г. Краснодар |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А15-7214/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Калашниковой М.Г. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ОГРН 1030502623612) - Бахмудова М.К. (доверенность от 09.10.2023), в отсутствие должника - общества с ограниченной ответственностью "Восток-96" (ИНН 0561040182), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу должника - общества с ограниченной ответственностью "Восток-96" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А15-7214/2023, установил следующее.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - уполномоченный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Восток-96" (далее - общество, должник) несостоятельным (банкротом). В обоснование требования указано на то, что общество имеет просроченную более трех месяцев задолженность по налогам, пеням и штрафам в общем размере 984 706 рублей 27 копеек, из которых 782 312 рублей - основной долг.
Определением от 26.09.2023 суд оставил заявление уполномоченного органа без движения и предложил заявителю в срок до 26.10.2023 устранить допущенные нарушения (представить доказательства направления копии заявления в адрес должника и руководителя, документы в обоснование заявления и пр.).
Определением суда от 27.10.2023 заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено со ссылкой на то, что уполномоченный орган представил суду не все необходимые документы.
Постановлением апелляционного суда от 08.12.2023 определение от 27.10.2023 отменено, заявление уполномоченного органа направлено в суд первой инстанции для принятия к производству и рассмотрения по существу. Судебный акт мотивирован тем, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения заявления уполномоченного органа, поскольку вопрос достаточности (недостаточности) представленных кредитором документов в обоснование заявленного требования подлежит рассмотрению в судебном заседании. Апелляционный суд указал на то, что суд первой инстанции располагал решением налогового органа о привлечении должника к налоговой ответственности, указывающее на размер просроченной задолженности, поэтому возврат заявления ошибочен.
В кассационной жалобе должник просит отменить постановление апелляционного суда от 08.12.2023, оставить в силе определение суда первой инстанции от 27.10.2023.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа высказался против удовлетворения жалобы, указав на законность судебного акта.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом. Определением от 26.09.2023 заявление уполномоченного органа оставлено без движения, заявителю предложено устранить допущенные при подаче заявления нарушения в срок до 26.10.2023. Впоследствии суд определением от 27.10.2023 возвратил заявление на том основании, что не все необходимые документы представлены уполномоченным органом.
Отменяя определение суда от 27.10.2023 и направляя заявление уполномоченного органа для принятия и рассмотрения по существу, апелляционный суд указал, что суд первой инстанции располагал решением о привлечении должника к налоговой ответственности, указывающее на размер налоговой задолженности, уплата по которой просрочена. Поэтому заявление уполномоченного органа не могло быть возвращено, обоснованность заявленного требования подлежала проверке в судебном заседании.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 41 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом в части задолженности по денежным обязательствам должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Требования к содержанию заявления конкурсного кредитора и прилагаемым к нему документам содержатся в статьях 39, 40 Закона банкротстве.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона о банкротстве в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительством Российской Федерации установлен специальный порядок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом. Право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в указанном порядке. Поэтому при проверке соблюдения срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться также и нормами Положения о порядке предъявления требований.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований необходимым условием для направления заявления уполномоченного органа в суд является истечение 30 дней после направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа.
Согласно разъяснению пункта 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016) суд, разрешая вопрос о принятии к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, проверяет, соблюдена ли уполномоченным органом на день подачи заявления установленная Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований совокупность условий, касающихся принятия решения о взыскании задолженности по обязательным платежам, ее передачи на взыскание в службу судебных приставов-исполнителей (в том числе по задолженности налоговых агентов в виде удержанных ими, но не перечисленных в бюджет сумм налогов).
В пункте 2 данного Обзора разъяснено, что нарушение установленного пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. При этом заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении.
В силу пункта 1 статьи 42 Закона банкротстве судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 данного Федерального закона, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.
В данном случае с заявлением о признании должника банкротом обратился уполномоченный орган, должник в кассационной жалобе по сути не оспаривает сам факт наличия просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням. Таким образом, поскольку суд первой инстанции располагал необходимыми документами (они представлены уполномоченным органом в материалы дела в электронном виде 18.09.2023), а вопросы обоснованности заявленного требования и оценки представленных доказательств подлежат разрешению (исследованию) в судебном заседании, достаточные основания для возвращения заявления уполномоченного органа отсутствовали.
Основания для отмены постановления апелляционного суда от 08.12.2023 по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлены. Изложенные должником в кассационной жалобе доводы не влияют на законность обжалованного судебного акта. Кроме того, наличие просроченной задолженности по налогам общество не оспаривает, доводов в этой части кассационная жалоба не содержит.
Установлено, что заявление уполномоченного органа принято к производству суда определением от 26.12.2023, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требования (в судебном заседании объявлен перерыв до 14.02.2024).
В силу пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве подлежит прекращению в случае удовлетворения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А15-7214/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснению пункта 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016) суд, разрешая вопрос о принятии к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, проверяет, соблюдена ли уполномоченным органом на день подачи заявления установленная Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований совокупность условий, касающихся принятия решения о взыскании задолженности по обязательным платежам, ее передачи на взыскание в службу судебных приставов-исполнителей (в том числе по задолженности налоговых агентов в виде удержанных ими, но не перечисленных в бюджет сумм налогов).
...
В силу пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве подлежит прекращению в случае удовлетворения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2024 г. N Ф08-320/24 по делу N А15-7214/2023