Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Правилам благоустройства
территории муниципального
образования городское
поселение город Старая Русса
Общие требования
архитектурно-художественного оформления территории города Старая Русса (Дизайн-код)
1. Общие положения
1.1. Дизайн-код - это свод правил, определяющий внешний облик, оформление и порядок размещения стилистически единых элементов городской среды, разработанный исходя из особенностей территории (типовой или исторической), включающий текстовые и графические материалы. Действие дизайн-кода распространяется на территорию города Старая Русса.
1.2. Дизайн-код разработан с целью единого облика города Старая Русса, реставрации исторически ценных архитектурных элементов и визуальной "разгрузке" пространства.
1.3. Основные цели и задачи разработки дизайн-кода:
упорядочение размещения информационных и рекламных конструкций в исторической части города;
формирование полноценной архитектурно-художественной городской среды;
разработка рекомендаций по подбору линейки мебели и элементов городской среды (скамьи, диваны, фонарные столбы, велопарковки, цветочницы и вазоны, ограждения, люки, памятные таблички, почтовые ящики);
разработка рекомендаций по косметическому ремонту и подбору колористических решений для фасадов, городских объектов и ограждений;
разработка требований к элементам зданий (входным группам, козырькам, навесам);
формулирование задач в области создания системы навигации в центре города, разработка требований к навигационным стелам, указателям, разработка макетов домовых табличек.
2. Общие требования и рекомендации по улучшению восприятия архитектуры зданий
2.1. Изменение и (или) устройство элементов фасадов зданий, строений и сооружений следует выполнять в соответствии с правилами, изложенными далее, а также в соответствии с приложением 1 "Требования к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений" к настоящим Правилам.
2.2. Устройство и изменение элементов фасада зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, а также зданий и сооружений, находящихся в зонах охраны памятников истории и культуры Старой Руссы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2.3. Ремонт, переоборудование и окраска фасадов осуществляются на основе разрешений, выданных Администрацией(за исключением фасадов зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия).
2.4. При ремонте цвет стен и материал отделки фасадов должны быть однородны.
2.5. Запрещается частичная окраска фасадов (исключение составляет полная окраска первых этажей зданий после локальных ремонтных работ и при наличии разрешений Администрации).
2.6. Запрещается использовать разные оттенки, не сочетающиеся между собой, а также делать заплаточный ремонт.
2.7. В отделке фасадов зданий запрещается использовать сайдинг, профнастил и металлические листы.
2.8. Цоколь - это нижняя часть наружной стены здания, лежащая непосредственно на фундаменте и подвергающаяся частым механическим, температурным и другим воздействиям.
2.9. Отделка цоколя по всему зданию должна быть однородной. При подборе цвета цоколя следует придерживаться цветовой палитры, описанной в приложении 2 "Концепция общего цветового решения застройки улиц и территорий города Старая Русса" настоящих Правил.
2.10. При этом отделка цоколя должна сочетаться по цвету с плоскостью стен фасада.
2.11. К декоративным элементам фасада относятся карнизы, колонны, пилястры, рельефы, арки, сандрики, кронштейны и т. д.
2.12. При ремонте здания важно руководствоваться историческими данными, учитывая первоначальный облик здания и помня об утерянных элементах.
2.13. Запрещается снятие, замена или устройство новых архитектурных деталей.
2.14. Нельзя закрывать существующие декоративные, архитектурные и художественные элементы фасада элементами входной группы, новой отделкой и рекламой.
2.15. Видеокамеры наружного наблюдения необходимо размещать под навесами, козырьками, балконами, эркерами, на участках фасада, свободных от архитектурных деталей, декора и ценных элементов отделки.
2.16. Балконы являются частью архитектуры здания, поэтому любые производимые с ними изменения необходимо предварительно согласовывать с Администрацией.
2.17. Архитектурное решение балконов должно быть единым и соответствовать общему стилю здания. Для всех балконов нужно подобрать идентичный конструктив, материалы и цвета. Рисунок и тип металлических ограждений балконов также должен быть единым для всего здания.
2.18. Запрещено самовольное благоустройство балконов, а также использование для отделки произвольно выбранных материалов, (сайдинга, профнастила, металлических листов и т. п.). Допускается остекление открытых балконов, если оно выполняется единообразным на всем здании в соответствии с проектом, согласованным с Администрацией.
2.19. Запрещается переоборудование или устройство новых балконов, лоджий и эркеров.
2.20. Оконные переплеты должны быть одинаковыми во всем здании.
2.21. Цвет и материал рам делаются идентичными, если архитектурой здания не предусмотрено иное.
2.22. Недопустимо при ремонте и замене оконных блоков вносить изменения в цветовое решение, рисунок и толщину (более чем на 25%) переплетов, а также других элементов устройства и оборудования окон и витрин, не соответствующие проектному решению и архитектурному облику фасада.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.22. Запрещается устройство новых или заделка существующих проемов, изменение формы окон.
2.23. Цветовое исполнение должно соответствовать комплексному решению и архитектурному облику фасада. На поверхности фасадов, выходящих на туристический маршрут, запрещается размещение рольставней на окнах и витринах.
2.24. Запрещено устанавливать решетки в оконных и дверных проемах.
2.25. Допускается размещение черных металлических решеток нейтрального дизайна на окнах зданий госучреждений только по согласованию с Администрацией.
2.26. Запрещено использовать глухое заполнение оконных проемов.
В целях уменьшения светопрозрачности окна необходимо применять специальные архитектурные прозрачные пленки с коэффициентом светопропускания 75%, не меняющие наружный фасадный облик (по согласованию с Администрацией).
2.27. Запрещается установка глухих металлических полотен в зданиях и сооружениях, которые выходят или просматриваются с территорий пешеходного туристического маршрута.
2.28. Запрещена установка дверных заполнений, не соответствующих архитектурному решению фасада, характеру, рисунку и толщине переплетов, цветовому решению других входов на фасаде.
2.29. На первых этажах жилых многоквартирных домов и на входах в коммерческие помещения рекомендуется использовать светопрозрачные входные двери, поскольку они не только более эстетичны, но и безопаснее, чем глухие двери.
2.30. Входные двери должны сочетаться по стилю с окнами и общим фасадным решением.
2.31. Запрещается изменять расположение дверного блока в проеме по отношению к плоскости фасада, произвольно изменять прозрачность, окраску и покрытие поверхностей остекления декоративными пленками, заменять остекление стеклоблоками.
2.32. Навесы и козырьки требуется располагать на одной оси с входами в здание, непосредственно над ними.
2.33. Козырьки на одном здании должны изготавливаться из одного материала, окрашиваться в один цвет и стилистически сочетаться с общей архитектурой здания.
2.34. Рекомендуется использовать козырьки из закаленного стекла, на вантах или кронштейнах.
2.35. Запрещается оборудование существующих козырьков и навесов дополнительными элементами и устройствами, нарушающими их декоративное решение и внешний вид.
2.36 При установке плоских козырьков устройство опорных элементов (колонн, стоек и т. д.) не должно препятствовать движению пешеходов.
2.37. Торцом здания называется его боковая часть. Рекомендуются следующие решения для торцов:
окраска в цвет фасадов;
декорирование муралами, граффити или арт-объектами по согласованию с Администрацией (возможно проведение конкурса на разработку интересных художественных решений);
декорирование вертикальным озеленением;
декоративная подсветка (в том числе цветная).
2.38. Запрещается размещение на торцах рекламных конструкций или граффити с рекламной информацией.
2.39. При проектировании пандусов следует руководствоваться действующими нормативами (СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения).
2.40. Пандус должен быть выполнен из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих конструкций пандусов предусматривается бортик высотой не менее 75 мм и поручни.
2.41. При невозможности сооружения пандуса необходимо предусмотреть другие виды вспомогательных приспособлений, таких как, например, вертикальные и наклонные подъемники, кнопка помощи и др. Применение для этих целей аппарелей и замена ими пандусов недопустимы.
2.42. Если пандус располагается вблизи лестницы, их ограждения должны сочетаться друг с другом по стилю. Для покрытия ограждений пандуса рекомендуется использовать черный или серый цвета.
2.43. Ограждения необходимо проектировать в соответствии с существующими нормативами.
2.44. Все элементы ограждений требуется выполнять в едином стиле.
2.45. Если вблизи лестницы располагается пандус, их ограждения должны сочетаться друг с другом по ритму и стилю.
2.46. Ограждения, выполненные из натуральных материалов (металла, камня, дерева и т. д.), допустимо оставлять неокрашенными либо окрашивать их в черный или серый цвет. Рекомендуется применять нейтральные по стилю современные ограждения с простым ритмом вертикалей или же восстанавливать исторический облик ранее существовавших ограждений по историческим фотографиям, избегая стилизации и бутафории.
2.47. Входные лестницы необходимо проектировать в соответствии с существующими нормативами.
2.48. Устройство ступеней должно обеспечивать удобство и безопасность использования. При этом материалы и цветовое решение ступеней должны соответствовать комплексному решению фасада.
2.49. Площадки и ступени, ведущие ко входу, следует покрывать одним и тем же нескользким, шероховатым материалом.
В качестве покрытий в зимнее время для предотвращения скольжения рекомендуется использовать резиновые коврики, нескользкие полоски и пробивки полосок по краям ступеней. Цвет ковриков следует выбирать в соответствии с цветом лестничного покрытия. Альтернативный вариант - коврики нейтральных цветов (серого, черного и т. п.).
2.50. Водосточные трубы необходимо делать одинаковыми на всем здании и выполнять их в одном стиле с кровлей и другими металлическими элементами.
2.51. Трубы должны находиться в исправном (отремонтированном) состоянии.
2.52. Не рекомендуется красить трубы, желательно использовать образцы с готовой заводской окраской. Цвет, в который окрашены трубы, должен либо сочетаться с цветом стен, либо быть черного, серого или темно-коричневого оттенка.
2.53. Размещать кондиционеры на поверхности фасадов, выходящих на туристический маршрут, запрещается.
2.54. Допускается размещать кондиционеры в декоративных коробах на фасадах жилых многоквартирных домов, а также на балконах за ограждением.
2.55. При размещении кондиционеров на всех фасадах зданий необходимо учитывать минимальный выход технических устройств на поверхность фасада.
2.56. Запрещается прокладывать на поверхности фасада за пределами габаритов внешнего блока кондиционера открытые инженерные коммуникации к внешнему блоку кондиционера, в том числе в кабель-канале.
2.57. В течение переходного периода, установленного Администрацией, допускается не демонтировать существующие кондиционеры, красить их (а также открытые инженерные коммуникации и кабель-каналы) в цвет фасада: это уменьшает визуальный шум. При этом все вновь устанавливаемые кондиционеры должны соответствовать требованиям,
2.58. Запрещается размещать наружные кондиционеры и антенны на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной архитектурной отделкой, а также использовать крепление, ведущее к повреждению архитектурных поверхностей.
2.59. Запрещается размещение кондиционеров, антенн, спутниковых тарелок на лицевых фасадах индивидуальных жилых домов. Эти элементы инженерного оборудования необходимо крепить на второстепенных фасадах.
2.60. Если возможности установить кондиционер на второстепенном фасаде (в соответствии с планировкой помещения) нет, допустимо разместить наружный блок на главном фасаде - по согласованию Администрацией и при условии устройства декоративных коробов.
2.61. Расположение ограждения участков индивидуального жилого дома должно отвечать планировочной организации земельного участка, а внешний вид - быть единым в границах одного объекта и при этом соответствовать архитектурно-художественному решению окружения и самого жилого дома.
2.62. При формировании уличного фронта жилой усадебной застройки рекомендуется руководствоваться принципом единства разнообразия - максимально сохраняя самобытность, "дух места" и стилистику домов, упорядочить и облагородить ограждения, приглушив визуальный шум, создаваемый ими в настоящее время.
2.63. Максимальная высота ограждений для земельных участков индивидуальной жилой застройки составляет 1,8 м.
2.64. Запрещается установка ограждений за красной линией, которая определяется проектом планировки территории.
2.65. Ограждения следует делать проницаемыми - выполнять из штучных элементов с зазорами (отношение зазора к ширине элемента полотна 1 : 2).
2.66. Рекомендуемый тип ограждения для участков индивидуального жилого дома - деревянный забор с простым ритмом вертикальных или горизонтальных членений, с зазорами между стойками (брусками, досками), высотой не более 1,2 м. Невысокие проницаемые ограждения способствуют повышению уровня социального контроля и безопасности на улицах.
2.67. Также рекомендуется использовать вертикальное озеленение поверх деревянной изгороди (замену или дублирование ограждения живой изгородью со стороны уличного фронта). Вдоль ограждений со стороны участка также рекомендуется организовывать зеленую стену высотой 0,9-1,2 м, чтобы участок был менее просматриваемым.
2.68. При оформлении полотна ограждений следует использовать деревянные доски и брусья. Не рекомендуется использовать профнастил или изделия, имитирующие доски. Калитки следует выполнять из того же материала, что и полотно ограждения, при этом высота калитки не должна превышать высоты ограждения более чем на 0,3 м. Рекомендуемая ширина входов - 0,9-1,2 м.
2.69. Размещать почтовый ящик следует на расстоянии не более 1,4 м от входа.
2.70. Для ограждений, у которых уже имеются каменные или выполненные из другого материала капитальные столбы-опоры, рекомендуется в качестве заполнения секций использовать деревянные вертикальные стойки, а также вертикальное озеленение поверх деревянной изгороди (замену или дублирование ограждения живой изгородью со стороны уличного фронта).
2.71. Возможно применение и иных типов ограждений по согласованию с Администрацией.
2.72. Запрещено использование профлиста в качестве материала ограждений участков индивидуального жилого дома в историческом поселении города Старая Русса.
2.73. Основные правила и принципы планирования архитектурной подсветки зданий:
колонны освещаются прожекторами с узкими лучами рассеивания;
карнизы подсвечиваются специальными линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
межоконные простенки первого этажа освещаются торшерами или другими отдельно стоящими светильниками;
скульптуры или значительные архитектурные детали выделяются при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80.
2.74. Средняя яркость подсветки фасадов должна составлять 3-10 кд/м2.
2.75. В качестве одного из вариантов архитектурной подсветки зданий может использоваться декоративная цветная и (или) динамическая подсветка. Торцы и фасады, оформленные подобным образом, выглядят особенно эффектно в период праздничных торжеств.
3. Общие требования и рекомендации к элементам городской среды
3.1. Улично-дорожная сеть состоит из нескольких функциональных зон, которые выделены на основе анализа использования разными участниками движения:
проезжая часть;
транзитная пешеходная зона;
буферная зона;
зона кратковременного отдыха;
придомовая зона (условно ограничена фасадами зданий с одной стороны и транзитной зоной - с другой);
пешеходные переходы;
зоны остановок;
парковки.
Это функциональное зонирование должно учитываться при выборе места для размещения городских объектов.
3.2. Расположение объектов комфортной городской среды должно уточняться и конкретизироваться.
На стадии проработки проектов благоустройства с учетом описанных требований.
3.3. Городские объекты должны не перекрывать основные пути движения пешеходов на тротуаре и располагаться вне транзитной зоны.
3.4. Объекты, установленные на исторических улицах, не должны акцентировать на себе внимание, перекрывать здания и доминировать над их архитектурой.
3.5. Вспомогательные элементы городской среды (дорожные и фонарные столбы, парковочные столбики, информационные стенды) должны располагаться в буферной зоне улицы с отступом от проезжей части.
3.6. Растения в кадках могут располагаться в буферной зоне улицы, служить объектом визуального разделения и зонирования тротуара, нести функцию парковочных столбиков, а также располагаться в придомовой зоне для украшения.
3.7. Зоны кратковременного отдыха, а также придомовые зоны рядом со входами в общественные помещения необходимо оборудовать скамейками.
3.8. Улица должна быть оборудована урнами - в зонах кратковременного отдыха, у входов в здания и в местах интенсивного движения и пересечения пешеходных потоков (в том числе на пешеходных переходах).
3.9. Велопарковки необходимо располагать у входов в здание, в буферной зоне и зонах кратковременного отдыха.
3.10. При расположении городских объектов необходимо учитывать комфорт, затененность места, защиту от шума при расположении вблизи дорог и отделение мест кратковременного отдыха от проезжей части озеленением.
3.11. Объекты должны надежно фиксироваться, либо - в зависимости от условий расположения - должна быть обеспечена возможность их перемещения.
3.12. Расположение объектов должно учитывать удобство обслуживания, а также механизированной и ручной чистки территории рядом с объектом и под конструкцией.
3.13. Наличие комфортных мест для сидения необычайно важно для развития городской среды и общественных пространств, так как это увеличивает интенсивность их использования и в целом повышает социальный уровень жизни города.
3.14. Типы уличной мебели для сидения варьируются в зависимости от ее предназначения. Так, для кратковременного отдыха вдоль улиц, на площадях, покет-парках лучше всего подойдут сиденья без спинки, в то время как для размещения на прогулочных маршрутах, озелененных территориях и набережных более уместными будут удобные скамьи со спинкой, лежаки.
В стремлении подобрать лавку с необычным дизайном важно помнить, что на скамье причудливой формы, возможно, будет неудобно сидеть. Поверхности мест для сидения должны быть выполнены из материалов с низкой теплопроводностью для круглогодичного комфортного использования. В этом плане дерево обладает неоспоримым преимуществом. Также объекты из этого материала выигрышно смотрятся в городской среде.
3.15. В целом рекомендуется либо придерживаться нейтрального современного исполнения, либо восстанавливать исторический облик по фотографиям. Это необходимо, чтобы избежать эффекта бутафории, смешения стилей и эпох, чрезмерно насыщенной декоративности, не соответствующей подлинному историческому облику. Допускается использование иных стилистических решений городской мебели в составе архитектурно-художественных концепций, согласованных с Администрацией.
3.16. Урны необходимы в городской среде для поддержания чистоты общественных пространств. Частота и количество размещения урн зависят от интенсивности использования территории и от пешеходного потока. Там, где обычно бывает много людей, емкости для мусора должны быть достаточно вместительными.
3.17. При подборе урн важно учитывать условия их использования. В большинстве случаев уместны высокие урны: низкую емкость аккуратно бросить мусор сложнее. Отверстия тротуарных урн, в которые люди выбрасывают фантики и обертки на ходу, должны быть удобны для использования. Например, у больших урн рекомендуется располагать отверстия под углом.
3.18. Чтобы мусор не загорался от окурков, урны необходимо оборудовать пепельницами - заметными в местах для курения и неакцентированными во всех прочих случаях.
Урны важно прочно закреплять: неустойчивые шаткие контейнеры легко переворачиваются, особенно в зонах активного потока пешеходов. Также необходимо защищать урны от дождя и снега с помощью козырьков, так как мокрый и заледеневший мусор сложнее удалять.
3.19. Удобнее в очистке мусорные контейнеры, снабженные вставным ведром или мешком, которые устанавливаются сверху или через специальную дверку. Мешок надо размещать так, чтобы он не портил внешний вид емкости.
3.20. Допускается использование стилизованных решений урн в составе архитектурно-художественных концепций, согласованных с Администрацией.
3.21. Люки являются неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры городских улиц.
3.22. Крышка люка как важный элемент городского дизайна может стать украшением города или даже выполнить утилитарную роль, став навигационным носителем.
3.23. Люки должны быть безопасны для пешеходов. Крышки люков не должны быть выпуклыми. Нельзя использовать крышки, о которые можно споткнуться.
Зимой на крышках не должна задерживаться и замерзать вода.
Люк должен представлять собой плоскую поверхность с противоскользящим рельефом.
3.24. Мемориальные доски являются долговечными художественно выполненными указателями, которые напоминают о событиях и людях, связанных с определенными местами, объектами или зданиями.
Памятные знаки являются источниками информации о конкретном человеке, эпохе, событии в жизни города и страны. Размещаясь в пространстве городской среды, они выступают как символы и хранители исторической памяти, становясь своеобразным "мостом" или так называемым местом встречи человека и того или иного события в истории.
3.25. Памятные знаки размещаются на объектах культурного наследия, включенных в реестр. Такие знаки представляют собой таблички с надписями и обозначениями, содержащими информацию об объекте культурного наследия.
3.26. Памятные таблички не должны привлекать к себе излишнее внимание. Их цветовое оформление должно перекликаться с колористикой фасада здания. Желательно использовать варианты без подложек. Рекомендуется применять деликатную гравировку непосредственно на фасаде здания. Самым экономичным, простым и одновременно интересным решением является табличка на прозрачном фоне (стекле и оргстекле) с нанесенными поверх буквами. Цвет букв должен быть нейтральным (черный, темно-серый, металлик или белый) и контрастным фасаду для лучшей читаемости. Рекомендуется использовать следующие форматы табличек:
600 400 мм, горизонтальный или вертикальный,
400 300 мм, горизонтальный или вертикальный,
300 300 мм.
Размер и ориентация таблички выбираются в зависимости от объема текста в исторической справке и особенностей места для размещения.
3.27. Остановки общественного транспорта - места посадки и высадки пассажиров. Главная функция остановок -
обеспечение комфортного ожидания транспорта и защиты от осадков.
3.28. На остановках необходимо устанавливать павильоны или навесы, защищающие от солнца, ветра и осадков, организовывать посадочные площадки, обеспечивающие удобство посадки и высадки пассажиров, а также остановочные площадки - выделенные участки проезжей части, предназначенные для остановки транспорта, которые могут быть устроены в виде заездного кармана или антикармана.
Посадочную площадку необходимо оснастить твердым покрытием по всей длине, при этом длина посадочной площадки должна соответствовать длине остановочной площадки, а ширина посадочной площадки - составлять не менее 3 м, в стесненных условиях -
не менее 1 м.
3.29. Павильон должен защищать от ветра, солнца и осадков, для этого необходимо обустроить сплошные боковые и задние стенки из прозрачного материала, примыкающие к кровле павильона, а также предусмотреть фронтальную стенку. Конструкция кровли должна выступать за пределы павильона, чтобы защищать ожидающих от осадков.
3.30. На остановках нужно предусмотреть места для сидения, урны, элементы навигации и информации. В городской среде остановки общественного транспорта следует размещать на расстоянии 400-600 м друг от друга.
3.31. Дизайн городских остановок должен быть унифицирован.
3.32. Велопарковки необходимо размещать в технической зоне или в зоне уличного фронта, чтобы не препятствовать движению пешеходов или других велосипедистов.
У объектов притяжения городского значения (коммерческих, культурно-досуговых, образовательных и иных социальных объектов) рекомендуется размещать групповые парковки. Одиночные велопарковки необходимо устанавливать около мест кратковременного отдыха, а также у входов в небольшие объекты торгово-бытового обслуживания.
3.33. Элементы освещения обеспечивают видимость в темное время суток, создавая безопасные и комфортные условия для передвижения пешеходов, велосипедистов и водителей транспортных средств.
3.34. Выделяют два основных типа освещения: декоративное и функциональное.
Задачи функционального освещения - помощь в ориентации в пространстве, светоцветовое зонирование и обеспечение безопасного передвижения вечером или ночью.
Декоративное освещение необходимо для создания выигрышных видов территории, элементов декоративного рельефа и искусственных водоемов. Основная его функции - эстетическая. Этот тип освещения крайне важен, так как позволяет создавать световые композиции и эффекты, расставляет акценты, подчеркивающие достоинства ландшафта.
3.35. В типовых фонарях рекомендуется использовать лампы теплого света. Следует задействовать фонари нейтрально современного стилистического исполнения (как и городскую мебель).
3.36. Допускается использование стилизованных решений фонарей в составе архитектурно-художественных концепций отдельных благоустраиваемых общественных пространств, при условии, что концепции согласованы с Администрацией.
3.37. К малым архитектурным сооружениям относятся временные сооружения или конструкции, не связанные капитально с земельным участком: торговые павильоны и киоски, ярмарочные постройки, беседки, сцены летнего театра, веранды, общественные туалеты и т. д.
Такого рода объекты могут устанавливаться как на длительный срок (киоски, павильоны), так и на ограниченный промежуток времени (на время проведения фестивалей, ярмарок, в летний сезон). При установке таких объектов важно учитывать размещение инженерных сетей и возможности подключения к ним.
3.38. В целях защиты таких объектов от вандализма и облегчения их очистки необходимо использовать материалы, легко очищающиеся и не боящиеся абразивных и растворяющих веществ, перфорированные или рельефно текстурированные поверхности. Также рекомендуется минимизировать количество и площади плоских поверхностей.
3.39. Не рекомендуется облицовывать объекты сайдингом, профлистом, материалами, имитирующими кирпич и камень. Предпочтение следует отдавать натуральным материалам, используя для каркаса оцинкованную сталь или алюминий, дерево; для заполнения - алюминий, сталь, композитные материалы, дерево.
3.40. Киоски следует размещать на пешеходных улицах, в общественных и озелененных благоустроенных пространствах и вблизи основных достопримечательностей, привлекательных для туристов, где можно продавать сувенирную продукцию, популяризирующую те или иные культурные объекты. Также в киосках могут размещаться объекты сферы услуг, предприятия общественного питания и экскурсионные бюро.
3.41. Требования к нестационарным торговым объектам, размещаемым на территории города Старая Русса установлены приложением N 4 "Общие требования к нестационарным торговым объектам, размещаемым на территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса" к настоящим Правилам.
3.42. Пейзажный стиль озеленения поможет создать в городе Старая Русса атмосферу привлекательного аутентичного уездного города и поддержать исторически сложившийся контекст.
3.43. Запрещается белить деревья.
Побелка снижает проницаемость коры, из-за этого вещества хуже перемещаются из кроны дерева в корни. От этого корни отмирают раньше времени, и деревья ослабевают. Побелка нарушает естественную структуру коры и ее кислотность - кора разрыхляется и разрушается, что снижает устойчивость деревьев. Декоративные и дикорастущие деревья вообще белить не нужно.
3.44. Отношения, возникающие в сфере содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Старая Русса, в том числе порядок осуществления рубки (сноса), обрезки, пересадки зеленых насаждений и возмещения вреда, причиненного зеленым насаждениям регулируются Правилами содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования город Старая Русса, утвержденными решением Совета депутатов города Старая Русса от 16.12.2020 N 149.
3.45. В качестве основного вида озеленения следует использовать газон или улучшенный естественный травяной покров. Рекомендуемые к посадке деревья и кустарники: яблоня, сирень, бузина, калина, рябина.
3.46. Все посадки растений на территории города Старая Русса, кроме газонов, желательно мульчировать натуральными материалами, для того чтобы уменьшить рост сорных растений, выветривание и вымывание почвы.
В число натуральных материалов для мульчирования входят:
кора хвойных пород;
натуральная неокрашенная древесная щепа;
гранитный гравий;
речная галька.
3.47. В качестве озеленения предпочтительнее использование клумб с кустарниками, злаковыми и многолетниками вместо цветов и однолетников.
Крупные кустарники рекомендуется использовать одиночно или группами, остальные можно сажать массивами или рядовой посадкой.
3.48. Рекомендуемые к посадке кустарники: кизильник блестящий, смородина альпийская, ива сизая, шиповник иглистый, спирея иволистная, бузина сибирская, карагана древовидная, ива прутовидная.
3.49. Рекомендуемые к посадке злаковые и многолетники: вереск обыкновенный, шалфей лекарственный, тысячелистник обыкновенный, адонис сибирский, астранция крупная, луговик дернистый, молиния голубая, овсяница сизая, осока горная.
3.50. Контейнерное озеленение рекомендуется устраивать там, где нет возможности организовать полноценное озеленение с посадкой растений в открытый грунт.
Рекомендуемые материалы: дерево, металл, бетон.
Подготовка контейнеров к следующему сезону осуществляется сменой однолетних травянистых растений на вечнозеленые растения (эрики и верески; плющ обыкновенный; еловые или сосновые ветви), которые сохраняют декоративность в осенне-зимний период.
3.51. Озеленение придомовой территории рекомендуется выполнять с использованием массивов кустарников и рядовой или групповой посадки деревьев и крупных кустарников. Можно использовать в посадке многолетние травянистые растения и газон.
3.52. Рекомендуется избегать площадей с открытым грунтом, используя для этих целей почвопокровные растения, газоны и натуральные мульчирующие материалы.
Также хорошо использовать живое вертикальное озеленение на ограждениях территории участков индивидуального жилого дома, заменять или дублировать ограждения живой изгородью со стороны уличного фронта. Вдоль ограждений со стороны жилого дома рекомендуется организовывать палисадники или высаживать кустарник высотой 0,9-1,2 м, это позволит снизить просматриваемость участка.
3.53. Въездные ворота рекомендуется делать шириной 2,5-3,2 м, со стороны улицы следует организовать заезд из твердого покрытия.
3.54. Существуют следующие типы ограждений на городских территориях:
газонные ограждения;
уличные ограждения для транспортных проездов и ограждения автостоянок;
ограждения хозяйственных площадок;
ограждения территорий общественных зданий;
ограждения участков индивидуального жилого дома;
временные ограждения строительных площадок.
3.55. Рекомендуется избегать использования газонных ограждений, а также ограждений городских улиц, заменяя последние парковочными столбиками или живой изгородью.
3.56. Ограждения - неотъемлемый элемент формирования уличного фронта. Поэтому при их размещении необходимо руководствоваться главной целью -
повышением уровня визуального единообразия и проницаемости городской среды.
3.57. Временные ограждения строительных площадок рекомендуется дополнять баннерами, выполненными в едином для всего города дизайне с целью разнообразить и украсить городскую среду во время проведения ремонтно-строительных работ.
3.58. При выборе парковочных столбиков необходимо следовать следующим правилам:
металлические столбики необходимо применять для предотвращения парковок на тротуарах;
бетонные столбики необходимо применять в опасных местах улично-дорожной сети, там, где есть вероятность наезда автомобиля на тротуар, при этом на столбиках должны быть светоотражающие элементы;
дизайн столбиков должен быть минималистичным и простым и сочетаться с другими элементами городской среды;
при окраске металлических столбиков следует использовать черный или темные цвета;
необходимо отдавать предпочтения натуральным оттенкам камня, бетона, металла.
3.59. Покраска бетонных столбиков не допускается.
3.60. Ограждения участков общественных зданий, как неотъемлемые элементы формирования уличного фронта, должны максимально работать на создание единого связного архитектурного и средового ансамбля города. Поэтому, если есть возможность, лучше избегать установки ограждений и заменять их живой зеленой изгородью. Если же такой возможности нет, следует использовать единый тип проницаемых ограждений - из модульных секций, со штучными элементами в виде вертикальных стоек.
3.61. Рекомендуемая высота ограждений территорий общественных зданий - 1,2-2 м. Возможно использование декоративных и интерактивных арт-элементов, фотографий с целью повышения разнообразия среды и ее привлекательности для горожан и туристов. Также рекомендуется высаживать вдоль ограждения кустарники высотой до 1,2 м. Высокие ограждения следует дополнять вертикальным озеленением из вьющихся растений.
3.62. Ограждения для школ и дошкольных учреждений должны быть выполнены в соответствии с действующими строительными нормативами, санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями.
3.63. При устройстве ограждений следует учитывать, что свободное расстояние для движения пешеходов должно составлять не менее 2 м (в стесненных условиях - не менее 1,5 м), а отступ от границы пешеходной зоны должен составлять не менее 0,6 м. Высота ограждений не должна превышать 2 м (за исключением случаев, когда это обусловлено особыми требованиями или нормативами).
3.64. Запрещается закрывать ограждения баннерами, растяжками и иными рекламными конструкциями.
3.65. Дорожные столбы - неотъемлемая функциональная часть улично-дорожной сети. Они предназначены для крепления дорожных знаков, светофоров и других информационных объектов, обеспечивающих дорожное движение, а также фонарей.
3.66. Необходимо размещать дорожные столбы в буферной зоне между проезжей частью и пешеходной и велосипедной зонами так, чтобы они не перегораживали транзитную зону тротуара.
3.67. При выборе дорожных столбов необходимо следовать правилам:
дорожные столбы, расположенные в единой зоне (например, на перекрестке), должны быть единого стилистического решения и цвета;
дорожный столб должен быть минималистичным, лаконичным, простым и без лишних деталей;
необходимо применение нейтральных цветов (серого, черного, металлического);
число дорожных столбов нужно оптимизировать, по возможности располагая по несколько знаков на одном столбе;
воздушная прокладка проводов не допускается.
3.68. Для транзитных пешеходных зон рекомендуется использовать крупноформатную гранитную тротуарную плитку - она лучше бетонной отвечает требованиям долговечности и износоустойчивости. Крупноформатная плитка обеспечивает удобное передвижение в транзитной зоне, так как содержит меньшее количество швов. Мелкоформатную плитку рекомендуем использовать для визуального зонирования придомовой и буферной зоны.
3.69. Использовать асфальт в качестве мощения тротуара недопустимо: это приводит к закупориванию почвы, частому заплаточному ремонту, деформации покрытия и выделению вредных испарений. Для мест кратковременного отдыха рекомендуем мощение из тротуарной плитки нейтральной раскладки. В качестве покрытия автопарковок и съездов с проезжей части рекомендуем использовать тротуарную плитку: это способствует визуальному зонированию улично-дорожной сети и уменьшает количество асфальта. При устройстве мощения на улично-дорожной сети важно соблюдать высокое качество работ, уделяя особое внимание стыковке разных материалов.
3.70. При выборе цветовой палитры мощения необходимо помнить, что плоскость покрытия - это фон для архитектуры улицы, поэтому цвет должен быть не активным, а дополняющим, вспомогательным и объединяющим.
3.71. Рекомендуем использовать в основном серые оттенки естественных фактур гранита. Также можно применять теплую гамму бежевых и коричневых оттенков.
3.72. Местами применение акцентного мощения могут быть зоны кратковременного отдыха и ожидания у пешеходных переходов.
4. Классификация вывесок
4.1. Вывеска (информационная конструкция) - объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города Старая Русса.
Вывески размещаются в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя и содержат информацию о профиле деятельности организации, виде реализуемых ею товаров, оказываемых услуг, наименование (фирменное название, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания).
Вывески размещаются на фасадах зданий, которые разделены на два основных типа:
Тип 1. здания, имеющие высокую художественную, историческую и градостроительную ценность;
Тип 2. остальные здания.
4.2. По способу размещения на фасаде здания различают следующие разрешенные дизайн-кодом типы вывесок: настенная, вывеска в светопрозрачных конструкциях, вывеска на козырьке, панель-кронштейн, информационная табличка.
4.3. Установку любой вывески необходимо предварительно согласовать с Администрацией.
4.4. Правила размещения и содержания информационных конструкций (вывесок) на территории города Старая Русса установлены приложением 4 к настоящим Правилам.
4.5. Вывески следует размещать там, где организация расположена или осуществляет свою деятельность. Исключение - торговые центры: расположение вывески организации на фасаде может не зависеть от того, где именно в ТЦ находятся помещения, занятые этой организацией.
4.6. Запрещено нарушение требований к местам размещения вывесок, в т.ч. размещение вывесок выше линии второго этажа - линии перекрытий между первым и вторым этажами (за исключением вывесок на ТЦ).
4.7. Запрещено размещать вывески более чем в один уровень (за исключением вывесок на ТЦ).
4.8. При оформлении светопрозрачных конструкций запрещено перекрывать вывеской более 30% площади остекления, использование подложки допускается только по согласованию с Администрацией.
4.9. Запрещено размещать вывески, дублирующие информацию, одновременно на плоскости фасада и в проеме светопрозрачных конструкций.
4.10. Запрещено использовать электронные табло (бегущие строки) в качестве вывесок и при оформлении светопрозрачных конструкций, а также видеоэкраны.
4.11. Запрещено размещать вывески на кровле зданий, балконах, лоджиях и ограждениях лестниц.
4.12. Запрещено размещать вывески на архитектурных элементах фасадов - карнизах, наличниках, барельефах и горельефах.
4.13. Запрещается вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески.
4.14. Запрещается размещение вывесок с использованием картона и ткани.
4.15. Для размещения вывесок, состоящих из отдельных символов, отведены специальные области на фасадах, которые называются зелеными зонами. Буквы и знаки на вывесках можно размещать только в пределах зеленых зон.
4.16. Высота зеленой зоны не может превышать 300 мм, длина - 70% от длины области фасада, соответствующей помещениям, которые занимают организации, и 10 м для единичной конструкции.
Информацию на вывесках необходимо размещать в один или два уровня и выравнивать относительно центральных осей.
Если надпись на вывеске состоит из прописных и строчных букв, то за границы зеленой зоны могут выходить прописные буквы, а также выносные элементы строчных букв (не более чем на 20%) при условии, что элементы не перекрывают архитектурные детали и не касаются их.
4.17. На вывесках можно размещать товарный знак предприятия, логотип (фирменные знаки, фирменные шрифтовые начертания, а также их комбинации), указывать фирменное наименование, коммерческое обозначение и профиль деятельности. Композиция, объем и размеры блока с информацией зависят от параметров архитектурных элементов фасада в допустимой зоне размещения.
4.18. Если форма логотипа не позволяет эффектно вписать его в зеленую зону, допускается выйти за границы на 20% при условии, что элементы логотипа при этом не будут перекрывать или касаться архитектурных деталей фасада (минимальный отступ от архитектурных деталей должен составлять 100 мм).
4.19. Вывески на торговых центрах должны занимать не более 30% площади фасада здания. Вывески необходимо располагать группами (блоками) в определенных для этого зонах на фасаде, избегая равномерного распределения вывесок по всей фасадной площади.
4.20. Обязательно использовать вывески без подложки. Необходимо соблюдать максимально разрешенную высоту настенных вывесок.
- Тип 1: 0,5 м (для вывесок с названием ТЦ, размещенных на высоте более 6 м от уровня земли).
- Тип 2: 0,4 м (для вывесок с названием ТЦ на фризе, размещенных на высоте менее 6 м от уровня земли).
- Тип 3: 0,3 м (для основных вывесок).
4.21. Рекомендуется размещение вывесок в несколько рядов с выравниванием по ширине. В пределах одного фасада вывески должны иметь одинаковый вид и размер и быть выполнены из одних и тех же материалов. Максимально допустимая ширина вывесок при многорядном расположении с выравниванием по ширине - 5 м.
4.22. В расположении вывесок следует учитывать модульную сетку здания (соосность проемам, ритмичность и т. п.) и грамотно, максимально деликатно вписывать их в архитектуру здания. Необходимо выравнивать вывески относительно центральных вертикальных осей архитектурных элементов фасадов (в т. ч. дверей и окон). При невозможности размещения в границах модульных сеток допустимо индивидуальное размещение, утверждаемое в рамках архитектурного проекта ТЦ, которое необходимо согласовывать с Администрацией.
4.23. Если на первом этаже большую часть занимает крупная якорная организация, допускается разместить ее фирменную вывеску на фризе здания.
4.24. При размещении вывесок на фасадах торговых центров необходимо соблюдать принцип модульности, используя регулярную сетку, элементы которой (вывески) кратны размеру одного модуля, а группы модулей размещаются перпендикулярно друг другу. Между несколькими вывесками должны быть одинаковые зазоры, не менее y/2. При этом величина х должна быть не больше 5 м, а величина y - не больше 0,3 м.
При этом подчеркнуть иерархию вывесок можно посредством увеличения площади вывесок более крупных арендаторов кратно модулю.
4.25. Световая фигура - вид настенной вывески в виде отдельных букв или фигур, логотипов с организованным внутренним подсветом. Информационные стороны короба изготавливаются из светопроницаемого материала, например, акрилового стекла. Непрозрачные части короба выполняются из пластика или алюминиевого профиля.
Толщину световой фигуры для настенных и витринных вывесок рекомендуется делать минимальной: так вывеска меньше подвержена повреждениям от падающего с крыш дождя, льда и снега. Буквы и знаки поверх световой фигуры хорошо делать объемными: даже небольшая толщина букв улучшает облик всей вывески.
Поскольку световая фигура - достаточно активный вид вывески, важно размещать его в соответствии с габаритами архитектурных элементов фасада: по ширине проемов, ниш, между колоннами и пилястрами.
4.26. К отдельному типу относятся вывески, которые располагаются в витринах, оконных и дверных светопрозрачных конструкциях на внешней и (или) внутренней стороне остекления. Такое решение допустимо в тех случаях, когда нет возможности разместить вывеску на фасаде с большим количеством архитектурных элементов или же если на фасаде недостаточно места.
Здания Вывески в светопрозрачных конструкциях делятся на следующие виды:
без подложки (т. е. в виде отдельных букв),
с подложкой,
световой короб (разрешен только на зданиях 2-го типа по согласованию с Администрацией.
В случае использования вывески с подложкой или светового короба необходимо упирать верхний край конструкции к верхней и боковым границам витрины.
Вывески, размещаемые на внешней стороне окна или витрины, должны быть углублены внутрь от плоскости фасада здания не менее чем на 100 мм. Ширина конструкции не должна превышать ширину окна или витрины.
4.27. Рекомендуется размещать внутри витрин вывески с логотипами, располагая их в геометрическом центре проема. При этом высота и длина конструкции не должны превышать 0,36 м.
Непосредственно на остеклении светопрозрачной конструкции допускается размещать вывески в виде отдельных букв или декоративных элементов, в том числе изготовленных методом нанесения трафаретной печати или иными аналогичными методами.
Высота вывесок в светопрозрачных конструкциях не должна превышать 0,3 м. При этом вывеска не должна занимать более 30% площади остекления.
4.28. Буквы на витринных вывесках могут быть плоскими или объемными, прорезными (заглубленными), световыми или не световыми.
При использовании вывесок с подложкой цвет подложки должен быть подобран исходя из цвета здания. Рекомендуются нейтральные, темные оттенки, так как они растворяются в архитектуре здания и не акцентируют на себе внимание.
При размещении вывески с подложкой на внешней стороне окна или витрины необходимо использовать темный или черный цвет подложки.
Если вывеска изготовлена из металла, натурального камня, дерева или стекла, то допускается оставлять материал неокрашенным.
4.29. При размещении вывесок на козырьках запрещается использовать конструкцию с подложкой. Вывеска должна быть из объемных букв и не выше 0,3 м. Вывеска не должна выходить за пределы фронтальной проекции козырька, отступ от границ козырька должен составлять не менее 20 мм с каждой стороны.
4.30. Запрещается размещение вывесок на плоских навесах. При такой конструкции козырька вывеска должна размещаться на стене или в светопрозрачной конструкции.
4.31. В пределах одного фасада вывески необходимо размещать, соблюдая единую горизонтальную ось.
4.32. Если козырек имеет фриз, вывеску следует размещать на его плоскости. Вывеска должна размещаться строго в габаритах указанного фриза и не выходить за пределы фронтальной плоскости козырька. Это касается и габаритов светового короба, который должен строго повторять габариты фриза.
Зеленая зона вывески на фронтоне навеса (треугольном, арочном) может повторять его форму. При этом общая высота вывески не должна составлять более 0,3 м.
4.33. Если на фасаде здания есть козырек, вывеска может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах этого фриза.
4.34. Размещение вывески непосредственно на конструкции козырька запрещено.
4.35. Разрешенным типом вывесок на козырьках для всех зданий являются отдельные буквы без подложки. Они являются наиболее предпочтительным видом вывесок и могут быть изготовлены из любых материалов, однако рекомендуется использовать металл, камень, дерево и стекло.
4.36. Отдельно стоящие буквы и знаки, из которых состоит вывеска, могут быть объемными или плоскими.
4.37. Панель-кронштейн располагается перпендикулярно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов и ориентируется на одну или две стороны. Бывает без подложки (в том числе с отдельно стоящими буквами) и на подложке, а также световой.
При наличии на фасаде основных настенных вывесок панели-кронштейны необходимо располагать на единой горизонтальной оси с ними.
Расстояние между консольными конструкциями не может быть менее 10 м. Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции должно быть не менее 2,5 м. Консольная вывеска не должна находиться более чем на 0,2 м от плоскости фасада, а ее габариты не должны превышать 0,4 м - по высоте и 0,4 м -
по ширине.
Допустимы как сложные, так и простые конструкция и дизайн панелей-кронштейнов, но желательно, чтобы они сочетались с элементами фасада и стилем всего здания.
В качестве консольной вывески может также выступать электронное табло курсов валют в соответствии с общими требованиями к габаритам конструкции.
4.38. Собственник, владелец, пользователь, арендатор помещения вправе разместить более одной консольной информационной конструкции на фасадах здания (но не более одной консольной конструкции на одном фасаде) при условии, что он является единственным собственником (правообладателем) данного здания (или помещений под аренду в этом здании) и это здание - место фактического его нахождения.
4.39. Панели-кронштейны могут содержать только логотип и указание рода деятельности компании (аптека, парикмахерская, нотариус). Фон должен быть однородным.
Тип панелей-кронштейнов должен быть таким же, как тип основных вывесок: для вывесок без подложки лучше подойдут панели-кронштейны с объемными буквами. Для вывесок с подложкой допускаются лайтбоксы с подсветкой букв и знаков.
4.40. Панель-кронштейн не должна содержать рекламную или контактную информацию.
4.41. Если панель-кронштейн не крепится вплотную к стене, то ее крепления также находятся на виду. Поэтому дизайн креплений - такая же важная задача, как и дизайн самой вывески. Крепления панелей-кронштейнов должны быть окрашены либо в черный цвет, либо в цвет здания, либо в цвет вывески. Также допускается оставлять цвет материала, не требующего окраски (нержавеющий металл, камень, дерево).
Элементы крепежа (болты, гайки, шурупы и т. д.) следует прятать под декоративными заглушками или красить в цвет крепления.
4.42. Информационные таблички информируют потребителя о местонахождении организации и указывают на вход в здание.
Кафе и иные организации общественного питания дополнительно к основной настенной табличке также могут разместить одну настенную табличку с меню (описанием ассортимента блюд, напитков и иных продуктов питания, в том числе с указанием их массы, объема и цены).
Обычно таблички размещаются на стене здания рядом со входом либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Таблички можно заменить надписями на стекле входной двери или витрине. Запрещается размещать таблички на глухих дверях. В случае необходимости и при наличии достаточного места табличку допускается размещать на перпендикулярной фасаду стене дверного проема.
На табличках могут быть указаны:
фирменное наименование организации;
организационно-правовые данные - адрес, номер лицензии;
режим работы организации.
4.43. Дополнение к настенным конструкциям, размещаемым непосредственно на фасадах зданий, строений, сооружений, допускается размещение вывесок на дверях входных групп, в т. ч. методом нанесения трафаретной печати на остекление дверей или иными аналогичными методами. Максимальный размер таких вывесок в дверных (витринных) проемах не должен превышать 0,4 м по высоте и 0,3 м по ширине.
4.44. Иногда у нескольких организаций один общий вход. При дизайне и установке персональных табличек для каждой компании сложно избежать хаоса. В этом случае несколько табличек следует заменять одним общим указателем, на котором будут размещены логотипы и названия с номерами этажей и офисов, а также знаками навигации.
Размещать такие общие указатели необходимо непосредственно перед входами, возле дворовых арок. Надписи нужно одинаково выравнивать по левому краю (или по центральной оси таблички), соблюдая единый размер и цвет букв, используя одинаковый цвет подложек для сменных вставок.
4.45. При временном оформлении витрин допустимо размещение статичной информации в плоском исполнении с внутренней стороны витрины. При этом площадь размещаемой информации не должна превышать более 30% от общей площади остекления.
Непосредственно на остеклении светопрозрачной конструкции допускается размещать рекламную информацию в виде отдельных букв или декоративных элементов, в том числе изготовленных методом нанесения трафаретной печати или иными аналогичными методами. Также в качестве материала информационного носителя могут выступать светодиодные ленты, подходящие для размещения информации о круглосуточной работе, которая должна считываться в ночное время.
4.46. Запрещено размещение какого-либо носителя снаружи витрины (кроме отдельных букв).
4.47. Информационные носители могут состоять из нескольких частей.
Витринные конструкции должны размещаться строго в границах переплетов, занимая не более 30% площади остекления.
Внутреннюю вывеску рекомендуется делать без подложки или использовать для подложки темный фон.
Непосредственно на остеклении (вплотную к нему) можно крепить фигурную резку из пленки общей площадью не более 30%. Все остальные носители размещаются с отступом от стекла.
4.48. Рекомендуется стимулировать арендаторов тематически оформлять витрины во время праздников.
4.49. Рекомендуется использовать для размещения афиш и городской информации отдельно стоящие носители: афишные тумбы, информационные стенды и сити-форматы. Если нет возможности перенести информацию на такие носители, допустимо размещать ее на фасадах зданий в виде временного баннера - крупногабаритной конструкции индивидуального размера (только для размещения городской информации).
4.50. Не рекомендуется размещение афиш и городской информации на фасадах зданий.
4.51. Разрешено использование баннеров для городской информации без жесткого каркаса, например, на тросах. Использование других конструкций запрещается.
4.52. При размещении информации объектов культуры необходимо учитывать архитектурно-средовые особенности места. Размещать информационные носители следует в проемах между колоннами или в простенках между окнами с обязательным учетом архитектурных особенностей фасада.
4.53. Для фона афиш рекомендуется использовать единую цветовую гамму, чтобы избежать дробности.
Если на здании располагаются несколько вывесок, важно использовать общие стандарты оформления: единые принципы дизайна уменьшают визуальный шум.
Если вывески располагается в арке или между колоннами или там, где есть углубление в плоскости, то фон вывески должен быть темным, во всех остальных случаях он может быть белым, оранжевым и т. п.
Должно оставаться единое свободное от текстов и графики пространство не менее 20% от площади рекламного носителя. Исключение - фотография или иллюстрация: она может считаться свободным пространством, если занимает всю площадь носителя.
5. Цветовые решения вывесок
5.1. Цветовая палитра фасадных решений регулируется приложением N 2 "Концепция общего цветового решения улиц и территорий города Старая Русса" к настоящим Правилам.
5.2. При выборе основного цвета вывески необходимо придерживаться следующего принципа: вывеска не должна нарушать цветовой цельности фасада. Рекомендуется подбирать нейтральные оттенки, выделять детали при помощи ярких оттенков.
5.3. Ахроматическая цветовая гамма (черный, серый и белый цвета) универсальна и может применяться на зданиях любого цвета. Другие цвета требуют специальной привязки, примеры рекомендуемых сочетаний приведены на следующих страницах.
Если фирменный стиль предприятия с зарегистрированной торговой маркой предполагает яркие цвета, логотип можно использовать вне зависимости от его цвета. В остальных случаях необходимо подобрать подходящий шрифт и цветовое решение.
5.4. Для вывесок на фасадах зданий, которые являются объектами культурного наследия либо имеют особую художественную, историческую и градостроительную ценность, рекомендуется использовать ахроматическую цветовую гамму вывесок (черный, серый, белый, металлик и латунь), естественные неокрашенные материалы: светлый и черный металл, камень, стекло и дерево. Вывески должны выполняться из отдельно стоящих букв и знаков без подложки. Кроме того, при выборе цвета вывески допустимо использовать оттенок цвета здания.
5.5. Запрещается использовать на одной вывеске несколько цветов, а также градиентные заливки.
Для витринных вывесок на подложке рекомендуется использовать темный фон.
Для табличек желательно применять сдержанные цвета с учетом тона фасада. Таблички темных цветов, а также металлические и прозрачные таблички можно размещать на фасаде любого оттенка, светлые - на фасаде светлых оттенков.
5.6. Для фасадов рядовых зданий (не представляющих особую культурно-историческую ценность) допускается использовать любые цвета вывесок без подложки, если логотип зарегистрирован.
5.7. На одном фасаде необходимо использовать однотипные вывески, сконструированные и размещенные схожим образом.
Наиболее предпочтительный вариант цветового решения вывески - ахроматические цвета. При выборе цветных букв рекомендуется использовать цветовую гамму фасада.
Допускается использовать больше одного цвета в вывеске, а также градиентные заливки, если торговая марка имеет зарегистрированный логотип.
5.8. Рекомендации по подбору цветовых сочетаний для настенных вывесок на фасадах, окрашенных в цвета теплой гаммы.
5.9. Рекомендации по подбору цветовых сочетаний для настенных вывесок на фасадах, окрашенных в цвета холодной гаммы.
5.10. Подсветка вывесок осуществляется одним из трех способов: с помощью люминесцентных ламп, светодиодов или светопроводов (неона).
Главное требование к ночной подсветке - она должна давать немерцающий, приглушенный свет и не создавать прямых лучей, направленных в окна жилых домов. При этом текстовая часть вывески должна оставаться разборчивой.
Различают следующие типы подсветки вывесок:
внутренняя;
контражурная;
внешняя.
5.11. Технология внутренней подсветки - самая популярная для освещения вывесок. Она применяется для настенных, консольных, витринных и крышных вывесок из отдельно стоящих букв и знаков на подложке и без нее.
Внутренняя подсветка может быть использована в отдельно стоящих буквах или декоративно-художественных элементах.
Возможны несколько приемов использования внутренней подсветки: светится только торцевая сторона вывески (варианты с подложкой и световым коробом допустимы только для вывесок в светопрозрачных конструкциях или на козырьках для 2-го типа зданий, строго по согласованию с Администрацией, см. таблицу "Типы разрешенных и запрещенных информационных носителей", только фронтальная сторона вывески, фронтальная и торцевая стороны и т. д.
Для технологии внутренней подсветки применяются лампы накаливания, светодиоды и т. п. Светящиеся части вывески изготавливаются из светорассеивающего материала. Для частей вывески, не излучающих свет, используется металл или композитный материал.
5.12. Контражур, как и технология внутренней подсветки, предполагает расположение источника света внутри объемного короба, при этом его задняя стенка изготавливается из прозрачного материала.
Боковые элементы конструкции могут быть выполнены в двух вариантах: с непрозрачными и прозрачными боковыми элементами. Второй вариант запрещен при размещении вывесок на жилых зданиях, так как рассеянный свет создает дискомфорт для жильцов.
Объемные буквы крепятся не вплотную к стене, а на дистанционных держателях, что позволяет свету рассеиваться вокруг буквы - именно так достигается эффект контражурного подсвета. Для вывесок с контражурным подсветом лучше использовать матовый тон: это обеспечит более равномерную подсветку букв.
Технология часто применяется для настенных и консольных вывесок из отдельно стоящих букв и знаков на подложке и без нее.
5.13. При использовании технологии внешней подсветки объемные буквы, закрепленные на поверхности, коробе или панелях, подсвечиваются специальными прожекторами - софитами. Характеристики и количество прожекторов подбираются исходя из размеров букв, окружающих условий и факторов внешнего освещения, существующего дизайн-проекта, а также возможностей согласования этой вывески.
Размеры конструкции подсвета должны быть небольшими, а цвет - естественным теплым или нейтральным.
Технология в основном применяется для настенных вывесок из отдельно стоящих букв и знаков на подложке и без нее, реже - для вывесок в витринах.
Необходимо следить за тем, чтобы рассеянный свет от прожекторов не создавал дискомфорта для жильцов.
Внешний подсвет наиболее уязвим при атмосферных осадках.
5.14. Для вывесок заведений, у которых нет зарегистрированного логотипа или фирменного шрифта (к таким вывескам относятся "Магазин", "Аптека", "Обувь" и т. д.), эти правила обязательны. Для остальных они носят рекомендательный характер.
5.15. Вывески на всех исторических зданиях должны быть набраны шрифтами с засечками. Шрифты без засечек больше подойдут современным зданиям.
Набирать надпись для вывески лучше всего шрифтом в прямом начертании: остальные, как правило, используются не для набора текста целиком, а для выделения в нем важных участков.
5.16. Буквы в надписи запрещается искажать.
5.17. Надписи для вывесок можно набирать либо строчными (маленькими) буквами, либо ПРОПИСНЫМИ (большими) буквами. Если выбраны строчные буквы, надпись должна начинаться с Заглавной буквы. ПРОПИСНЫЕ всегда нужно набирать вразрядку - с увеличенным интервалом между буквами. Строчные буквы разряжать нельзя.
5.18. Надписи лучше всего изготавливать на заказ, обратившись к профессиональному дизайнеру-шрифтовику. Если этого сделать нельзя, рекомендуется набрать необходимую надпись одним из качественных шрифтов, например, общедоступными ПТ Сериф (PT Serif) или ПТ Санс (PT Sans), которые распространяются свободно и бесплатно.
Для вывесок на зданиях, построенных в классических стилях, - например, дореволюционных или "сталинках", - хорошо подходят классические шрифты и совсем не годятся шрифты компьютерной эпохи.
Для современных зданий, наоборот, могут не подойти шрифты, стилизованные под старину.
6. Концепция адресных табличек
6.1. Разработанная концепция адресных табличек предусматривает создание нового единого образа городской навигации. У табличек есть несколько форм для размещения как полного адреса, так и только номера дома. Адрес на здании отображается на носителе, состоящем из одного или двух элементов. При использовании вывески из двух элементов круглый носитель с номером дома необходимо размещать над прямоугольной табличкой с названием улицы, центрируя их по одной вертикальной оси.
6.2. Фон табличек - бирюзовый, буквы белые.
6.3. Рекомендуемая высота адресных табличек - 200 мм, диаметр круглого носителя -
230 мм. Длина прямоугольных табличек может варьироваться в зависимости от длины названия улицы, предлагаемые габариты -
1000 мм, 640 мм, 460 мм.
6.4. Таблички необходимо изготавливать из нержавеющей стали с эмалевой заливкой текста и изображений. Адресные таблички необходимо крепить при помощи двух саморезов слева и справа по центру высоты с антикоррозийным покрытием или из нержавеющих материалов и закрывать их декоративными шляпками формы "таблетка". Шляпки для круглых табличек с номерами домов должны быть белого цвета, для прямоугольных - бирюзового (в цвет фона табличек).
Для зданий, имеющих высокую художественную и историческую ценность, над адресной табличкой рекомендуется устанавливать небольшой выносной козырек с подсветкой.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.4. Адресные таблички должны размещаться на тех участках фасада, которые не загорожены деревьями, дорожными и фонарными столбами, рекламно-информационными конструкциями или временными постройками. Таблички на нескольких зданиях в рамках одной улицы рекомендуется размещать на одном уровне. Если это невозможно, таблички должны быть выровнены вдоль одной оси с соседними зданиями и строго с соблюдением единой вертикальной отметки на соседних фасадах в рамках одного здания.
6.5. Адресные таблички не должны перекрывать архитектурные детали здания - как вертикальные (например, угловой руст), так и горизонтальные (карнизы, пояса и т. д.), расстояние от них должно составлять не менее 100 мм.
6.6.Таблички необходимо визуально привязывать к вертикальной оси простенков, архитектурных членений фасада или архитектурных элементов (в тех случаях, когда ширина таблички составляет половину ширины участка простенка, где она располагается, или менее). Если табличка размещается над окном, необходимо выравнивать ее по центральной оси проема. Совмещенные таблички с названием улицы и номером дома нужно выравнивать по их общей середине. Расстояние между табличкой с названием улицы и номером дома должно составлять 20 мм.
6.7. Если длина фасада составляет более 100 м, на его противоположных сторонах следует разместить две таблички. Также вторую табличку необходимо устанавливать на угловых зданиях. При этом табличка с номером дома должна размещаться только рядом с названием улицы, по которой дом имеет адрес.
6.8. На фасадах длиной менее 15 м адресная табличка размещается только один раз, на углу.
6.9. При расположении домов вдоль красной линии название улицы и нумерация обязательно должны быть на зданиях начала и конца квартала (на перекрестках), на остальных зданиях допускается только номер дома.
6.10. В зоне застройки индивидуальными жилыми домами таблички с названиями улиц необходимо размещать в начале и конце улиц на ограждениях, а также на пересекающихся улицах - на углах ограждений. Высота размещения для всей жилой застройки должна быть единой.
7. Информационные и рекламные носители
7.1. Информационный и рекламный носитель - отдельно стоящая или монтируемая на элементах городской среды конструкция для размещения информации или наружной рекламы. Несмотря на свое расположение вне поверхности фасада, такие объекты связаны с ней композиционно и функционально.
Отдельно стоящие рекламные носители наряду с другими элементами городской среды оказывают прямое влияние на восприятие пешеходами и автомобилистами улиц и зданий.
Требования по размещению рекламных конструкций определяют их грамотное и органичное расположение в контексте городской среды, содержат информацию о габаритах информационного поля, устанавливают их размеры, выбор отделочных материалов и цветового решения.
7.2. Расстояние от края проезжей части до отдельно стоящей рекламной конструкции должно составлять не менее 0,6 м. При этом носитель не должен попадать в границы треугольника видимости.
7.3. Рекламные носители, размещаемые на тротуарах, не должны мешать передвижению пешеходов. Свободное расстояние для прохода должно составлять не менее 2 м.
7.4. Рекламные конструкции необходимо размещать на расстоянии не менее 30 м от входов в здания социального назначения (больниц, школ, детских садов и т. д.).
7.5. Рекламные носители не должны перекрывать пожарные проезды и мешать доступу спецтехники.
7.6. Расстояние от рекламных носителей до опор освещения, линий электропередач и иных наружных инженерных сетей должно составлять не менее 2 м.
7.7. Рекламные носители необходимо размещать с соблюдением защитных зон подземных инженерных сетей и коммуникаций до фундаментов конструкций (не менее 1 м).
7.8. Запрещается размещать билборды (в том числе с видеоэкранами) в исторической части города.
7.9. Запрещается установка баннеров на уличных и дорожных ограждениях.
7.10. Запрещается размещать рекламные конструкции на светофорах и дорожных знаках.
7.11. Информационный стенд представляет собой отдельно стоящую конструкцию малых габаритов, устанавливаемую для размещения рекламы, справочных материалов, карт местности и объявлений или рассказывающую пользователям о каком-либо объекте.
Выделяется два типа конструкций в зависимости от размещаемой информации:
информационный стенд;
афишная тумба.
7.12. Конструкция информационного стенда двухсторонняя, имеет два информационных поля.
7.13. Рекомендуется дополнять конструкцию защитным экраном. Допускаются два варианта устройства фундамента конструкции - заглубляемый и незаглубляемый.
7.14. Информационный стенд может быть оснащен внешней подсветкой со скрытым проведением кабеля.
Максимальная общая высота стенда - 2,1 м, максимальная ширина -
1,5.
7.15. Афишная тумба имеет трехгранную или цилиндрическую форму и одно или три информационных поля.
7.16. Рекомендуется дополнять конструкцию защитным экраном, а также внутренней подсветкой со скрытым проведением кабеля. Фундамент конструкции не должен выступать над уровнем земли.
Максимальная общая высота тумбы - 3,2 м, максимальный диаметр -
1,5 м.
7.17. Информационный стенд и афишная тумба ориентированы на пешеходов и автомобилистов, разрешены для размещения на любых типах улиц.
7.18. Выделяется два типа информационных стендов и афишных тумб: отдельно стоящие и относящиеся к зданиям (театрам, кинотеатрам и т. п.). Для стендов, функционально привязанных к зданиям, действуют более мягкие правила размещения. Так, например, возможно размещение подобного стенда вплотную к фасаду здания. Расстояние между афишными тумбами, а также стендами с размещением информации рекламного характера должно быть не менее 100 м.
7.19. Этот вид рекламы рекомендуется размещать в технической или пешеходной зоне тротуара на расстоянии не менее 0,6 м от проезжей части.
Рекламная конструкция должна быть расположена так, чтобы не загораживать входы в здания или витрины со стороны проезжей части, а также не создавать неудобства для пешеходов и маломобильных групп населения.
7.20. Запрещено размещение стендов на тротуарах с шириной менее 3 м. Информационные стенды могут располагаться на расстоянии 1 м друг от друга, но не более четырех стендов в ряд. При этом они могут быть объединены в группы из не более чем четырех конструкций.
7.21. Афишные конструкции и их размещение требуют индивидуального подхода. Афишные тумбы устанавливаются на расстоянии от фасадов здания так, чтобы не перекрывать его и не затруднять цельного восприятия архитектуры.
7.22. Стенды должны быть модульными - для легкой замены одних материалов другими, иметь удобную для чтения высоту, лаконичный внешний вид и сочетаться с окружающей городской средой. Предпочтительно, чтобы стенды были нейтральных цветов, так как выбор ярких цветовых решений увеличивает визуальный шум, мешает восприятию городской среды.
Все элементы необходимо ориентировать с учетом основных направлений движения пешеходов.
7.23. Сити-формат представляет собой отдельно стоящую конструкцию малых габаритов, устанавливаемую для размещения рекламы, карт местности и иной городской информации.
Фундамент сити-формата не должен выступать над уровнем земли.
Конструкция изготавливается двухсторонней, имеет два информационных поля.
В зависимости от типа информационного поля выделяется 2 типа конструкций: сити-формат и видеоэкран.
Рекомендуется оснащать конструкции подсветкой светодиодными лампами по внешнему или внутреннему краю.
Максимальная общая высота конструкции - 2,4 м, ширина -
1,3 м.
7.24. Информация в видеоэкране размещается на статичном электронном информационном поле (светодиодном LED-экране).
7.25. Запрещается использовать звуковую рекламу. Необходимо оснащать конструкцию защитным экраном из каленого стекла. Электронное поле не требует подсветки. Максимальная общая высота конструкции - 2,4 м, ширина -
1,3 м.
7.26. Сити-форматы ориентированы на пешеходов и автомобилистов, разрешены для размещения на любых типах улиц.
Этот вид рекламы рекомендуется размещать в технической или пешеходной зоне тротуара на расстоянии не менее 0,6 м от проезжей части. Расположение рекламной конструкции не должно загораживать входы в здания или витрины со стороны проезжей части, а также создавать неудобства для пешеходов и маломобильных групп населения. При необходимости установки рекламной конструкции вблизи остановки общественного транспорта, рекомендуется использование встроенного сити-формата.
Запрещается устанавливать стенды на тротуарах с шириной менее 4 м, также не рекомендуется их размещение в зоне озеленения. Расстояние между несколькими сити-форматами или между сити-форматом и другой рекламно-информационной конструкцией должно составлять не менее 100 м.
На сити-форматах, размещенных вблизи пешеходных переходов и перекрестков, запрещается трансляция видеороликов и анимации.
7.27. Штендер представляет собой отдельно стоящую мобильную рекламную конструкцию малых габаритов для размещения наружной рекламы.
Штендеры используются в качестве рекламного носителя на улицах, в торговых центрах и объектах ритейла, являются возможным вариантом информационной конструкции для точек продаж без собственной вывески.
Конструкция штендера изготавливается двухсторонней, имеет два информационных поля.
Рекламные штендеры не должны отдаляться на расстояние более 5 м от входа в магазин, торговый центр или сервис.
Запрещено использование двух и более штендеров возле одного и того же торгового центра. Если у нескольких торговых точек общий вход, то собственники должны самостоятельно регулировать очередность смены штендеров на входе. Время установки штендера на площадку должно соответствовать времени работы торгового пункта. Такие конструкции не рекомендуется использовать как дополнительную рекламу.
Максимальные габариты конструкции: высота не более 1,7 м, ширина не более 0,8 м.
В исторической части города возможно использование штендеров только для торговых точек общепита (кафе и ресторанов) в количестве не более одного на вход.
7.28. Допускается устанавливать штендеры на тротуарах и в пешеходных зонах в пределах 5 м от входа в предприятие, на расстоянии до 0,5 м от фасада здания.
Если ширина пешеходной зоны составляет менее 3 м, а также структурно сливается с проезжей частью, размещать штендеры запрещается.
Расстояние между штендером и иной отдельно стоящей рекламной конструкцией должно составлять не менее 5 м.
Регламентируется установка нескольких штендеров у входа, а также использование штендеров в качестве дополнительного объекта наружной рекламы при наличии хорошо просматриваемых с тротуара вывески и витрин.
7.29. Отдельно стоящие конструкции праздничного оформления должны располагаться на свободных городских пространствах и площадях, за пределами треугольника видимости, не перекрывая обзора пешеходам, автомобилистам, велосипедистам, не нарушая городской трафик.
Их следует размещать на расстоянии не менее 5 м от пешеходных переходов, остановочных павильонов, малых архитектурных сооружений, опор светофоров и дорожных знаков. Расстояние от стволов деревьев должно составлять более 1,5 м.
Над пространством проезжей части рекомендуется развешивать небольшие флаги и арт-объекты, а также применять декоративное освещение: световые сетки-гирлянды, световые фигуры и объемные арт-объекты.
В пределах видимости не может быть более одного арт-объекта (если это не единая группа или части композиции). Предпочтительно размещать праздничные световые элементы на пешеходной части улицы (тротуарах), организовывать световые коридоры и порталы (в том числе на пешеходных улочках). Такие и иные объемные композиции могут выступать в качестве фотозон. Возможно размещение объемных букв-геотегов. При этом следует избегать тривиальных решений.
Конструкции праздничного оформления должны иметь индивидуальный дизайн, подчеркивающий городскую идентичность, создающий особый "дух места".
В качестве праздничного оформления могут выступать флаговые композиции.
Возможно использование как отдельно стоящих конструкций, так и полотнищ, крепящихся на городские столбы. Ширина полотнища флага не должна превышать 1,2 м, высота - 5 м. Также на опорах могут размещаться однотипные световые фигуры, арт-объекты в пределах ширины в 1,2 м и высоты в 4 м. Подвешенные над проезжей частью улицы элементы праздничного оформления (в том числе флажки) должны иметь высоту не более 0,8 м.
7.30. Запрещается использование баннерных растяжек над проезжей частью как в качестве рекламы, так и в качестве праздничного оформления.
Особое внимание необходимо уделить периоду размещения на улицах города праздничного оформления: не более двух недель до праздника и двух недель после него. Таким образом, размещение праздничного оформления на улицах города сроком более одного месяца запрещено.
7.31. Навигационная стела представляет собой отдельно стоящую конструкцию, ориентированную преимущественно на пешеходов и предназначенную для размещения информации о прилегающей территории, объектах притяжения, достопримечательностях или элементах транспортной инфраструктуры.
Наличие навигационных стел с картами и дополнительной информацией упрощает ориентирование в городе Старая Русса, создавая для него удобную систему. Стела должна быть заметной с расстояния, при этом дизайн конструкции не должен отвлекать от размещаемой информации. Ее основной цвет должен быть сдержанным, темных или нейтральных оттенков (белый, черный, серый, металлик).
Различают два типа навигационных стел:
стела с городской навигацией (картами, схемами, городской информацией) высотой 1,8 м и шириной 0,6 м;
стела с навигацией для зданий (магазинов, торговых центров и т. п.) высотой 1,8 м и шириной 0,3 м.
7.32. Конструкции второго типа - стела с навигацией для зданий допускается располагать у зданий с большим количеством организаций, если места для размещения табличек на фасаде недостаточно. Стелы должны иметь модульную систему для легкой замены табличек, удобно располагаться, не загораживая фасад и не создавать препятствий для пешеходов.
Конструкция выполняется двухсторонней. Рекомендуется делать навигационные стелы с внутренней подсветкой светодиодами, неоном, люминесцентными лампами.
7.33. Навигационные стелы должны быть доступны для маломобильных жителей города. Для удобства слабовидящих основной блок информации следует размещать на высоте 1,5 м с возможностью подхода к стеле на расстояние до 0,08 м. Информацию нужно дублировать шрифтом Брайля.
7.34. Оформление информационного поля: текст следует делать крупным и удобочитаемым, графические материалы (карты, указатели или пиктограммы) - наглядными, информативными и позволяющими быстро получить необходимую информацию.
7.35. Навигационные стелы ориентированы преимущественно на пешеходов, разрешены для размещения на главных и второстепенных улицах с высокой интенсивностью пешеходных потоков, в местах наибольшего скопления людей.
Выбранное место должно хорошо просматриваться, чтобы пешеход издалека, в том числе с противоположной стороны улицы, мог видеть конструкцию. При размещении навигационных стел необходимо обеспечить непрерывность системы информирования пешеходов.
Рекомендуемый шаг установки навигационных стел - не более 600 м.
Расположение конструкции не должно создавать неудобства для пешеходов и маломобильных групп населения, препятствовать механизированной уборке улиц.
Стелы следует устанавливать перпендикулярно движению пешеходов на перекрестках - с двух сторон по диагонали друг от друга и с четырех сторон, если проезжая часть шире четырех полос.
Расстояние от навигационной стелы до фасада здания должно составлять не менее 2 м. В случае размещения на ней информации об арендаторах помещений в здании, рекомендуемое расстояние до этого здания 1-1,5 м.
Рекомендуется размещать стелы рядом с остановками общественного транспорта. Также их следует устанавливать рядом с входами в крупные социальные и коммерческие объекты.
7.36. Навигационный указатель представляет собой отдельно стоящую конструкцию, ориентированную преимущественно на пешеходов и состоящую из опоры и информационных модулей - табличек с информацией об улицах и ближайших достопримечательностях.
Информационные модули следует размещать на высоте не менее 2,5 м и не более 4,5 м (до верхнего края информационного модуля).
Модули рекомендуется изготавливать в виде прямоугольных пластин из стали. Также допускается использование фигурных указателей. Для удобства иностранных туристов рекомендуется дублировать названия улиц и объектов. При этом следует использовать транслитерацию, а не перевод: важно обеспечить соответствие названий.
Не следует размещать более 5 модулей на одном указателе, чтобы не усложнять восприятие информации. Перегруженные навигационные указатели снижают их эффективность.
При размещении информационных модулей рекомендуется использовать существующие опоры (столбы), а также углы зданий.
7.37. Расположение конструкции не должно создавать неудобства для пешеходов и маломобильных групп населения, препятствовать механизированной уборке улиц.
На перекрестках навигационные указатели следует устанавливать с одной стороны.
Рекомендуется размещать указатели рядом с остановками общественного транспорта. Также их следует устанавливать на городских площадях, парках, скверах и других общественных пространствах.
7.38. Задача элементов навигации - упростить ориентирование пешеходов в городской среде, а главный принцип их установки -
размещение в точках принятия решений: на пересечениях пешеходных потоков, перекрестках, вдоль сложных маршрутов.
Конструкции не следует окрашивать в слишком яркие цвета, так как это мешает восприятию представленной на них информации и создает дополнительный визуальный шум. При этом стелы и указатели должны быть заметны на расстоянии, чтобы пешеходы могли увидеть конструкцию издалека.
Информационные указатели играют большую роль в том, чтобы общественное пространство имело эстетичный вид. С них пешеходы начинают и заканчивают свой путь, формируют свое мнение о месте. Элементы навигации призваны не только помочь принять решение о том, в каком направлении двигаться: также это и места для рекламы как магазинов и общепита, так и культурных заведений города.
7.39. Не рекомендуется установка навигационных стендов на газонах: это мешает доступу пешеходов к носителю и приводит к вытаптыванию травы.
8. Принципиальные схемы изменения восприятия архитектуры зданий с учетом информационных носителей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.