Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2024 г. N 03-07-08/5189
Вопрос: ООО является российским производителем радиоэлектронной продукции.
В настоящее время ООО ведет переговоры о закупке уникального оборудования, которое не производится в Российской Федерации, а именно Газового калибровочного стенда SMF 10000 и Вакуумной печи PJ-HQ1220.
В соответствии с п. 7 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 372 от 30.04.2009 г. (далее - Перечень). Порядок включения технологического оборудования в Перечень и правила отнесения оборудования к продукции, не имеющей аналогов в РФ, утверждены Приказом Минпромторга РФ N 1424 от 04.05.2016 г. и Постановлением Правительства РФ N 1135 от 20.09.2017 г. Исходя из приведенных нормативно-правовых актов, процедура включения оборудования в Перечень занимает от 8 до 12 месяцев
При этом, ввоз закупаемого ООО оборудования планируется в июле-августе 2024 г. Таким образом, возможна ситуация, что на момент ввоза оборудования в РФ, оборудование не будет включено в Перечень по обстоятельствам, не зависящим от Компании, ввиду длительных процедур.
Согласно Письму Министерства финансов РФ N 03-07-15/12749 от 20.02.2020 г. документ, подтверждающий право на освобождение от оплаты НДС, необходимо предоставить при регистрации декларации на товары. Кроме того, уплаченные суммы НДС в этом случае не относятся к излишне уплаченным или излишне взысканным и не подлежат возврату или зачету.
Обращаем внимание на то, что Письмо Министерства финансов РФ было подготовлено в 2020 году, до введения в отношении Российской Федерации существенных санкций со стороны стран Европы и США. В настоящее время цель ООО наладить в полной мере производство радиоэлектронной продукции на территории РФ, не прибегая к закупкам товаров и услуг зарубежом. Для этого необходима поддержка со стороны органов власти РФ.
ООО готово оплатить НДС при ввозе оборудования, аналогов которого не производят в РФ. Однако, просим оказать содействие и согласовать возврат уплаченного при ввозе НДС после включения оборудования в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 372 от 30.04.2009 г.
Ответ: В связи с указанным обращением по вопросу о праве на возврат сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, в отношении которого в настоящее время проводится процедура включения в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 372, Департамент налоговой политики по согласованию с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков сообщает.
Случаи, при которых суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату, определены статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена ЕАЭС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Исчерпывающий перечень документов, на основании которых выявляется факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, определен частью 1 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) или международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Законодательным актом Российской Федерации в сфере налогообложения является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, установлен статьей 150 Кодекса.
Согласно подпункту 7 статьи 150 Кодекса не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 372 утвержден перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием к Перечню для целей его применения необходимо руководствоваться как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), так и наименованием технологического оборудования.
Таким образом, согласно нормам, содержащимся в ТК ЕАЭС и Кодексе, право на освобождение от уплаты НДС возникает в случае, если в редакции Перечня, действующей на момент регистрации декларации на товары, поименованы код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование ввозимого на территорию Российской Федерации технологического оборудования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары (далее - ДТ).
Согласно пункту 9 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в том числе НДС, подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если иной срок уплаты не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
Подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в пункте 9 указанной статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере сумм, исчисленных в соответствии с ТК ЕАЭС в ДТ с учетом тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, в случае отсутствия на момент регистрации декларации на товары кода ТН ВЭД ЕАЭС и наименования ввозимого технологического оборудования в Перечне, оснований для освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного статьей 150 Кодекса, не имеется и соответствующие суммы НДС должны быть исчислены и уплачены налогоплательщиком в полном объеме до выпуска товаров.
Следовательно, и оснований для возврата (зачета) сумм НДС, исчисленных и уплаченных в соответствии с законодательством, действующим на день регистрации декларации на товары, в связи с включением наименования ввезенного оборудования в Перечень уже после его выпуска, не имеется, за исключением случая, когда нормативный правовой акт о включении такого оборудования в Перечень имеет ретроспективное применение.
Одновременно сообщаем, что на основании положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе оборудования, на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительством РФ утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. При ввозе таких товаров НДС не уплачивается.
Минфин отметил, что право на освобождение от НДС возникает, если в редакции перечня, действующей на момент регистрации декларации на товары, имеются код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование ввезенного оборудования. В противном случае оснований для освобождения от НДС не имеется. Налог должен быть уплачен полностью до выпуска товаров. Также нет оснований для возврата (зачета) НДС в связи с включением товара в перечень после выпуска продукции. Исключение - акт об изменении перечня имеет ретроспективное применение.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежат вычету в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2024 г. N 03-07-08/5189
Опубликование:
-