Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом управления
экологического и охотничьего надзора
Белгородской области
от 19 декабря 2023 г. N 609-ОД
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Белгородской области
Руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Белгородской области (далее - Руководство) разработано управлением экологического и охотничьего надзора Белгородской области (далее - Управление) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
1. Руководство по соблюдению требований в области использования и охраны водных объектов
Законодательство в области использования и охраны водных объектов состоит из Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 ВК РФ).
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области использования и охраны водных объектов, размещен на сайте Управления в разделе "Деятельность" во вкладках "Региональный надзор" "Государственный экологический надзор".
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами (части 1 и 2 статьи 6 ВК РФ).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (части 6 и 8 статьи 6 ВК РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 ВК РФ).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью (часть 4 статьи 65 ВК РФ):
- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются (часть 15 статьи 65 ВК РФ):
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых производится пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК РФ).
В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, установленными для водоохранных зон, запрещаются (часть 17 статьи 65 ВК РФ):
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным ВК РФ и другими федеральными законами.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях (часть 2 статьи 11 ВК РФ):
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 ВК РФ;
- использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 ВК РФ;
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 ВК РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях (часть 3 статьи 11 ВК РФ):
- обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод;
- строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
- создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
- строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 ВК РФ;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины (лесоматериалов);
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
- осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.
Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях (часть 4 статьи 11 ВК РФ):
- использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 ВК РФ;
- использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11 и 12 части 3 статьи 11 ВК РФ;
- проведение археологических полевых работ;
- использование болот в целях разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением болот, расположенных в границах водно-болотных угодий);
- использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации (часть 2 статьи 47 ВК РФ);
- использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 51.2 ВК РФ).
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (часть 6 статьи 10 ВК РФ).
Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, за исключением случаев, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона, либо случаев передачи прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется водопользователем в соответствии с гражданским законодательством с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего водный объект в пользование в пределах полномочий.
Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре (часть 4 статьи 19 ВК РФ).
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов ОБЯЗАНЫ (часть 2 статьи 39 ВК РФ):
- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- вести в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества", учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в Отдел водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов;
- выполнять иные предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами обязанности.
Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (часть 2 статьи 61 ВК РФ).
Основные ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ водных объектов (статья 42 ВК РФ):
- при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
- при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.
- работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
Основные ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ водных объектов (статья 55 ВК РФ):
- собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ;
- при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391, и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 94.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
- ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах (часть 3 статьи 60 ВК РФ);
- проектирование прямоточных систем технического водоснабжения (часть 4 статьи 60 ВК РФ).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (часть 1 статьи 56 ВК РФ);
- захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ (часть 5 статьи 56 ВК РФ);
- сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 ВК РФ);
- проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах (часть 7 статьи 56 ВК РФ);
- загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 57 ВК РФ);
- ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ (часть 5 статьи 60 ВК РФ).
В случае обнаружения утечки нефти (или) нефтепродуктов необходимо руководствоваться Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2451.
При эксплуатации водохозяйственной системы ЗАПРЕЩАЕТСЯ (часть 6 статьи 60 ВК РФ):
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
- производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 ВК РФ).
Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено (пункт 109 главы V Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644).
За нарушения обязательных требований в области использования и охраны водных объектов виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 7.6, 8.1, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.15, 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Руководство по соблюдению требований в области охраны атмосферного воздуха
Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и других нормативно-правовых актов.
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны атмосферного воздуха, размещен на сайте Управления в разделе "Деятельность" во вкладках "Региональный надзор" "Государственный экологический надзор".
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные при проведении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (статья 25 Федерального закона N 96-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду, должны организовывать и осуществлять производственный экологический контроль. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 года N 109 (далее - Приказ Минприроды России N 109). Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, предоставляется в Управление (пункты 2, 3, 4, 6 и 7 статьи 67 Федерального закона N 7-ФЗ, приказ Минприроды России N 109). Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 261.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (статья 22 Федерального закона N 96-ФЗ). Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 ноября 2021 года N 871.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, производят расчет нормативов допустимых выбросов (статья 22 Федерального закона N 7-ФЗ). Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 2909-р. Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в Управление по объектам, подлежащим государственному региональному экологическому надзору (части 1, 2 и 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ). Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только по высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II класса опасности) (часть 4 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Управление декларацию о воздействии на окружающую среду (пункты 1 и 2 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2018 года N 509. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов (часть 4 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 6 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники, определены частью 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (часть 7 статьи 15 Федерального закона N 96-ФЗ).
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования. Правила эксплуатации установок очистки газа (далее - Правила) утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 года N 498. В случае, если газоочистное устройство (далее - ГОУ) отключено или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена (часть 7 статьи 16, статья 16.1, часть 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ). ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (пункт 13 Правил). Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Проверка показателей работы ГОУ должна осуществляться при эксплуатации технологического оборудования (установки) в режиме максимально достигнутой производительности. При обнаружении неисправности или отклонения показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, в том числе уточненных в ходе пусконаладочных работ ГОУ, хозяйствующие субъекты должны реализовывать мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей при необходимости с отключением ГОУ и технологического оборудования (установки). Сведения о результатах технического осмотра, проверки фактических показателей работы, планово-предупредительного или внепланового ремонта, устранения обнаруженных неисправностей должны заноситься в паспорт ГОУ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания указанных работ (пункты 18, 23, 24, 30 Правил). В случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ (пункт 6 Правил). ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (пункт 9 Правил). Запрещается увеличение производительности технологического оборудования (установки) без реконструкции, модернизации ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования (установки), за исключением случаев, когда показатели работы ГОУ позволяют обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов при планируемом увеличении производительности технологического оборудования (установки). Мероприятия по реконструкции, модернизации ГОУ не должны приводить к снижению эффективности работы ГОУ, указанной в паспорте ГОУ (пункты 11, 12 Правил).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с Управлением.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
За нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 8.1, 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Руководство по соблюдению требований в области обращения с отходами производства и потребления
Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления состоит из Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования при обращении с отходами производства и потребления, размещен на сайте Управления в разделе "Деятельность" во вкладках "Региональный надзор" "Государственный экологический надзор".
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны:
- осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 536.
Порядок отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1027.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 года N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".
Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242;
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ). Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 года N 1028;
- ежегодно до 1 февраля после отчетного периода представлять в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (пункт 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, приказ Федеральной службы государственной статистики от 9 октября 2020 года N 627).
- при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории). Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Плата вносится по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 1 статьи 16.1, пункт 1 и 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039. Кроме того, Правила обустройства мест (площадок) накопления отходов производства и потребления установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
При обращении с отходами производства и потребления запрещается:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ);
- размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ);
- размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ);
- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (пункт 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ);
- захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (пункт 8 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ);
- захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ, часть 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ);
- захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ);
- применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ);
Потребители ртутьсодержащих ламп (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать требования Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2314:
- накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп.
Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп;
- накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека;
- накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп;
- в случае загрязнения помещения, где расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути лицом, организовавшим места накопления, должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами;
- транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 89-ФЗ. Допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании;
- для транспортирования поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп используется герметичная тара, исключающая возможность загрязнения окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Транспортирование поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором;
- сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации;
- утилизация и обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
- захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.
При обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитыми из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащими переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать следующие требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года N 59:
а) отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 к Техническому регламенту;
б) при обращении отработанной продукции запрещается:
- сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;
- вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;
- смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств-членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;
- смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;
- применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
В случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ).
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I, II и III категорий, юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным предоставляется в Управление (пункты 2, 3, 4, 6 и 7 статьи 67 Федерального закона N 7-ФЗ, статья 26 Федерального закона N 89-ФЗ).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 года N 109.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 261.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (часть 2 статьи 11, пункты 2 и 5 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
За нарушение обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Руководство (разъяснение) по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC):
- статьи 4.2, 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);
- пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 07 мая 2022 года N 830 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила);
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 августа 2022 года N 532 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам".
Объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона N 219-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты HBOC в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ. Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты HBOC, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект HBOC на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте HBOC.
Понятие объекта HBOC - объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Объект HBOC может включать несколько источников негативного воздействия (в том числе источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными, автомобильными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов HBOC.
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 (далее - Критерии N 2398), такой объект не является объектом HBOC и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ.
В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию. Также подлежат постановке на учет объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства.
Уровень поднадзорности объекта HBOC (федеральный или региональный) определяется согласно Критериям N 1096, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (Надзоре)" (далее - Критерии N 1096). Таким образом, объект относящийся к IV категории объекта HBOC (согласно Критериям N 2398), но соответствующий хотя бы одному из Критериев N 1096, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов HBOC, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты HBOC разного уровня надзора и разных категорий.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. Определение категории объекта HBOC осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Федеральным законом N 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами.
Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки. Пунктом 7 Критериев N 2398 предусмотрено отнесение объекта HBOC к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты HBOC III категории характеризуются незначительным негативным воздействием на окружающую среду, объекты HBOC IV категории - минимальным негативным воздействием. С учетом того, что объекты HBOC III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты HBOC IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду.
Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина, возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в пункте 18 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).
Образование отходов в соответствии с Критериями N 2398 не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов HBOC.
В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях N 2398, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта HBOC. Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов HBOC.
Критериями отнесения объектов HBOC к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов. Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам HBOC только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.
Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 18 Правил).
Форма Заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 августа 2022 года N 532 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".
Юридические лица и индивидуальные предприниматели за непредставление заявки в адрес Управления могут нести ответственность, предусмотренную статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<< Назад |
||
Содержание Приказ управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области от 19 декабря 2023 г. N 609-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.