Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 8 декабря 2023 г. N 737
Положение о силах гражданской обороны Каменского района Пензенской области
1. Общие положения
Настоящее Положение о силах гражданской обороны Пензенской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и определяет основы создания, поддержания в готовности и применения сил гражданской обороны на территории Каменского района Пензенской области (далее - района).
Руководитель гражданской обороны - глава Каменского района, руководители организаций района независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с их полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Главы администраций муниципальных образований района, руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
2. Силы гражданской обороны района
2.1. К силам гражданской обороны района относятся:
пожарно-спасательные службы района (службы гражданской обороны);
нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами местного самоуправления Каменского района Пензенской области и организациями, занимающимися одним или несколькими видами деятельности на территории района, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создаваемые органами местного самоуправления Каменского района и организациями, находящимися на территории Каменского района, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
2.2. Аварийно-спасательные службы создаются в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с последующими изменениями).
2.3. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".
3. Основные задачи сил гражданской обороны
Основными задачами сил гражданской обороны района являются:
3.1. Для спасательных служб (служб гражданской обороны):
выполнение специальных действий в области гражданской обороны:
- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты; обслуживание защитных сооружений;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- иные специальные действия в целях выполнения основных задач в области гражданской обороны.
3.2. Для нештатных аварийно-спасательных формирований:
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- поддержание нештатных аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
3.3. Для нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне:
- участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- участие в проведении мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления связи и оповещения, защиты животных и растений, автотранспортного обеспечения;
- участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения;
- оказание первой помощи поражённым и эвакуация их в лечебные учреждения;
- участие в санитарной обработке населения, их одежды, техники, продовольствия, воды, территорий;
- участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения;
- прокладывание колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах;
- участие в локализации аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
- участие в обеспечение охраны общественного порядка;
- ремонт и восстановление дорог и мостов;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;
- поддержание в готовности, ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий.
4. Порядок создания и оснащения сил гражданской обороны
Силы гражданской обороны создаются структурными подразделениями администрации и организациями района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок создания сил гражданской обороны определяется:
4.1. Для спасательных служб (служб гражданской обороны)
Спасательные службы (службы гражданской обороны) района и организаций создаются по решению главы администрации района, руководителей организаций на основании расчетов объемов и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
Организация и порядок деятельности спасательных служб (служб гражданской обороны) определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах (службах гражданской обороны).
4.2. Для нештатных аварийно-спасательных формирований.
Организации: создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО, осуществляют обучение личного состава НФГО, создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции. Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа. Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. Для нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Главы администраций муниципальных образований района могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своей территории в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Главы администраций муниципальных образований района в отношении организаций, находящихся в их ведении:
- определяют организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- организуют поддержание в состоянии готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- организуют подготовку и обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Руководители организаций района:
- создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- осуществляют обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Оснащение формирований осуществляется в соответствии с нормами оснащения (табелизации) формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утверждаемыми руководителями, их создающими.
5. Применение сил гражданской обороны
Применение сил гражданской обороны заключается в их привлечении к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших вследствие вооруженных конфликтов, и проведении мероприятий по гражданской обороне.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) осуществляется в три этапа:
- первый этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших и подготовка группировки сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- второй этап - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировкой сил и средств аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (служб гражданской обороны);
- третий этап - завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, вывод группировки сил аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Аварийно-спасательные работы включает в себя:
- разведку зоны чрезвычайной ситуации и участков (объектов) работ и маршрутов выдвижения к ним;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;
- поиск пораженных (пострадавших) и спасение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов;
- вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений, подвальных помещений и спасение находящихся в них людей;
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
- оказание первой, доврачебной, первой врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и эвакуация их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
- дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию специальной техники, транспорта, участков местности и дорог, зданий и сооружений;
- санитарную обработку людей, дегазацию, дезинфекцию, дезинсекцию обмундирования, снаряжения, одежды и средств защиты;
- обеззараживание продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных.
Другие неотложные работы, проводимые в интересах аварийно-спасательных работ и первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения, включают:
- локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
- укрепление или обрушение (разборка) поврежденных конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
- восстановление поврежденных участков коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, сооружений и объектов первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения;
- прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия в них работающих смен подразделений (формирований) в случае повторного нанесения противником удара с применением современных средств поражения.
Планирование применения сил гражданской обороны осуществляется заблаговременно, на этапе их создания. Результаты планирования применения сил гражданской обороны отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения.
Привлечение сил гражданской обороны района к выполнению задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения района по решению руководителя гражданской обороны района.
6. Поддержание в состоянии готовности сил гражданской обороны
Поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны района обеспечивается:
- подготовкой личного состава подразделений (формирований) на уровне, обеспечивающим выполнение задач по предназначению;
- поддержанием в исправном состоянии специальных техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов;
- планированием и проведением занятий и мероприятий оперативной подготовки (тренировок, учений).
Подготовка и обучение личного состава сил гражданской обороны района осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, документами организаций, создающих силы гражданской обороны.
Контроль за состоянием готовности сил гражданской обороны осуществляется в соответствии с планом основных мероприятий района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год в ходе:
тактико-специальных учений, командно-штабных учений, объектовых и штабных тренировок с руководящим составом, формированиями, рабочими и служащими организаций;
специальных учений со спасательными службами (службами гражданской обороны).
7. Обеспечение деятельности сил гражданской обороны
Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны района осуществляется за счет финансовых средств организаций, их создающих, с учетом положений статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения сил гражданской обороны района, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны района осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 27 апреля 2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (с последующими изменениями), постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 30.10.2013 г. N 1562 "О порядке создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов Пензенской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (с последующими изменениями), постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 11.11.2013 г. N 1602 "О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (с последующими изменениями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.