Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 06.03.2024 N 46-п
"О внесении изменений
в постановление Администрации
Ненецкого автономного округа
от 10.10.2013 N 365-п"
Изменения
в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 10.10.2013 N 365-п
1. В преамбуле слова "от 23.07.2014 N 267-п" заменить словами "от 01.08.2023 N 225-п".
2. Государственную программу Ненецкого автономного округа "Управление региональными финансами в Ненецком автономном округе" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Ненецкого автономного округа "Управление региональными финансами в Ненецком автономном округе"
Раздел I
Общие положения
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Управление региональными финансами в Ненецком автономном округе" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Срок реализации Программы с 2014 по 2030 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа.
Раздел II
Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
Глава 1. Оценка текущего состояния в сфере управления региональными финансами в Ненецком автономном округе
4. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития публично-правовых образований, в том числе Ненецкого автономного округа.
5. Объектом управления в рамках Программы являются региональные финансы Ненецкого автономного округа. Специфика Программы направлена на формирование стабильной финансовой системы для исполнения расходных обязательств Ненецкого автономного округа, а также обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ненецкого автономного округа на базе современных принципов управления общественными финансами.
Наполнение бюджета Ненецкого автономного округа напрямую зависит от состояния экономики и влияния геополитической обстановки в условиях санкций, а также от проводимой на федеральном уровне налоговой и бюджетной политики.
6. Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Ненецкого автономного округа направлены на сохранение и развитие налогового потенциала в целях обеспечения роста доходной части консолидированного бюджета Ненецкого автономного округа, на сохранение социальной и финансовой стабильности, на улучшение инвестиционного климата и разрабатываются с учетом изменений законодательства Российской Федерации.
Главным фактором, сдерживающим рост доходов и, соответственно, расходов окружного бюджета, является снижение цены на нефть после введения антироссийских санкций и отказа западных энергетических компаний от сотрудничества с Россией, а также зависимость окружного бюджета от доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Харьягинское месторождение".
В целях повышения эффективности использования доходного потенциала ненефтегазовых отраслей экономики налоговая политика Ненецкого автономного округа ориентирована на сохранение мер, направленных на обеспечение экономического роста, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, в том числе за счет механизма предоставления налоговых льгот, которые в перспективе позволят обеспечить рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в окружной бюджет.
7. Для повышения качества бюджетного планирования, предотвращения необоснованных расходов окружного бюджета, а также повышения их эффективности разработана нормативно-правовая база регулирования процессов планирования и исполнения окружного бюджета с учетом комплексного подхода к автоматизации бюджетного процесса в Ненецком автономном округе.
Особенно взвешенного подхода требует решение задачи по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Ненецкого автономного округа, основанное на среднесрочном и долгосрочном финансовом планировании. Начиная с 2013 года в Ненецком автономном округе формируется окружной бюджет на очередной финансовый год и на плановый период.
Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Деятельность в этом направлении призвана повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решение приоритетных задач социально-экономического развития Ненецкого автономного округа.
8. За последние годы в Ненецком автономном округе осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы управления региональными финансами.
Ежегодно обеспечивается сбалансированность и устойчивость бюджета Ненецкого автономного округа.
Соблюдаются ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отношении параметров дефицита бюджета, объема государственного долга. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Ненецкого автономного округа отсутствует.
9. Регулирование межбюджетных отношений в Ненецком автономном округе осуществляется в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 01.07.2011 N 33-оз "О межбюджетных отношениях в Ненецком автономном округе". Распределение межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями Ненецкого автономного округа производится в соответствии с методиками, утвержденными указанным законом и иными законами Ненецкого автономного округа в соответствии с бюджетным законодательством, на основании исходных данных, согласованных с муниципальными образованиями Ненецкого автономного округа.
В практике государственного управления используется механизм мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа, который утвержден постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 19.12.2012 N 393-п "О порядке проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в части расходования средств, полученных в виде межбюджетных трансфертов за счет средств окружного бюджета, и о порядке проведения мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства".
10. В сфере развития информационной системы управления государственными финансами в условиях совершенствования процедур и методов государственного управления предъявляются новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами. Требуется развитие информационных технологий, перевод их на качественно новый уровень сбора и обработки информации. На федеральном уровне данная задача решается в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1275-р.
11. В 2023-2024 годах в округе осуществлен переход на новую систему управления государственными программами Ненецкого автономного округа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Ненецкого автономного округа (далее - Порядок), устанавливающий правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа в соответствии с новой системой управления государственными программами.
С 2024 года согласно Порядку формирование, представление, согласование и утверждение документов и информации, в том числе паспортов государственных программ, паспортов структурных элементов государственных программ, запросов на изменение паспортов государственной программы и ее структурных элементов, планов реализации структурных элементов государственных программ, отчетов о ходе реализации государственных программ и их структурных элементов, а также иных документов и материалов, разрабатываемых при реализации государственной программы, осуществляются в подсистеме управления государственными программами системы "Электронный бюджет".
12. Повышается публичность (открытость) информации об управлении общественными финансами.
На официальном сайте Администрации Ненецкого автономного округа размещается актуальная информация по вопросам осуществления бюджетного процесса, проект бюджета Ненецкого автономного округа, нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа, регулирующие бюджетный процесс в Ненецком автономном округе.
За период реализации Программы Ненецкий автономный округ стабильно занимает высокие места в рейтинге качества управления региональными финансами и открытости бюджетных данных. Так, в 2022 году, согласно данным рейтинга качества управления региональными финансами, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, Ненецкому автономному округу присвоена II степень качества управления региональными финансами ("Надлежащее качество управления региональными финансами"), а согласно данным рейтинга по открытости бюджетных данных (составляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт" по заказу Министерства финансов Российской Федерации), Ненецкому автономному округу присвоена группа "А" - очень высокий уровень.
13. Актуальным на сегодняшний день в Ненецком автономном округе остается вопрос, касающийся финансовой грамотности населения. Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
В округе сформирован действенный механизм по повышению уровня финансовой грамотности населения. Педагоги проходят повышение квалификации по методике преподавания финансовой грамотности в школах. Элементы финансовой грамотности включены в предметы обязательной школьной программы. В образовательных организациях проводятся лекции, деловые игры, классные часы по повышению финансовой грамотности.
Округ участвует во всероссийских акциях по повышению финансовой грамотности, таких как "Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи", "Всероссийская неделя сбережений", чемпионатах по финансовой грамотности и других.
Для проведения информационно-консультационной работы по повышению уровня финансовой грамотности взрослого населения осуществляется подготовка финансовых консультантов. На постоянной основе проводятся лекции, семинары на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа "Комплексный центр социального обслуживания", государственного бюджетного учреждения культуры Ненецкого автономного округа "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова", в социальных сетях размещается информационный материал, проводятся опросы, викторины, конкурсы, игры и другое.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности в округе остается пока еще недостаточно высоким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
14. Приоритеты государственной политики Ненецкого автономного округа в финансовой сфере определены в соответствии со следующими документами:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445;
государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320;
Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р;
Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07.11.2019 N 256-сд;
основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики, разрабатываемыми в составе материалов к проектам законов Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
15. Главными приоритетами государственной политики Ненецкого автономного округа в сфере реализации Программы являются:
достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Ненецкого автономного округа с учетом необходимости безусловной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития и достижения измеримых, общественно значимых результатов, установленных указами Президента Российской Федерации;
снижение объема дефицита окружного бюджета;
повышение уровня качества бюджетного планирования, целевое и эффективное использование бюджетных средств;
обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ненецкого автономного округа;
удержание объема государственного долга Ненецкого автономного округа на экономически безопасном уровне;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
Исходя из установленных приоритетов государственной политики Ненецкого автономного округа целью Программы является обеспечение исполнения расходных обязательств Ненецкого автономного округа при повышении эффективности бюджетных расходов и сохранении долговой нагрузки на окружной бюджет на уровне, относящем Ненецкий автономный округ к субъектам с высокой долговой устойчивостью, а также формирование у большинства граждан Ненецкого автономного округа ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию.
Глава 3. Задачи государственного управления в сфере реализации Программы, способы их эффективного решения
16. Достижение цели Программы осуществляется путем решения следующих задач:
повышение качества и эффективности управления государственным долгом Ненецкого автономного округа;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ненецкого автономного округа;
повышение эффективности расходов окружного бюджета;
повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры.
Для решения указанных задач в Программе предусмотрены следующие комплексы процессных мероприятий:
"Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости окружного бюджета";
"Развитие системы межбюджетных отношений";
"Обеспечение выполнения функций управления региональными финансами и реализация мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности".
17. В составе комплекса процессных мероприятий "Обеспечение выполнения функций управления региональными финансами и реализация мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности" предусмотрено мероприятие "Организация и проведение просветительских мероприятий и обеспечение доступности информации по вопросам повышения финансовой грамотности населения Ненецкого автономного округа", которое реализуется под контролем и координацией рабочей группы, в которую входят представители Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, Банка России, коммерческих банков, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу, АО "Почта России".
18. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее - Стратегия). В рамках данной Стратегии в округе ведется системная работа по повышению финансовой грамотности, что позволит обеспечить прирост уровня финансовой грамотности и позитивные изменения финансового поведения жителей округа.
Масштабность задачи повышения финансовой грамотности населения и формирования финансовой культуры в Ненецком автономном округе предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц. Участниками повышения финансовой грамотности населения в Ненецком автономном округе являются Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, другие исполнительные органы Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления, образовательные организации, общественные и коммерческие организации, каждый из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции.
В целях повышения открытости бюджетного процесса, формирования позитивного имиджа финансовой и бюджетной деятельности планируется проведение просветительских мероприятий и обеспечение доступности информации по вопросам повышения финансовой грамотности населения Ненецкого автономного округа.
При подготовке и реализации мероприятий Программы планируется учитывать лучшие практики, в том числе программы и материалы, разработанные Минфином России, Банком России и другими участниками реализации мероприятий Стратегии.
Повышение финансовой грамотности включает в себя ряд следующих мероприятий:
организация и проведение просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры различных категорий населения, в том числе на темы инвестиционной и цифровой грамотности, кибербезопасности, кредитования маркетплейс;
привлечение к мероприятиям консультантов, методистов, волонтеров в сфере повышения финансовой грамотности населения;
участие в мероприятиях по повышению финансовой грамотности, формированию финансовой культуры и защиты прав потребителей финансовых услуг, организуемых на федеральном уровне, включая проведение мероприятий в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности, Дня финансиста, Недели сбережения и других акций;
обеспечение регулярного информирования и повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и финансовой культуре, в том числе через публикацию на официальном сайте и страницах в социальных сетях Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, ГБУ НАО "Ненецкий региональный центр развития образования";
содействие внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс всех уровней образования;
содействие повышению квалификации педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся всех уровней образования, а также мониторинг информации о проведенных курсах и мероприятиях по повышению квалификации педагогов;
проведение конкурсов, игр, турниров и других мероприятий по популяризации финансовой грамотности среди населения.
Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, ориентированы на следующие приоритетные категории населения, являющиеся целевыми группами: дети и подростки (освоение базовых основ финансовой грамотности и культуры через образование и опыт), молодежь (владение навыками и установками для удовлетворения текущих потребностей и формирование основы для удовлетворения будущих потребностей), экономически активные взрослые (обеспечение финансовой устойчивости и благополучия на протяжении всего жизненного цикла), пенсионеры (обеспечение комфортного уровня жизни, защита от рисков и мошенничества).
Глава 4. Сведения о взаимосвязи с национальными целями, государственными программами Российской Федерации
19. Реализация Программы в целом вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и реализацию стратегических приоритетов государственной политики в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320, и государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445. При этом непосредственная связь целей, показателей, мероприятий Программы с конкретными целями и показателями указанных выше документов стратегического планирования не установлена.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 6 марта 2024 г. N 46-п "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.