Письмо Управления МНС по г. Москве от 15 сентября 2003 г. N 11-11н/50767
Вопрос: ИМНС проведена выездная налоговая проверка организации по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов. В ходе проверки выявлено неполное перечисление в бюджет сумм удержанного налога на доходы физических лиц.
Организацией предъявлены платежные поручения на указанную сумму, принятые банком "А" для перевода денежных средств в бюджет. Указанная выше сумма списана с расчетного счета организацией в указанном банке, но в бюджет не поступила. Списание суммы произведено за счет средств, поступивших на расчетный счет организации от других организаций через корреспонденский счет банка "А" и от сдачи торговой выручки.
ИМНС установлено, что на момент предъявления организацией в банк "А" указанных платежных поручений у данного банка образовалась картотека к внебалансовому счету 90904. Таким образом, по мнению ИМНС, если на корреспондентском счете банка отсутствуют денежные средства, то на расчетном счете налогоплательщика соответственно не может иметься реально (обеспеченного денежными средствами) остатка денежных средств, а следовательно, у банка "А" возможность исполнить указанные платежные поручения отсутствовала.
В связи с изложенным ИМНС принято решение об отказе в отражении в лицевом счете организации указанной суммы, списанной с ее расчетного счета, но не поступившей на счет по учету доходов бюджета, а также о взыскании указанной суммы с организации с учетом начисленных пени.
Правомерно ли это?
Ответ: ИМНС, исследовав необходимые документы, полученные в результате проведения контрольных мероприятий в соответствии с указаниями, изложенными в письме МНС России от 09.10.2000 N ВП-6-18/788@, установила факты недобросовестности организации:
- наличие денежных средств на расчетном счете в платежеспособном банке "В" на момент осуществления расчетов организации с бюджетом;
- проведение операций по расчетному счету данного банка.
При этом платежи по налогам и сборам осуществлялись через банк "С".
Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций от 01.03.96 N 244, утвержденному приказом Банка России от 01.03.96 N 02-52, действовавшего в проверяемом периоде, кредитная организация обязана не позднее следующего дня выслать извещение клиенту о помещении переданных им на исполнение расчетных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете.
Таким образом, организация должна знать об отсутствии средств на корреспондентском счете банка "А".
Также согласно п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств.
Также согласно данному определению действие п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Таким образом, ИМНС принято обоснованное решение об отказе в отражении в лицевом счете организации денежных средств, списанных с расчетного счета, но не поступивших на счета по учету доходов бюджета.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 15 сентября 2003 г. N 11-11н/50767
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 24, декабрь 2003 г.