Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Определение
об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Я, главный специалист - эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Центральному федеральному округу (далее - Управление), рассмотрев обращения " * " (далее - Заявитель) содержащие данные, указывающие на наличие признаков события административного правонарушения в области персональных данных в действиях " * " (далее - Организация).
установил:
Из обращения следует, Организация незаконно, то есть без согласия Заявителя и в отсутствие установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон) оснований, получила, обработала, продолжает обрабатывать и отказывается уничтожать незаконно полученные персональные данные Заявителя в объеме: серия и номер паспорта, а также дата его выдачи, что является правонарушениями, предусмотренными частями 2 и 5 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Фактические обстоятельства нарушения состоят в следующем.
Заявителем 23.12.2023 г. на Почте России получено исковое заявление от Организации в городской суд. В данном иске указаны персональные данные Заявителя (серия и номер паспорта, а также дата его выдачи), которые Заявитель не передавал в адрес Организации.
В связи с этим 12.01.2024 г. Заявитель направил запрос субъекта персональных данных в Организацию на получение информации в том числе об источнике получения персональных данных и требованием об их уничтожения.
23.01.2024 г. Организация в письме подтвердила обработку персональных данных Заявителя (серия и номер паспорта, а также даты его выдачи) без его согласия, а также отказалась уничтожать персональные данные Заявителя в указанном объеме.
При этом Организация ссылается на то, что указанные данные поименованы в части 3.1 статьи 45 ЖК РФ, поэтому считает, что хоть они и получены без согласия Заявителя, однако их якобы можно обрабатывать (следовательно, получать и отказывать в уничтожении). Между тем, часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ не относит к числу персональных данных, которые передаются управляющей компанией инициатору общего собрания собственников помещений многоквартирного дома: серию, номер и дату выдачи паспорта собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, те персональные данные, которые часть 3.1 ст. 45 ЖК РФ разрешает выдавать собственникам помещений в многоквартирном доме, выдаются исключительно инициатору в целях организации общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а вовсе не в целях судебного разбирательства в рамках гражданского судопроизводства.
Порядок получения персональных данных сторонами гражданского дела (идентификатора ответчика, в том числе номера и серии паспорта) предусмотрен п. З ч. 2 ст. 131 ГПК РФ: в случае, если истцу неизвестен ни один из идентификаторов ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования РФ и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. Однако законный механизм получения персональных данных Заявителя в объеме серии и номера паспорта, даты его выдачи Организацией не соблюден. Следовательно, единственным основанием обработки персональных данных в указанном объеме могло быть только письменное согласие Заявителя на обработку персональных данных, которого Заявитель Организации не давал (п. 1 ст. 6 Закона).
На основании вышеизложенного Заявитель просит возбудить дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ. Привлечь Заявителя к участию в деле об административном правонарушении в качестве потерпевшего.
Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в случае, если осуществляется обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В ходе рассмотрения обращения установлено:
Обработка персональных данных с согласия в письменной форме согласно ч. 4 ст. 9 Закона осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Например, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона), обработка сведений, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) (ч. 1 ст. 11 Закона) и т.п.
Действующим законодательством не предусмотрено получение письменной формы согласия на обработку персональных данных субъекта в объеме: фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, серия и номер паспорта, а также дата его выдачи, в то время как частью 2 ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требования об обработке персональных данных именно в письменной форме.
На основании вышеизложенного производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 4.1, пунктом 1 части 1 статьи 24.5, частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
определил:
В возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении Организации " * " отказать в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее определение направить Заявителю.
Настоящее определение может быть обжаловано в установленном гл. 30 КоАП РФ порядке в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.