокузнецкий городской округ является крупным промышленным и индустриальным городом Кемеровской области - Кузбасса с высоким экономическим потенциалом и играет важную роль в экономике не только региона, но и Сибири.
В целом по России одна треть потребления топливно-энергетических ресурсов приходится на сферы добывающей и обрабатывающей промышленности. На территории города Новокузнецка данные сферы являются преобладающими по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, и составляют 85% по итогам 2022 года от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг.
Основным стимулом для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности в энергоемких секторах промышленности является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках путем снижения потребления энергоресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости. Новыми вызовами для энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности являются:
нарушение цепочек поставок и рост цен на материалы, обусловленные санитарными и вводимыми экономическими ограничениями;
возможное изменение предпочтений потребителей промышленной продукции в пользу альтернативных видов сырья и материалов;
развитие климатической повестки и углеродного регулирования в Российской Федерации и странах - импортерах российской продукции.
К ключевым проблемам повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести:
недостаточно развитые механизмы финансирования энергоэффективной модернизации многоквартирных домов (далее - МКД) и зданий, стимулирования снижения удельного энергопотребления;
низкая мотивация к строительству МКД и зданий наивысших классов энергетической эффективности и применению новых энергосберегающих технологий;
низкий уровень оснащенности МКД и зданий системами учета потребления энергетических ресурсов, в первую очередь тепла;
отсутствие информации об уровне энергетической эффективности жилищного сектора и потенциале его повышения (несоответствие жилых зданий классу энергетической эффективности);
низкий уровень технической эксплуатации отремонтированных зданий и нового оборудования;
недостаточная координация планирования и реализации программ капитального ремонта общего имущества в МКД с планами модернизации коммунальной инфраструктуры для использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основной целью развития электроэнергетики Кемеровской области является обеспечение заданных Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса энергетических условий развития экономики региона посредством стабилизации и поддержания высоких темпов роста его энергоэффективности, а также обеспечения повышенного уровня энергобезопасности хозяйственного комплекса и социальной сферы Кузбасса.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета города и граждан, направленного на оплату коммунальных платежей, предъявляемых ресурсоснабжающими организациями, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности объектов, находящихся в муниципальной собственности, а так же зданий жилищно-коммунального сектора. Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей, выработки общей политики, а также сохранения баланса и устойчивости работы технических систем. Динамика роста внутренних цен на энергоносители предопределяет экономические условия для реализации энергосберегающих мероприятий. С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что изменения стоимости топливно - энергетических и коммунальных ресурсов могут привести к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории НГО, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных учреждений образования и культуры, и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Для решения этих проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении ресурсов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, в муниципальных учреждениях, на муниципальных предприятиях.
На территории города Новокузнецка на 01.01.2023 функционирует 359 муниципальных учреждений и предприятий, площадь которых составила 1 052,89226 тыс. м2. В 2022 году данные учреждения и предприятия потребили:
1) электроэнергии - 48,3 Квт*ч на 1 м2;
2) тепловой энергии - 0,190 Гкал на 1 м2;
3) горячего водоснабжения - 7,65 м3 на 1 человека в год;
4) холодного водоснабжения - 18,2 м3 на 1 человека в год.
В сфере энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Новокузнецком городском округе потенциал сбережения энергоресурсов остается на недостаточно высоком уровне. Вместе с тем, основной проблемой в сфере повышения энергетической эффективности остается недостаточность финансовых ресурсов на реализацию запланированных мероприятий.
В жилищном секторе главной проблемой является отсутствие интереса у управляющих компаний, собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций в проведении мероприятий, в большей степени связанной с отсутствием у управляющих организаций необходимых ресурсов для привлечения финансов при проведении в МКД энергосберегающих мероприятий. Жилищный фонд НГО на 01.01.2023 года составил 12954,3 тыс. м2, в том числе площадь, находящаяся в многоквартирных домах, составила 11090,066 тыс. м2. При общей численности населения города, составляющей 533,6 тыс. человек на 01.01.2023 года, 421,413 тыс. человек являются жителями МКД.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе, а также заинтересованностью конечного потребителя в энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Основные риски, оказывающие влияние на конечные результаты реализации мероприятий программы:
N п/п |
Наименование риска |
Мероприятия по предупреждению рисков |
1. |
Бюджетные риски, связанные с дефицитом местного бюджета |
1. Качественное планирование денежных средств бюджетными учреждениями. |
2. |
Риски, связанные с возможностью ресурсоснабжающих организаций своевременно производить установку приборов учета теплоресурсов в МКД. |
1. Планирование ресурсоснабжающими организациями установок приборов учета теплоресурсов в МКД, находящихся на территории НГО. |
3. |
Социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры энергоэффективности и т.п. |
1. Проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса. |
4. |
Управленческие (внутренние) риски, связанные с неэффективным управлением реализацией муниципальной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией муниципальной программы и т. д. |
1. Проведение методологической работы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе с привлечением экспертов данной сферы. 2. Определение механизма взаимодействия в процессе выполнения энергосберегательных мероприятий и предоставления сведений об их результатах. 3. Контроль за соблюдением федерального, регионального законодательства, а также нормативных актов органа местного самоуправления в сфере энергосбережения и энергоэффективности муниципальными учреждениями, предприятиями, структурными органами администрации города Новокузнецка. 4. Анализ эффективности реализации мероприятий и принятие управленческих решений. |
2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Основание |
1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской"; 2. Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды"; 3. Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"; 4. Постановление Правительства РФ от 09.09.2023 N 1473 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"; 5. Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях"; 6. Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 N 425 "Об утверждении методических рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды"; 7. Приказ Минэкономразвития России от 28.04.2021 N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; 8. Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 N 12/158 "Об учреждении Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и о внесении изменений в Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 N 36 "Об утверждении структуры администрации города Новокузнецка"; 9. Постановление администрации города Новокузнецка от 04.12.2019 N 199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Новокузнецкого городского округа". |
3. Перечень основных мероприятий программы
Для выполнения цели и задач программы предусмотрена реализация четырех мероприятий:
Основное мероприятие 1 |
Проведение мероприятий по энергосбережению в организациях бюджетной сферы. |
Основное мероприятие 2 |
Стимулирование проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности жилищного фонда. |
Основное мероприятие 3 |
Мотивация проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры. |
Основное мероприятие 4 |
Информационно-агитационные мероприятия в целях повышения грамотности населения в сфере энергосбережения. |
4. Характеристика основных мероприятий программы
Основное мероприятие 1 "Проведение мероприятий по энергосбережению в организациях бюджетной сферы" |
Данное мероприятие подразумевает под собой проведение методологической работы с организациями бюджетной сферы по вопросам соблюдения требований и рекомендаций федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Объекты бюджетной сферы, как правило, весьма энергоемки. Образовательные учреждения входят в первую, самую крупную группу потребителей тепловой энергии. Основные потери тепла зданий (не только школ) происходят через ограждающие конструкции: окна, крышу, пол, стены. Так, например, качественно выполненная полноценная теплоизоляция окон может повысить температуру в помещении на 4 - 5°С и более, установка теплоотражающих экранов за радиаторы отопления позволит дополнительно повысить температуру в помещении еще на 1°С, что, в свою очередь, обеспечивает комфортную температуру в помещениях. Помимо теплосберегающих мероприятий, необходимо проводить и энергосберегательные, применение в своей текущей деятельности оборудования и техники более высокого класса энергосбережения. Применение автоматизированной системы сбора данных тепловой и электрической энергий, водоснабжения позволяет осуществлять мониторинг и учет расходов потребляемых ресурсов, принимать управленческие решения. Предпринимаемые меры должны обеспечить снижение коммунальных платежей на содержание объектов бюджетной сферы, недопущение задолженности за энергоресурсы, а также внести вклад в улучшение энергетической и экологической обстановок в городе Новокузнецке. |
Основное мероприятие 2 "Стимулирование проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности жилищного фонда" |
В рамках данного мероприятия будут проведены разъяснительные беседы и достигнуто сотрудничество с управляющими компаниями города Новокузнецка, с застройщиками нового жилищного фонда на предмет внедрения ресурсосберегающих технологий, применения технологий "зеленого строительства" и модернизации систем учета энергоресурсов и водоснабжения. Что в дальнейшем позволит минимизировать энергопотери за счет повышения класса энергоэффективности здания. И как следствие - комфортное проживание в доме и экономия оплаты за коммунальные услуги жителями. |
Основное мероприятие 3 "Мотивация проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры" |
Данное мероприятие направлено на взаимодействие и сотрудничество с ресурсоснабжающими организациями города в рамках обеспечения требований федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Например, для сокращения потерь воды, тепловой и электрической энергии при ее передаче потребителям ресурса необходимо провести ряд организационных, технических и технологических мероприятий. К которым относятся: 1) оценка потерь в электрических сетях; 2) оценка потерь в тепловых сетях; 3) оценка аварийности и ремонт водопроводных сетей; 4) оценка потерь в водопроводных сетях. 5) реконструкция теплоизоляции теплотрасс; 6) строительство тепловых сетей и ЦТП по замещению котельных; 7) строительство централизованной сети водоснабжения; 8) капитальный ремонт тепловых сетей. 9) техническое перевооружение с заменой оборудования. В процессе реализации данных мероприятий удельный расход топлива на выработку ТЭ на тепловых электростанциях, а так же удельный расход топлива на выработку тепловой энергии на котельных, находящихся на территории НГО должен достигнуть минимальных значений, сократиться доли потерь тепловой энергии при ее передачи в общем объеме переданной тепловой энергии, доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды, удельный расход электроэнергии, используемой для передачи воды в системах водоснабжения, удельный расход электроэнергии, используемой в системах водоотведения и уличного освещения. |
Основное мероприятие 4 "Информационно-агитационные мероприятия в целях повышения грамотности населения в сфере энергосбережения" |
Целесообразность проведения данного мероприятия заключается в информ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.