Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Оренбургской области
от 6 марта 2024 г. N 01-21/274
Положение
о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
АК |
Апелляционная комиссия Оренбургской области |
ГБУ РЦМСО |
Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр мониторинга системы образования" Оренбургской области |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Оренбургской области |
Квалификационные испытания |
Испытания для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
МО |
Министерство образования Оренбургской области |
ОГЭ |
Основной государственный экзамен |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 года N 232/551 |
ПК |
Предметная комиссия Оренбургской области по соответствующим учебным предметам |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Положение о ПК |
Положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году |
Сеть "Интернет" |
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта предметной комиссии в текущем году |
ТАП |
Территориальная апелляционная подкомиссия Оренбургской области |
ТПП |
Территориальная предметная подкомиссия для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году |
ФИПИ |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в пункте 34 Порядка, включенное распорядительным актом ОИВ в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭР |
Экзаменационная работа |
Введение
1. Положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году (далее - Положение) разработано на основании порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года N 232/551.
2. Настоящее Положение определяет цели, порядок формирования ПК, полномочия председателей, заместителей председателей и экспертов, организацию проверки экзаменационных работ.
3. ГБУ РЦМСО организует информирование участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, их родителей (законных представителей) о деятельности ПК через образовательные организации, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальном сайте ГБУ РЦМСО в сети "Интернет".
I. Общие положения
4. ПК формируются для проведения ГИА в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
5. ПК в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
нормативными правовыми актами и инструктивными документами МО по вопросам организации и проведения ГИА в Оренбургской области;
методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
настоящим Положением о ПК;
иными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
6. ПК создаются по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика", "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, немецкий и французский), "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия", "Информатика".
7. Проверка развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ОГЭ осуществляется ПК по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика", "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, немецкий и французский), "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия", "Информатика".
II. Состав и формирование предметных комиссий
8. Общее руководство и координацию деятельности ПК осуществляют их председатели, согласованные Рособрнадзором.
9. Составы ПК утверждаются МО по представлению председателей ПК не позднее, чем за один месяц до начала проведения ГИА.
10. Лица, включаемые в составы ПК по учебным предметам, должны соответствовать требованиям пункта 34 Порядка.
11. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется с учетом отсутствия у экспертов, предполагаемых для включения в состав ПК по соответствующему учебному предмету, конфликта интересов.
12. По решению МО в составе ПК создаются территориальные предметные подкомиссии, включающие председателей ТПП, заместителей председателей ТПП, экспертов ТПП из числа работников соответствующего муниципального образования, осуществляющие отдельные полномочия ПК на территории одного или нескольких муниципальных районов и городских округов.
III. Полномочия председателя ПК
13. Председатель предметной комиссии по соответствующему учебному предмету:
представляет МО предложения по персональному составу предметной комиссии;
определяет и представляет МО кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации;
по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам проверки и оценивания ответов (в том числе устных ответов) на задания КИМ участников ГИА;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем апелляционной комиссии, Комиссией по разработке КИМ;
организует и участвует в работе по анализу предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом по уточнению, в том числе дополнению перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными;
представляет председателю ГЭК информацию о случаях, выявленных при проверке ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка.
IV. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам ПК
14. Кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в текущем году.
15. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
16. К квалификационным испытаниям для определения статуса экспертов допускаются специалисты, имеющие документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных и устных), по соответствующему учебному предмету, полученный в течение последних трех лет.
17. Квалификационные испытания для экспертов в Оренбургской области по каждому учебному предмету проводятся с использованием ресурсов, разработанных РЦОИ совместно с председателями ПК.
18. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов осуществляется в форме зачета.
19. По результатам квалификационных испытаний составляется зачетная ведомость, которая подписывается председателем ПК.
20. По результатам квалификационных испытаний, проводимых в форме оценивания экзаменационных работ, согласно показателям, присваивается статус "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
Показатель: доля заданий/позиций оценивания, по которым оценки эксперта ПК не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт ПК |
Старший эксперт ПК |
Основной эксперт ПК |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам ПК
Статус эксперта ПК |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт ПК |
0 |
Старший эксперт ПК |
0 |
21. Лица, не прошедшие квалификационное испытание в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов в текущем году.
22. Экспертам ПК присваивается один из следующих статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
22.1. Ведущий эксперт - статус позволяющий:
быть председателем ПК, заместителем(-ями) председателя ПК, председателем ТПП и заместителем(-ями) ТПП;
осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседаниях АК и ТАП по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
22.2. Старший эксперт - статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседаниях АК и ТАП по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
22.3. Основной эксперт - статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
осуществлять первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
23. Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационных испытаниях.
IV. Организация проверки экзаменационных работ участников ГИА и их оценивание
24. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание ПК развернутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
2) анализ предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом и уточнение, в том числе дополнение, перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными.
Экзаменационные работы проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами (далее - первая и вторая проверки);
проверку третьим экспертом (далее - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
проверку в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников ГИА, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами.
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развернутый ответ на задания КИМ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки, который после заполнения передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
В рамках проверки экзаменационных работ предметными комиссиями РЦОИ формирует и предоставляет в предметную комиссию по соответствующему учебному предмету информацию об ответах, предоставленных участниками ГИА, на каждое задание КИМ с кратким ответом, а также КИМ, выполнявшиеся участниками ГИА. На основании анализа полученной информации предметная комиссия по соответствующему учебному предмету уточняет, в том числе дополняет, перечень кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными, и направляет указанный перечень в РЦОИ.
По решению ОИВ двух и более субъектов Российской Федерации организуется обмен экзаменационными работами между соответствующими субъектами Российской Федерации (межрегиональная перекрестная проверка).
Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ осуществляют РЦОИ.
25. РЦОИ и ПК работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространение информации ограниченного доступа.
В РЦОИ и местах работы предметных комиссий могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определяемые Рособрнадзором, должностные лица МО - по решению соответствующих органов.
26. Лицам, привлекаемым к обработке бланков, дополнительных бланков, запрещается:
1) иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру и иные средства хранения и передачи информации;
2) копировать, выносить из помещений, предназначенных для обработки бланков (дополнительных бланков), экзаменационные материалы, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
В случае установления факта нарушения лицом, привлекаемым к обработке бланков (дополнительных бланков), требований, установленных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, руководитель РЦОИ информирует об этом председателя ГЭК и принимает решение об отстранении указанного лица от работ, связанных с проведением ГИА.
Экспертам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, копировать и выносить из помещений, указанных в абзаце первом пункта 25 настоящего Положения, экзаменационные материалы, критерии оценивания, протоколы проверки, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
В случае установления факта нарушения экспертом требований, установленных абзацем пятым настоящего пункта, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях, в том числе в рекламных целях, МО, Рособрнадзор (в случае установления факта нарушения экспертом предметной комиссии, созданной Рособрнадзором) принимают решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии.
27. Обработка и проверка экзаменационных работ должны завершиться в следующие сроки:
по экзаменам, проведенным в основной период проведения ГИА, - не позднее десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды проведения ГИА, в резервные сроки каждого из периодов проведения ГИА, - не позднее пяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки экзаменационных работ.
Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания КИМ) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания.
V. Полномочия и функции председателя, заместителя председателя и членов (экспертов) ТПП
28. Председатель ТПП:
обеспечивает координацию работы экспертов ТПП;
проводит инструктаж экспертов ТПП по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
обеспечивает соблюдение конфиденциальности и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при хранении и проверке экзаменационных работ, передаче протоколов результатов проверки экзаменационных работ в ГЭК;
информирует председателя ПК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций, об обнаружении некорректных заданий в контрольных измерительных материалах;
незамедлительно информирует председателя ПК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ТПП;
готовит итоговый отчет о результатах работы ТПП на территории муниципального образования.
29. Заместитель председателя ТПП:
соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение ГИА;
соблюдает конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
обеспечивает координацию работы экспертов ТПП;
согласует график работы с председателем ТПП;
осуществляет контроль за выполнением графика работы ТПП;
принимает участие в обсуждении итогового отчета о работе ТПП, вносит в него свои предложения;
выполняет обязанности председателя ТПП в случае его отсутствия.
30. Эксперты ТПП:
соблюдают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение ГИА;
получают разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы;
обсуждают с председателем ТПП процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
объективно проверяют экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации-разработчика экзаменационных заданий и оценивают их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
соблюдают конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информируют председателя ТПП о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ.
Эксперты ТПП привлекаются к ответственности за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации, а также за нарушение установленного законодательством об образовании порядка государственной итоговой аттестации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Оренбургской области от 6 марта 2024 г. N 01-21/274 "Об утверждении Положения о предметных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.