Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 07.03.2024 N 122
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.12.2020 N 816
Государственная программа
Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"
1. Оценка текущего состояния,основные проблемы сферы реализации Государственной программы
Настоящая Государственная программа "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" (далее - Государственная программа) разработана на основании положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 383-V "О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия", Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI, Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 N 228, Концепции преподавания родных языков (2020 г.), Концепции Государственной программы "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия в 2021 - 2030 годах", одобренной на заседании Комиссии по бурятскому языку при Главе Республики Бурятия 5 февраля 2020 года.
В современную эпоху глобализации становится актуальной проблема сохранения и развития национального языка. Современное состояние бурятского языка можно охарактеризовать как сложное и требующее комплексного подхода в решении имеющихся проблем, в том числе с применением программно-целевого метода.
Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. Как уполномоченный орган управления сферой образования Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает условия для преподавания бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия во всех общеобразовательных учреждениях на территории Республики Бурятия.
В Республике Бурятия в 2022 - 2023 учебном году функционируют 469 образовательных организаций, из них: 2 частные школы; 27 (+1 филиал) государственных бюджетных образовательных учреждений, 440 муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
Всего в 2022 - 2023 учебном году охват учащихся,изучающих бурятский язык, по Республике Бурятия составляет 59%, это 89 964 школьников из 152 274 учащихся.
Бурятский язык преподается в 344 образовательных учреждениях (87573 учащихся), из них: бурятский язык как родной - 106 образовательных учреждений (8420 учащихся), бурятский язык как государственный - 238 образовательных учреждений (79153 учащихся).
В 2022 - 2023 учебном году количество учащихся, изучающих бурятский язык как родной, увеличилось на 202 учащихся (в 2021 - 2022 учебном году - 8218 учащихся; в 2020-2021 учебном году - 8122 учащихся); количество учащихся, обучающихся бурятскому языку как государственному,также увеличилось на 8659 учащихся (в 2021 - 2022 учебном году - 70494 учащихся; в 2020 - 2021 учебном году - 67324 учащихся).
В ходе реализации мероприятий Государственной программы за 2022 год все индикаторы выполнены. По индикатору "Доля охвата общеобразовательных организаций, обеспечивающих изучение бурятского языка в разных формах" во всех 469 школах республики созданы условия для изучения бурятского языка. Для достижения значения показателей индикатора "Доля охвата дошкольных организаций, обеспечивающих изучение бурятского языка в разных формах" созданы условия для изучения бурятского языка в дошкольных образовательных учреждениях.
Обучение бурятскому языку осуществляется в 172 из 347 дошкольных образовательных учреждений, что составляет 46,2% значения показателя индикатора при плановых 45%.
В 2022 - 2023 учебном году в Республике Бурятия в 177 группах из 120 дошкольных образовательных учреждений осуществляется деятельность по погружению в бурятскую языковую среду.
С 1 сентября 2022 года для воспитателей, работающих в этих группах, осуществляется надбавка в 3 тысячи рублей к заработной плате.
За период реализации Государственной программы достигнуты следующие значимые результаты:
В 2022 году в Республике Бурятия продолжена реализация Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021 - 2030 годы". Особенностью этого документа стало изменение концепции работы по сохранению и развитию бурятского языка. К решению вопросов развития бурятского языка привлечены в качестве соисполнителей 11 министерств и ведомств Республики Бурятия, которые работают над созданием активной языковой среды бурятского языка.
Министерствами и ведомствами Республики Бурятия в 2022 году подготовлены и проведены туры и экскурсии на бурятском языке, на бурятском языке оказаны информационные и полиграфические услуги (стенды, плакаты, вывески, видеоролики, печатная продукция), издана литература, пополнен библиотечный фонд государственных и муниципальных библиотек изданиями на бурятском языке, проведены конкурсы, направленные на популяризацию бурятского языка, создаются и поддерживаются электронные информационные ресурсы на бурятском языке, создаются и приобретаются произведения искусства на бурятском языке, в том числе аудиовизуальные и мультимедийные произведения искусства.
На ежегодную премию Главы Республики Бурятия в области развития бурятского языка в 2022 году выделено 3 миллиона рублей (для сравнения в 2021 году фонд премии составлял 1 миллион рублей).
По линии Министерства образования и науки Республики Бурятия проведена работа по разработке и утверждению примерных образовательных программ по бурятскому языку и литературе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Для детей - победителей различных конкурсов и олимпиад организовываются профильные смены с погружением в бурятскую языковую среду. Отдельным проектом внутри профильных смен была запущена акция "Экскурсионный трамвай на бурятском языке", где ребята знакомятся с историей города Улан-Удэ на бурятском языке.
Особое внимание уделено кадровому обеспечению развития бурятского языка. Целевое обучение учителей бурятского языка с 2017 года организовано в Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова благодаря поддержке Правительства Республики Бурятия. В настоящее время здесь обучаются 95 студентов, которым с 2020 года предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 4850 рублей.
В 2022 году целевое обучение в Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова завершили десять первых студентов, которые начали трудовую деятельность в школах Селенгинского, Баргузинского, Мухоршибирского, Тункинского, Еравнинского, Закаменского районов и г. Улан-Удэ.
Необходимо отметить, что в текущем учебном году набраны 15 студентов по направлению подготовки "Филология" (срок обучения 4 года) и 5 студентов на специализацию "Литературный работник, переводчик художественной литературы" (срок обучения 5 лет). Специалисты такого профиля крайне востребованы в республиканских и районных издательствах, СМИ, в общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, органах государственной власти Республики Бурятия.
В целях повышения престижа профессии учителя проводятся профессиональные конкурсы учителей бурятского языка. Так в 2022 году учитель бурятского языка и начальных классов Орликской средней школы Окинского района и абсолютный победитель Международного конкурса профессионального мастерства "Эрхимбагша-2021" Иванова Арюна Буяндэлгэровна представила Республику Бурятия на I Всероссийском конкурсе "Лучший учитель родного языка и родной литературы", где стала лауреатом II степени в номинации "Медиавизитка".
Также в марте 2022 года впервые прошел республиканский конкурс "Лучший кабинет бурятского языка и литературы", в котором приняли участие образовательные организации по двум номинациям: "Лучший кабинет бурятского языка и литературы общеобразовательных организаций" и "Лучший кабинет бурятского языка дошкольных образовательных организаций". Целью данного конкурса стало выявление и обобщение лучшего опыта организации учебных кабинетов бурятского языка и литературы.
В рамках сохранения и развития бурятского языка по заказу Министерства образования и науки Республики Бурятия создаются теле- и радио передачи на бурятском языке, способствующие популяризации бурятского языка. Это такие передачи как "Тухэриг", "Великолепная пятерка", "Багшынбулан", "Эрхимбагша. Стражи трепещущего времени", "Холыннютаг" и другие.
В ноябре 2022 года проведен международный конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогических колледжей, институтов и университетов "Урок родного языка". В 2021 году для участия в конкурсе подали заявки 29 студентов из 6 регионов России, а в 2022 году участие приняли 63 участника из 22 регионов, а также участники из Монголии и Китая, которые демонстрировали фрагмент урока по родному языку с использованием интерактивного оборудования, разработку и демонстрацию уровневых учебных заданий, защищали исследовательские проекты по внеурочной деятельности.
Традиционными мероприятиями для учащихся являются: международный дистанционный слет девятиклассников "Оюунбэлиг", турнир по электронному учебнику бурятского языка, республиканская олимпиада "Гуламта", республиканский конкурс "Абынтабанэрдэм" и многие другие.
В 2022 году была проведена дистанционная интерактивная олимпиада для учащихся начальных классов "Хараасгай-Ласточка", районный этап собрал более 3000 детей, на республиканском этапе участие приняли более 700 детей.
Для воспитанников детских садов Министерством образования и науки Республики Бурятия также проводятся олимпиады, конкурсы и другие мероприятия. По заказу Министерства образования и науки Республики Бурятия созданы караоке детских бурятских песен, разработан и функционирует сайт "Номто", которым ежедневно пользуется порядка 2000 человек.
Одним из новых современных форматов по популяризации и развитию бурятского языка посредством адаптированных шоу-игр является интеллектуально-развлекательная игра льгэрэй орон. Впервые она была проведена в 2020 году. В 2021 году охват учащихся составил 3213 учащихся из 40 школ Республики Бурятия. В 2022 году количество участников составило 5060 учащихся из 50 школ.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в процессе реализации Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия в 2021 - 2030 годах", сохраняются негативные тенденции. Среди детей и молодежи снижается количество владеющих бурятским языком. В общеобразовательных школах продолжает сокращаться объем часов изучения бурятского языка как государственного и как родного. В обучении бурятскому языку как государственному остается нерешенной проблема недостаточного развития у детей навыков устной коммуникации. В современных условиях требуется постоянное совершенствование методики преподавания бурятского языка. Слабым местом остается изучение бурятского языка в системе среднего профессионального и высшего образования. Наблюдается сокращение количества наименований и объема тиражей печатных изданий на бурятском языке. Время телевизионного вещания на бурятском языке недостаточно для удовлетворения потребностей жителей Республики Бурятия. Сокращение количества гастролей театров и ведущих творческих коллективов по районам республики с постановками на бурятском языке также является негативным фактором.
Общественные функции бурятского языка не получили расширения: бурятский язык как государственный все еще не стал рабочим языком в органах государственной и муниципальной власти Республики Бурятия и слабо представлен в других сферах общественной жизни.
Мониторинговые исследования состояния обучения бурятскому языку показывают, что в продвижении политики языкового воспитания все еще существуют проблемы неприятия внедрения бурятского языка в учебный процесс как со стороны некоторых родителей, так и отдельных руководителей образовательных учреждений со ссылкой на добровольность выбора родного языка обучающегося. Несмотря на это, процесс совершенствования преподавания бурятского языка и в количественном, и в качественном аспекте продолжается.
Также в ходе проведения семинаров с учителями бурятского языка, организованных в районах Бурятии, была выявлена тенденция перехода от обучения родному языку к формату обучения его как второму государственному, поскольку даже в сельских поселениях с бурятским населением дети говорят на русском языке. Особенно ярко эта тенденция проявляется на ступени дошкольного образования. Таким образом, первоочередной задачей выступает сохранение позиций в организациях, где бурятский язык изучается как родной.
Анализ результатов реализации Государственной программы показывает, что, несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов, среди которых:
- отсутствие федеральных целевых программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнена поддержка бурятского языка;
- изменение федерального законодательства об образовании в части выбора родного языка для обучения;
- недостаточно развитый уровень бурятской языковой среды в Республике Бурятия;
- слабая мотивация к овладению бурятским языком;
- отсутствие целостной системы непрерывного изучения родного языка по схеме "дошкольное, начальное, среднее (общее и профессиональное) образование";
- недостаточная комплексность и системность в поддержке функционирования бурятского языка в информационно-коммуникационном пространстве на основе соответствующих норм, стандартов и технологий;
- отсутствие современных цифровых и электронных средств обучения бурятскому языку (мобильных приложений, интерактивных игр, тренажеров, курсов и других);
- недостаточное присутствие бурятского языка в сети Интернет;
- отсутствие регулярного мониторинга состояния, сохранения, изучения и развития бурятского языка.
Государственная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер политического, управленческого, организационного, нормативно-правового, экономического, образовательного, просветительского, научно-исследовательского, научно-методического и информационно-медийного характера.
Настоящая Государственная программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия Государственной программы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Бурятия, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, соблюдение устойчивого баланса национально-языковых интересов представителей народов, проживающих в республике. Цель и задачи Государственной программы соответствуют целям и задачам:
- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, обеспечения прав национальных меньшинств, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России;
- приоритетного национального проекта Российской Федерации "Образование" в части стимулирования инноваций в сфере образования, поддержки талантливой молодежи, поощрения лучших учителей и учащихся, внедрения современных образовательных технологий;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI.
Цель Государственной программы -создание условий для сохранения, развития и повышение функциональности бурятского языка в Республике Бурятия.
Достижение поставленной цели:
1. Доля бурятского населения Республики Бурятия, владеющего бурятским языком, составит 33,5%.
2. Доля населения Республики Бурятия, положительно оценивающего развитие бурятского языка, расширение сферы его применения, в общем количестве опрошенного населения составит 34,2%.
3. Доля общеобразовательных организаций, в которых организовано изучение бурятского языка, составит 92%.
3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование комплексности и системности в поддержке функционирования бурятского языка, его визуализации в информационно-коммуникационном пространстве, международное и межрегиональное сотрудничество в сфере развития бурятского языка.
2. Разработка и реализация муниципальных программ развития бурятского языка с софинансированием из республиканского и местных бюджетов, содействие муниципальным образованиям в Республике Бурятия в разработке проектов муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка.
3. Внедрение бурятского языка в продукты интернет-корпораций путем создания онлайн-словарей, онлайн-переводчиков и других ресурсов, расширение применения новых технологий в сфере обучения, информационного взаимодействия, поддержка создания интернет-сайтов.
4. Популяризация бурятского языка в средствах массовой информации.
5. Разработка и совершенствование методики обучения бурятскому языку, создание учебников и учебных пособий нового поколения по бурятскому языку.
6. Реализация мер, способствующих увеличению количества жителей Республики Бурятия, владеющих бурятским языком.
7. Обеспечение научно-методического сопровождения развития бурятского языка.
8. Реализация мер по кадровому обеспечению развития бурятского языка.
9. Реализация мер по переподготовке и повышению квалификации кадров.
Цель и задачи Государственной программы также вытекают из Стратегии развития бурятского языка, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 N 228, а также из иных правовых актов Республики Бурятия в части исполнения Концепции государственной национальной политики.
Мероприятия Государственной программы охватывают все основные аспекты сохранения и развития языка в Республике Бурятия в соответствии с задачами Программы.
Для достижения целей Государственной программы необходимо решение комплекса практических задач по следующим приоритетным направлениям:
1. В области государственного управления.
2. В области муниципального управления.
3. В области образования.
4. В сфере науки.
5. В сфере средств массовой информации.
6. В сфере культуры и искусства.
7. В сфере поддержки литературы и книгоиздания.
8. В сфере современных информационно-коммуникационных технологий.
II. Порядок предоставление субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Государственной Программы
Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка представлен в приложении к настоящей Государственной программе.
Приложение
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Сохранение и развитие бурятского
языка в Республике Бурятия"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка
1. Настоящий Порядок определяет правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия (далее - Получатели) на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка (далее - субсидия).
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления в Республике Бурятия по реализации муниципальных программ по созданию условий для сохранения, развития и повышения функциональности бурятского языка в Республике Бурятия.
3. Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее - АГиПРБ).
4. Критерием отбора муниципальных образований в Республике Бурятия, имеющих право на получение субсидии, является наличие разработанной муниципальной программы по сохранению и развитию бурятского языка.
5. Условиями предоставления субсидии являются:
5.1. Наличие утвержденной муниципальной программы по сохранению и развитию бурятского языка, направленной на достижение целей, соответствующих Государственной программе Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия".
5.2. Заключение соглашения о предоставлении субсидии между АГиПРБ и администрацией муниципального образования в Республике Бурятия, предусматривающего обязательства муниципального образования в Республике Бурятия по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
6. Условиями расходования субсидии являются:
- соблюдение муниципальным образованием в Республике Бурятия условий расходования, определенных федеральными законами, законами Республики Бурятия и (или) нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия;
- обеспечение предусмотренных в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в Республике Бурятия, софинансирование которого предусмотрено из республиканского бюджета в объеме, предусмотренном в соглашении.
7. Для получения субсидии муниципальные образования в Республике Бурятия представляют в АГиПРБ следующие документы:
а) заявку о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) копию муниципального нормативного правового акта, утверждающего мероприятия, на софинансирование которых предоставляется субсидия.
Заявки на получение субсидии представляются муниципальными образованиями в Республике Бурятия в АГиПРБ не позднее 30 марта текущего года.
8. АГиПРБ в течение 30 календарных дней со дня поступления документов принимает решение о предоставлении Получателям субсидий либо об отказе в их предоставлении.
9. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии муниципальному образованию в Республике Бурятия являются:
1) непредставление или представление в неполном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
2) подача заявок с нарушением срока, установленного в пункте 7 настоящего Порядка.
10. Расчет объема субсидии производится в соответствии с Методикой расчета субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Уровень софинансирования расходного обязательства из местного бюджета определяется в соответствии с пунктом 10.1 Правил разработки нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия по формированию, предоставлению и распределению субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, а также порядка определения и установления предельного уровня софинансирования из республиканского бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования в Республике Бурятия, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2018 N 767.
11. Распределение субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия утверждается законом Республики Бурятия о бюджете Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период.
Внесение изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия без внесения изменений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период в случаях, определенных в пунктах 1, 3 части 1 статьи 32.3 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 N 2359-III "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" (далее - Закон), производится в соответствии с Порядком внесения изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.08.2021 N 458. При наступлении случая, определенного в пункте 2 части 1 статьи 32.3 Закона, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии осуществляет подготовку правового акта Правительства Республики Бурятия о внесении изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия.
12. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
13. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между АГиПРБ и администрацией муниципального образования в Республике Бурятия в течение 10 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение). Соглашение и дополнительные соглашения к Соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, заключаются в соответствии с утвержденными типовыми формами Министерства финансов Республики Бурятия.
Заключение Соглашений о предоставлении из республиканского бюджета субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете, которые заключаются не позднее 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного закона.
В Соглашении предусматриваются:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в местный бюджет, а также обязательства муниципального образования в Республике Бурятия по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, объем бюджетных ассигнований из местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования из республиканского бюджета, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в Республике Бурятия, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
в) значения показателя результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия", Перечню расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
г) обязательства муниципального образования в Республике Бурятия по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования муниципальных программ, софинансируемых за счет средств республиканского бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии;
д) реквизиты правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии;
ж) указание органа местного самоуправления в Республике Бурятия, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения со стороны муниципального образования в Республике Бурятия и представлению отчетности;
з) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием в Республике Бурятия обязательств, предусмотренных Соглашением;
и) обязательства муниципального образования в Республике Бурятия по возврату средств в республиканский бюджет в соответствии с пунктами 18 и 21 настоящего Порядка;
к) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
л) применение мер ответственности к муниципальным образованиям в Республике Бурятия за недостижение показателей результативности использования субсидии;
м) условие о вступлении в силу Соглашения.
В случае внесения изменений (дополнений) в законы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, сроков исполнения мероприятий, в Соглашение вносятся соответствующие изменения.
Внесение изменений в Соглашение, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Бурятия, ведомственных целевых программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
14. АГиПРБ перечисляет средства местным бюджетам исходя из сумм, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели, и в соответствии с соглашениями.
15. В случае,если законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год и на плановый период предусмотрены субсидии исключительно на текущий финансовый год, предоставление субсидий в текущем финансовом году не приводит к возникновению расходных обязательств по предоставлению субсидии из республиканского бюджета в плановом периоде.
16. АГиПРБ осуществляет перечисление субсидий на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства по Республике Бурятия, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования.
17. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется АГиПРБ на основании сравнения планируемых и достигнутых значений показателя результативности использования субсидии муниципальными образованиями в Республике Бурятия, установленных в Соглашении.
Использование субсидии считается эффективным в случае роста количественных показателей, отражающих функционирование бурятского языка в политической, экономической, социальной и этнокультурной сферах и в информационном пространстве, а также в системе образования муниципального образования в Республике Бурятия.
18. В случае если муниципальным образованием в Республике Бурятия по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидий, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в республиканский бюджет,определяется в соответствии с пунктом 12 Правил разработки нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия по формированию, предоставлению и распределению субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, а также порядка определения и установления предельного уровня софинансирования из республиканского бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования в Республике Бурятия, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2018 N 767.
19. Основанием для освобождения муниципального образования в Республике Бурятия от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
- установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия и (или) органа местного самоуправления в Республике Бурятия;
- установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;
- аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 13 настоящего Порядка.
20. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Бурятия до 1 октября текущего финансового года представляет в АГиПРБ отчет:
- об осуществлении расходов, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия,по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- о достижении значений показателей результативности;
- об исполнении условий предоставления субсидий.
21. Неиспользованный остаток субсидий подлежит возврату в республиканский бюджет муниципальными образованиями в Республике Бурятия в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации и законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год.
В соответствии с решением АГиПРБ о наличии потребности в неиспользованных в отчетном финансовом году остатках субсидий средства в объеме, не превышающем указанные остатки, подлежат использованию в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
22. Ответственность за целевое использование субсидий, достоверность и своевременность представленных в АГиПРБ документов и отчетов возлагается на администрации муниципальных образований в Республике Бурятия.
В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, к муниципальному образованию в Республике Бурятия применяются меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
23. Контроль за соблюдением условий предоставления (расходования) субсидий осуществляется АГиПРБ и исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Приложение N 1
к Порядку предоставления и
распределения субсидий из
республиканского бюджета
бюджетам муниципальных районов
и городских округов на реализацию
муниципальных программ
по сохранению и развитию
бурятского языка
Форма
В Администрацию Главы Республики
Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Заявка
_____________________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования)
на предоставление из республиканского бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка
Прошу предоставить в 20____ году из республиканского бюджета субсидию на реализацию мероприятий, направленных на финансовое обеспечение затрат на реализацию муниципальной программы по сохранению и развитию бурятского языка.
Наименование муниципальной программы |
Источник финансирования |
Оценка расходов (тыс. рублей), годы |
||||||||||
Всего |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||
Муниципальная программа "Сохранение и развитие бурятского языка в муниципальном образовании..." |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет муниципального района (городского округа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия |
|
|
|
(подпись) |
|
(расшифровка подписи) |
Приложение N 2
к Порядку предоставления и
распределения субсидий из
республиканского бюджета
бюджетам муниципальных районов
и городских округов на реализацию
муниципальных программ
по сохранению и развитию
бурятского языка
Методика
расчета субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка
Размер субсидий определяется по формуле:
, где:
Субi - размер субсидии, предоставляемой i-му муниципальному району (городскому округу) в Республике Бурятия;
S - общий размер субсидии на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка, тыс. рублей;
(Si) - сумма, указанная в заявке i-го муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия, тыс. руб.;
Si - общая сумма на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка согласно заявкам муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия, тыс. руб.
В случае, если общая сумма заявок меньше общего размера субсидии, предусмотренной в бюджете, то S устанавливается на уровне общей суммы заявок муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия.
Приложение N 3
к Порядку предоставления и
распределения субсидий из
республиканского бюджета
бюджетам муниципальных районов
и городских округов на реализацию
муниципальных программ
по сохранению и развитию
бурятского языка
Форма
Отчет
об использовании муниципальным образованием "___________________" в 20____ году субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на реализацию муниципальных программ по сохранению и развитию бурятского языка
N N п/п |
Наименование расхода |
План, тыс. руб. |
Факт, тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель, тел. |
____________________ (подпись) |
______________________________ (расшифровка подписи) |
Руководитель |
____________________ (подпись) |
______________________________ (расшифровка подписи) |
Главный бухгалтер |
____________________ (подпись) |
______________________________ (расшифровка подписи) |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 7 марта 2024 г. N 122 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.