Приказ Федерального казначейства от 2 июля 2018 г. N 188
"Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе"
В целях обеспечения соответствия организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе Требованиям к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4241; 2015, N 47, ст. 6599; 2017, N 21, ст. 3007), а также установления типовых процедур, выполняемых структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства, территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" на стадиях жизненного цикла информационных систем и государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, приказываю:
1. Утвердить Порядок организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению развития информационных систем (Н.В. Гвоздева) в срок до 16 июля 2018 г.:
2.1. Разработать и представить на утверждение новую редакцию:
2.1.1. Регламента создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе;
2.1.2. Регламента приемки (испытаний) информационных систем в Федеральном казначействе;
2.2. Привести в соответствие с Порядком Матрицу ролей при создании, развитии и эксплуатации информационных систем Федерального казначейства и государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, утверждённую приказом Федерального казначейства от 29 мая 2018 г. N 143.
3. Управлению информационной инфраструктурой (В.К. Кансузян) в срок до 16 июля 2018 г.:
3.1. Разработать и представить на утверждение новую редакцию Регламента вывода из эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе;
3.2. Разработать и представить на утверждение Регламент ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
4. Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от 21 марта 2013 г. N 53 "Об утверждении порядка организации работ по доработке прикладного программного обеспечения в информационных системах Федерального казначейства".
5. Отменить следующие приказы Федерального казначейства:
от 23 июня 2016 г. N 212 "Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе";
от 10 февраля 2017 г. N 24 "О внесении изменений в порядок организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе, утвержденный приказом Федерального казначейства от 23 июня 2016 г. N 212".
6. Настоящий приказ вступает в силу на следующий рабочий день с даты утверждения последнего из регламентов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего приказа.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.С. Албычева.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 2 июля 2018 г. N 188
Порядок
организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе
I. Общие положения
1.1. Порядок организации процессов жизненного цикла (далее - Порядок) устанавливает последовательность процессов жизненного цикла информационных систем, в том числе государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство (далее - ИС), определяет участников жизненного цикла ИС, зоны их ответственности, типовые процедуры, выполняемые структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ЦАФК), территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) и федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР") в процессах жизненного цикла ИС.
1.2. В рамках настоящего Порядка применяются следующие термины и сокращения:
N |
Термин/Сокращение |
Содержание |
1. |
Проектная документация |
Документация, содержащая проектные решения по ИС и её частям (в том числе по защите информации), структуре системы, по структуре технических средств, по организации и ведению информационной базы. |
2. |
Рабочая документация |
Документация, содержащая сведения, необходимые для выполнения ввода в эксплуатацию и эксплуатации ИС |
3. |
ИТ-инфраструктура |
Комплекс взаимосвязанных примененных технологий, технических, аппаратных и системных программных средств, систем связи и телекоммуникаций, систем жизнеобеспечения, образующих основу функционирования ИС |
4. |
Техническое задание (ТЗ) |
Документ, определяющий требования и порядок создания (развития) ИС, в соответствии с которым проводится создание (развитие) ИС, приемка, ввод в эксплуатацию |
5 |
Частное техническое задание (ЧТЗ) |
Документ, определяющий требования и порядок создания (развития) части ИС |
6. |
Технологический регламент (ТР) |
Документ, устанавливающий последовательность действий, выполняемых сотрудниками Федерального казначейства в ИС |
7. |
Эксплуатационная документация на систему защиты информации ИС |
Документация на систему защиты информации ИС, содержащая сведения, необходимые для выполнения ввода в эксплуатацию и эксплуатации системы защиты информации ИС |
1.3. Жизненный цикл ИС включает в себя следующие стадии:
I. Создание (развитие) ИС.
II. Ввод ИС в эксплуатацию.
III. Эксплуатация ИС.
IV. Вывод ИС из эксплуатации.
1.4. Основанием создания государственной информационной системы, в том числе государственной интегрированной информационной системы, оператором которой является Федеральное казначейство (далее - ГИС), являются федеральный закон, правовой акт государственного органа, предусматривающие создание ГИС в целях реализации полномочий Федерального казначейства, а также в иных целях, определенных федеральными законами.
1.5. Основанием создания информационной системы, реализующей автоматизацию функциональной деятельности Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР" (далее - Ведомственная ИС), является приказ Федерального казначейства о создании Ведомственной ИС.
1.6. Основанием развития ИС является приказ Федерального казначейства о развитии ИС.
1.7. Участниками жизненного цикла ИС являются заместитель руководителя Федерального казначейства, курирующий структурное подразделение ЦАФК, определенное в качестве Технолога соответствующей ИС (далее - заместитель руководителя Федерального казначейства), структурные подразделения ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
1.8. В процессе жизненного цикла ИС предусмотрены следующие роли:
а) Функциональный заказчик;
б) Технолог;
в) Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру;
г) Ответственный за обеспечение эксплуатации;
д) Ответственный за информационную безопасность;
е) Пользователь ИС;
ж) Пилотные пользователи.
1.9. Зоны ответственности участников жизненного цикла ИС:
N |
Роль |
Участник жизненного цикла ИС |
Зона ответственности |
1. |
Функциональный заказчик |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за организацию исполнения функции Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР", в целях автоматизации которой создается (развивается) ИС, а также организации исполнения новой (измененной) функции, автоматизированной в ИС (Версии программного обеспечения ИС) (далее - Версии ПО ИС) |
1. формирование Заявки на создание (развитие) ИС; 2. консультирование Технолога по вопросам организации исполнения функции Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР", в целях автоматизации которой создается (развивается) ИС, в процессе создания, развития и эксплуатации ИС; 3. согласование ТР; 4. участие в проведении предварительных испытаний ИС (Версии ПО ИС) (далее - ПДИ), опытной эксплуатации (далее - ОЭ), приемочных испытаниях ИС (Версии ПО ИС) (далее - ПМИ) (по решению Функционального заказчика). |
2. |
Технолог |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за создание (развитие) ИС (включая интеграцию между ИС) |
1. разработка и организация согласования: - ТЗ (ЧТЗ); - Описания постановки задачи; - проектной и рабочей документации на ИС, за исключением проектной и эксплуатационной документации на систему защиты информации ИС; - ТР (для функций, выполняемых сотрудниками Федерального казначейства в ИС); - графика выпуска версий ИС (далее - ГВВ); - проекта приказа о создании (развитии) ИС; 2. разработка схем функциональных процессов (при необходимости); 3. разработка или адаптация ИС (Версии ПО ИС); 4. организация и проведение ПДИ, ОЭ и ПМИ ИС (Версии ПО ИС); 5. утверждение проектной, рабочей документации на ИС, за исключением проектной и эксплуатационной документации на систему защиты информации ИС; 6. формирование и ведение ГВВ; 7. информирование Функционального заказчика о ходе создания (развития) ИС; 8. согласование: - проектной и эксплуатационной документации на систему защиты информации ИС. |
3. |
Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за эксплуатацию ИС, за создание (развитие) ИТ-инфраструктуры ИС, за актуализацию системной архитектуры ИС |
1. согласование: - ТЗ (ЧТЗ); - проектной и рабочей документации на ИС (Версии ПО ИС); - ГВВ; - проектной и эксплуатационной документации на систему защиты информации ИС; - ТЗ (ЧТЗ) на создание (развитие) системы (подсистемы) защиты информации ГИС; 2. разработка и организация согласования: - проекта приказа о вводе в эксплуатацию ИС; - проекта приказа о выводе из эксплуатации ИС; 3. организация выполнения мероприятий по подготовке (актуализации) расчета затрат на создание (развитие) ИС, Плана информатизации Федерального казначейства; 4. организация проведения пусконаладочных работ для подготовки ИТ-инфраструктуры, тестовых стендов и целевых программно-аппаратных комплексов для проведения ПДИ и ОЭ ИС (Версии ПО ИС); 5. участие в проведении ПМИ; 6. ввод в эксплуатацию ИС; 7. организация технического сопровождения эксплуатации ИС; 8. вывод из эксплуатации ИС; 9. определение требований к системной архитектуре ИС (Версии ПО ИС), ИТ-инфраструктуре для развития и эксплуатации ИС (Версии ПО ИС); 10. обеспечение ИТ-инфраструктуры достаточной для эксплуатации ИС (Версий ПО ИС). |
4. |
Ответственный за обеспечение эксплуатации |
ФКУ "ЦОКР", обеспечивающее штатное функционирование переданных ему на эксплуатацию ИС |
1. проведение пусконаладочных работ для подготовки ИТ-инфраструктуры ИС, тестовых стендов и целевых программно-аппаратных комплексов для проведения ПДИ, ОЭ ИС (Версии ПО ИС); 2. участие в проведении ПДИ, ОЭ, ПМИ ИС (Версии ПО ИС); 3. участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию ИС (Версии ПО ИС) и выводу из эксплуатации ИС; 4. обеспечение эксплуатации ИС, включая техническое сопровождение эксплуатации ИС в соответствии с рабочей документацией на ИС, эксплуатационной документацией на систему (подсистему) защиты информации ИС. |
5. |
Ответственный за информационную безопасность |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за обеспечение информационной безопасности и юридической значимости |
1. согласование: - ТЗ (ЧТЗ) в части требований к юридической значимости; - проектной и рабочей документации на ИС в части требований к юридической значимости; 2. разработка и организация согласования: - модели угроз безопасности информации; - модели нарушителя информационной безопасности; - ТЗ (ЧТЗ) на создание (развитие) системы (подсистемы) защиты информации ГИС; - проектной, эксплуатационной документации на систему (подсистему) защиты информации ИС; 3. утверждение проектной и эксплуатационной документации на систему (подсистему) защиты информации ИС; 4. участие в проведении ПДИ, ОЭ, ПМИ; 5. аттестация ГИС. |
6. |
Пользователь ИС |
Структурное подразделение ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", выполняющее свои функции в ИС |
1. исполнение функции Федерального казначейства; 2. исполнение функции участника (неучастника) бюджетного процесса; 3. формирование предложений о развитии ИС. |
7. |
Пилотные пользователи |
Пользователь ИС, принимающий участие в ПДИ, ОЭ |
1. участие в проведении ПДИ, ОЭ ИС (Версии ПО ИС); 2. подготовка и подписание протоколов ПДИ и ОЭ. |
1.10. Закрепление ролей "Функциональный заказчик", "Технолог", "Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру" за структурными подразделениями ЦАФК осуществляется по каждой ИС Федерального казначейства и отражается в Матрице ролей при создании, развитии и эксплуатации информационных систем Федерального казначейства и государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство (далее - Матрица ролей), утверждаемой приказом Федерального казначейства.
1.11. Перечень мероприятий, выполняемых на стадиях создания (развития) ИС, ввода ИС в эксплуатацию, эксплуатации ИС, вывода ИС из эксплуатации, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом приемки (испытаний) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом вывода из эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
Указанные регламенты утверждаются приказами Федерального казначейства.
1.12. Выпуск ПО ИС (Версий ПО ИС) осуществляется в соответствии с ГВВ. Ведение ГВВ осуществляется Технологом в порядке, установленном Регламентом создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе.
1.13. В случае, если согласно Матрице ролей, указанной в пункте 1.10 настоящего Порядка, структурное подразделение ЦАФК выполняет две и более роли, то составление документов, предназначенных для обмена сведениями между соответствующими ролями, не требуется.
II. Создание (развитие) информационной системы
2.1. Стадия создания (развития) ИС представляет собой совокупность упорядоченных во времени взаимосвязанных этапов:
2.1.1. определение потребности в автоматизации новой (изменение существующей) функции.
2.1.1.1. Основанием для автоматизации новой (изменение существующей) функции являются:
- нормативные правовые акты (далее - НПА), и проекты НПА 1, наделяющие Федеральное казначейство и/или ФКУ "ЦОКР" новыми полномочиями; устанавливающие (изменяющие) порядок исполнения функций Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР"; устанавливающие (изменяющие) полномочия (функции) лиц, осуществляющих выполнение своих функций посредством ГИС, оператором которых является Федеральное казначейство;
- разъяснительные письма Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, иных органов государственной власти, конкретизирующие и детализирующие общие положения НПА; порядок исполнения функций Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР"; устанавливающие (изменяющие) полномочия (функции) лиц, осуществляющих выполнение своих функций посредством ГИС, оператором которых является Федеральное казначейство;
- мероприятия утвержденных Планов деятельности Федерального казначейства;
- информация о потребностях, сформированных в ходе эксплуатации ИС в целях оптимизации технологических процессов в ИС;
- функциональных требований, поступающих в Федеральное казначейство на основании НПА;
- решения Информационно-методологического совета Федерального казначейства об автоматизации исполнения полномочий Федерального казначейства.
2.1.1.2. При наличии оснований, указанных в пункте 2.1.1.1 настоящего Порядка, Функциональный заказчик формирует Заявку на создание (развитие) ИС и направляет Технологу.
2.1.1.3. В случае отсутствия финансового обеспечения для автоматизации в ИС новой (измененной) функции, решение о целесообразности 2 и сроках автоматизации, принимается Комиссией по информатизации Федерального казначейства (далее - Комиссия по информатизации) на основании материалов, представленных Технологом.
Решения Комиссии по информатизации и материалы, достаточные для предварительной классификации ИС и рекомендаций по системе защите информации данной ИС, направляются Технологом на рассмотрение Постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Федерального казначейства (далее - Постоянно действующая техническая комиссия) с целью выработки решения о классификации ИС и рекомендаций по защите информации, обрабатываемой ИС.
На основании положительного решения Комиссии по информатизации Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру организует внесение изменений в План информатизации Федерального казначейства.
С учетом решения Комиссии по информатизации и решения, рекомендаций Постоянно действующей технической комиссии издается приказ о создании (развитии) ИС и определяется срок выполнения мероприятий по созданию (развитию) ИС с учетом сроков ПДИ, ОЭ, ПМИ и ввода ИС в эксплуатацию, а также сроков по утверждению ТЗ (ЧТЗ).
2.1.2. Разработка ТЗ (ЧТЗ) на ИС.
2.1.2.1. Автоматизация в ИС новой (изменение существующей) функции осуществляется в соответствии с ТЗ (ЧТЗ).
2.1.2.2. ТЗ (ЧТЗ) формируется с учетом поступивших Заявок на создание (развитие) ИС и оснований, указанных в пункте 2.1.1.1 настоящего Порядка.
2.1.2.3. Создание (развитие) ГИС осуществляется в соответствии с ТЗ (ЧТЗ) с учетом Модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1(2) Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676.
Модель угроз безопасности информации и ТЗ (ЧТЗ) согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
2.1.2.4. Модель угроз безопасности информации и ТЗ (ЧТЗ) утверждаются заместителем руководителя Федерального казначейства.
2.1.3. Разработка документации на ИС.
2.1.3.1. разработка проектной документации на ИС (версию ПО ИС) в соответствии с ТЗ (ЧТЗ);
2.1.3.2. разработка рабочей документации на ИС (версию ПО ИС);
2.1.3.3. разработка проектной и эксплуатационной документации на систему защиты информации ИС (версии ПО ИС);
2.1.4. разработка (адаптация) программного обеспечения ИС (версии ПО ИС);
2.1.5. пусконаладочные работы;
2.1.6. проведение ПДИ;
2.1.7. проведение ОЭ;
2.1.8. проведение ПМИ.
2.2. По итогам создания (развития) ИС оформляется Акт приемки ИС в эксплуатацию и приказ о вводе в эксплуатацию ИС.
2.3. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии создания (развития) ИС, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом приемки (испытаний) информационных систем в Федеральном казначействе.
2.4. Разрабатываемая документация подлежит передаче в Фонд алгоритмов и программ Федерального казначейства.
III. Ввод информационной системы в эксплуатацию
3.1. Основанием для ввода ИС в эксплуатацию является приказ о вводе ИС в эксплуатацию (если иное не установлено НПА), определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.
3.2. Сроком начала эксплуатации ИС является срок окончания последнего мероприятия, предусмотренного приказом о вводе ИС в эксплуатацию.
IV. Эксплуатация информационной системы
4.1. Эксплуатация ИС осуществляется в соответствии с рабочей документацией и эксплуатационной документацией на систему защиты информации ИС.
4.2. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии эксплуатации ИС, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
V. Вывод из эксплуатации
5.1. Выводу из эксплуатации ИС подлежат ИС, потерявшие свою актуальность и дальнейшее использование которых становится нецелесообразным.
5.2. Вывод из эксплуатации ИС осуществляется на основании приказа Федерального казначейства о выводе из эксплуатации ИС (если иное не установлено НПА).
5.3. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии вывода ИС из эксплуатации, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом вывода из эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
------------------------------
1 В случае принятия руководителем Федерального казначейства решения об автоматизации в ИС новой (измененной) функции.
2 Только для Ведомственных ИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального казначейства от 2 июля 2018 г. N 188 "Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе"
Вступает в силу с 1 октября 2024 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федерального казначейства от 27 апреля 2024 г. N 162
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2024 г.
Приказ Федерального казначейства от 21 августа 2023 г. N 292
Изменения вступают в силу с 21 августа 2023 г.
Приказ Федерального казначейства от 14 декабря 2022 г. N 375
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2022 г.