Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 августа 2022 г. N 586
Ведомственная концепция
внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет направления внедрения клиентоцентричного подхода при взаимодействии с гражданами, а также субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - клиент).
Клиентоцентричный подход основан на выявлении и изучении потребностей клиента, постоянном улучшении взаимодействия с клиентом для удовлетворения его потребностей с намерением превзойти его ожидания.
Применение клиентоцентричного подхода позволит:
1) повысить удовлетворенность клиентов за счет обеспечения адресности взаимодействия с ним;
2) снизить издержки клиентов при взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации и организациями за счет применения цифровых и платформенных решений при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций;
3) повысить привлекательность Российской Федерации для жизни, работы и ведения бизнеса.
Концепция предусматривает внедрение клиентоцентричности как в отношении внешних клиентов, к которым относятся граждане Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, юридические лица, так и в отношении внутренних клиентов, к которым относится государственный служащий Министерства здравоохранения Российской Федерации.
II. Ценности и принципы клиентоцентричности
В основу реализации клиентоцентричного подхода положены следующие ценности и принципы.
1) Равный доступ
Каждый имеет равный доступ к услугам и функциям. Обеспечено равенство возможностей каждого на государственной службе.
Принцип:
Адаптировать функции и услуги под потребности человека.
2) Эффективность и удобство
Для каждой жизненной ситуации разработано удобное решение, продукт или сервис для эффективного достижения необходимого результата. Если потребность клиента может быть удовлетворена без взаимодействия с государством, решение предоставляется автоматически. Каждому исполнителю государственных услуг и функций предоставлены комфортные условия для эффективной работы.
Принципы:
Решать задачи человека, а не исполнять обязанности формально;
Находить и использовать наиболее простой и удобный путь к решению задачи.
3) Повышение качества и проактивность
Государственные функции и услуги, а также условия работы их исполнителей целесообразно совершенствовать. Министерство здравоохранения Российской Федерации выявляет жизненные ситуации, требующие решений, работает над внедрением улучшений, инноваций и устранением ошибок.
Принципы:
Действовать на опережение, повышая качество и устраняя ошибки;
Тестировать и внедрять инновации, экспериментировать.
4) Единство и целостность
Все исполнители государственных функций и услуг независимо от ведомственной принадлежности объединяют усилия и эффективно сотрудничают, решая задачи человека, и обеспечивают целостный и предсказуемый опыт взаимодействия с государством через выбранный человеком канал связи.
Принципы:
Выступать единой командой для решения задач человека;
Устранять межведомственные дублирования и противоречия.
5) Объективность и беспристрастность
Результаты исследований и объективные данные являются основой для принятия решений и их обоснования. Исполнители государственных функций и услуг принимают беспристрастные решения, свободные от субъективности и предвзятости.
Принципы:
Принимать решения, опираясь на достоверные данные;
Соблюдать последовательность в принятии решений и действиях.
6) Открытость и прозрачность
Государство взаимодействует с человеком в открытом диалоге. Процедуры Министерства здравоохранения Российской Федерации прозрачны.
Принципы:
Приветствовать обратную связь;
Предоставлять актуальную информацию, объяснять принимаемые решения.
7) Взаимное доверие и безопасность
Взаимное доверие в отношениях человека и государства обеспечивается за счет осознания общих целей и уверенности в их достижении. Министерство здравоохранения Российской Федерации гарантирует безопасное взаимодействие с государственными функциями и услугами, а также цифровыми сервисами без риска для здоровья, имущества, персональных данных и иной конфиденциальной информации.
Принципы:
Исполнять публично взятые обязательства;
Гарантировать безопасность взаимодействия с государством и защиту конфиденциальной информации (в том числе персональных данных).
III. Выявление и изучение потребностей клиентов
При внедрении клиентоцентричного подхода выявление и изучение потребностей клиентов проводятся в рамках жизненных ситуаций при выполнении следующих условий:
учитывается обратная связь со стороны клиентов;
основывается на объективных данных;
учитывается характеристики и особенности каждой группы клиентов.
В рамках выявления потребностей клиентов целесообразно осуществить следующие действия.
Первичный сбор данных о клиентах и их текущем клиентском опыте в рамках жизненной ситуации, в том числе посредством получения обратной связи.
Сегментация клиентов. Отнесение изученных групп клиентов к жизненным ситуациям (далее ЖС) и профилям клиентского сегмента.
Принятие решений по итогам изучения потребностей клиентов:
определение приоритетных для удовлетворения потребностей и решения выявленных проблем;
выработка решений по повышению качества клиентского опыта, в том числе определение направлений для проектирования новых услуг и сервисов и реинжиниринга действующих сервисов и услуг;
принятие решения об упразднении действующих услуг, функций, разрешительных режимов и т.д.
IV. Проектирование новых и реинжиниринг существующих услуг и сервисов
При проектировании или реинжиниринге услуг и сервисов целесообразно:
1) основываться на результатах выявления и изучения потребностей клиентов;
2) учитывать возможность использования удобных для клиентов точек взаимодействия;
3) учитывать новые технологии и другие возможности для повышения потребительской ценности услуг и сервисов;
4) ориентироваться на повышение качества клиентского опыта, в том числе к снижению издержек клиентов.
V. Процесс удовлетворения потребностей клиента
При удовлетворении потребностей клиента целесообразно:
1) основываться на результатах выявления и изучения потребностей клиентов, в том числе в рамках получения обратной связи;
2) по возможности решать проблемы клиента целиком в рамках жизненных ситуаций;
3) обеспечивать преимущественно проактивное предоставление услуг и сервисов (при обязательном согласии на такое взаимодействие со стороны клиента);
4) минимизировать необходимость обращения клиента в Министерство здравоохранения Российской Федерации и уполномоченные организации, время и сложность такого взаимодействия;
5) обеспечивать использование удобных для клиентов точек взаимодействия с Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными организациями.
В процессе предоставления услуги в рамках удовлетворения потребностей клиентов необходимо стремиться к выполнению следующих условий:
1) услуга должна предоставляться преимущественно в электронном виде (исключением могут быть только услуги, для целевой аудитории которых предпочтителен другой формат);
2) должен быть реализован преимущественно проактивный формат предоставления услуги.
VI. Ключевые точки взаимодействия
Целесообразно определить ключевые точки взаимодействия с клиентами.
У клиента должен формироваться положительный опыт простоты и легкости от взаимодействия вне зависимости от канала.
Ключевыми точками взаимодействия являются:
1) Порталы
2) Социальные сети, публичные чаты в мессенджерах
3) Телефон (колл-центр):
количество переключений на других сотрудников для решения вопроса клиента не должно превышать двух;
используется только эмоционально-нейтральная/позитивная, заинтересованная и грамотная речь с краткими информационными фразами;
разрабатываются и используются скрипты разговоров для ответов на типовые обращения клиентов.
4) Письменное взаимодействие (электронная почта, письмо, сообщения в личном кабинете):
обратная связь с уведомлением о получении письма предоставляется в течение 24 часов;
разрабатываются и своевременно актуализируются базы знаний, содержащие шаблоны ответов на типовые обращения клиентов;
реализуется функционал быстрой обратной связи клиентов при коммуникации посредством электронных средств связи.
5) Личный прием в органах власти и уполномоченных организациях:
внедряются правила профессионального обслуживания клиентов;
реализуется возможность самостоятельной записи на прием в удобное время посредством удобного для клиента канала связи;
разрабатываются критерии определения группы клиентов, для которых целесообразно закрепление бесплатных "персональных менеджеров";
обеспечивается наличие электронной очереди, оборудованного детского уголка;
время ожидания обслуживания при очном взаимодействии не превышает 15 минут.
VII. Внутренний клиент
Внедрение клиентоцентричного подхода в отношении внутреннего клиента направлено на обеспечение его удовлетворенности от своей деятельности посредством применения современных технологий построения процессов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также реализации в кадровой политики, основанной на принципах и стандартах клиентоцентричности.
Кроме того, в целях внедрения клиентоцентричного подхода:
При реализации внутриведомственных процессов целесообразно обеспечить следующее:
1) усиление межструктурного взаимодействия в Министерстве;
2) здравоохранения Российской Федерации, включая максимальное использование оперативных инструментов консультаций и согласований (по телефону, по мессенджерам, очно);
3) усиление контроля за соблюдением регламентных требований в части последовательности прохождения этапов согласования и оперативной и качественной проработки текстов проектов актов;
4) усовершенствование системы электронного мониторинга "дашборд" для обеспечения оперативного мониторинга хода подготовки и принятия нормативных правовых актов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
5) активная подготовка внутриведомственных планов-графиков подготовки нормативных правовых актов, учитывающие все потенциально возможные траектории движения проекта акта в ходе регламентных процедур, а также организации внутреннего постоянного контроля за его соблюдением в Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
6) обеспечение доступа к информации для исполнителей в целях исключения необходимости запроса информации;
7) обеспечение постоянного совершенствования внутренних процессов, в том числе на основе предложений сотрудников.
При организации работы:
1) при планировании нагрузки часть рабочего времени сотрудника резервируется под срочные задачи;
2) обеспечивается удобный режим работы с учетом текущих задач, в том числе удаленный формат работы;
3) рабочее место сотрудника оснащается всем необходимым для выполнения должностных обязанностей, обеспечивается надлежащий уровень комфорта.
При реализации кадровой политики:
1) формируется прозрачная система мотивации;
2) в отношении каждого сотрудника выстраивается карьерная траектория показывающая, как он будет повышать свой профессиональный уровень;
3) обеспечивается реализация коллективных активностей, в которых принимается участие, в том числе и руководители.
Нумерация раздела приводится в соответствии с источником
VII. Мониторинг и обратная связь
Целесообразно осуществлять постоянный мониторинг проведенных изменений, а также получать обратную связь от клиентов в целях проведения дальнейшего совершенствования процесса, фиксации и исправления существующих (возникающих) отклонений, корректировки подходов к реализации деятельности.
Кроме того, целесообразно сформировать удобный для клиентов инструментарий обратной связи.
Клиенты должны получить возможность оценивать через инструменты обратной связи степень удовлетворенности каждой отдельной услугой и сервисом, а также удовлетворенности его потребности в рамках жизненной ситуации.
Результаты обратной связи используются для выявления и изучения потребностей клиентов, проектирования и реинжиниринга услуг и сервисов в целях повышения качества клиентского опыта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.