Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства промышленности,
энергетики и инноваций
Республики Башкортостан
от 15 января 2024 года N 1-О
Порядок
организации работы в Министерстве промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует организацию работы в Министерстве промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан (далее - Министерство) по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан.
1.2. Оказание гражданам бесплатной юридической помощи осуществляется Министерством с учетом требований Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года N 638-з "О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 638-з), Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года N 252 (далее - Порядок взаимодействия).
1.3. Бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в письменной форме, а также в виде правового консультирования в устной форме гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в экстренных случаях оказывается Министерство в соответствии с Порядком принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года N 253.
1.4. Министерство оказывает бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи гражданам, относящимся к категориям граждан, установленным статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ и частью 1 статьи 8 Закона РБ N 638-з.
1.5. Министерство оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
1.6. Правовое консультирование в устной и письменной формах могут оказывать должностные лица Министерства, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
1.7. Должностные лица Министерства осуществляют межведомственное информационное взаимодействие по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи, обеспечивая защиту персональных данных граждан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
2. Организация работы в Министерстве по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в письменной форме
2.1. Оказание гражданину бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме осуществляется структурными подразделениями Министерства в пределах их компетенции на основании заявления об оказании бесплатной юридической помощи (далее - заявление), поданного гражданином (его законным представителем), в порядке, установленном пунктом 4.1 Порядка взаимодействия.
2.2. Прием и регистрацию обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи осуществляет отдел административно-технического обеспечения и лицензирования (далее - отдел обеспечения).
Специалист отдела обеспечения принимает заявление гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи, регистрирует его в день поступления в журнале регистрации входящей документации.
При этом копия представленного заявления гражданина (при наличии) с отметкой о приеме с указанием даты и времени приема заявления, входящего номера и проставлением подписи специалиста отдела обеспечения возвращается гражданину (его законному представителю).
2.3. Специалист отдела обеспечения передает поступившее в Министерство заявление гражданина об оказании бесплатной юридической помощи для проставления резолюции министру промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан (заместителю министра в соответствии с распределением обязанностей) (далее - министр, заместитель министра) в день поступления указанного заявления, а далее в течение одного рабочего дня после проставления резолюции министром (заместителем министра) передает в структурное подразделение Министерства для рассмотрения и подготовки ответа.
2.4. При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов в структурное подразделение Министерства руководитель данного структурного подразделения в день их поступления назначает ответственного исполнителя из числа специалистов структурного подразделения Министерства (далее - ответственный исполнитель).
2.5. Ответственный исполнитель на основании заявления гражданина (его законного представителя) об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме и представленных им документов определяет наличие правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи и в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) в соответствии с пунктом 5 Порядка взаимодействия подготавливает проект одного из следующих решений по форме согласно приложению N 3 к Порядку взаимодействия:
об оказании гражданину бесплатной юридической помощи;
о направлении заявления гражданина (его законного представителя) на рассмотрение в соответствующий республиканский орган исполнительной власти и подведомственное им учреждение, государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан" (далее - ГКУ Госюрбюро РБ), в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов и оказание гражданину бесплатной юридической помощи;
об отказе в оказании бесплатной юридической помощи - в случаях, предусмотренных пунктом 8 Порядка взаимодействия.
2.6. Если гражданин, обратившийся за оказанием бесплатной юридической помощи, не представил копии документов, подтверждающих отнесение гражданина к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ, статьей 8 Закона РБ N 638-з, в соответствии с приложением N 2 к Порядку взаимодействия, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня получения на рассмотрение заявления гражданина (его законного представителя) об оказании бесплатной юридической помощи запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия те документы, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ответственный исполнитель подготавливает в системе межведомственного электронного документооборота (далее - СМЭД) либо на бумажном носителе, в случае если адресат не является участником СМЭД, проект запроса документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, на бланке Министерства, согласовывает с руководителем структурного подразделения и передает их на подпись министру (заместителю министра).
Подписанный министром (заместителем министра) запрос в системе межведомственного электронного документооборота либо на бумажном носителе ответственный исполнитель направляет (передает) в отдел обеспечения, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела обеспечения направляет запрос в день его регистрации в государственный орган, орган местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, посредством системы межведомственного электронного документооборота.
Если техническая возможность для направления электронных запросов отсутствует, запросы на них направляются на бумажном носителе с использованием средств почтовой или факсимильной связи с уведомлением о вручении.
Поступающие ответы на запрос в день их поступления регистрируются специалистом отдела обеспечения и направляются руководителю структурного подразделения Министерства для дальнейшей организации работы по рассмотрению заявления гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме.
2.7. При наличии правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи ответственный исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) подготавливает проект решения об оказании гражданину бесплатной юридической помощи по форме согласно приложению N 3 к Порядку взаимодействия, согласовывает его с руководителем структурного подразделения Министерства и передает его на подпись министру (заместителю министра).
Подписанное министром (заместителем министра) решение ответственный исполнитель передает в отдел обеспечения, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела обеспечения направляет указанное решение в день его регистрации, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) при его использовании и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в письменной форме.
2.8. В случае, если заявление гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня получения на рассмотрение заявления гражданина (его законного представителя) готовит проект решения о направлении указанного заявления в соответствующий республиканский орган исполнительной власти и подведомственное ему учреждение, ГКУ Госюрбюро РБ, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов, по форме согласно приложению N 3 к Порядку взаимодействия, и проект уведомления гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ответственный исполнитель согласовывает указанные проекты решения и уведомления гражданину с руководителем структурного подразделения Министерства и передает их на подпись министру (заместителю министра).
Подписанные министром (заместителем министра) решение и уведомление ответственный исполнитель передает в отдел обеспечения, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела обеспечения направляет указанное уведомление с приложением решения в день присвоения исходящего регистрационного номера, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в письменной форме.
2.9. Ответственный исполнитель, в случае принятия решения об оказании гражданину бесплатной юридической помощи на основании заявления гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме, в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения подготавливает проект ответа на заявление на бланке Министерства, согласовывает с руководителем структурного подразделения Министерства и передает его на подпись министру (заместителю министра).
Подписанный министром (заместителем министра) ответ на заявление ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня его подписания передает в отдел обеспечения, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела обеспечения направляет ответ на заявление в день его регистрации в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в письменной форме.
При этом общий срок рассмотрения заявления и направления ответа заявителю не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя).
2.10. На поступившее в Министерство обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности, на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответственный исполнитель размещает ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://industry.bashkortostan.ru/).
2.11. В случае, если ответственным исполнителем установлено непредставление гражданином (его законным представителем) документов, указанных в пункте 4.1 Порядка взаимодействия, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя), оформляет проект решения об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину на бланке Министерства по форме согласно приложению N 3 к Порядку взаимодействия, согласовывает его с руководителем структурного подразделения Министерства и передает его на подпись министру (заместителю министра).
Подписанное министром (заместителем министра) решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину в письменной форме с изложением причин отказа в тот же день передается ответственным исполнителем в службу, где ему присваивается исходящий регистрационный номер, и направляется гражданину (его законному представителю) в течение 3 рабочих дней со дня регистрации обращения в Министерстве способом, который гражданин (его законный представитель) указал при обращении, а в случае отсутствия такого указания - посредством почтовой связи или в электронной форме (при обращении гражданина (его законного представителя) в электронной форме).
Специалист отдела обеспечения направляет указанное решение в день его регистрации, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя), в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Министерство в письменной форме.
3. Организация работы в Министерстве по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме
3.1. Оказание бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме осуществляется в Министерстве в ходе личного приема граждан, а также путем проведения выездных мероприятий по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
3.2. Работу по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме в Министерстве организовывает отдел обеспечения.
Организацию приема министром, заместителями министра (имеющими высшее юридическое образование) и должностными лицами структурных подразделений Министерства осуществляет отдел обеспечения.
Запись граждан на личный прием к министру осуществляется специалистом приемной.
3.3. Решение об оказании бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме принимается в день обращения гражданина.
3.4. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме осуществляется в ходе личного приема граждан министром, заместителями министерства и должностными лицами структурных подразделений Министерства в день обращения гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан.
3.5. При личном приеме гражданин предъявляет документы, указанные в пункте 4.2 Порядка взаимодействия.
3.6. Содержание устного обращения заносится специалистами отдела обеспечения в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На письменных обращениях граждан, принятых на личном приеме, указывается дата и делается отметка "принято на личном приеме". Рассмотрение таких обращений осуществляется в соответствии с разделом 2 Порядка взаимодействия.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
3.7. Граждане приглашаются на личный прием в порядке очередности.
3.8. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года N 391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" правом на личный прием в первоочередном порядке пользуются категории граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также:
1) беременные женщины;
2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний;
4) инвалиды I и II групп;
5) родители (лица, их заменяющие) ребенка-инвалида;
6) родители (лица, их заменяющие), явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до 1,5 лет;
7) граждане, достигшие 75-летнего возраста;
8) граждане, принимающие (принимавшие) участие в проведении специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, к которым относятся:
а) граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях;
б) граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на указанных территориях;
в) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года;
9) члены семей граждан, указанных в подпункте 8 настоящего пункта, к которым относятся родители (усыновители), супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), приемные и находящиеся под опекой (попечительством), а также лица, находящиеся на иждивении граждан, указанных в подпункте 8 настоящего пункта.
В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, то прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием.
3.9. В случае необходимости при осуществлении личного приема заявителей могут быть приглашены сотрудники структурных подразделений Министерства, в компетенцию которых входит рассмотрение поднимаемых заявителем вопросов.
3.10. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
3.11. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем участия Министерства в выездных мероприятиях по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи осуществляется в соответствии с графиком выездных приемов юридических служб республиканских органов исполнительной власти в целях оказания бесплатной юридической помощи категориям граждан, установленным статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан", ежегодно утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.
4. Организация работы в Министерстве по правовому информированию и правовому просвещению населения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи
4.1. В целях правового информирования и правового просвещения населения Министерство и подведомственное ему учреждение размещают в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://industry.bashkortostan.ru/) либо доводят до граждан иным способом следующую информацию:
1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
3) компетенция и порядок деятельности Министерства и подведомственного ему учреждения, полномочия их должностных лиц;
4) правила оказания государственных услуг;
5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий Министерства и подведомственного ему учреждения и их должностных лиц;
6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
4.2. Организацию работы по правовому информированию и правовому просвещению населения осуществляет отдел организационно-правовой работы Министерства совместно с отделом инвестиционной деятельности Министерства.
4.3. Отдел организационно-правовой работы Министерства совместно с отделом инвестиционной деятельности Министерства в целях правового информирования и правового просвещения граждан один раз в полугодие, не позднее 30 календарных дней со дня окончания полугодия, обобщает типичные вопросы, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь в Министерстве, и размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://industry.bashkortostan.ru/) разъяснения законодательства по данным вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.