г. Краснодар |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А32-1930/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310041258 ОГРН 1022301172475) - Савельева В.А. (доверенность от 28.12.2023), Малюка Е.Ю. (доверенность от 31.01.2024), Топоровой О.И. (доверенность от 10.01.2024), от заинтересованного лица - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192 ОГРН 1022301433813) - Головко Е.Н. (доверенность от 10.01.2024), Коваленко Я.А. (доверенность от 09.10.2023), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, - Управления закупок администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2308166098 ОГРН 1102308002829), индивидуального предпринимателя Зинченко Дмитрия Игоревича, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А32-1930/2023, установил следующее.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 13.10.2022 N 909/2022 по делу N 023/06/99-4836/2022. К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление закупок администрации муниципального образования г. Краснодар, индивидуальный предприниматель Зинченко Д.И.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2023, оставленным без изменений постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2023, в удовлетворении требований отказано. Суд указал, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не обязывает собственника квартиры проходить аккредитацию при наличии зарегистрированного на электронной площадке представителя по доверенности. Поскольку такое требование не содержится в определенных департаментом условиях закупки жилья для муниципальных нужд, то его разъяснения в этой части изменили суть извещения об электронных торгах.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился департамент, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается на несоответствие решения управления Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В дополнении к кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты отменить в части изложенного в решении управления вывода о том, что Закон N 44-ФЗ не обязывает собственника квартиры проходить аккредитацию при наличии зарегистрированного на электронной площадке представителя по доверенности, и дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 17 час. 00 мин. 01.02.2024 до 12 час. 10 мин. 08.02.2024.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление закупок производило закупки благоустроенных жилых помещений при реализации адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 -2023 годы", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 N 186, в связи с чем проводило электронный аукцион по приобретению "жилого помещения; шифр регионального проекта Краснодарского края 09F3005800442" (извещение N 0318300119422001458), выступая заказчиком. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 385 тыс. рублей. На это извещение о закупках 05.10.2022 поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации от индивидуального предпринимателя Зинченко Д.И. (далее - предприниматель), что департамент выполнил, разместив разъяснения аукционной документации в установленный срок в единой информационной системе (далее - ЕИС).
В запросе предпринимателя спрашивалось, "может ли участником закупки быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в ЕИС, представляя по доверенности интересы собственника, не зарегистрированного в ЕИС; если собственников жилого помещения более одного человека (долевая собственность на объект недвижимости), каким образом должны участвовать такие лица (собственники) в электронных аукционах на различных этапах закупок (подача заявки, подписание контракта, формирование в ЕИС акта приема-передачи объекта закупки)".
Департамент ответил, что федеральная государственная информационная система Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия, не предусматривает возможности участнику закупки, участвующему в закупке по доверенности от имени собственника добавлять сведения о доверителе в личном кабинете ЕИС, что означает следующее: при формировании в ЕИС документа о приемке в электронной форме в документе автоматически выгружаются реквизиты участника закупки, аккредитованного в ЕИС. При этом в случае участия в закупке индивидуального предпринимателя, по доверенности представляющего интересы физического лица, в документ в качестве продавца выгрузятся реквизиты индивидуального предпринимателя, а не физического лица (собственника жилого помещения), что будет противоречить условиям контракта. Санкционирование оплаты по заключенному контракту невозможно из-за различия реквизитов продавца (собственника жилого помещения), указанных в контракте и реквизитов участника закупки, участвующего в закупке по доверенности, указанных в документе о приемке в электронной форме, сформированном автоматически в ЕИС (письмо Казначейства России от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375 "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета").
В разъяснениях департамента также сообщалось, что в силу пунктов 4, 4.1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки, по общему правилу, является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; поставщик (подрядчик, исполнитель) - участник закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключен контракт. Порядок осуществления регистрации участников закупки в ЕИС и их аккредитация на электронных площадках, ведение единого реестра участников закупок определены статьей 24.2 Закона N 44-ФЗ (далее - разъяснения по первому вопросу).
По второму вопросу предпринимателя департамент сообщил, что возможность заключения контракта с несколькими участниками предусмотрена Законом N 44-ФЗ только при проведении конкурса по правилам части 10 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, при закупке технических средств реабилитации инвалидов; созданию нескольких произведений литературы или искусства; выполнению научно-исследовательских работ; оказанию услуг в сфере образования, санаторно-курортного лечения и оздоровления, по организации отдыха детей и их оздоровления. При проведении электронных аукционов возможность заключения контракта с несколькими участниками Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (далее - разъяснения по второму вопросу).
По доводам предпринимателя об ограничении участия в закупках департамент сообщил, что рынок жилья в г. Краснодар является конкурентным рынком, продажа недвижимости осуществляется не только при участии в электронных аукционах на электронных торговых площадках. Доводы предпринимателя о том, что такие разъяснения аукционной документации приводят к ограничению участников поставщиков (не являющихся собственниками жилых помещений) при наличии у них доверенности на представление интересов собственника отклонены со ссылкой на то, что с 2018 года по настоящее время по итогам проведенных электронных аукционов департамент заключил 388 муниципальных контрактов на закупку жилых помещений у собственников жилых помещений, участвующих в электронных аукционах. На участие в электронных аукционах на закупку жилых помещений подано более 400 заявок, признанных соответствующими условиям извещений и описания объекта закупки, аукционы состоялись, что свидетельствует об отсутствии ограничений, на которые ссылается в жалобе предприниматель.
Предприниматель обратился в управление, которое своим решением от 13.10.2022 N N 909/2022 по делу 023/06/99- 4836/2022 признала жалобу на действия департамента по разъяснению аукционной документации обоснованной. Управление признало департамент нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 27, часть 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, отметив в своем решении, что Закон N 44-ФЗ не обязывает собственника квартиры проходить аккредитацию при наличии зарегистрированного на электронной площадке представителя собственника по доверенности. На участие в закупке не подано ни одной заявки, поэтому предписание не выдавалось. Нарушение департамента признано обладающим признаками правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Департамент обжаловал решение управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд отметил, что полномочия на отчуждение имущества в силу закона принадлежит исключительно собственнику жилого помещения, но это свидетельствует об отсутствии у него возможности передать свои права по распоряжению имуществом другому лицу по доверенности. Суд отклонил ссылки департамента на статьи 27, 51 Закона N 44-ФЗ, статью 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), как предполагающие обязательную регистрацию всех участников закупок в ЕИС и аккредитацию их на электронной площадке, в том числе и физических лиц, с которыми подлежит заключению контракт (в том числе и через представителя, действующего от их имени); что представитель по доверенности может подавать заявку от имени собственника как участника закупки, а не выступать участником закупки самостоятельно; участником электронного аукциона по приобретению жилого помещения должен являться собственник жилого помещения, независимо от того, кем подана заявка на участие в электронном аукционе -собственником самостоятельно или его представителем по доверенности.
Суд указал, что из содержания документации о спорном электронном аукционе усматривается, что участником закупки должен быть собственник жилого помещения (квартиры). При этом продавец должен представить документ (копию), подтверждающий его право собственности, либо документ (копию), являющийся основанием для возникновения права собственности (пункт 3 документации), либо в случае, если жилое помещение принадлежит нескольким лицам на праве общей (долевой или совместной) собственности и в аукционе непосредственно участвует один из них: копию нотариально заверенной доверенности на осуществление сделок с имуществом (с правом подписания государственного контракта) на имя собственника, непосредственно участвующего в аукционе, от остальных собственников; документ (копию), подтверждающий право собственности, либо документ (копию), являющийся основанием для возникновения права собственности.
Такое изложение департаментом аукционной документации признано судом нарушающим пункт 4 части 1 статьи 3, часть 5 статьи 24.2, часть 3 статьи 27 Закона N 44-ФЗ, статьи 10, 185 Гражданского кодекса, в силу которых участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Любое юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в ЕИС и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (часть 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ). Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (часть 3 статьи 27 Закона N 44-ФЗ). Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей, полномочия которых представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. По смыслу статьи 185 Гражданского кодекса доверенность представляет собой одностороннюю сделку, из которой возникает право поверенного выступать от имени доверителя, в том числе заключать договоры по отчуждению имущества доверителя. Таким образом, представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности имеет право участвовать от имени собственника в аукционе.
Выводы судебных инстанции о нарушении департаментом Закона N 44-ФЗ и наличии в его разъяснениях аукционной документации по второму вопросу предпринимателя основаны на правильном применении норм права к изложенной во второй части разъяснений редакции ответа по второму вопросу к установленным им фактическим обстоятельствам. Основания для отмены или изменения судебных актов в части вывода о наличии оснований для принятия решения управления, признавшего разъяснения департамента по второму вопросу не соответствующему закону отсутствуют.
Между тем, проверяя выводы суда о наличии вмененных департаменту нарушений при разъяснении первого вопроса предпринимателя ("Закон N 44-ФЗ не обязывает собственника квартиры проходить аккредитацию при наличии зарегистрированного на электронной площадке представителя по доверенности. Данное требование не содержится в условиях закупки. Такие разъяснения изменили суть извещения об аукционе."), суд кассационной инстанции учитывает дословное изложение ответа департамента и следующие установленные судом обстоятельства.
Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок (часть 1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ). Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с ЕИС и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ (часть 4 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ). В числе сведений, отражаемых в реестре оператором электронной площадки, часть 4.1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ требует отражения в нем сведений о фамилии, имени, отчестве (при наличии), если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2); идентификационном номере налогоплательщика участника закупки (пункт 3); дате осуществления аккредитации (пункт 4).
Пункт 5 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ условием участия в закупке устанавливает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; а пункт 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящей статьей, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки (часть 17 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (статья 209 Гражданского кодекса).
Представитель собственника объекта недвижимого имущества получивший аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта. При этом он действует в интересах собственника жилого помещения при представительстве перед третьими лицами.
Однако при этом распоряжение имуществом, находящимся в совместной долевой собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом (пункт 2 статьи 253 Гражданского кодекса). Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников (пункт 3 статьи 253 Гражданского кодекса).
Следовательно, при совместной долевой собственности для участия в аукционе в рассматриваемом случае требуется участие всех собственников жилого помещения лично или через их представителей по доверенности от каждого из них (может выдаваться доверителями как одному доверенному лицу, так и нескольким представителям). Например, если у собственника доли квартиры есть доверенность, которая подтверждает его полномочия на продажу долей других собственников квартиры, то такой собственник может быть участником аукциона от имени всех собственников жилого помещения. Гражданское законодательство не запрещает и не ограничивает в числе других и отчуждение недвижимости всеми долевыми собственниками в пользу одного приобретателя, что должно оговариваться в соответствующих соглашениях об отчуждении доли в собственности. Аккредитация и регистрация в ЕИС действующего по доверенности от имени собственников (собственника) его (их) представителя по договору купли-продажи от имени продавца (продавцов) недвижимого имущества только представителя сама по себе не свидетельствует о приобретении имущества в его личную собственность, и, несмотря на то, что продажа и переход права собственности по договору производятся на основании регистрационной записи в ЕИС такого представителя, другие собственники являются полноправным собственником имущества, на которое распространяется режим общей совместной собственности. Заказчик не вправе исключать возможность продажи сособственниками жилого помещения, которое находится в долевой собственности.
В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса).
В Общей части Гражданского кодекса, которая включает в себя общие для гражданского законодательства нормы о торгах, в равной степени применимые как к обязательным, так и к добровольным торгам, пункт 5 статьи 447 Кодекса имеет цель, характерную для общих норм гражданского права, допускающих наличие норм специальных, которые содержатся либо в Особенной части Кодекса, либо в других законах (статья 3 Кодекса). При этом не исключается возникновение - за рамками собственно правоотношений по организации и проведению торгов - различных правовых последствий признания торгов несостоявшимися применительно к конкретным видам торгов, не мешает установлению таких последствий законодателем (который при этом учитывает вид торгов и природу возникающих отношений), что и происходит при принятии законодательных актов о тех или иных торгах, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, такие последствия могут устанавливаться в документах, регламентирующих порядок проведения торгов, в частности в положении о закупке, утверждаемом заказчиком (статья 2 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) закупок, необходимо руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с гражданским законодательством, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского кодекса. Таким образом, к таким отношениям применяются в первую очередь нормы Закона N 44-ФЗ, которые являются специальными по отношению к Гражданскому кодексу.
Пунктом 4 статьи 253 Гражданского кодекса также установлено, что правила статьи 253 Кодекса применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности Кодексом или другими законами не установлено иное.
Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса).
Конкурс пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса назван одной из форм торгов. Основной отличительной чертой конкурса является порядок определения победителя, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Тем самым определение победителя конкурса осуществляется на основании нескольких критериев.
Договор (контракт) поставки товаров для муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи (пункт 5 статьи 454 Гражданского кодекса).
Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а", "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в ЕИС и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (часть 3 статьи 27 Закона N 44-ФЗ).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием ЕИС. Информация и документы об участнике закупки подписываются аккредитованным и зарегистрированным в ЕИС участником закупки усиленной электронной подписью и направляются в составе заявки участником закупки оператору электронной площадки в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Заявка на участие в электронном аукционе формируется на основании требований извещения и состоит из трех частей. Все три части заявки участник одновременно направляет оператору электронной площадки (пункт 1 части 6 статьи 43, часть 2 статьи 48, части 1, 2 статьи 43, часть 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ). При этом во второй части заявки указываются реквизиты счета, на который перечисляется оплата за поставленный товар.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающих документов на данное помещение от имени всех сособственников, являющееся предметом электронного аукциона, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Личным кабинетом участника закупки является закрытая (непубличная) часть ЕИС, доступная зарегистрированным заказчикам и аккредитованным участникам закупок или участникам закупки - агентам, используемая для формирования и размещения информации и документов на ЕИС; поставщиком - лицо, с которым заключен контракт в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Действия в ЕИС осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Ее получают в удостоверяющем центре, аккредитованном в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (часть 2 статьи 5 Закона N 44-ФЗ) (далее - Закон N 63-ФЗ).
Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (пункт 1 статьи 2 Закона N 63-ФЗ); участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане (пункт 11 статьи 2 Закона N 63-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 63-ФЗ установлен принцип использования электронной подписи, исходя из которого недопустимо признание электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Если федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами, электронный документ должен быть подписан лицами (уполномоченными должностными лицами органа, организации), изготовившими этот документ, тем видом подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания изготовленного электронного документа электронной подписью (часть 3.1 статьи 6 Закона N 63-ФЗ)
В связи со вступлением в силу с 01.07.2019 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" (далее - Закон N 71-ФЗ) в отношении участия в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Статья 24.2 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 71-ФЗ дополнена положениями, предусматривающими ведение оператором электронной площадки нового реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 01.01.2019 - после регистрации участника закупки в ЕИС в сфере закупок (части 4, 4.1, 4.2 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ). Участие в вышеуказанных закупках отдельных видов товаров, работ, услуг предусматривает получение участниками закупок, планирующими участие в таких закупках, аккредитации на электронной площадке в новом порядке, установленном частью 4 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ, то есть после регистрации в ЕИС в сфере закупок.
Правила регистрации участников закупок в ЕИС в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 (далее - Правила N 60).
Регистрация участников обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, определенным в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона N 44-ФЗ, путем информационного взаимодействия ЕИС с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), иными информационными системами, предусмотренными Правилами N 60, а также с электронными площадками, специализированными электронными площадками (пункт 2 Правил N 60).
Пунктом 5 Правил N 60 к уполномоченным лицам участников закупок отнесены в том числе физические лица, а также физические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством соответствующего государства, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Действия уполномоченных лиц в ЕИС осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 6 Правил N 60).
В реестр участников закупки, исходя из пункта 7 Правил N 60, включаются только зарегистрированные в соответствии с Правилами N 60 участник закупки, определенный в соответствии с частью 10 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ, с использованием ЕИС.
Для регистрации уполномоченное лицо в том числе осуществляет такие действия, как: проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации (подпункт "а" пункта 11 Правил N 60).
Пунктом 13 Правил N 60 установлено, что для регистрации физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, уполномоченное лицо формирует следующие информацию и документы: а) фамилия, имя и отчество (при наличии); б) идентификационный номер налогоплательщика или аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего государства, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), присвоенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - для иностранных граждан и лиц без гражданства; г) адрес места жительства; з) паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; и) основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем; к) дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и дата постановки на учет в налоговом органе; м) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и др.
Заявка на участие в закупке должна подписываться электронно-цифровой подписью лица, являющегося участником закупки, уполномоченного осуществлять действия от лица участника закупки.
Согласно Схеме регистрации индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, участнику закупки - физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя для участия в электронных процедурах необходимо выполнить совокупность действий:
1) уполномоченные лица участника закупок получают электронную подпись в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России; 2) уполномоченные лица проходят регистрацию в ЕСИА и подтверждают свою учетную запись любым из доступных в ЕСИА способов;
3) руководитель регистрируется в ЕСИА в качестве индивидуального предпринимателя;
4) руководитель определяет уполномоченных лиц, путем их прикрепления к организации в ЕСИА; 5) уполномоченное лицо осуществляет вход в личный кабинет участника закупок в ЕИС (при входе автоматически осуществляется идентификация и аутентификация пользователя в ЕСИА); 6) уполномоченное лицо наделяет в ЕИС уполномоченных лиц участника закупок (из перечня сотрудников, прикрепленных к организации в ЕСИА) полномочиями на осуществление действий в ЕИС и на электронной площадке с применением усиленной квалифицированной подписи; 7) уполномоченное лицо заполняет в ЕИС регистрационные данные участника закупок (часть сведений автоматически заполняются на основании сведений из ЕГРИП), прикладывает необходимые документы;
8) уполномоченное лицо регистрирует индивидуального предпринимателя в ЕИС в качестве участника закупки путем подписания квалифицированной электронной подписью предоставленной информации и документов, после чего сведения об участнике закупок автоматически размещаются в едином реестре участников закупок; 9) сведения о зарегистрированном участнике закупок автоматически направляются на все электронные площадки (ЭТП); 10) оператор электронной площадки автоматически аккредитует участника закупок на электронной площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем его регистрации в ЕИС; 11) уполномоченные лица участника закупок входят на ЭТП (с прохождением идентификации и аутентификации в ЕСИА) для подачи заявок на участие в электронных процедурах.
Исключения для физических лиц - участников аукциона при этом не установлены.
В краткой инструкции по редактированию прав доступа в личном кабинете участника закупки, размещенной в ЕИС в сфере закупок, также регулируется редактирование прав доступа пользователей организации участника закупок, особый порядок для физических лиц при этом не устанавливается.
В рассматриваемом случае при муниципальных закупках также следует идентифицировать не только лиц, заключающих договор купли-продажи недвижимости, но также и лиц, которым предоставляются либо будут предоставлены полномочия на получение денежных средств за реализацию жилья, в том числе по распоряжению банковским счетом (банковским вкладом), включая полномочия по распоряжению банковским счетом (банковским вкладом) с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг).
Так, счетом участника закупок, участника закупок - агента, поставщика (подрядчика, исполнителя) является счет, открываемый в аналитическом учете на расчетном счете оператора электронной площадки после прохождения процедуры аккредитации участника закупки, участника закупки - агента, поставщика (подрядчика, исполнителя) на электронной площадке. Участником закупки - агентом является участник закупки, аккредитованный на ЕАТ, действующий на ЕАТ от имени, по поручению и за счет потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров (работ, услуг), выполняющий функции связанные с обеспечением его участия в закупках. При этом совершение сделки осуществляется самим поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Участником закупки - агентом может быть, в том числе, оператор иной системы электронной торговли. В случае осуществления с участником закупки - агентом информационного взаимодействия, такое взаимодействие обеспечивается с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые могут разрабатываться оператором ЕАТ и размещаться на официальном сайте ЕАТ.
После аккредитации в личном кабинете появляется информация об открытом счете, который используется для внесения депозита, обеспечивающего ценовые предложения и оплаты комиссионного сбора.
Таким образом, проверка полномочий лиц (пользователей) на осуществление действий от имени участника закупки происходит при определении таких лиц в качестве уполномоченных лиц участника закупки в ЕСИА, а также в момент входа на ЭТП с прохождением идентификации и аутентификации в ЕСИА.
Порядок делегирования полномочий, а также оформления доверенности сотруднику организации в ЕСИА размещен в открытом доступе (https://www.gosuslugi.ru/help/faq/company_profile/4188).
Зарегистрироваться в ЕИС в том числе возможна через портал государственных. услуг https://gosuslugi.ru/ (пункт 13 Правил использования Единой системы идентификации и аутентификации).
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после регистрации в ЕИС и аккредитации такого лица на электронной площадке. При участии в закупке участника закупки через представителя такой представитель должен действовать не от своего имени, а от имени участника закупки (собственника квартиры) (письмо Минфина России от 05.12.2023).
Более того, на заказчика, распоряжающегося муниципальными денежными средствами, направленными на приобретение жилья, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) как на организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения. Такие требования связаны, в частности, от объективного фактора, связанного с используемым пороговым значением стоимости конкретных объектов, идентификацией является совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем (статья 3 Закона N 115-ФЗ). Федеральным законодателем определены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, к которым отнесены операции, совершаемые на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей.
Статьями 153, 154 Гражданского кодекса к сделкам отнесены действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть односторонними и многосторонними. Статья 3 Закона N 115-ФЗ определяет операции с денежными средствами или иным имуществом как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Операциями с денежными средствами или иным имуществом являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 Закона N 115-ФЗ). К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, статьей 4 Закона N 115-ФЗ отнесены в том числе организация и осуществление внутреннего контроля лицами, производящими выплаты (переводы) денежных средств.
Выплаты полученного по сделке продавцу (продавцам) (их уполномоченным на получение денежных средств представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором электронной площадки и заказчиком иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о получателе, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом фиксируются данные документа, удостоверяющего личность получателя (получателей) или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии)), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Требования, устанавливающие правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и подлежащие применению, утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 N 366 (далее - Требования).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, идентификация получателя денежных средств (продавшего по муниципальному контракту объект недвижимости сособственника) предполагает его обязанность представить заказчику и электронной площадке вышеперечисленные сведения, которые должны быть подтверждены документально.
По общему правилу, установленному пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ. Получение и передача имущества по договору купли-продажи недвижимости (в том числе по поставке для муниципальных нужд) отнесены к сфере обязательного финансового контроля.
Казначейское сопровождение осуществляется по правилам главы 24.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). Средства, предоставляемые из местного бюджета, подлежащие казначейскому сопровождению (далее - целевые средства), могут быть определены в том числе федеральным законом (статья 242.26 Бюджетного кодекса). Федеральными законам о бюджетах каждый год определяются перечни целевых средств, предоставляемых из местного бюджета, к которым относятся в том числе расчеты по муниципальным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и (или) в иных случаях, установленных в соответствии с другими федеральными законами, принятыми в целях реализации Закона N 44-ФЗ, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из местного бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных муниципальных контрактов на определяемую законом сумму. С учетом статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ (в редакции от 14.07.2022, действовавшей в спорный период) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в дополнение к случаям, определенным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, муниципальный заказчик вправе закупать жилых помещений для нужд муниципального образования с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе у физических лиц.
Исходя из абзаца тридцать шестого статьи 6 Бюджетного кодекса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 Бюджетного кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств, является участником казначейского сопровождения.
Участник закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключен контракт, признается поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 4.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ). Перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено (пункт 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ). В случае признания участника закупки, в том числе выступающего в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своего представителя, победителем закупки и заключения с ним контракта такой участник закупки становится поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту (письмо Минфина России от 27.10.2023 N 24-06-06/102575).
Таким образом, заключение муниципального контракта с физическими лицами, являющимися сособственниками одного объекта недвижимости при отсутствии у их представителя (представителей) по доверенности права получения полученных по сделке денежных средств, исходя из требований Закона N 44-ФЗ, Закона N 115-ФЗ, Закона N 63-ФЗ, Закона N 71-ФЗ, Правил N 60, Бюджетного кодекса, требует идентификации каждого из участников общедолевой собственников, включающую как аккредитацию в информационном ресурсе оператора электронной площадки, так и банковского счета, на который подлежит зачислению полученное по сделке исходя из имевшейся у него доли. Сходные правовые позиции изложены в Письме Минфина России от 05.12.2023 N 24-06-06/16934. Выводы суда о нарушении департаментом при разъяснении аукционной документации предпринимателю первого вопроса с учетом изложенного основаны на неправильном применении норм права применительно к содержанию запроса и ответа на него.
Кроме того, в решении управления отсутствуют мотивы признания департамента нарушившим при разъяснении аукционной документации по первому вопросу порядок регулирования отношения в сфере закупок для муниципальных нужд, в смысле, определяемом статьей 1 Закона N 44-ФЗ. Целью правового регулирования Закона N 44-ФЗ является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции, то есть создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставление возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать исполнителем (часть 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, соотносится с положениями статьи 124 Гражданского кодекса о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Эти положения предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств. Обязательное применение мер ответственности не отнесено к целям принятия Закона N 44-ФЗ и может воспрепятствовать этим целям, дискредитировав саму идею размещения государственных и муниципальных заказов на торгах, обеспечивающих прозрачность, конкуренцию, экономию бюджетных средств и направленных на достижение антикоррупционного эффекта.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания департамента при разъяснении аукционной документации по первому вопросу нарушившим требования Закона N 135-ФЗ, как основанные на неправильном применении норм права, а требование в названной части подлежит удовлетворению. Основания для отмены судебных актов в остальной части не установлены по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А32-1930/2023 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13.10.2022 N 907/2022 о признании нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 27, часть 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения при разъяснении Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования "Город Краснодар" аукционной документации сути извещения об электронном аукционе о возложении на собственника квартиры, желающего участвовать в электронном аукционе, обязанности пройти аккредитацию в Единой информационной системе при наличии зарегистрированного на электронной площадке в Единой информационной системе представителя по доверенности. Признать в этой части решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13.10.2022 N 907/2022 недействительным.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А32-1930/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, соотносится с положениями статьи 124 Гражданского кодекса о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Эти положения предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств. Обязательное применение мер ответственности не отнесено к целям принятия Закона N 44-ФЗ и может воспрепятствовать этим целям, дискредитировав саму идею размещения государственных и муниципальных заказов на торгах, обеспечивающих прозрачность, конкуренцию, экономию бюджетных средств и направленных на достижение антикоррупционного эффекта.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания департамента при разъяснении аукционной документации по первому вопросу нарушившим требования Закона N 135-ФЗ, как основанные на неправильном применении норм права, а требование в названной части подлежит удовлетворению. Основания для отмены судебных актов в остальной части не установлены по вышеизложенным основаниям."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф08-13434/23 по делу N А32-1930/2023