Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения", утвержденную постановлением Правительства Республики Ингушетия от 21 августа 2014 г. N 155 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
В.В. Сластенин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "6" марта 2024 г. N 28
Изменение,
которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения"
Государственную программу Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения"
I. Оценка текущего состояния социальной сферы социально-экономического развития Республики Ингушетия
Введены новые выплаты семьям с детьми, реализуемые в рамках государственной программы Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения" (далее - Программа).
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 г. федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, в 2020 - 2022 гг. в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия:
по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
по софинансированию за счет средств федерального бюджета Программы, направленной на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, начали реализовываться на территории Республики Ингушетия с сентября 2023 г.
В рамках регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" с 2023 г. реализуются мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании. На 7 декабря 2023 г. в рамках внедрения системы долговременного ухода в Республике Ингушетия принято на обслуживание 200 человек, обучено 200 помощников по уходу, трудоустроено 200 помощников по уходу.
Целью регионального проекта "Старшее поколение" является содействие приведению организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, ликвидация очередности в них, путем строительства (реконструкции) стационарных организаций социального обслуживания.
В 2023 г. в рамках проекта начато строительство:
второго корпуса государственного бюджетного учреждения "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - Дом ветеранов" на 50 койко-мест;
строительство корпуса стационарного обслуживания ГБУ "Республиканский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Малгобек и Малгобекском районе Республики Ингушетия" (50 койко-мест/человек).
Во всех строящихся зданиях стационарных организаций социального обслуживания будут созданы условия для жизнедеятельности пожилых граждан в соответствии с их состоянием.
В результате реализации Программы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2022 г. 31,4%. Необходимо снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения и доведение его до среднероссийского уровня.
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2023 г. составлял 50, 75 и 100 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в республике. По состоянию на 1 декабря 2023 г. указанная выплата была произведена в отношении 32919 нуждающихся семей в республике, в которых проживают 39178 детей.
Кроме того, произведены выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в размере 60 176,5 тыс. руб., единовременного денежного пособия семьям при рождении 5-го и 15-го ребенка, одновременно двух, трех и более детей в размере 3 899,0 тыс. руб.
С 2021 г. в республике реализуется пилотный проект, в рамках которого из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В 2022 г. заключено 4247 социальных контрактов, которыми охвачено 21108 граждан. В текущем году количество контрактов составило 2140, ими охвачено 9244 граждан.
Гражданам Республики Ингушетия в полном объеме обеспечивается предоставление социальной поддержки и государственных социальных гарантий. Основной мерой поддержки является ежемесячное пособие предоставляемое Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации беременным женщинам и одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, при условии, что они и их дети являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Право на предоставление ежемесячного пособия определяется на основе комплексной оценки нуждаемости семьи, то есть учитываются доходы, имущество, наличие заработка или объективные обстоятельства для его отсутствия.
Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения следующая:
уровень безработицы в 2022 г. составил 27,7 процента, на конец 2023 г. снизился до 27,1%.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2022 г. численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составляла 81,7 тыс. человек. С начала текущего года численность безработных снизилась на 6,1 тыс. человек.
Так, если на 1 января 2023 г. уровень регистрируемой безработицы составил 10,2%, то в 2023 г. на 1.11.2023 г. составил 8,7% (24,1 тыс. чел.). Таким образом, уровень регистрируемой безработицы по сравнению с началом 2023 г. снизился на 1,5 п.п.
В целях восстановления численности занятого населения до допандемических значений распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 2 февраля 2021 г. N 32-р и от 22 марта 2022 г. N 157-р утвержден Комплекс мероприятий по восстановлению (до уровня 2019 года) численности занятого населения Республики Ингушетия к IV кварталу 2021 - 2022 г.", в соответствии с которым определена численность занятых в экономике - 190,4 тыс. чел.
Ежегодно организовываются ярмарки вакантных рабочих мест, в которых принимают участие граждане, ищущие работу, и работодатели, представляющие вакантные рабочие места.
В целом в рамках Комплекса мер и в целях реализации государственных программ Республики Ингушетия, региональных проектов и инвестиционных проектов, а также мероприятий, финансируемых из федерального бюджета, за 2021 - 2022 г. трудоустроено 23825 чел. (из них 10122 чел. по линии занятости населения) или 102,4% от планируемого показателя (23265 чел.).
В таких условиях дополнительными инструментами снижения напряженности на рынке труда являются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта, за 2021 - 2023 г. заключено 3825 контрактов.
Заключение социального контракта предусматривает комплексное решение вопросов по трудоустройству малообеспеченных граждан.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и общие требования к государственной политике Республики Ингушетия определены исходя из:
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р;
Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г., утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. 29 сентября 2018 г.;
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.);
Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р;
Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
К приоритетным направлениям и целям социальной политики республики, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Республики Ингушетия;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2030 г.;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
совершенствование системы предоставления государственных услуг гражданам;
недопущение роста уровня регистрируемой безработицы более 9 процентов от экономически активного населения;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Мероприятия Программы направлены на решение отдельных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития России до 2030 г.).
Структурные элементы Программы с учетом задач, характеризующих структурные элементы, соотнесены:
с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом о национальных целях развития России до 2030 года, путем реализации:
комплекса мероприятий, предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г. (далее - Единый план), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, направленного на достижение показателя "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации", в рамках подфактора "Прямая поддержка семей с детьми и изменения регуляторики" фактора "Повышение рождаемости";
комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни", в рамках фактора "Поддержка старшего поколения";
комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года", в рамках фактора "Повышение уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки".
Меры социальной поддержки Программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь в форме социального контракта, оказывается государственная поддержка семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам и иным категориям граждан, оказывают непосредственное влияние на показатель "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г." национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Целевой показатель "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет" национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" достигается в рамках реализации мероприятий, способствующих созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, приведению в надлежащее состояние зданий учреждений социального обслуживания, а также организации доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на профилактические осмотры и диспансеризацию.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере социального обслуживания населения и в сфере содействия занятости населения Республики Ингушетия
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа Российской Федерации и развития человеческого потенциала, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечивается путем решения задач по снижению уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, повышению качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формированию условий для активного участия в жизни общества лиц старших возрастных групп, повышению рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, что напрямую связано с достижением национальных целей, установленных Указом о национальных целях развития России до 2030 г., реализуемых в рамках Программы.
Таким образом, решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни семей при рождении детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц пожилого возраста и иных категорий граждан, в том числе путем предоставления мер социальной поддержки и совершенствования системы социального обслуживания.
Цель Программы в сфере содействия занятости населения Республики Ингушетия - Недопущение роста уровня регистрируемой безработицы более 9 процентов от экономически активного населения.
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "Уровень регистрируемой безработицы".
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" реализуются:
мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения;
мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 марта 2024 г. N 28 "О внесении изменения в государственную программу Республики Ингушетия "Социальная поддержка и содействие занятости населения"
Вступает в силу с 11 марта 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 11 марта 2024 г.