Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. N АКПИ23-1036
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Русакова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Ломакина Дмитрия Михайловича и других о признании недействующими подпункта "а" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, Типовой формы договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 388/пр, пункта 6, абзаца второго пункта 7 Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 387/пр,
установил:
21 июля 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 549 (далее также - Постановление N 549) утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее также - Правила поставки газа). Нормативный правовой акт опубликован 28 июля 2008 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 августа 2008 г. - в "Российской газете".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее также - Постановление N410) утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее также - Правила пользования газом). Нормативный правовой акт 24 мая 2013 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 27 мая 2013 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091" (далее также - Постановление N 859) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее также - Изменения). Нормативный правовой акт 30 мая 2023 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), 5 июня 2023 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 388/пр утверждена Типовая форма договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (далее также - Типовая форма договора). Нормативный правовой акт 1 июня 2023 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 73683, 2 июня 2023 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 387/пр утверждены Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее также - Методические указания). Нормативный правовой акт 1 июня 2023 г. зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер N 73682, 2 июня 2023 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru).
Группа лиц в количестве более двадцати человек, поручившая ведение дела Ломакину Д.М., обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующими: подпункта "а" пункта 4 Изменений, как противоречащего пунктам 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ); подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом, как противоречащих статьям 1 и 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), частям 4 и 5 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон о персональных данных), пунктам 1^4 статьи 1, пункту 2 статьи 308, пункту 1 статьи 421, статье 426, пункту 4 статьи 445, пункту 1 статьи 779 ГК РФ, абзацу четырнадцатому статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении), части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательных требованиях); подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа, как противоречащих абзацу четырнадцатому статьи 2 Федерального закона о газоснабжении, части 4 статьи 157 ЖК РФ, статье 4 Федерального закона об обязательных требованиях; Типовой формы договора, как противоречащей подпункту "е" пункта 42 Правил пользования газом, статьям 7 и 9 Федерального закона об обязательных требованиях; пункта 6, абзаца второго пункта 7 Методических указаний, как противоречащих пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции).
В обоснование своего требования административные истцы указали, что исходя из содержания подпункта "е" пункта 42 Правил пользования газом, пунктов 1.2, 3.1.19, 4, 4.1 и 4.15 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. N 1614/пр (далее - Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд), собственники (пользователи) помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено газовое оборудование, обязаны в целях соблюдения указанной инструкции заключать и хранить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, обеспечивающего безопасную эксплуатацию, обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, однако выполнение данного требования не представляется возможным, поскольку Типовая форма договора не содержит обязанности специализированной организации производить установку, замену и ремонт внутриквартирного газового оборудования, что приводит к нарушению прав административных истцов на безопасное использование газа в многоквартирных домах и домовладениях. По этим основаниям административные истцы полагают, что Типовая форма договора подлежит признанию не действующей в полном объеме.
Подпункт "а" пункта 18 Правил пользования газом административные истцы просят признать не действующим в части необходимости указания в заявке (оферте) в письменной форме страхового номера индивидуального лицевого счета, полагая, что, поскольку такие данные в соответствии с приведенной нормой подлежат сообщению до оформления согласия заявителя на обработку персональных данных, это устанавливает незаконную, по их мнению, обязанность представлять страховой номер индивидуального лицевого счета для целей, не предусмотренных законом, лицу, не осуществляющему предоставление государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций и не относящемуся к субъектам, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Пункты 31 и 33 Правил пользования газом, как полагают административные истцы, в системном единстве с пунктами 30, 31 и 32 этих правил относят к лицам, обязанным заключить публичный договор, потребителей, в том числе физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность или иную приносящую доход деятельность, в случае направления специализированной организацией по собственной инициативе заявки (оферты) потребителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора и ограничивают перечень случаев, когда потребитель коммунальной услуги может отказаться от заключения такого договора, наделяют специализированную организацию правом обратиться в суд с требованием о понуждении потребителя к заключению договора, что противоречит принципам гражданского права, согласно которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункт "а" пункта 41, подпункт "ж" пункта 43 Правил пользования газом, по мнению административных истцов, сужают сферу деятельности специализированной организации по сравнению с предусмотренной в абзаце четырнадцатом статьи 2 Федерального закона о газоснабжении и тем самым освобождают специализированную организацию от оказания услуг (выполнения работ), предусмотренных федеральным законом, ограничивают свободу определения условий договора на выполнение работ по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), в том числе для устранения неисправностей или аварий, а также предполагают заключение отдельного договора на ремонт газового оборудования, заключать который специализированная организация не обязана. Считают, что заключение этого договора зависит исключительно от волеизъявления специализированной организации, а не от волеизъявления потребителя газа, что препятствует экстренному устранению аварий, неисправностей внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) силами специализированной организации посредством ремонта газового оборудования.
Подпункт "б" пункта 42 Правил пользования газом административные истцы просят признать не действующим в той части, в которой он предусматривает обязанность заказчика незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а также об авариях, возникающих при пользовании газом, поскольку договорные отношения в силу нового правового регулирования обязанностей исполнителя по ремонту и замене неисправного внутриквартирного газового оборудования не устанавливают.
Подпункт "к" пункта 9, подпункт "б" пункта 13, подпункт "л" пункта 15, подпункт "к" пункта 21, подпункт "г" пункта 23 Правил поставки газа административные истцы просят признать не действующими в той части, в которой они содержат указание на договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), типовая форма которых, по их мнению, не содержит обязательств по ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в домовладении, что препятствует экстренному устранению аварий, неисправностей внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) силами специализированной организации посредством ремонта газового оборудования, что может повлечь негативные последствия, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности потребителей газа во всем многоквартирном доме.
Как указали административные истцы, пункт 29 Правил поставки газа при демонтаже прибора учета требует присутствия трех лиц (организаций), при этом проводить сами работы должно привлеченное собственником по отдельному договору лицо, нормативное регулирование в отношении которого отсутствует, и обязанность кого-либо заключать договор на оказание таких услуг (выполнение работ) в обязательном порядке (публичный договор) в законодательстве в результате внесения изменений не установлена, что неизбежно повлечет дополнительные расходы потребителей на оплату используемого газа по нормативам в связи с безучетным потреблением.
Пункт 6 Методических указаний административные истцы просят признать не действующим в той части, в которой он предусматривает применение количества единиц внутриквартирного газового оборудования (далее также - ВКГО) в многоквартирном доме в качестве повышающего коэффициента в расчете платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, поскольку носит дискриминационный характер, так как увеличение размера платы за обслуживание ВКГО одного абонента в зависимости от количества квартир в многоквартирном доме ставит одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими и не может быть признано справедливым и экономически обоснованным; абзац второй пункта 7 Методических указаний - в той части, в которой он возлагает бремя содержания газопровода, принадлежащего газораспределительной организации, на заказчика (абонента), при применении в расчете тарифа для газопровода, входящего в состав ВКГО одного абонента, единицы измерения 1 км, поскольку в квартирах не может находиться газопровод такой протяженности.
Административный ответчик Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России), представляющее в Верховном Суде Российской Федерации также интересы Правительства Российской Федерации (поручение от 20 декабря 2023 г. N ДГ-П51-20305), в письменных возражениях на административный иск просило отказать в удовлетворении заявленных требований и указало, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и Минстроя России, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Представители административных истцов Ломакин Д.М. и Миронова В.Е. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных ответчиков - Правительства Российской Федерации и Минстроя России Кордюкова Е.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия Постановления N 549 и Постановления N 410 аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулирует Федеральный закон о газоснабжении, который направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1).
Статьей 8 поименованного закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, в том числе по утверждению правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 549 утвердило Правила поставки газа, Постановлением N 410 - Правила пользования газом.
Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826, от 21 мая 2014 г. N АКПИ13-1053, от 16 февраля 2017 г. N АКПИ16-1300, от 19 декабря 2018 г. N АКПИ18-1084, от 13 марта 2019 г. N АКПИ19-2, от 11 ноября 2020 г. N АКПИ20-606, от 21 марта 2023 г. N АКПИ23-55, от 31 октября 2023 г. N АКПИ23-805.
Федеральным законом от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 71-ФЗ) Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 157 , определяющей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, и внесены изменения в абзац четырнадцатый статьи 2 Федерального закона о газоснабжении, содержащий понятие "газораспределительная организация", и статью 3 указанного закона, устанавливающую законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона о газоснабжении в редакции указанного федерального закона законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из данного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Под газораспределительной организацией в абзаце четырнадцатом статьи 2 Федерального закона о газоснабжении в редакции Федерального закона N 71-ФЗ понимается специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Введенной Федеральным законом N 71-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации статьей 157 установлено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном этим кодексом (часть 1).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме (часть 2 статьи 157 ЖКРФ).
Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (часть 3 статьи 157 ЖК РФ).
Частью 4 названной статьи ЖК РФ установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 этой статьи.
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5 статьи 157 ЖК РФ).
Специализированная организация осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).
Требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 157 ЖК РФ).
Типовые формы договоров, указанных в части 7 статьи 157 ЖК РФ, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 157 ЖК РФ).
Реализуя предоставленные полномочия, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 71-ФЗ в статьи 2 и 3 Федерального закона о газоснабжении и Жилищный кодекс Российской Федерации, Правительство Российской Федерации Постановлением N 859 в пункте 1 утвердило Изменения, а в пункте 2 дало указание Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) и методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме.
Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. N АКПИ23-805.
Во исполнение частей 8 и 9 статьи 157 ЖК РФ, пункта 2 Постановления N 859 Минстрой России утвердил Типовую форму договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме.
Процедура издания, введения в действие и опубликования приказов, утвердивших Типовую форму договора и Методические указания, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Подпунктом "а" пункта 4 Изменений из преамбулы Постановления N 410 исключены слова "В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".
По мнению административных истцов, оспариваемая норма является незаконной и противоречит пунктам 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку именно статья 8 Федерального закона о газоснабжении наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению Правил пользования газом.
Данные доводы административных истцов основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения закреплены в статье 157 ЖК РФ. Эта услуга, по смыслу данной статьи, предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном названным кодексом.
Под газоснабжением Федеральный закон о газоснабжении понимает одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (абзац третий статьи 2), под газоснабжающей организацией (поставщиком) - собственника газа или уполномоченное им лицо, осуществляющих поставки газа потребителям по договорам (абзац десятый статьи 2).
Из содержания статьи 157 ЖК РФ следует, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляются одной специализированной организацией с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации, на основании соответствующего договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования или внутридомового газового оборудования. При этом требования к специализированной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон о газоснабжении в абзаце четырнадцатом статьи 2 относит к специализированной организации, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, газораспределительную организацию, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нормативно- правовое регулирование в части предоставления коммунальной услуги газоснабжения, включающей в себя как поставку газа, так и техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, осуществляется и Жилищным кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом о газоснабжении.
Исключение из преамбулы Постановления N 410 указания на статью 8 Федерального закона о газоснабжении, в соответствии с которой данный акт был принят, названным административными истцами нормам не противоречит, поскольку обусловлено внесением Постановлением N 859 изменений в Правила пользования газом, которыми урегулированы отношения по предоставлению коммунальной услуги газоснабжения, закрепленные в статье 157 ЖК РФ.
Федеральным законом о газоснабжении обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложена на газораспределительную организацию, являющуюся специализированной организацией в данной области правового регулирования.
Жилищный кодекс Российской Федерации закрепил, что такое обслуживание специализированной организацией осуществляется на основании соответствующего договора, наделив при этом Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению требований к специализированной организации, порядка и условий заключения, изменения и расторжения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, а также требований к минимальному перечню услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Правила пользования газом устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
Правительство Российской Федерации в целях реализации предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий в разделе IX Правил пользования газом установило требования к специализированным организациям, а в приложении к этим правилам - минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В разделах III и VI данных правил Правительство Российской Федерации урегулировало порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора.
Следовательно, полномочия Правительства Российской Федерации по принятию Правил пользования газом определены как Федеральным законом о газоснабжении, так и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 18, расположенного в разделе III Правил пользования газом, регулирующем порядок и условия заключения договора, предусмотрена обязанность заявителя, имеющего намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, для заключения договора направить в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать информацию о заявителе, в частности, гражданин наряду с фамилией, именем, отчеством, датой и местом рождения, местом жительства, реквизитами основного документа, удостоверяющего личность, идентификационным номером налогоплательщика должен также указать страховой номер индивидуального лицевого счета.
Вопреки доводам административных истцов, указание в заявке (оферте) страхового номера индивидуального лицевого счета не противоречит Федеральному закону об индивидуальном (персонифицированном) учете и Федеральному закону о персональных данных.
Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в силу статьи 3 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете является использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой юридическими лицами и физическими лицами, Федеральный закон о персональных данных устанавливает, что обработка этих данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом (части 1, 7 статьи 5).
В соответствии с частями 4-6 статьи 5 приведенного закона обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки, содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.
В части 2 статьи 9 Федеральный закон о персональных данных предусмотрел право оператора продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 этого закона. В частности, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункты 5, 7 части 1 статьи 6).
Статьей 7 поименованного федерального закона закреплены требования к сохранению конфиденциальности персональных данных, согласно которым операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установленное подпунктом "а" пункта 18 Правил пользования газом требование об указании гражданином, имеющим намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, страхового номера индивидуального лицевого счета в заявке (оферте) соответствует достижению конкретных, заранее определенных и законных целей, каким-либо нормативным правовым актам большей юридической силы оспариваемое положение не противоречит, следовательно, прав административных истцов не нарушает.
Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) согласно пункту 16 Правил пользования газом являются публичными и заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и данными правилами.
Статьей 426 ГК РФ закреплено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1). Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 данного кодекса. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 этого кодекса (пункт 3). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4).
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что, если сторона, для которой в соответствии с этим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Определяя условия предоставления газоснабжающей организацией коммунальной услуги газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов, законодатель в части 1 статьи 157 ЖК РФ установил, что такая услуга может быть предоставлена только при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме, которое в соответствии с частями 2-5 названной статьи осуществляется специализированной организацией на основании соответствующего договора, тем самым возложив на собственников помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственников жилых домов обязанность по заключению таких договоров.
Данное требование направлено на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, повышение безопасности его эксплуатации и на соблюдение прав и законных интересов других лиц, в том числе в области их безопасности.
Закрепив в пункте 31 Правил пользования газом право стороны, направившей заявку (оферту), обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, Правительство Российской Федерации не вышло за рамки установленных статьей 157 ЖК РФ, статьей 426 и пунктом 4 статьи 445 ГК РФ требований.
Предусмотрев в пункте 17 Правил пользования газом положение о том, что договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме от имени всех собственников помещений или нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме может быть заключен лицом, определенным решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, Правительство Российской Федерации в пункте 33 этих правил закрепило, что управляющая организация, товарищество или кооператив, выступающие на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и не могут быть понуждены к его заключению в случае, если управляющая организация, товарищество или кооператив не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве лица, указанного в пункте 17 данных Правил.
Установленное пунктом 33 Правил пользования газом регулирование не противоречит приведенным нормам закона, в том числе статье 1 ГК РФ, закрепляющей, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных этим кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2).
Закрепленное пунктом 64 Правил пользования газом право расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) по иску исполнителя в судебном порядке в случае, если срок не погашенной заказчиком задолженности по оплате выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования превышает 6 месяцев подряд, в полной мере соответствует приведенной норме закона, поскольку направлено на соблюдение права специализированной организации на получение платы за оказываемые услуги, а также на защиту потребителя (абонента) от необоснованного расторжения договоров, при отсутствии которых ему не может оказываться коммунальная услуга газоснабжения.
Абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункт "ж" пункта 43 Правил пользования газом, по мнению административных истцов, сужают сферу деятельности специализированной организации по сравнению с предусмотренной в абзаце четырнадцатом статьи 2 Федерального закона о газоснабжении, и тем самым освобождают специализированную организацию от оказания услуг (выполнения работ), предусмотренных федеральным законом.
ЖК РФ в части 7 статьи 157 предусмотрел установление Правительством Российской Федерации минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) специализированной организацией; при этом в части 10 этой же статьи данный кодекс закрепил, что услуги (работы) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, не указанные в названном минимальном перечне, осуществляются собственником такого оборудования в соответствии с отдельными договорами.
Правительство Российской Федерации в приложении к Правилам пользования газом установило такой минимальный перечень.
Закрепив в пункте 39 Правил пользования газа положения, которые указываются в соответствующем договоре, Правительство Российской Федерации в подпункте "и" этого пункта предусмотрело указание перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового газового оборудования или по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, включающего в себя минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), предусмотренный приложением к данным правилам, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения (оказания) отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 41 Правил пользования газом, определяющим права заказчика, в подпункте "а" предусмотрено право заказчика требовать выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в соответствии с данными правилами, иными нормативными правовыми актами, договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
Подпунктом "ж" пункта 43 Правил пользования газом на исполнителя возложены обязанности выполнять работы по ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме на основании заявок заказчика, а также выполнять работы по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) по отдельному договору с заказчиком.
Указанное правовое регулирование, вопреки утверждениям административных истцов, не сужает деятельность специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, определенную в абзаце четырнадцатом статьи 2 Федерального закона о газоснабжении.
Как указано во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. N АКПИ23-805, закрепленные в приведенных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона о газоснабжении правовые предписания, возлагающие на газораспределительную организацию обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основании соответствующего договора, реализованные Правительством Российской Федерации в оспариваемых административными истцами правовых нормах, направлены на обеспечение безопасной эксплуатации системы газоснабжения как в многоквартирных жилых домах, так и в жилых домах (домовладениях), а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, повышение безопасности его эксплуатации и на соблюдение прав и законных интересов других лиц.
Подпунктом "б" пункта 42 Правил пользования газом предусмотрена обязанность заказчика незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а также об авариях, возникающих при пользовании газом.
Данное предписание направлено на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, повышение безопасности его эксплуатации и на соблюдение прав и законных интересов других лиц, в том числе в области их безопасности.
Оспаривая Типовую форму договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, административные истцы ссылаются на то, что подпунктом "е" пункта 42 Правил пользования газом установлена обязанность заказчика соблюдать Инструкцию по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
Данное предписание полностью согласуется с требованиями закона об обеспечении надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, повышении безопасности его эксплуатации и соблюдении прав и законных интересов других лиц, в том числе в области их безопасности.
Отсутствие в Типовой форме договора указания на обязанность специализированной организации производить установку, замену и ремонт внутриквартирного газового оборудования не свидетельствует о ее незаконности и нарушении прав административных истцов на безопасное использование газа в многоквартирных домах и домовладениях, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 157 ЖК РФ такие услуги осуществляются собственником такого оборудования в соответствии с отдельными договорами.
По этим же основаниям не могут быть признаны состоятельными доводы административных истцов о несоответствии абзацу четырнадцатому пункта 2 Федерального закона о газоснабжении подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23 Правил поставки газа, оспариваемых ими по основаниям отсутствия в типовых формах договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), на которые в этих пунктах имеются ссылки, обязательств по ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в домовладении.
Пунктом 29 Правил поставки газа установлено, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется специализированной организацией по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договору о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а также лицом, осуществляющим работы по договору на установку, и (или) замену, и (или) ремонт внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и (или) внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
Данная норма не противоречит части 4 статьи 157 ЖК РФ, поскольку в целях обеспечения объективности проведения такой процедуры предусматривает участие как специализированной организации, потребителя (абонента), так и поставщика газа.
В пункте 6 Методических указаний приведена формула расчета размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, учитывающая количество единиц обслуживаемого внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (^вкго )?
Оспаривая приведенную в данном пункте формулу, административные истцы выражают несогласие с применением в ней количества единиц обслуживаемого внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, полагая, что это является повышающим коэффициентом, носит дискриминационный характер, экономически необоснованно, поскольку размер платы за обслуживание внутриквартирного газового оборудования одного абонента ставится в зависимость от количества квартир в многоквартирном доме.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Указанному законоположению включение в формулу оспариваемой административными истцами переменной не противоречит, поскольку данной формулой определяется размер платы за техническое обслуживание ВКГО в целом в многоквартирном доме, что безусловно зависит от количества единиц такого оборудования.
Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы на работы (услуги) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме следует рассчитывать на следующие единицы измерения оказания данных услуг: для газопровода, входящего в состав ВКГО, - на 1 км; для газовых приборов, аппаратов и установок - на 1 прибор, аппарат, установку; для бытовых газовых счетчиков - на 1 счетчик.
Как единица измерения оказания услуги для газопровода, входящего в состав ВКГО, приведенная в указанном пункте величина - на 1 км не создает дискриминационных условий, так как плата взимается в зависимости от фактической протяженности газопровода, входящего в состав ВКГО, и определяется кратно этой единице измерения.
С учетом того, что оспариваемые акты в указанной административными истцами части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, заявленные требования в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении коллективного административного искового заявления Ломакина Дмитрия Михайловича и других о признании недействующими подпункта "а" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, Типовой формы договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 388/пр, пункта 6, абзаца второго пункта 7 Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 387/пр, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Нефедов О.Н. |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Кириллов B.C. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. N АКПИ23-1036
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 мая 2024 г. N АПЛ24-148 настоящее решение оставлено без изменения