Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Республики Коми
от 29 февраля 2024 г. N 112-р
(приложение N 1)
Концепция
обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2024 - 2026 годы
I. Общие положения
Настоящая Концепция обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2024 - 2026 годы (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Республики Коми в сфере обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Коми. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года", Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Правовую основу государственной политики в сфере обеспечения комплексной безопасности детей и подростков составляют: Конституция Российской Федерации; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты:
Закон Республики Коми от 30 декабря 2003 г. N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми";
Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми";
Закон Республики Коми от 26 сентября 2014 г. N 91-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Правительства Республики Коми от 6 марта 2015 г. N 97 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 4 апреля 2019 г. N 171 "О некоторых вопросах, связанных с предупреждением правонарушений и обеспечением общественного порядка в Республике Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 523 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие транспортной системы";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 517 "О Государственной программе Республики Коми "Социальная защита населения";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 527 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности";
постановление Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 512 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 524 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие культуры и туризма";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 519 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие здравоохранения";
постановление Правительства Республики Коми от 29 октября 2019 г. N 507 "О Государственной программе Республики Коми "Информационное общество";
постановление Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 513 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие физической культуры и спорта";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 518 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и профилактика терроризма и экстремизма";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 520 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан";
постановление Правительства Республики Коми от 1 ноября 2023 г. N 512 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Комплексное развитие сельских территорий";
распоряжение Правительства Республики Коми от 8 августа 2019 г. N 285-р.
Вся нормативная правовая база, созданная в Республике Коми, ориентирована на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
II. Современное состояние обеспечения комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
1. Современные дети - первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18 - 45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.
Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается.
Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность.
Деструктивное информационное воздействие способствует развитию и формированию у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности), провоцирующего "психологический слом", следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим.
В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ и новых потенциально опасных психотропных веществ посредством игровых активностей, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали.
Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера.
Все большее распространение получает задействование сетевых платформ и мессенджеров для вовлечения детей в несогласованные публичные мероприятия (включая протестные акции), поскольку несовершеннолетние не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности.
Несформированность критического мышления обусловливает особую уязвимость детей перед воздействием такой информации, оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее воздействие, способствует их виктимизации, вовлечению в деструктивную деятельность, усвоению ими антисоциальных ценностей и норм, побуждает их к совершению общественно опасных действий, способных причинить вред как самому ребенку, так и его окружению.
Постоянно возрастающие возможности социальных сетей вкупе с популярным трендом публичного самовыражения способствуют размещению детьми в открытом доступе в сети "Интернет" личной и семейной информации, которая нередко используется злоумышленниками в противоправных целях.
Несмотря на наличие правового регулирования, позволяющего оперативно реагировать на распространение в сети "Интернет" информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также разнообразного инструментария, направленного на защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги "Родительский контроль", а также привлекая общественные и отраслевые организации в целях мониторинга сети "Интернет" на предмет наличия деструктивной информации.
Обеспечению информационной безопасности детей в рамках настоящей Концепции будет способствовать разработка и принятие органами исполнительной власти и органами местного самоуправления комплексных решений, формирующих систему информационной безопасности детей, в том числе в части определения актуальных угроз и предотвращения их наступления, обеспечения приоритетности и эффективности принимаемых мер в реализации государственной политики в этой сфере, посредством разработки и принятия перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.
Исходя из понимания информационной безопасности детей как состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;
обучение детей вопросам информационной безопасности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;
обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций;
формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации;
безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях и местах, доступных для детей;
единство системы мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, независимо от территориальных и ведомственных разграничений.
2. Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности детей и подростков, стало распространение различных экстремистских проявлений. Анализ оперативной обстановки в стране свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Актуальность развития вопросов профилактики терроризма и экстремизма в образовательных организациях как России, так и Республики Коми обусловлена современными вызовами, стоящими перед государством, обществом и перед системой образования, формирующей ценностные установки молодежи в процессе воспитания и обучения.
Молодежь является наиболее уязвимой группой населения, подверженной деструктивному влиянию. В молодежной среде чаще формируются радикальные взгляды и убеждения. Усиление внимания к способам противодействия распространению идеологий терроризма и экстремизма связано с участившимися случаями формирования в молодежной среде ксенофобии и национализма, подверженных выраженной активизацией данных настроений у подростков.
Современное поколение интегрировано в открытое социальное пространство и смело применяет различные цифровые инструменты группообразования, выбирает яркие шаблоны решений, идентифицирует жизненную концепцию через призму стремления ощутить остроту момента, ворваться в медийное поле и оставить незабываемый информационный след.
Сегодня активно развиваются и совершенствуются способы и инструменты радикализации молодежи в сети "Интернет" с целью вербования, подстрекательства, разжигания межнациональной розни, провокации беспорядков. Цифровое пространство позволяет "облегчить задачу" интеграции молодежи в экстремистски настроенные группировки, расставляя "ловушки" для обеспечения участия сегодняшних обучающихся в разжигании политической, религиозной либо национальной ненависти и вражды.
Государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:
проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;
совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;
совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации;
расширение практики межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в предупреждении социально опасного поведения детей;
развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики противоправного поведения подростков в сочетании с воспитательным воздействием в образовательных организациях;
обеспечение защищенности персональных данных детей, размещенных в сети "Интернет", от публичного доступа и (или) их несанкционированного использования;
расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок;
формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности;
воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;
развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;
развитие творческих способностей детей; воспитание у детей толерантности;
поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;
повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.
Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:
агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;
совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;
употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;
занятие проституцией;
иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.
Адресное внешнее воздействие для вовлечения молодежи в различные деформационные и деструктивные процессы обусловлено низкой иммунизацией молодой личности в отношении экстремизма, возрастными психологическими проблемами, отсутствием должного родительского контроля и поиском молодежью новых идеологических ориентиров.
В Республике Коми проводится работа по недопущению распространения экстремистских идей среди молодежи путем:
проведения информационно-разъяснительной и профилактической работы с несовершеннолетними по недопущению вовлечения их в экстремистскую деятельность, воспитания толерантности и патриотизма, приобщения к занятию творчеством, спортом и повышения роли семьи в предупреждении радикализации молодого поколения;
создания площадок для реализации потенциала несовершеннолетних лиц, развития подростковых и молодежных спортивных центров, мест интеллектуального досуга на территориях муниципальных образований;
повышения эффективности взаимодействия органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации в сфере противодействия экстремизму, ксенофобии и сепаратизму.
Кроме того, в Республике Коми проводится комплексная работа по противодействию распространению идеологии терроризма среди обучающихся.
Профилактика выявления обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма и экстремизма или попавших под ее влияние, в первую очередь связана с профилактикой психического здоровья, общения и в целом понимания людьми друг друга и человека самого себя.
Задача профилактической работы образовательной организации состоит в предотвращении распространения террористических и экстремистских идеологий среди обучающихся, а также в изменении и направлении деятельности молодых людей, придерживающихся экстремистских взглядов, и своевременной психологической помощи.
Во всех образовательных организациях Республики Коми организована работа по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма. Мероприятия по профилактике экстремистских настроений и поведения, реализуемые в образовательных организациях, включают духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, формирование межнационального и межрелигиозного согласия.
Все мероприятия проводятся в образовательных организациях Республики Коми при непосредственном участии всех заинтересованных органов, в том числе правоохранительных и надзорных органов.
3. Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей. Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
В целях обеспечения безопасности образовательных организаций в Республике Коми реализуются мероприятия, осуществляемые во взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, иными организациями. В республике на постоянной основе проводится мониторинг пожарной, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов образования.
В отношении объектов образования действуют вступившие в силу в 2019 году требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
В настоящее время системами видеонаблюдения обеспечено 86% объектов образовательных организаций, из них системами видеонаблюдения оснащены все наиболее крупные объекты образовательных организаций Республики Коми с численностью работников и обучающихся свыше 800 человек (объекты первой и второй категории опасности).
Значительное количество объектов образовательных организаций сегодня уже оснащены системами контроля и управления доступом. Если в 2020 году данными системами было оснащено 73,7% объектов образования, то к ноябрю 2023 года доля таких объектов выросла до 93% (от числа объектов, на которых данное требование является обязательным).
Количество объектов образовательных организаций, оборудованных охранной сигнализацией сохранилось практически на том же уровне 44% (в 2020 году 41%) количество объектов, на которых установлены автономные системы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации или угрозы террористического характера.
Оснащены средствами передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии 640 (65%) объектов и 344 объекта подлежат оснащению в систему "112" (35%) в 2024 году);
Благодаря проводимой совместно с Управлением Росгвардии по Республике Коми работе все объекты образовательных организаций Республики Коми, находящиеся в зоне действия централизованной охраны вневедомственной охраны (подразделений Росгвардии), оснащены средствами тревожной сигнализации (кнопками экстренного вызова полиции).
Кроме того, в 2023 году увеличилось количество объектов образования, обеспеченных квалифицированной физической охраной. 68% от общего количества объектов образования сегодня охраняются частными охранными организациями (2020 г. - 21,5%), при этом сотрудниками частных охранных организаций физическая охрана обеспечивается на 89% объектов образования от числа объектов, в отношении которых требование о наличии квалифицированной физической охраны является обязательным.
Вместе с тем на сегодняшний день необходимо завершение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности на ряде объектов, в связи с чем в настоящее время только 53% объектов (территорий) государственных и муниципальных образовательных организаций полностью соответствуют всем предъявляемым требованиям к их антитеррористической защищенности.
Помимо мероприятий, которые необходимо выполнить образовательным организациям для устранения предписаний, остается острая необходимость в замене (модернизации) систем пожарной автоматики в связи с истечением предельного срока эксплуатации, высокой степенью износа пожарной автоматики на объектах образовательных организаций Республики Коми, многочисленными ложными срабатываниями. Свыше чем на 31% объектов защиты учреждений образования требуется замена систем пожарной автоматики.
Кроме того, крайне необходимо обеспечить объекты защиты автономными источниками резервного электроснабжения. В настоящее время на 48% объектах защиты требуется установка автономных источников резервного электроснабжения.
4. Продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Несмотря на скоординированную работу органов государственной власти, ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом на дорогах остается сложной.
Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков до 16 лет в Республике Коми свидетельствует о том, что в 1 полугодии 2023 года количество ДТП с участием несовершеннолетних, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, (далее - АППГ) увеличилось на 60,5%. Так, за 6 месяцев 2023 года на дорогах Республики Коми зарегистрировано 61 ДТП (АППГ - 38), в которых 1 ребенок погиб (АППГ - 2) и 67 несовершеннолетних (АППГ - 47) получили травмы различной степени тяжести.
Основными причинами, послужившими травмированию несовершеннолетних на дорогах, по-прежнему остаются: ослабленный контроль со стороны законных представителей за временем препровождения детей и несоблюдением ими правил дорожного движения.
5. Актуальной на сегодняшний день остается проблема подростковой преступности в республике.
По итогам 1 полугодия 2023 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 43,3% (с 215 до 122). Удельный вес преступности среди несовершеннолетних составил 2,6% (АППГ - 4,7%).
Вместе с тем, несмотря на общее снижение подростковой преступности, в 5 муниципальных образованиях зарегистрирован рост подростковой преступности.
В структуре преступности несовершеннолетних доминируют преступления против собственности, против половой неприкосновенности, против жизни и здоровья.
Количество несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 49,4% (с 184 до 93), удельный вес составил 2,6% (АППГ - 4,7%).
По итогам 6 месяцев 2023 года на территории Республики Коми количество несовершеннолетних, совершивших преступления в группе лиц, уменьшилось на 54,3%, а именно с 83 до 38 лиц.
За истекший период 2023 года несовершеннолетних, совершивших преступления в составе организованной преступной группировки не зарегистрировано.
Также по итогам 6 месяцев 2023 года количество подростков, совершивших повторные преступления, сократилось на 64,2%, а именно с 48 до 22 лиц.
Проведенный анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, показал, что основными причинами совершения несовершеннолетними повторных преступлений по-прежнему остаются: склонность их к совершению противоправных деяний, чувство безнаказанности, а также ослабленный контроль со стороны законных представителей за временем препровождения детей.
Как в целом по России, так и в Республике Коми, вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции и наркотических веществ.
Несмотря на снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, который составил 12,9% (АППГ - 17,9%), данная проблема остается актуальной для Республики Коми.
Анализ и оценка оперативной обстановки, складывающейся в Республике Коми, свидетельствуют о том, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для общества.
В 1 квартале 2023 года удалось снизить количество преступлений в сфере НОН с 21 в аналогичный период 2022 года до 8 преступлений.
6. Несмотря на уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение детей благоприятными условиями жизни, гарантиями защищенного детства, свободного от насилия, остается одной из приоритетных задач социальной политики.
Проблема жестокого обращения с детьми в семье на сегодняшний день - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
В едином республиканском банке данных, по состоянию на 1 июля 2023 года, состоят 1288 семей (АППГ - 1187), находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 2444 ребенка (АППГ - 2254).
За 1 полугодие 2023 год выявлено 456 фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних (АППГ - 411), из них 51 (АППГ - 544) факт был допущен родителями.
Основными видами насильственных преступлений в отношении детей являются побои, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, умышленное причинение легкого вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера.
Семейное неблагополучие, как правило, является первопричиной такой социальной проблемы, как социальное сиротство.
Несмотря на сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, ситуация усугубляется тем, что в учреждения поступают дети в основном старшего подросткового возраста и зачастую после отмены опеки. Как правило, поведение и стиль жизни такой категории детей в большей степени уже сформированы. Проживание в течение долгого времени в асоциальной среде формирует в детях склонность к употреблению алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, к различным проявлениям девиантного поведения, самовольным уходам. Все эти факторы свидетельствуют о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые подвергают свои жизнь и здоровье риску.
В целях совершенствования мер по профилактике социального сиротства, устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе Республиканского консультационного центра по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, организована работа школы "Успешных родителей" (просветительский проект для замещающих родителей). Школа "Успешных родителей" - это просветительский проект, включающий тематические семинары, вебинары, консультационные часы для тех, кто желает принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также для тех, кто уже стал опекуном, приемным родителем, усыновителем.
На территории Республики Коми количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается на достаточно высоком уровне. За последние 3 года по данным статистики численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми уменьшилась на 10,3% (на 1 января 2023 года - 3797 детей, на 1 января 2022 года - 3999 детей, на 1 января 2021 года - 4233 ребенка).
Численность детей, родители которых лишены родительских прав, по состоянию на 1 января 2023 года составляло - 308 человек (на 1 января 2022 года - 343 человека, на 1 января 2021 года составляет 323 человека).
Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах, на 1 января 2023 года составляло - 363 человека (на 1 января 2022 года - 398 человек, на 1 января 2021 года составляет 366 человек).
Как положительный момент следует отметить, что ежегодно сокращается численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, по состоянию на 1 января 2023 года в организациях для детей-сирот находился 601 ребенок (в 2021 году - 647 детей, в 2020 году - 727 детей). Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 17%.
На базе ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" функционирует семейный родительский клуб "Моя семья" (далее - клуб), основной задачей которого является повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей, обобщение и популяризация социальных технологий поддержки отцовства, материнства, основанных на идеях ценности родительства и приоритетных прав традиционной семьи. Основными формами деятельности клуба являются групповая дискуссия, анализ ситуаций, анкетирование, тренинги, практическая деятельность.
Одной из мер оказания экстренной помощи детям - жертвам жестокого обращения является помещение их в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
С каждым ребенком проводится работа по индивидуальным реабилитационным программам командой специалистов, состоящей из психологов, социальных педагогов, воспитателей. Однако эффективной реабилитация может быть признана только в том случае, если участниками реабилитационного процесса выступают все стороны, в том числе социальное окружение ребенка. В целях быстрого и эффективного реагирования на неблагоприятные ситуации, в которые попадают семьи и дети, в Республике Коми создана экстренная межведомственная служба реагирования "Скорая социальная помощь" (далее - Служба). Задачами Службы являются консолидация межведомственных усилий субъектов системы профилактики по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся жестокому обращению или насилию; оказание им и их семьям своевременной помощи; создание механизма быстрого и эффективного реагирования субъектов системы профилактики на случаи выявления фактов семейного неблагополучия, в том числе фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. Координатором Службы является ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий".
Участниками Службы являются учреждения социального обслуживания населения Республики Коми, территориальные органы Министерства внутренних дел по Республике Коми, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Координатор Службы круглосуточно принимает информацию, поступившую на телефонный номер (8212) 21-11-66 от несовершеннолетних, членов их семей, отдельных граждан, специалистов и сотрудников органов и учреждений субъектов системы профилактики, в том числе связанных с жестоким обращением с детьми и (или) совершением в отношении них иных противоправных действий.
Еще одним инструментом профилактики и выявления семейного неблагополучия является детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 (далее - Детский телефон доверия). Консультанты Детского телефона доверия оказывают экстренную психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), в том числе в случаях жестокого обращения и насилия в отношении детей. Прием звонков осуществляется круглосуточно, анонимно, бесплатно.
В рамках деятельности Детского телефона доверия осуществляются сбор информации о нарушении прав и законных интересов детей и передача ее в органы и учреждения субъектов системы профилактики для принятия необходимых мер в соответствии с законодательством.
В целях защиты прав детей, их интересов, создания благоприятной среды для их развития и воспитания реализуется План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства в Республике Коми, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Коми от 30 июня 2021 г. N 330-р.
Также в целях выявления семей, находящихся в социально опасном положении, субъектами системы профилактики регулярно проводятся межведомственные рейды по обследованию условий жизни несовершеннолетних, осуществляется социальное патрулирование семей.
7. Проблема суицидальных проявлений в подростковой среде как в России в целом, так и в республике является актуальной.
Министерством образования и науки Республики Коми и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми совместно с Министерством здравоохранения Республики Коми, Министерством внутренних дел по Республике Коми проводится мониторинг по фактам суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.
Большую тревогу на сегодняшний день вызывают суицидальные попытки несовершеннолетних.
Общими причинами суицидальных проявлений в подростковой среде являются следующие: слабая успеваемость в школе; ссоры с родителями или близкими родственниками; ссоры с друзьями и одноклассниками; несчастная и неразделенная любовь; потеря смысла жизни; страх перед наказанием за совершенный проступок или правонарушение, а также отсутствие надлежащего внимания со стороны взрослых, неограниченное использование подростками средств массовой информации и интернет-ресурсов противоправного содержания.
В целях реализации Комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних на территории Республики Коми, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2021 г. N 421-р, и других нормативных актов, принятых по решению данной проблемы, на территории Республики Коми органами и учреждениями системы профилактики проводится определенная работа.
Выявление лиц "группы риска" с суицидогенными факторами осуществляется в рамках реализации скрининговых программ, разработанных и утвержденных совместным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 6 июня 2017 г. N 190-п/6/218/1070. С целью оказания своевременной специализированной психиатрической и (или) психотерапевтической помощи суицидентам организации оперативного мониторинга за детско-подростковыми суицидами для оперативного применения методов вторичной (индикативной) профилактики Министерством здравоохранения Республики Коми издан приказ от 21 февраля 2013 г. N 2/79 "Об организации на территории Республики Коми специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением".
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 мая 1998 г. N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" при ГУ "Коми республиканская психиатрическая больница" организовано отделение "Телефон доверия". Режим работы круглосуточный.
Кроме того, на территории Республики Коми доступны:
общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, он же телефон межведомственной службы реагирования "Скорая социальная помощь" ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий" 21-11-66;
телефон доверия кризисного центра "Райда" 24-40-38;
телефон доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию, 8-800-7000-600;
интернет-ресурс "помощьрядом.рф" и другие.
Разработана программа работы с детьми, совершившими суицидальную попытку, склонными к суициду, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Министерством здравоохранения Республики Коми разработаны и направлены в республиканские и муниципальные учреждения здравоохранения "Методические рекомендации для лечебно-профилактических учреждений по профилактике суицидов несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ" с приложением схемы индивидуального психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, склонных к развитию кризисных состояний.
В рамках методической поддержки образовательных организаций, в том числе по вопросам профилактики суицидальных проявлений среди несовершеннолетних, Министерством образования и науки Республики Коми разработан перечень базовых тем родительских собраний, согласованный с общественными организациями Республики Коми. Перечень направлен в образовательные организации для использования в работе.
В целях недопущения несовершеннолетними самоубийств после их активного участия в "группах смерти" в социальных сетях в Республике Коми введена практика блокировки сайтов, на которых обнаружен запрещенный контент: призывы к самоубийствам, пропаганда наркотиков, детская порнография и т.д. Роскомнадзором ведется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
8. Таким образом, для решения проблем обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми необходимо решение следующих проблем:
высокий риск десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, под влиянием негативного контента в сети "Интернет", набирающего обороты и популярность среди подрастающего поколения;
агрессивное поведение несовершеннолетних, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;
употребление детьми наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;
малоэффективная воспитательная работа с родителями по вопросам ответственности за проявление жесткости и насилия в отношении детей;
недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению раннего семейного неблагополучия;
высокая латентность признаков и факторов, свидетельствующих о предрасположенности детей и подростков к поступкам суицидального характера.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Основные задачи:
1) обеспечение информационной безопасности детей и подростков путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от негативного информационного воздействия, причиняющего вред их здоровью и развитию;
2) формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе путем реализации перечня региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
3) развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей;
4) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
5) реализация мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
6) обеспечение безопасности детей на дорогах;
7) совершенствование организации подвоза детей от места жительства к школе и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
8) повышение эффективности общественного контроля за безопасностью детских перевозок;
9) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка;
10) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми;
11) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритета воспитания ребенка в родной семье, улучшение качества жизни, создание благоприятных условий, что в свою очередь позволит решить проблему социального сиротства;
12) выявление и нейтрализация источников угроз, связанных с распространением среди несовершеннолетних наркомании и алкоголизма;
13) укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида;
14) формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения, привлечение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
15) повышение вовлеченности педагогов, учителей и воспитателей образовательных организаций в проводимые мероприятия по информационной безопасности.
IV. Приоритетные направления деятельности по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
Принятие настоящей Концепции позволит сконцентрировать усилия органов исполнительной власти Республики Коми на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, получившим свое распространение на территории Республики Коми.
1. Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, большая половина российских подростков знает о Всемирной сети "Интернет" и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих родителей. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации недостаточно высокий. Сегодня одна из главных задач родителей - ограничить доступ ребенка к компьютеру, ограничить время пребывания в сети "Интернет" и защитить от негативной информации, кибербуллинга (интернет-преследования), предотвратить вовлечение в деструктивные сетевые социальные группы. В настоящее время существует множество программ и служб, которые позволяют родителям (законным представителям) отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через сеть "Интернет". Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка в сети "Интернет". Существует множество программ по родительскому контролю. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Поэтому перед средствами массовой информации в настоящий момент стоят задачи продолжить работу по контролю за пользованием детей сети "Интернет".
Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют 3 возможных варианта регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей - государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из 3 вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.
Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей - участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.
Вместе с тем при возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.
Для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, и ограничением доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, государству и обществу необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие, а также на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на повышение уровня грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование критической оценки получаемых сведений, и информационные кампании, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.
В рамках Концепции будут реализованы меры, обеспечивающие наиболее эффективную и действенную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и предусмотренные перечнем региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.
2. В рамках настоящей Концепции будет продолжена системная работа по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма среди детей и молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами.
На постоянной основе необходима реализация мероприятий республиканского, муниципального и институционального уровней по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, участие в аналогичных и иных федеральных мероприятиях.
Необходимо повысить компетентность работников образовательных организаций по данному направлению деятельности. С этой целью будет организовано обучение 100% работников образовательных организаций, в чьи функциональные обязанности входит противодействие распространению идеологии терроризма.
3. Задача построения эффективной системы обеспечения безопасности на объектах социальной инфраструктуры должна решаться с учетом специфики объекта и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В период проведения детской оздоровительной кампании особое внимание всем заинтересованным сторонам необходимо уделить вопросу обеспечения комплексной безопасности детей, находящихся в детских оздоровительных организациях и при перевозке их к месту отдыха и обратно, соблюдению требований санитарных норм и правил, а также пожарной и антитеррористической безопасности.
Органам исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми (в рамках полномочий), надзорным органам необходимо заблаговременно провести контрольные мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Создание безопасных и комфортных условий в детском лагере во многом определяется эффективностью межведомственного взаимодействия структур, непосредственно участвующих в организации отдыха детей.
С этой целью должен быть реализован комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности на объектах социальной инфраструктуры, на организацию работы по безопасному пребыванию детей в местах открытых водоемов, плавательных бассейнов и предупреждению несчастных случаев на воде.
4. Безопасность детей при перевозках и как участников дорожного движения должна обеспечиваться с соблюдением федеральных законов и Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527, а также санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей.
В рамках реализации Концепции будет скоординирована деятельность всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечено системное рассмотрение данной проблемы в педагогическом аспекте.
5. В рамках реализации Концепции планируется кардинально решить вопросы, связанные с организацией досуга молодежи, социальной реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
Масштабы и острота существующих проблем в молодежной среде, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения подрастающего поколения и его защиты.
Важнейшим условием решения этих задач должна являться целенаправленная профилактическая и просветительская антинаркотическая работа с различными категориями учащихся и студентов. Одной из наиболее перспективных форм работы по профилактике наркомании является развитие волонтерского движения, имеющего своей целью вовлечение подрастающего поколения в проведение досуга, несовместимого с употреблением наркотиков, а также оказание помощи в формировании активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни по принципу "Равный - равному". Развитие и доступность организаций дополнительного образования детей, общественных организаций детей и молодежи позволит обеспечить занятость несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных профилактических учетах.
6. Актуальность проблемы насилия и жестокости по отношению к детям не вызывает сомнений. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый, латентный характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка.
Проблема насилия и жестокого обращения существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода и положения в обществе. Родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость.
Насилие, понимаемое как физическое, психологическое, сексуальное, и пренебрежение нуждами ребенка - часть семейных устоев многих российских семей. Таким образом, необходимо разработать механизмы, направленные на формирование в обществе нетерпимого отношения к формам воспитания детей с использованием насилия и психологического давления, профилактику насильственных действий в отношении детей, социальную адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
Необходимо продолжать деятельность по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны информации:
побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленной на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотиносодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
основывающейся или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
содержащей изображение или описание сексуального насилия;
отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения; пропагандирующей педофилию; способной вызвать у детей желание сменить пол; оправдывающей противоправное поведение; содержащей нецензурную брань; порнографического характера;
содержащей сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
содержащейся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
Важным элементом этого процесса может быть привлечение журналистских сообществ, организаций саморегулирования и общественных организаций.
7. В обществе назрела необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки детей и подростков разных возрастных групп, находящихся в кризисном состоянии, подвергшихся насилию, кибербуллингу или вовлеченных в деятельность деструктивных религиозных и иных сект, в том числе суицидальной направленности. Специфика организации социальной работы с подростками, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих прекращению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций. Для решения проблемы профилактики суицидальных проявлений среди детей и подростков необходима разработка модели взаимодействия семьи, образовательных организаций, социальных служб, органов здравоохранения, органов внутренних дел и общества.
V. Механизмы реализации Концепции
Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая специализированные государственные детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию общеобразовательных организаций и специализированных государственных детских и юношеских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в специализированных государственных детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) информационную безопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия.
Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать и поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой информации, телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения (мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и о рекламе, а также производителей отечественной информационной продукции для детей, способствующей формированию у них социально одобряемых ценностно-моральных ориентиров, нравственной и правовой культуры, гражданственности и патриотизма в соответствии с традиционными ценностями.
В целях формирования у детей и подростков правильного безопасного алгоритма поведения в сети "Интернет" необходимо:
провести анализ образовательных программ, а также факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин, предлагаемых образовательными организациями;
сформировать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
проводить на постоянной основе просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей (законных представителей), работников системы образования, специализированных государственных детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.
В целях реализации настоящей Концепции в Республике Коми необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности детей и подростков:
создание дополнительных организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, включающих регулярное проведение обучающих семинаров для педагогических работников образовательных организаций "Безопасность детей в сети "Интернет";
разработка методических и информационных материалов, размещение на образовательных сайтах и порталах сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, подготовка информации для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети "Интернет";
обеспечение информационного просвещения родителей, а также информационного освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, направленного на широкие слои населения;
создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет";
проведение в Республике Коми работы по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных средствах массовой информации публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, распространение идей терроризма и экстремизма;
проведение ежегодных проверок всех помещений образовательных организаций всех типов и видов, организаций здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, культуры и спорта с целью обеспечения полного соблюдения норм пожарной безопасности;
проведение совместно с собственниками жилищного фонда, управляющими организациями многоквартирных домов, органами местного самоуправления обследования каждой придомовой территории, игровой и спортивной площадки, каждого парка, сквера, детского городка на предмет безопасности пребывания на данной территории несовершеннолетних с выработкой плана мероприятий по обновлению небезопасных для детей сооружений;
активное вовлечение детей в процесс создания безопасной среды, развития ответственности и пробуждения интереса к изучению правил безопасного поведения на дороге, дома ("один дома"), на улице, правил посещения массовых мероприятий, поведения на спортивных мероприятиях и в играх со сверстниками, правил безопасного поведения в лесу и на водоемах, правил пожарной безопасности и др.;
формирование системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера;
проведение ежегодного мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры городов, районов и сельских поселений Республики Коми;
реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
осуществление регулярного контроля за обеспечением комплексной безопасности в период детской оздоровительной кампании;
создание системы технической укрепленности от криминальных и террористических угроз детских дошкольных и общеобразовательных организаций;
содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
повышение эффективности общественного контроля безопасности в ходе организации подвоза школьников;
совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах;
размещение информации о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средствах массовой информации и сети "Интернет", на информационных стендах в образовательных организациях и организациях, оказывающих услуги детям;
проведение профилактических операций "Внимание - дети!";
разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми;
организация на межведомственной основе раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;
формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;
увеличение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания;
повышение квалификации специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части сопровождения замещающих семей и работы с детьми-сиротами по преодолению негативных поведенческих отклонений;
организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
реализация программ, технологий и форм социального сопровождения детей по профилактике жестокого обращения и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;
обеспечение проведения на регулярной основе информационной кампании, направленной на формирование нетерпимого отношения в обществе к насилию в отношении детей, информирования детей о возможных рисках и опасностях жестокого обращения и насилия, информирования родителей об ответственности за действия, направленные против детей;
обеспечение взаимодействия с негосударственными некоммерческими структурами по проблеме жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
подготовка волонтеров для работы по пропаганде ненасильственного существования, по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, через информационно-консультативную работу;
подготовка волонтеров по оказанию содействия в поиске пропавших детей и подростков;
участие детских общественных объединений по оказанию содействия в обеспечении безопасности детей и подростков.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации Концепции должны стать:
создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от оказывающего негативное влияние контента в образовательной среде школы и дома;
повышение информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством существующих возможностей услуги "Родительский контроль";
проведение единой политики, синхронизированной с другими органами власти, при решении задач информационной безопасности детей;
повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественной информационной продукции, посредством развития в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети "Интернет", распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях;
повышение охвата педагогических работников мероприятиями в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве;
увеличение числа родителей (законных представителей), проинформированных;
сокращение числа детей, пострадавших от жестокого обращения и травли, в том числе в сети "Интернет";
снижение фактов вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы с использованием сети "Интернет";
сокращение количества информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
увеличение в сети "Интернет" контента, направленного на формирование у детей традиционных ценностей;
создание системы обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок;
снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков;
повышение эффективности профилактики дорожно-транспортного травматизма посредством взаимодействия и координации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах, ужесточение требований к перевозчикам любых форм собственности и усиление контроля за соблюдением перевозки детей;
сокращение количества тяжких и особо тяжких насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;
снижение количества преступлений, совершенных детьми и подростками;
снижение числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления;
сокращение числа детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
укрепление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании;
увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в профилактическую работу;
информирование родителей подростков, состоящих на профилактическом учете, о возможных вариантах интересного, полезного и низкобюджетного отдыха и оздоровления в летний период;
снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении;
формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
сокращение численности воспитанников, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
VII. Реализация Концепции
В целях реализации Концепции разработан План мероприятий, включающий в себя комплекс практических мер, направленных на решение основных задач по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.