В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 29 мая 2014 года N 314 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 25 октября 2016 года N 415, от 29 июня 2017 года N 261, от 4 октября 2017 года N 400, от 28 марта 2018 года N 101, от 1 августа 2018 года N 309, от 26 декабря 2018 года N 527, от 28 января 2019 года N 13, от 15 февраля 2019 года N 35, от 6 сентября 2019 года N 359, от 22 сентября 2021 года N 376, от 18 февраля 2022 года N 53, от 23 июня 2022 года N 255, от 12 января 2023 года N 11, от 5 июня 2023 года N 275).
2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель |
А.И. Кефер |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 6 марта 2024 года N 104
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 29 мая 2014 года N 314 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае"
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае"
2. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях развития международной, внешнеэкономической деятельности Правительство Забайкальского края постановляет:".
3. Государственную программу Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 29 мая 2014 года N 314
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 6 марта 2024 года N 104)
Государственная программа
Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае"
Стратегические приоритеты
государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Географическое положение Забайкальского края, характеризующееся значительной удаленностью от федерального центра, наличием общих границ более 1 960 км с Китайской Народной Республикой и Монголией, а также выгодной транспортной схемой, интегрированной в мировую систему коммуникаций, обусловливает ориентацию региона на развитие международных и внешнеэкономических связей.
Забайкальский край в силу своего географического положения наиболее активно сотрудничает с приграничным автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, а также Восточным и Хэнтийским аймаками Монголии. Развитие международных и внешнеэкономических связей субъекта с другими регионами иностранных партнеров носит несистемный и эпизодический характер. Сотрудничество Забайкальского края с указанными приграничными регионами Китая и Монголии осуществляется на основе подписанных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в которых обозначены основные направления и принципы реализации двустороннего взаимодействия.
В Забайкальском крае расположены пять сухопутных пунктов пропуска на границе с Китаем и три пункта пропуска на границе с Монголией, два из которых - железнодорожные. Международный воздушный пункт пропуска расположен в аэропорту г. Читы. Ввиду острой необходимости развития экономики региона и увеличения товарооборота с китайской стороной Правительство Забайкальского края выступило с инициативой о строительстве нового железнодорожного пункта пропуска (далее - ЖДПП) Приаргунский. Российской Академией транспорта совместно с ООО "Корпорация Мосстройтранс" разработана Концепция создания трансграничной инфраструктуры в Приаргунском районе Забайкальского края, предусматривающая строительство железнодорожных путей от станции Приаргунск до государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и железнодорожного пункта пропуска Приаргунский вблизи двустороннего автомобильного пункта пропуска (далее - ДАПП) Староцурухайтуйский, а также создание железнодорожной инфраструктуры, связанной с угольными месторождениями, находящимися в непосредственной близости от пункта пропуска.
Китайская сторона выразила заинтересованность в строительстве пограничного перехода и железнодорожных подходов к нему.
Строительство трансграничной железнодорожной инфраструктуры и ЖДПП Приаргунский позволит обеспечить провозными мощностями грузоотправителей, увеличить объем двусторонних грузоперевозок, а также будет способствовать увеличению экономического потенциала двух приграничных регионов.
Основные проблемные вопросы по развитию пунктов пропуска, расположенных на территории Забайкальского края, в решении которых Министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края (далее - Министерство) принимает активное участие:
1) ускорение сроков реализации мероприятий по реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее - МАПП) Забайкальск до 2025-2027 годов и ДАПП Староцурухайтуйский до 2024 года;
2) реконструкция ЖДПП Соловьевск и перевод его в статус многостороннего;
3) включение в перечень приоритетных пунктов пропуска ДАПП Покровка, ДАПП Олочи, МАПП Соловьевск, ДАПП Верхний Ульхун с целью их последующей реконструкции до 2027 года;
4) строительство 2-го пути в Китай на станции Забайкальск;
5) строительство ЖДПП Приаргунский.
В 2022 году внешнеторговый оборот составил 1 560,8 млн долл. США, грузооборот 4 830,65 тыс. тонн. Стоимость экспортных поставок составила 1 257,3 млн долл. США, или 80,6% грузооборота, стоимость импортных поставок составила 303,5 млн долл. США, или 19,4% грузооборота. Физический объем экспортных поставок составил 4 701,94 тыс. тонн, или 97,34% грузооборота, физический объем импортных поставок составил 128,71 тыс. тонн, или 2,66% грузооборота.
Основой экспорта в 2022 году являлись минеральные продукты - 76,51% товарооборота, второе место принадлежит древесине и целлюлозно-бумажным изделиям - 1,5% товарооборота.
Основой импорта в 2022 году явилась продукция машиностроения - 10,73% товарооборота, второе место принадлежит продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - 2,75% товарооборота, третье место - продукции химической промышленности - 2,66% товарооборота.
Одним из важнейших торговых партнеров участников внешнеэкономической деятельности в 2022 году является Китай, торговля с которым обеспечила 95,55% товарооборота (78,41% экспорта, 17,14% импорта).
Инвестиционное международное сотрудничество является одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности Забайкальского края. Экономическое и социальное развитие территорий зависит главным образом от наличия инвестиций и эффективного их использования. В силу острого дефицита инвестиций в крае в настоящее время приграничное инвестиционное сотрудничество актуально с точки зрения импорта капитала.
Основными инвесторами выступают конфиденциальные инвесторы стран Южной Европы, при этом до 2019 года эти страны инвестиций в край не осуществляли. Лидером по "открытым" прямым инвестициям стала КНР, на долю которой пришлось 20% прямых иностранных инвестиций по состоянию на 1 января 2022 года.
Министерством на сегодняшний день курируется 5 инвестиционных проектов с иностранным капиталом, осуществляемых АО "Рудник-Западная Ключи" (горнорудная отрасль), ООО "Горная компания "Золотая гора" (горнорудная отрасль), ООО "Байкалруд" (горнорудная отрасль), ООО "Разрезуголь" (горнорудная отрасль), ООО "Жишенчан" (сельское хозяйство) с общим объемом планируемых инвестиций на сумму более 100 млрд рублей.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Целью государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае" (далее - государственная программа) является развитие внешнеторговой деятельности и международного сотрудничества в интересах национальной безопасности Российской Федерации и эффективного развития Забайкальского края. Ожидаемый результат объема внешней торговли к 2035 году - до 10 915,0 млн долларов США (увеличение в 5,2 раза к уровню 2021 года).
Приоритетами государственной политики являются:
1) формирование (через систему мер государственной поддержки) условий для создания экспортно-ориентированных производств на территории края, повышения активности хозяйствующих субъектов Забайкальского края по участию во внешнеторговых операциях (главным образом с партнерами из азиатских стран), развитие импортозамещающих сельскохозяйственных и других производств на территории региона;
2) развитие внешней торговли (увеличение объемов и расширение структуры), расширение географии экспортных поставок, создание экспортных территорий опережающего развития на территории Забайкальского края (агроиндустриальные и промышленные парки и др.);
3) повышение инвестиционной привлекательности Забайкальского края и активизация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма и других отраслей регионального хозяйства, в том числе за счет создания благоприятных налоговых, организационно-правовых и прочих условий для привлечения иностранного капитала, повышение инвестиционной привлекательности региона;
4) формирование позитивного имиджа Забайкальского края как субъекта международных и внешнеэкономических связей, в том числе посредством участия в международных выставочно-ярмарочных и презентационных мероприятиях за рубежом, проведение мероприятий международного уровня в Забайкальском крае;
5) совершенствование приграничной и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе обустройство и реконструкция "малых" пунктов пропуска Староцурухайтуйский, Олочи, Покровка, создание новых грузологистических площадок в пгт Забайкальск и других приграничных пунктах;
6) повышение международной конкурентоспособности Забайкальского края среди субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ориентированных на сотрудничество с регионами стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
7) повышение роли исполнительных органов Забайкальского края в развитии внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества региона;
8) привлечение иностранных компаний к созданию на территории края совместных производств современной высокотехнологичной продукции и технологическому перевооружению предприятий края;
9) расширение практики социального партнерства с зарубежными инвесторами и информирование общественности о решении социально-экономических проблем (создание рабочих мест, обучение специалистов на контрактно-целевой основе, ремонт школ, больниц, муниципальных дорог) в рамках социального партнерства при реализации инвестиционных проектов, что позволит улучшить общественное мнение в отношении иностранных инвесторов;
10) дальнейшее развитие международного гуманитарного сотрудничества (культура, образование, наука, спорт, экология), в том числе формирующего базу для дальнейшего экономического роста;
11) установление новых контактов и вовлечение Забайкальского края в экономическое пространство стран Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере торгово-экономического, гуманитарного, научно-технического, культурного и туристского сотрудничества, развитие механизмов двустороннего взаимодействия.
3. Сведения о взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, и Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272 (далее - Стратегия).
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
В государственной программе установлен показатель "Объем внешней торговли", который характеризует общий уровень внешнеэкономической деятельности Забайкальского края.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Успешная реализация транзитного потенциала и преимуществ Забайкальского края в результате переориентации грузопотока с европейского направления на восточное в рамках курса внешнеэкономической политики России способна оказать значимое (решающее) влияние на ускорение экономического и социального развития региона в горизонте Стратегии.
Для достижения цели государственной программы планируется решение следующих задач:
1) развитие международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;
2) реализация на территории Забайкальского края положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года (Межправсоглашение);
3) выполнение межрегиональных обязательств региона;
4) формирование позитивного имиджа Забайкальского края как субъекта межрегионального и международного сотрудничества;
5) создание организационно-правовых условий для реализации государственной программы.
Для решения вышеуказанных задач государственной программы к 2035 году необходимо принять меры к увеличению грузопотока через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска и увеличить общий внешнеторговый оборот Забайкальского края, развивать приграничную инфраструктуру и трансграничное взаимодействие, расширить географию взаимодействия с соседствующими и иными регионами и государствами, активизировать переговорные процессы, всемерно укреплять межрегиональное и межмуниципальное взаимодействие, содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций и импорта передовых технологий в экспортоориентированные и импортозамещающие отраслевые сектора.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 6 марта 2024 г. N 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 29 мая 2014 года N 314 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае"
Вступает в силу с 6 марта 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный портал Забайкальского края (75.ru) 6 марта 2024 г., официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 марта 2024 г. N 7500202403070003