Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, арендует с 2002 года муниципальное нежилое помещение у Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, то есть является налоговым агентом.
В договоре аренды не сказано, что арендная плата включает в себя НДС, то есть арендная плата перечисляется в размере, установленном в расчете годовой арендной платы. По договору аренды НДС, начисленный на арендную плату, арендатор перечисляет самостоятельно.
Расчет, который представляет арендатору Департамент, выглядит в упрощенном виде следующим образом:
Арендная плата | НДС | Итого | |
За месяц | 30000 руб. | 6000 руб. | 36000 руб. |
Согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. По мнению индивидуального предпринимателя, создание налоговой базы по НДС путем прибавления 20% к арендной плате и определение расчетным методом налога не соответствует НК РФ.
Просьба разъяснить данную ситуацию.
Является ли НДС, исчисленный таким образом и уплаченный в бюджет, расходом при упрощенной системе налогообложения?
1. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом согласно п. 5 той же статьи они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В частности, такая обязанность согласно п. 3 ст. 161 Кодекса возложена на организации, арендующие федеральное имущество и (или) имущество субъектов Российской Федерации, а также муниципальное имущество, в отношении исчисления налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 164 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Кодекса, при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Кодекса, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 2 или 3 ст. 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
На основании п. 4 ст. 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 Кодекса, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.
Таким образом, исходя из указанных норм Кодекса, сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость должен исчислить по налоговой ставке 20/120, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.
2. Право на вычеты сумм налога на добавленную стоимость, удержанных и уплаченных из доходов налогоплательщика, при соблюдении условий, установленных главой 21 Кодекса, имеют только налоговые агенты - плательщики налога на добавленную стоимость, к которым не относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Если арендатор - налоговый агент не является плательщиком налога на добавленную стоимость (при упрощенной системе налогообложения), то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, к вычету не принимаются, а относятся за счет тех же источников, что и сама арендная плата.
Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения, определен п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому налогу учитываются арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Подпунктом 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса также установлено, что полученные доходы могут быть уменьшены на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).
Учитывая положения п. 1 ст. 252 Кодекса, налогоплательщик может списать налог на добавленную стоимость в расходы только по тем товарам (работам, услугам), расходы по которым включены в перечень расходов, указанный в ст. 346.16 Кодекса. В частности, поскольку при определении объекта налогообложения доходы могут быть уменьшены на арендные платежи за арендуемое имущество, то сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечисленная в бюджет, также может быть отнесена на расходы при определении объекта налогообложения по единому налогу.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/43618 от 8 августа 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1