Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
Сампурского муниципального округа
Тамбовской области
от 18.01.2024 г N 102
Муниципальная программа
Сампурского муниципального округа Тамбовской области "Повышение эффективности бюджетных расходов"
Паспорт
муниципальной программы Сампурского муниципального округа Тамбовской области "Повышение эффективности бюджетных расходов"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Повышение эффективности бюджетных расходов" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) |
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 2. Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Сампурского муниципального округа Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Сампурского муниципального округа Тамбовской области от 09.01.2024 года N 20. |
Разработчик программы |
Финансовое управление администрации Сампурского муниципального округа Тамбовской области |
Ответственный исполнитель программы |
Финансовое управление администрации Сампурского муниципального округа Тамбовской области |
Исполнители программных мероприятий |
1. Администрация Сампурского муниципального округа Тамбовской области; 2. Финансовое управление администрации Сампурского муниципального округа Тамбовской области; 3. Главные администраторы доходов бюджета муниципального округа; 4. Главные распорядители бюджетных средств бюджета муниципального округа. |
Цель Программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов |
Задачи Программы |
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального округа. 1.1. Повышение качества планирования и управления доходами бюджета муниципального округа. 1.2. Повышение эффективности использования муниципального имущества. 1.3. Повышение эффективности распределения средств бюджета муниципального округа. 2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Сампурского муниципального округа. 3. Совершенствование правового положения муниципальных учреждений. 4. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами. 5. Развитие и совершенствование системы муниципального контроля. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 2024 - 2030 годах |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 413,0 тыс. рублей, из них средства бюджета округа - 413,0 тыс. рублей, в том числе: 2024 год - 59,0 тыс. рублей; 2025 год - 59,0 тыс. рублей; 2026 год - 59,0 тыс. рублей; 2027 год - 59,0 тыс. рублей; 2028 год - 59,0 тыс. рублей; 2029 год - 59,0 тыс. рублей; 2030 год - 59,0 тыс. рублей |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы
Реализация мероприятий "Программы повышения эффективности бюджетных расходов Сампурского муниципального округа Тамбовской области на 2024 - 2030 годы" осуществлялась по следующим основным направлениям: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального округа, совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального округа, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В целях своевременной и качественной подготовки проектов решения Совета депутатов Сампурского муниципального округа Тамбовской области о бюджете муниципального округа Администрацией муниципального округа ежегодно утверждался порядок их разработки. Формирование бюджета муниципального округа осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития округа, а также с соблюдением ограничений дефицита бюджета и муниципального долга в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Четкое соблюдение ст. 219 БК РФ, а также регулярная оценка кредиторской задолженности, позволили не допустить перехода кредиторской задолженности в статус "просроченной".
Администрацией муниципального округа утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Сампурского муниципального округа Тамбовской области (постановление администрации муниципального округа от 09.01.2024 г N 20), что позволяет в основу формирования бюджета муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов заложить утвержденные муниципальные программы, и как следствие, повысить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за исполнение мероприятий программ, что будет способствовать в свою очередь повышению эффективности бюджетных расходов.
С 2012 года в муниципальном округе действует практика доведения до муниципальных учреждений муниципальных заданий. С целью повышения эффективности предоставления услуг в муниципальном округе разработаны и утверждены Стандарты качества оказания муниципальных услуг. Для дальнейшего повышения эффективности расходов в данном направлении необходимо определить нормативы оказания услуг, ориентируясь на утвержденные на федеральном уровне нормы и затраты, чтобы перейти к формированию муниципальных заданий на основе единых нормативов.
Реализация мероприятий "Программы повышения эффективности бюджетных расходов Сампурского муниципального округа Тамбовской области на 2024 - 2030 годы" и ряда других муниципальных правовых актов Сампурского муниципального округа позволили осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере, повысить качество управления средствами бюджета муниципального округа:
организован бюджетный процесс исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
осуществляется переход на предоставление в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Сампурского муниципального округа;
проводится работа по размещению информации о муниципальных услугах в региональной государственной информационной системе "Реестр государственных услуг";
ежегодно проводится оценка потребности в муниципальных услугах, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Сампурского муниципального округа.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления муниципальными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
Необходимо повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных стратегических целей и задач социально-экономического развития Сампурского муниципального округа через усиление программной ориентированности бюджета. Программно-целевой бюджет должен стать эффективным инструментом реализации социально-экономической политики Сампурского муниципального округа.
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов требуют принятия мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального округа. Принимаемые органами местного самоуправления Сампурского муниципального округа управленческие решения должны быть направлены на рост объемов производства, прибыли, фонда оплаты труда в реальном секторе экономики, увеличение налоговой базы и доходов бюджета муниципального округа.
Также необходим ряд мер по оптимизации бюджетных расходов и поэтапному снижению бюджетного дефицита.
Актуальным остается вопрос повышения качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг с учетом их социальной значимости и обеспечения повышения качества жизни населения Сампурского муниципального округа. С декабря 2013 года на территории муниципального округа работает муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, стоящие перед Сампурским муниципальным округом задачи повышения эффективности бюджетных расходов носят комплексный характер. Их решение требует координации действий органов местного самоуправления Сампурского муниципального округа.
Настоящая Программа является оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем.
Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления муниципальными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.
II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере бюджетных расходов сформированы с учетом Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Сампурского муниципального округа на 2024 - 2026 годы.
Целью Программы является повышение эффективности бюджетных расходов органов местного самоуправления Сампурского муниципального округа в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Сампурского муниципального округа, обеспечение потребностей граждан в муниципальных услугах, их доступности и качества, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей бюджета Сампурского муниципального округа, в реализации государственных программ Российской Федерации, Тамбовской области и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области.
Для достижения поставленной цели планируется решение задач по следующим основным направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального округа
Задача сокращения дефицита бюджета муниципального округа тесно связана с задачей выполнения требований бюджетного законодательства в отношении сбалансированности бюджета. Дефицит бюджета муниципального округа не должен превышать 10 (если заключено соглашение - 5) процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета муниципального округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Задачей Администрации Сампурского муниципального округа является обеспечение выполнения требований законодательства к объему и обеспеченности дефицита, недопущение роста дефицита.
Ожидаемый результат - сокращение отношения дефицита бюджета Сампурского муниципального округа (за исключением снижения остатков средств на едином счете по учету средств местного бюджета) к доходам без учета объема безвозмездных поступлений в 2024 - 2030 годах - 0%.
1.1. Повышение качества планирования и управления доходами бюджета муниципального округа
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия при планировании доходов бюджета муниципального округа в Сампурском муниципальном округе действует Соглашение между Управлением Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - УФНС по Тамбовской области" и Администрацией Сампурского муниципального округа. В рамках указанного Соглашения УФНС по Тамбовской области представляет формы налоговой отчетности, содержащие данные о налогооблагаемой базе, сумме начисленных и поступивших налогов в бюджет Сампурского муниципального округа.
Вместе с тем, состав данных, представляемых УФНС по Тамбовской области в Администрацию Сампурского муниципального округа, недостаточен для качественного прогнозирования налоговых доходов бюджета муниципального округа в связи с необходимостью соблюдения налоговыми органами налоговой тайны. Данное обстоятельство негативно влияет на качество планирования бюджетных доходов.
Для решения проблемы предполагается усиление работы напрямую с крупнейшими налогоплательщиками, а также с органами государственной статистики по получению данных, необходимых для качественного планирования. Кроме того, продолжается работа по регламентации процесса планирования доходов бюджета муниципального округа.
В целях увеличения доходной базы бюджета Сампурского муниципального округа, сокращения числа убыточных организаций, а также увеличения поступления налогов и иных обязательных платежей в бюджет муниципального округа создана межведомственная комиссия администрации Сампурского муниципального округа по повышению собираемости налоговых платежей и погашению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет муниципального округа. Работу комиссий следует признать целесообразной и эффективной.
Совокупность предлагаемых мер позволит добиться абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана и должен составить в 2024 году - не более 5,0%.
Главными рисками на пути решения задачи повышения качества планирования и управления доходами являются изменение федерального законодательства о налогах и сборах в части местных налогов и опасность возникновения новой задолженности по налогам и сборам у налогоплательщиков по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления.
1.2. Повышение эффективности использования муниципального имущества
Муниципальное имущество - значимый источник доходов бюджета муниципального округа.
Основными направлениями работы являются:
увеличение доходов от аренды имущества и вовлечение в хозяйственный оборот невостребованного муниципального имущества;
выявление лиц, не оформивших в установленном законом порядке права на использование земельных участков, расположенных под принадлежащими им на праве собственности зданиями, сооружениями;
формирование перечня муниципального имущества, используемого федеральными и областными учреждениям и предприятиями по договорам безвозмездного пользования и аренды, с целью определения возможности последующей передачи его в государственную собственность;
размещение в СМИ и на официальном сайте Администрации округа информации о свободных земельных участках и недвижимом имуществе.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности использования муниципальной собственности за счет сдачи в аренду муниципального имущества;
- обеспечение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности.
1.3. Повышение эффективности распределения средств бюджета муниципального округа
В области повышения качества управления муниципальными финансами в 2024 - 2030 годах будет проводится дальнейшая регламентация бюджетного процесса, экономической и финансовой работы в муниципальных учреждениях Сампурского муниципального округа, совершенствование культуры экономической и финансовой работы.
Главные ожидаемые результаты работы - совершенствование методологических принципов составления проекта бюджета муниципального округа и обеспечение прозрачности этого процесса, совершенствование правового поля, регламентирующего бюджетный процесс и финансово-хозяйственную деятельность муниципальных учреждений Сампурского муниципального округа, поступательное повышение культуры финансовой и экономической работы.
2. Развитие информационной систем управления муниципальными финансами
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с продолжением автоматизации процессов формирования и исполнения бюджета муниципального округа, муниципальных программ Сампурского муниципального округа, а также улучшением материально-технической базы в области информационно-коммуникационных технологий.
3. Совершенствование правового положения муниципальных учреждений
В настоящее время все услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Сампурского муниципального округа, финансируются на основании соответствующих нормативов расходов. Вместе с тем, утвержденные методики определения нормативов требуют дальнейшего совершенствования.
Задача создания системы управления качеством муниципальных услуг заключается в разработке, принятии, внедрении, совершенствовании и последовательном контроле выполнения стандартов качества муниципальных услуг.
Главным результатом внедрения системы управления качеством муниципальных услуг (работ) является охват системой стандартов 100 процентов муниципальных услуг (работ) и последовательный контроль выполнения установленных стандартов качества.
Реализация задачи повышения открытости муниципальных учреждений необходима для установления обратной связи "потребитель муниципальной услуги - муниципальное учреждение". Для того чтобы жители Сампурского муниципального округа - потребители муниципальных услуг имели возможность получить информацию о том, как организована работа учреждения изнутри, на что конкретно расходуются бюджетные деньги, необходимо, чтобы публичными были как планы организации работы учреждений, так и отчеты об их работе. Наличие такого понимания обеспечит больший уровень доверия населения к органам местного самоуправления, позитивно отразится на восприятии жителями Сампурского муниципального округа качества работы муниципальных учреждений. Значимым результатом также будет внедрение элементов конкурентных отношений в деятельность муниципальных учреждений.
Количественный индикатор, характеризующий качество работы муниципальных учреждений по повышению открытости собственной деятельности - удельный вес муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги в соответствии с муниципальным заданием, опубликовавших в средствах массовой информации и (или) сети Интернет, а также в местах предоставления соответствующих услуг утвержденные требования к качеству предоставления муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, к общему количеству муниципальных учреждений данной категории. Значение индикатора не должно опускаться ниже 100%.
4. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Сампурского муниципального округа
Формирование и исполнение бюджета муниципального округа осуществляется на основе программ.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности муниципального округа. Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Сампурском муниципальном округе. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами. Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие муниципальных программ и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля (от "что израсходовано" - до "что достигли"). Поскольку муниципальные программы Сампурского муниципального округа стали важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, то в рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ осуществляется контроль за их выполнением, а также принимаются решения о дальнейшей их реализации.
5. Развитие и совершенствование системы муниципального контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует развития и совершенствования системы муниципального финансового контроля.
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
В рамках реформирования муниципального финансового контроля в Сампурском муниципальном округе определен орган, уполномоченный на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, разработаны и утверждены порядки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, контроля за соблюдением Федерального закона 44-ФЗ, контроля осуществляемого главными администраторами средств бюджета муниципального округа.
"Программный" бюджет требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете муниципального округа, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
Постановлениями от 09.01.2024 г N 20 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Сампурского муниципального округа Тамбовской области. Администрацией округа разработано Положение о порядке оценки эффективности реализации муниципальных программ. В целом принятые меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ Сампурского муниципального округа.
Существующая организация контроля за реализацией муниципальных программ в Сампурском муниципальном округе позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главный ожидаемый результат - повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений, снижение рисков совершения ошибок и нарушений, повышение ответственности руководителей учреждений за нарушения бюджетного законодательства и невыполнение муниципальных заданий.
Решение задач в рамках Программы будет обеспечиваться комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
Сроки реализации Программы: 2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап.
III. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
Планируемые показатели (индикаторы) Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Создание базовых условий для формирования бездефицитного бюджета муниципального округа.
2. Уменьшение процента абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана.
3. Повышение эффективности использования муниципальной собственности.
4. Совершенствование методологических принципов составления проекта бюджета муниципального округа и обеспечение прозрачности этого процесса.
5. Доля расходов бюджета муниципального округа на осуществление бюджетных инвестиций, формируемая в рамках программно-целевого метода бюджетного планирования, составит 100%.
6. Усиление роли бюджета муниципального округа в достижении общественно значимых результатов социально-экономической политики Сампурского муниципального округа в связи с развитием программно-целевого метода в бюджетном процессе, формированием системы бюджетирования, ориентированного на результат.
7. Продолжение развития информационной системы управления средствами Сампурского муниципального округа, повышение уровня открытости деятельности органов местного самоуправления Сампурского муниципального округа.
8. Повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений, снижение рисков совершения ошибок и нарушений.
IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального округа. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается решением Совета депутатов Сампурского муниципального округа Тамбовской области о бюджете муниципального округа на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании бюджета муниципального округа на очередной финансовый год и на плановый период и внесении изменений в бюджет.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального округа приведено в Приложении N 3 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств государственных внебюджетных фондов и юридических лиц не предусматривается.
V. Механизм реализации Программы
Получателем бюджетных средств бюджета муниципального округа, направленных на реализацию мероприятий Программы, является Финансовое управление администрации Сампурского муниципального округа и Администрация Сампурского муниципального округа Тамбовской области.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность, целевой характер использования бюджетных средств. С целью своевременной координации действий исполнителей Программы отдел экономического развития, труда и предпринимательства администрации округа осуществляет контроль за исполнением Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и рациональное использование бюджетных средств в соответствии с
В документе пропущена часть текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.