Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением
Избирательной комиссии
Калужской области
от 19.01.2024 N 385/43-7
Порядок
действий членов участковых избирательных комиссий и иных лиц в случае возникновения угрожающих жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса чрезвычайных ситуаций для перемещения голосования в резервные пункты при проведении выборов различных уровней на территории Калужской области
1. Общие положения
Настоящий порядок разработан во взаимодействии с УМВД России по Калужской области и ГУ МЧС России по Калужской области в целях обеспечения реализации избирательных прав граждан при возникновении на избирательном участке в день голосования чрезвычайной ситуации, требующей приостановления избирательного процесса.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при проведении выборов главными задачами участковых избирательных комиссий (далее - УИК) являются: немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы, спасению жизни и здоровья людей и, затем, принятие всех, возможных в данной ситуации мер, направленных на скорейшее восстановление избирательных прав граждан.
Чрезвычайная ситуация может возникнуть в случае получения сообщения о заложенном взрывном устройстве в помещении для голосования, помещении УИК или здании, в котором она расположена; обнаружении на избирательном участке или в непосредственной близости к нему бесхозных вещей и подозрительных предметов; подрыве взрывного устройства в указанных зонах; при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.); распылении токсичных веществ; вооруженного или группового нападения на избирательный участок и иных случаях, дающих основание предположить о наличии реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности людей.
Ответственные должностные лица правообладателя объекта, в котором размещена УИК, обязаны оказывать данной комиссии содействие в реализации ее полномочий, в том числе, путем принятия необходимых мер по обеспечению пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности вышеуказанного объекта, выполнения обоснованных требований председателей УИК.
Члены УИК и лица, привлеченные к работе в УИК обязаны знать и соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности, возложенные на них планом эвакуации обязанности.
Ответственное должностное лицо объекта, в котором размещена УИК, вместе с председателем УИК обязаны:
контролировать выполнение всеми лицами требований пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности;
инструктировать лиц, обеспечивающих охрану объекта, где размещается УИК;
периодически проверять состояние пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности, несение дежурства;
обеспечить содержание в исправном состоянии средств связи, средств пожаротушения, путей эвакуации, систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.
2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности
Для предотвращения возникновения угроз, эффективного и оперативного реагирования УИК в подобных ситуациях должны быть проведены обязательные мероприятия по обеспечению безопасности:
2.1. На каждом избирательном участке заблаговременно, до начала его работы, приказом должностного лица правообладателя объекта, где размещена УИК, должен быть установлен соответствующий режим, обеспечено выполнение установленных правил и требований по безопасности, предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе: проверена исправность наружного и внутреннего противопожарных водопроводов, осветительной и силовой сети, пожарной сигнализации, обеспечено наличие и исправность первичных средств пожаротушения и противодымной защиты; приведены в надлежащее состояние эвакуационные пути и ограждения (двери эвакуационных выходов должны свободно открываться по ходу движения из помещений); подготовлено аварийное освещение, электрические фонари или другие закрытые источники освещения на случай отключения электроэнергии).
2.2. Председатель УИК проводит инструктаж всех членов УИК, лиц, привлеченных к работе в УИК, о действиях, предпринимаемых ими в случае возникновения внештатных ситуаций.
2.3. Председатель УИК организует ежедневное проведение осмотров здания и помещений, где размещается УИК, перед их закрытием, обесточивает электроэнергию и все токосъемники, а также помещения для голосования, прилегающей к ним территории; основных и запасных входов-выходов в день голосования и предшествующий ему день (запасные выходы необходимо держать открытыми во время нахождения на избирательном участке людей, проходы не должны быть загромождены и заужены).
Проведение осмотров территории и помещений осуществляется в целях: обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц; недопущения проникновения посторонних лиц в прилегающие помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения; недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий.
К проведению осмотров привлекаются должностные лица объекта, где размещена УИК, сотрудники полиции (по предварительному согласованию с территориальными органами МВД России в Калужской области на районном уровне), работники ЧОО, осуществляющие охрану объектов.
2.4. Председатель УИК организует контролируемый въезд автотранспорта на прилегающую к помещениям УИК территорию.
2.5. Председатель УИК организует взаимодействие с органами местного самоуправления по недопущению в день голосования торговли спиртными напитками с любым содержанием алкоголя и иными напитками в стеклянной таре, на территории, прилегающей к помещениям УИК.
2.6. Председатель УИК организует силами служб объекта, где размещена УИК, уборку территории, прилегающей к избирательному участку и помещений, где размещается УИК, помещения для голосования.
Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.
2.7. Председатель УИК осуществляет информационное обеспечение членов УИК, лиц, привлеченных к работе в УИК в сфере безопасности.
На рабочих местах указанных лиц должна быть размещена наглядная информация о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей и избирательной документации.
В местах расположения телефонных аппаратов должна быть размещена информация о телефонах:
вышестоящей избирательной комиссии;
территориальных органов МВД России по Калужской области на районном уровне (далее - территориальные органы МВД);
Управления Федеральной службы безопасности по Калужской области (далее - ФСБ);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (далее - МЧС);
аварийно-спасательных и неотложных служб (скорой медицинской помощи, пожарного надзора, аварийной газовой службы).
2.8. Председатель УИК совместно с территориальными подразделениями МЧС обеспечивает разработку и утверждение УИК плана эвакуации людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации, назначает и организует дежурство ответственных лиц.
План эвакуации выполняется в виде таблицы (N п/п, перечень и порядок действий, исполнитель). Также может оформляться в виде инструкций или памяток о действиях при возникновении угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса. При этом необходимо:
2.8.1. Определить место (места) эвакуации (определить места сбора на территории избирательного участка, расположенные на безопасном расстоянии от периметра здания, в котором расположена УИК). При определении мест эвакуации следует учитывать рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната РГД-5 - не менее 50 метров;
граната Ф-1 - не менее 200 метров;
тротиловая шашка массой 200 грамм - 45 метров;
тротиловая шашка массой 400 грамм -55 метров;
пивная банка 0,33 литра - 60 метров;
чемодан (кейс) - 230 метров;
дорожный чемодан - 350 метров;
легковой автомобиль - 550 метров;
микроавтобус - 920 метров;
грузовой автомобиль (фургон) - 1240 метров.
2.8.2. Убедиться в наличии в помещении для голосования, помещении УИК плана эвакуации на случай пожара (согласно пункту 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
2.8.3. Предусмотреть способ оповещения об эвакуации (например, председатель УИК громко объявляет участникам избирательного процесса о проведении эвакуации).
2.8.4. Установить порядок и последовательность действий членов УИК, лиц, привлеченных к работе в УИК, по эвакуации людей и избирательной документации с избирательного участка, помещения для голосования (назначить лиц, ответственных за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и из помещений, за организацию оцепления, его состав; состав эвакуируемых; порядок связи с местом сбора).
2.8.5. Установить перечень мероприятий по контролю за эвакуацией (проверить, все ли люди покинули помещения, вся ли избирательная документация была эвакуирована и др. - т.е. все ли действия по эвакуации были произведены надлежащим образом).
2.8.6. Установить меры по локализации и устранению возникших угроз (тушение пожара, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.).
2.8.7. Организовать встречу и информирование прибывающих сотрудников полиции, пожарной службы, иных аварийно-спасательных и специальных служб.
Предлагается провести не менее одной практической тренировки по отработке инструкций и плана эвакуации (без выноса документации из помещений для голосования, помещения УИК и вызова специальных служб).
3. Основные требования пожарной, антитеррористической безопасности
3.1. Члены УИК, привлекаемые к работе в УИК лица должны соблюдать осторожность, быть внимательными к избирателям и иным лицам, находящимся в помещении для голосования и помещениях УИК. Необходимо обращать внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства.
При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:
касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или радиостанцией вблизи обнаруженного предмета;
оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет.
Заметив подозрительный предмет (сверток), члены УИК, привлекаемые к работе в УИК лица, не должны подходить близко к нему. В этом случае, они обязаны, предупредив стоящих рядом людей о возможной опасности и организовав его ограждение или охрану (исключив возможность случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его) немедленно сообщить о находке сотрудникам полиции и председателю УИК.
3.2. В день голосования председатель УИК организует дежурство членов УИК и постоянное наблюдение за ящиками для голосования.
В целях безопасности избирателей в период голосования все занавески в кабинах для тайного голосования должны быть подняты над полом на 50 сантиметров, чтобы обеспечивался обзор нижней части кабины. В случае заноса и оставления в кабине для тайного голосования подозрительных предметов, последние сразу же обратят на себя внимание.
В кабине для тайного голосования столы или подставки для отметок в бюллетенях должны быть полностью просматриваемыми, без крючков и выступающих предметов, не должны содержать полостей или мест, где могли быть оставлены какие-либо предметы.
3.3. Из здания, где размещается УИК, помещение для голосования, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
Запрещается:
устанавливать кабины для голосования, ящики для голосования и столы, устраивать временные торговые точки на путях эвакуации из помещений для голосования, помещений УИК и здания, в котором они расположены;
загромождать пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения и связи, устройствам отключения электроэнергии, а также закрывать двери запасных эвакуационных выходов во время проведения мероприятий, связанных с голосованием;
устанавливать в кабинах для голосования или на их внутренних и внешних поверхностях выключатели и розетки;
подвешивать светильники на электропроводах;
устраивать и эксплуатировать временные электросети;
проводить в помещениях УИК огневые работы (сварочные, газорезательные и др.);
пользоваться нестандартными электронагревательными приборами, а также эксплуатировать электроприборы заводского исполнения, не оборудованные терморегуляторами;
устанавливать и использовать временные печи;
допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы; применение свечей и керосиновых ламп.
4. Действия в случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса
4.1. В случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса, действия членов УИК, обслуживающего персонала, администрации объекта, в котором размещена УИК, в первую очередь должны быть направлены на спасение жизни и здоровья людей, устранение возникшей угрозы, эвакуацию людей.
4.2. При поступлении информации об угрозе жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса председателем УИК или по его поручению - членом УИК с правом решающего голоса в соответствии с характером угрозы информация должна быть немедленно доведена до сведения ФСБ, территориальных органов МВД, МЧС, Росгвардии, аварийно-спасательных и неотложных служб (скорая медицинская помощь, пожарная, аварийная газовая служба). Также немедленно должны быть извещены все члены УИК, председатель вышестоящей избирательной комиссии.
4.3. Решение о проведении эвакуации принимается участковой избирательной комиссией на основании предложения (предложений):
председателя УИК;
ответственного должностного лица правообладателя объекта, в котором располагаются помещения УИК;
уполномоченного должностного лица ФСБ;
уполномоченного должностного лица территориального органа МВД;
уполномоченного должностного лица МЧС.
Эвакуация организуется председателем УИК совместно с уполномоченным должностным лицом организации, являющейся правообладателем объекта, в котором находятся помещения УИК, в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объекта и с учетом характера возникшей угрозы жизни, здоровью и безопасности лиц, находящихся в помещениях УИК.
На основании принятого решения о проведении эвакуации УИК безотлагательно должна рассмотреть вопрос о приостановке процедуры голосования в помещении для голосования (в день голосования) и проведении эвакуации технологического оборудования,избирательной документации.
Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями членов УИК, привлеченных к работе в УИК лиц, должностных лиц и работников объекта, в котором расположена УИК, охраны, сотрудников территориальных органов МВД, МЧС.
Эвакуация должна проводиться с использованием тех эвакуационных путей и выходов, которые в сложившейся ситуации считаются наиболее безопасными.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо:
немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 112, 101;
до прибытия пожарных подразделений принять меры по эвакуации людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей и меры по тушению пожара.
4.5. Председатель УИК или другое уполномоченное им лицо на месте пожара обязаны:
на основании принятого решения организовать совместно с дежурным и обслуживающим персоналом эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей, а также встречу прибывающих подразделений пожарной охраны;
продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану;
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
при необходимости отключить электроэнергию;
прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;
удалить за пределы опасной зоны всех присутствующих людей, а также обслуживающий персонал, не участвующий в тушении пожара;
осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны, обеспечить соблюдение требований безопасности персоналом, принимающим участие в тушении пожара.
4.6. В случае поступления в УИК информации о заложенном взрывном устройстве, необходимо исходить из того, что подавляющее большинство таких угроз являются ложными, однако их нельзя игнорировать. Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании должно рассматриваться как реальная угроза жизни людей, находящихся на избирательном участке.
4.7. Члены УИК, привлекаемые к работе в УИК лица, должны быть проинструктированы, чтобы в случае предупреждения о заложенном взрывном устройстве сохраняли спокойствие и самообладание. Важно задать лицу, сообщившему об опасности, вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе взрывного устройства, а также о мотивах диверсии. В последующем расследовании инцидента будет иметь значение любая информация. Важно, чтобы лицо, принявшее сообщение об угрозе взрыва, впоследствии могло внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, акценте звонившего.
После того, как звонок был принят, трубку нельзя класть на телефон или каким-либо образом отключать телефон от линии или соединения (для целей последующего определения места, откуда был произведен звонок).
В том случае, если оповещают о взрыве письменным сообщением - почтовым или подброшенным, тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это вещественная улика. Необходимо немедленно поместить такое предупреждение в полиэтилен, чтобы не стереть следы пальцев руки другие важные следы.
4.8. В том случае, если угроза жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса признана реальной и принято решение о приостановке процедуры голосования и проведении эвакуации:
4.8.1. Председатель УИК или иное уполномоченное лицо:
оповещает присутствующих в помещении для голосования (в день голосования) и помещении УИК лиц об эвакуации. Например: "Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок";
организует эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей;
организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
не допускает паники;
организует локализацию опасных явлений - тушение пожара (при его возникновении) до прибытия подразделений пожарной охраны с соблюдением необходимых мер безопасности, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.;
организует встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, противопожарной службы, иных аварийно-спасательных и специальных служб;
контролирует выполнение обязанностей со стороны членов УИК, привлеченных к работе в УИК лиц;
4.8.2. Заместитель председателя УИК или иное уполномоченное лицо:
в присутствии наблюдателей заклеивает (заранее приготовленными наклейками со своей подписью и печатью УИК) приемные щели ящиков для голосования, обеспечивает целостность пломб на ящиках для голосования, пломб-наклеек сейф-пакетов при эвакуации;
вместе с другими членами УИК эвакуирует технологическое оборудование (ящики для голосования, комплексы обработки избирательных бюллетеней, переносные ящики
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Калужской области от 19 января 2024 г. N 385/43-7 "О Порядке действий членов участковых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.