Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Департамента
государственного строительного
и технического надзора
Смоленской области
от 14.03.2023 N 148/ОД
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год
1. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее - Департамент) при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год подготовлен Департаментом на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 18 Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30.11.2021 N 756.
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики Департамента при осуществлении государственного строительного надзора за 2022 год являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Департаментом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) статистические данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий;
5) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
6) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
2. Обеспечение единообразных подходов к применению Департаментом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Департамент осуществляет полномочия по региональному государственному строительному надзору при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Смоленской области с соблюдением основных принципов государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом N 248-ФЗ:
1) законность и обоснованность действий и решений Департамента и его должностных лиц;
2) стимулирование добросовестного соблюдения лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (далее - контролируемое лицо) обязательных требований;
3) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
4) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимость злоупотребления правом (как со стороны Департамента и его должностных лиц, так и со стороны контролируемых лиц, организаций и граждан);
6) соблюдение охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной или иной);
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении регионального государственного строительного надзора;
8) оперативности и разумности (обоснованности) при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых действиях и принимаемых решениях должностными лицами Департамента осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" и Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
Департамент ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор.
На официальном сайте Департамента в сети "Интернет" обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Департамента.
3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
Анализ административной практики свидетельствует, что к наиболее типичным нарушениям обязательных требований контролируемыми лицами, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора, относятся:
1) нарушения проектной документации, порядка внесения изменений в проектную документацию, эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию;
2) нарушения, связанные с некачественным осуществлением функций строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства либо, застройщиком, техническим заказчиком, либо иной привлеченной на основании договора осуществления строительного контроля организацией;
3) нарушение требований по порядку и ведению исполнительной документации контролируемыми лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Источниками риска, факторами и условиями, способствующими причинению вреда (ущерба) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства является:
- нарушение проектной документации, требований технических регламентов, обязательных требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий);
- действия, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
- строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
- нарушение сроков направления в Департамент извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительств или не уведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
- эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- непредставление или несвоевременное представление в Департамент сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления регионального государственного строительного надзора, либо представление в Департамент таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;
- некачественное осуществление строительного контроля лицами, осуществляющими строительство;
- необеспечение устранения контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и к продолжение работ до составления акта, об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемым лицом.
5. Статистические данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий
За 2022 год должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора проведено 483 проверки объектов капитального строительства, 33 выездных обследования.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий по фактам выявленных нарушений обязательных требований составлен 41 протокол об административных правонарушениях.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в органы местного самоуправления направлено 19 уведомлений о выявлении самовольной постройки для рассмотрения и принятия решения в соответствии с частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Департаментом:
1) размещено на сайте Департамента и поддерживаются в актуальном состоянии на постоянной основе сведения, информация по вопросам соблюдения обязательных требований;
2) объявлено и направлено 40 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) проводятся консультации контролируемых лиц и (или) их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора, порядком обжалования действий (бездействии) должностных лиц Департамента, разъяснения требований проектной документации;
5) осуществлено 43 профилактических визита в форме профилактической беседы.
По результатам анализа проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований:
1) нарушение, связанное с некачественным осуществлением функций строительного контроля, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства либо, застройщиком, техническим заказчиком, либо иной привлеченной на основании договора осуществления строительного контроля организацией, индивидуальным предпринимателем осуществляющим подготовку проектной документации привлеченной заказчиком (застройщиком) в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации;
2) нарушение обязательных требований в области строительства, неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации, нарушение проектной документации, нарушение порядка внесения изменений в проектную документацию, строительство объектов, для строительства которых разрешение не требуется, с нарушением требований правил землепользования и застройки, эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.
6. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Актуализация обязательных требований не требуется. Предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.