Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Бюджетный прогноз
Тевризского муниципального района Омской области на долгосрочный период до 2036 года
Бюджетный прогноз Тевризского муниципального района Омской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе показателей прогноза социально-экономического развития Тевризского муниципального района Омской области до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз), с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Тевризского муниципального района Омской области. Бюджетный прогноз разработан исходя из законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, действующего на момент его составления.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование предполагает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики Тевризского муниципального района Омской области, используемые при составлении среднесрочных бюджетов, будут базироваться на ориентирах, разработанных в рамках долгосрочного прогнозирования. В свою очередь, бюджетный прогноз будет на регулярной основе корректироваться с учетом фактически сложившихся условий функционирования экономики, возможного изменения перечня приоритетных задач социально-экономического района.
I. Цели, задачи и основные подходы к формированию бюджетной, долговой политики Тевризского муниципального района Омской области на долгосрочный период
Цели, задачи и основные подходы к формированию бюджетного прогноза
Основная цель разработки бюджетного прогноза состоит в обеспечении предсказуемости динамики основных параметров консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области, районного бюджета и бюджетов поселений района, что позволит оценивать долгосрочные тенденции изменения объема доходов и расходов соответствующих бюджетов, а также разрабатывать на их основе меры, направленные на повышение финансовой устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы района, стимулирование социально-экономического развития Тевризского муниципального района Омской области, решение иных стратегических задач.
Конечной целью долгосрочного бюджетного прогнозирования является повышение уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание необходимых условий для улучшения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование позволит минимизировать риски дестабилизации бюджетной системы за счет проведения взвешенной бюджетной политики, направленной на долгосрочную сбалансированность общественных финансов, соответствие расходов реальным возможностям бюджета.
Бюджетная политика Тевризского муниципального района Омской области на долгосрочный период будет направлена на решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости районного бюджета, укрепление его доходной базы, поддержание безопасного уровня дефицита;
2) сохранение и развитие доходного потенциала районного бюджета, в том числе путем оптимизации налоговых льгот, предоставляемых органами местного самоуправления;
3) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет совершенствования процедур проведения муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд района, применения принципов нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки;
4) повышение эффективности оказания муниципальных услуг, в том числе путем:
- оптимизации сети муниципальных учреждений, при условии сохранения удовлетворенности потребности населения в оказании муниципальных услуг;
- повышения качества предоставления муниципальных услуг в Тевризском муниципальном районе Омской области;
- реализации механизмов эффективного контакта с работниками муниципальных учреждений в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта;
- повышения конкуренции среди организаций, оказывающих муниципальные услуги, в том числе за счет привлечения к оказанию услуг иных юридических лиц, а не только муниципальных учреждений;
5) совершенствование системы муниципального финансового контроля, контроля в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, способствующих снижению бюджетных рисков при составлении и исполнении бюджета района;
6) обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов Тевризского муниципального района Омской области для общества;
7) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления района, включая оптимизацию расходов на их содержание;
8) повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом в Тевризском муниципальном районе Омской области;
9) дальнейшая реализация принципа формирования местных бюджетов на основе муниципальных программ.
10) централизация функций по ведению бюджетного и налогового учета, формированию бюджетной отчетности органов местного самоуправления района.
Направления и мероприятия социально-экономической политики Тевризского муниципального района Омской области, реализуемые в рамках муниципальных программ, должны иметь надежное финансовое обеспечение. Следовательно, необходимо провести работу по приведению объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям районного бюджета.
Реализация указанных задач будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Тевризского муниципального района в долгосрочном периоде.
Для достижения цели и решения задач долгосрочной бюджетной политики района необходимо придерживаться следующих основных подходов:
- реалистичность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
- обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов Тевризского района;
- недопущение муниципального долга Тевризского муниципального района;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости приоритетного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- принятие новых расходных обязательств на основе оценки их эффективности и прогнозных доходов бюджетов;
- создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов;
- реализация мер по недопущению снижения налоговых доходов консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области, а также по созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности Тевризского муниципального района Омской области.
Анализ основных характеристик консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области в долгосрочном периоде
Общие подходы к прогнозированию основных характеристик консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области, районного бюджета и бюджетов сельских поселений на долгосрочный период:
1) налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе прогнозов, представленных соответствующими главными администраторами доходов бюджета.
Расчет прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов на 2026 - 2036 годы производился от проекта местного бюджета на 2023 - 2025 годы с учетом индексации налога на доходы физических лиц на показатель "Фонд начисленной заработной платы работников" в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Тевризского района на период до 2036 года.
Расчет налоговых поступлений производился в условиях законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, действующего на момент составления бюджетного прогноза;
2) в части безвозмездных поступлений из областного бюджета:
- в сумме безвозмездных поступлений нецелевого характера предусмотрена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
- в сумме безвозмездных поступлений целевого характера предусмотрены средства в виде субвенции на выполнение переданных полномочий.
3) доходы местных бюджетов (районного и бюджетов сельских поселений) спрогнозированы с учетом распределения налоговых и неналоговых доходов между районным бюджетом и бюджетами сельских поселений по нормативам, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации, действующим на момент составления бюджетного прогноза.
Безвозмездные поступления в районный бюджет и бюджеты поселений определены исходя из прогноза распределения объемов дотаций и субвенций, предоставляемых из областного бюджета на период 2023 - 2025 годов. На период 2026 - 2036 годы - на уровне 2025 года;
4) общий объем расходов районного бюджета и бюджетов сельских (городского) поселений определен исходя из прогнозируемого объема доходных источников соответствующих бюджетов, уровня дефицита и долговых обязательств;
5) дефицит (профицит) и объем государственного долга районного бюджета и бюджетов поселений спрогнозирован с нулевым значением.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области, районного бюджета и бюджетов сельских (городского) поселений на долгосрочный период представлен в приложении N 1 к бюджетному прогнозу.
В условиях бюджетного прогноза ожидается рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тевризского муниципального района Омской области с 151,6 млн. рублей в 2024 году до 281,0 млн. рублей в 2036 году.
В структуре расходов основную долю (порядка 99,2 процента) составляют расходы на реализацию муниципальных программ Тевризского муниципального района Омской области (с учетом пролонгации срока их действия в долгосрочном периоде).
Прогноз расходов районного бюджета на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Тевризского муниципального района Омской области
Прогноз расходов районного бюджета на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Тевризского муниципального района сформирован исходя из принципа сохранения программной структуры районного бюджета, что предполагает пролонгацию муниципальных программ Тевризского района на период до 2036 года, а также с учетом ограничений общего объема доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета, определенных основными характеристиками бюджетного прогноза.
За счет средств муниципального бюджета предусмотрена реализация 3 муниципальных программ Тевризского района.
Порядка 80 процентов расходов районного бюджета планируется направить на развитие отраслей социально-культурной сферы (образование, социальная поддержка населения, культура и туризм, физическая культура и спорт, молодежная политика).
В состав непрограммных расходов включены расходы на содержание главы муниципального образования.
Бюджетные риски
При формировании бюджетного прогноза и бюджетной политики на долгосрочный период необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые бюджетные риски и предусматривать мероприятия по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели района и, в конечном счете, на качество жизни населения Тевризского муниципального района Омской области.
В условиях макроэкономической нестабильности наиболее серьезными рисками для бюджетной системы Тевризского района Омской области являются:
1) изменений системы межбюджетных отношений, сокращение межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
2) принятие на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств района;
3) превышение прогнозируемого уровня инфляции.
Данные риски могут повлечь значительное увеличение расходов и снижение доходов местных бюджетов, поэтому в целях минимизации указанных рисков при планировании и исполнении бюджетов необходимо придерживаться консервативного варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Тевризского муниципального района Омской области, а также политики оптимизации и сдерживания роста расходов бюджетов.
В целях снижения бюджетных рисков планируется проводить мероприятия по:
1) повышению доходного потенциала Тевризского муниципального района Омской области;
2) активному привлечению средств областного бюджета;
3) оптимизации бюджетных расходов.
II. Условия формирования бюджетного прогноза
В качестве базового для целей долгосрочного бюджетного планирования определен первый вариант долгосрочного прогноза.
Первый вариант долгосрочного прогноза характеризуется более медленными, чем по второму варианту, темпами социально-экономического развития Тевризского муниципального района Омской области в силу сохранения макроэкономической нестабильности. Он отражает более низкие темпы развития экономики и социальной сферы, предлагает сохранение в прогнозируемом периоде общеэкономических тенденций, сложившихся за предыдущие периоды. Учитывая тенденции развития Тевризского муниципального района Омской области за предшествующие годы и в текущем периоде и необходимость осуществления бюджетного прогнозирования на основе консервативных оценок, выбор первого варианта долгосрочного прогноза в качестве базового можно считать обоснованным.
В прогнозируемом периоде планируется сохранение объёма производства продукции сельского хозяйства: прирост валового сбора зерна в хозяйствах всех категорий ожидается 11 - 16 процентов ежегодно до 2036 года, урожайность зерновых в хозяйствах всех категорий - прирост 5 - 6 процентов ежегодно до 2036 года. Прогнозируется прирост объемов производства продукции животноводства - мяса (скота и птицы на убой в живом весе) на 0,2 - 0,6 процентов и молока на 1,0 - 2,0 процента ежегодно до 2036 года.
Рост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,0 - 2,0 процента ежегодно до 2036 года. Основной объем инвестиций планируется направить на развитие приоритетных направлений Тевризского района Омской области.
Основой роста промышленного производства в прогнозируемом периоде останется обрабатывающее производство. Объём обрабатывающего производства планируется сохранить на уровне 2023 года и не допустить снижения к 2036 году. Основной объем будет обеспечен за счет лесопромышленного комплекса, в основе которого - реализация мер по расширению ассортимента выпускаемой продукции и расширении рынков сбыта деревообрабатывающей продукции.
Бюджетные инвестиции будут направляться на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство, ремонт, реконструкцию автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам, благоустройству общественных пространств и придомовых территорий. Также за счет средств местного, областного и федерального бюджетов планируется строительство и приобретения жилья в рамках реализации региональных и федеральных программ.
В долгосрочной перспективе прогнозируется постепенное увеличение объема строительных работ, что будет способствовать вводу в действие общей площади жилых домов в объеме 1,5 - 2,0 тыс. кв. м. ежегодно.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика показателей уровня жизни населения. Прирост среднемесячной заработной платы по кругу крупных и средних организаций в прогнозируемом периоде составит 10,0 - 11,0 процентов ежегодно.
С учётом роста денежных доходов населения прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка. Оборот розничной торговли в 2024 году сохранится на уровне 2023 года, с ежегодным приростом 1,0 - 2,0 процента до 2036 года. Ежегодное увеличение товарооборота также связано с расширением ассортимента предполагаемых товаров.
В 2024 году и последующих годах продолжится сокращение трудовых ресурсов Тевризского муниципального района на 1,5 - 2,0 процента, прежде всего, за счёт уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте в связи с миграцией населения.
С учетом демографических процессов численность экономически активного населения в 2024 году составит 6,1 тыс. человек и будет постепенно снижаться, достигнув уровня 5,1 тыс. человек к 2036 году.
В прогнозируемом периоде особое внимание будет уделено улучшению демографической ситуации в Тевризском муниципальном районе. В рамках муниципальной программы (подпрограмм) продолжится реализация мероприятий по стимулированию рождаемости, снижению смертности, улучшению репродуктивного здоровья населения, увеличению миграционного прироста населения, а также предоставлению мер социальной поддержки семьям, включая повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей.
Прогнозная оценка занятости и рынка труда на 2024 год базируется на исходных общеэкономических положениях укрепления реального сектора экономики, сокращении размеров скрытой безработицы и более полного использования трудового потенциала района, а также особенностях демографического развития Тевризского района. По прогнозу общая численность безработных в 2024 году составит 3,8 процента к численности экономически активного населения. Уровень зарегистрированной безработицы составит 1,7 процента к численности экономически активного населения) и будет сохраняться на уровне 1,6 - 1,4 процентов до 2036 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.