Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
культурного наследия города Москвы
от 14 марта 2024 г. N 70
Приложение
к приказу Департамента
культурного наследия города Москвы
от 14 июня 2022 г. N 204
Инструкция
по утверждению предмета охраны объектов культурного наследия
1. Инструкция по утверждению предмета охраны объектов культурного наследия (далее - Инструкция) определяет сроки и последовательность действий должностных лиц Департамента культурного наследия города Москвы (далее - Департамент) при рассмотрении проекта предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), после вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (за исключением объектов археологического наследия и отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (далее - объект культурного наследия), если предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден, и принятии решения об утверждении или отказе в утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, а также об уточнении или отказе в уточнении утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия.
2. Департамент рассматривает проекты предмета охраны объектов культурного наследия, разработанные самостоятельно физическими или юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления за счет собственных средств либо за счет средств соответствующих бюджетов, а также разработанные для нужд Департамента ГАУ "Спецдирекция ОКН" в рамках реализации государственного задания за счет средств бюджета города Москвы.
3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных, научных и иных исследований, в том числе аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта культурного наследия с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, изучения и анализа заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, содержащих информацию о ценности объекта культурного наследия с точки зрения истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (далее - историко-культурные исследования).
4. Результатом разработки проекта предмета охраны объекта культурного наследия является комплект документов (далее - проект предмета охраны), в состав которого входят:
пояснительная записка;
проект утверждаемой части предмета охраны объекта культурного наследия, состоящий из текстовой и графической частей, с возможным дополнением фотографическими изображениями его элементов, разработанный с учетом Методических указаний по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры), утвержденных распоряжением Комитета по культурному наследию города Москвы от 2 августа 2010 г. N 9 (далее - Методические указания), а также особенностей, изложенных в пункте 6 настоящей Инструкции;
материалы по обоснованию предлагаемого к утверждению (уточнению) предмета охраны объекта культурного наследия, сформированные по результатам проведенных историко-культурных исследований;
материалы фотофиксации особенностей объекта культурного наследия, являющихся основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
5. Проект предмета охраны, которым предлагается внесение уточнений в ранее утвержденный предмет охраны объекта культурного наследия, разрабатывается в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей Инструкции и должен содержать документ и/или результаты историко-культурных исследований, отсутствовавшие или не учтенные при подготовке ранее утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия и дающие основания для его уточнения.
6. Решение об утверждении или отказе в утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, а также об уточнении или отказе в уточнении ранее утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия принимается на основании проекта предмета охраны, разработанного в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей Инструкции, с учетом следующих особенностей:
6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.
6.2. К предмету охраны объекта культурного наследия могут быть отнесены архитектурные, конструктивные решения, градостроительные и объемно-пространственные характеристики, пространственно-планировочная структура, стиль, конструктивные материалы, цветовые решения, декоративные элементы, архитектурно-художественное убранство.
6.3. Предметом охраны объекта культурного наследия также может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением деятельности, подлежащее обязательному сохранению.
6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия, являющегося отдельным захоронением, некрополем, могут быть включены местоположение, пространственно-планировочная структура, архитектурно-художественное оформление надгробного сооружения, характер обработки (фактура) материала данного сооружения и мемориальная посвятительная надпись на нем.
6.5. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, может включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.
6.6. В предмет охраны объекта культурного наследия, являющегося произведением монументального искусства или произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, могут быть включены местоположение в планировочной структуре архитектурного ансамбля, города, местности, характер обработки, техника и материал, ландшафтные, планировочные, композиционно-пространственные и визуальные характеристики.
6.7. В предмет охраны объекта культурного наследия, являющегося достопримечательным местом, могут быть включены его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение достопримечательного места.
6.8. В предмет охраны объекта культурного наследия могут быть включены архитектурные элементы и детали, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).
6.9. Техническое состояние объекта культурного наследия не влияет на состав его предмета охраны.
7. Поступившее письменное обращение физического или юридического лица об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия (далее - Обращение) с прилагаемым к нему проектом предмета охраны на бумажном носителе в пронумерованном, сброшюрованном и прошитом виде в одном экземпляре и на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) регистрируется Управлением документационного обеспечения и контроля Департамента в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
8. Обращение с прилагаемым проектом предмета охраны не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации Обращения, направляется Управлением документационного обеспечения и контроля Департамента на рассмотрение в Управление государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Департамента (далее - УГУиЭ).
Единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности Департамента документов, а также организации работы с документами на бумажном носителе и электронными документами устанавливаются Инструкцией по делопроизводству в Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденной приказом Департамента от 16 октября 2023 г. N 521 (далее - Инструкция по делопроизводству).
9. Срок рассмотрения Департаментом Обращения составляет 30 дней со дня его регистрации.
Срок рассмотрения Департаментом Обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом лица, направившего Обращение, в исключительном случае, если представленный проект предмета охраны не позволяет сделать однозначный вывод об обоснованности или необоснованности предложенного к утверждению (уточнению) предмета охраны объекта культурного наследия, в связи с чем необходимо проведение следующих дополнительных мероприятий:
визуальный осмотр объекта культурного наследия на предмет соответствия проекта предмета охраны текущему состоянию объекта культурного наследия, по результатам которого сотрудниками Управления специальных городских объектов Департамента (далее - УСГО) и (или) Управления территориального контроля Департамента (далее - УТК) оформляется заключение по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;
анализ проекта предмета охраны на его соответствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, ранее согласованной Департаментом (далее - согласованная документация), по результатам которого сотрудниками Управления рассмотрения документации Департамента (далее - УРД) оформляется заключение по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;
запрос сотрудниками УГУиЭ архивных материалов по объекту культурного наследия в архивах города Москвы или иных архивах на основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ и их последующий анализ;
организация сотрудниками УГУиЭ заседания секции N 2 "Государственный учет объектов культурного наследия города Москвы" Научно-методического совета при Департаменте (далее - секция N 2) для коллегиальной научно-методической оценки проекта предмета охраны.
10. Решение о продлении срока рассмотрения Департаментом Обращения принимается начальником УГУиЭ, или лицом, на которое возложено исполнение его обязанностей, либо заместителем руководителя Департамента, курирующим данное структурное подразделение Департамента, или лицом, на которое возложено исполнение его обязанностей, в связи с отсутствием однозначного вывода об обоснованности или необоснованности предложенного к утверждению (уточнению) предмета охраны объекта культурного наследия и необходимости проведения одного или нескольких мероприятий, установленных пунктом 9 настоящей Инструкции.
Решение о продлении срока рассмотрения Департаментом Обращения оформляется в виде уведомления (письма) о продлении срока рассмотрения Обращения, содержащего информацию о причинах такого продления, и направляется лицу, направившему Обращение, в срок, не превышающий 30 дней со дня его регистрации.
Подготовка проекта уведомления о продлении срока рассмотрения Обращения осуществляется должностным лицом Департамента, ответственным за рассмотрение Обращения.
В случае необходимости направления запроса в архивы города Москвы или иные архивы проект такого запроса готовится должностным лицом Департамента, ответственным за рассмотрение Обращения, в срок не позднее 14 дней со дня регистрации Обращения.
11. Ответы по результатам рассмотрения Обращения, уведомления о продлении срока рассмотрения Обращения, а также иные письма (запросы), связанные с Обращением, подписываются одним из должностных лиц, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции.
Организация работы с исходящими письмами (запросами), уведомлениями при рассмотрении Обращения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ и Инструкцией по делопроизводству.
12. С момента поступления в УГУиЭ на рассмотрение Обращения с приложенным проектом предмета охраны в порядке, установленном пунктом 8 настоящей Инструкции, проводится проверка:
12.1. На соответствие проекта предмета охраны положениям настоящей Инструкции.
12.2. На наличие/отсутствие недостоверных и (или) противоречивых сведений в Обращении и (или) проекте предмета охраны.
12.3. На соответствие Обращения и (или) проекта предмета охраны требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
12.4. На соответствие содержания проекта предмета охраны данным реестра.
12.5. На соответствие предлагаемого к утверждению (уточнению) предмета охраны объекта культурного наследия Методическим указаниям в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и правовым актам города Москвы.
13. По результатам проверки проекта предмета охраны, установленной пунктом 12 настоящей Инструкции, с учетом положений пункта 16 настоящей Инструкции УГУиЭ реализует одно из следующих мероприятий:
13.1. Обеспечивает подготовку проекта правового акта Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия.
13.2. Принимает решение, оформленное в виде мотивированного письма Департамента, об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия.
13.3. Инициирует проведение одного или нескольких мероприятий, установленных пунктом 9 настоящей Инструкции в случае, если представленный проект предмета охраны не позволяет сделать однозначный вывод об обоснованности или необоснованности предложенного к утверждению (уточнению) предмета охраны объекта культурного наследия.
14. УГУиЭ в срок не позднее 30 дней со дня регистрации Обращения, в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ, направляет лицу, направившему Обращение, письменное уведомление (письмо) об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия с приложением копии правового акта Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия, либо об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия на основании пункта 16 настоящей Инструкции с приложением проекта предмета охраны, либо о продлении срока рассмотрения Обращения в порядке, установленном пунктами 9, 10 настоящей Инструкции.
15. Проект предмета охраны, на основании которого принят правовой акт Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия, лицу, направившему Обращение, не возвращается.
16. Основаниями для принятия решения об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия являются:
16.1. Несоответствие проекта предмета охраны требованиям, установленным настоящей Инструкцией.
16.2. Выявление недостоверных и (или) противоречивых сведений в Обращении и (или) проекте предмета охраны.
16.3. Несоответствие Обращения и (или) проекта предмета охраны требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и (или) правовыми актами города Москвы.
16.4. Несоответствие содержания проекта предмета охраны данным реестра.
16.5. Согласие Департамента с выводами, изложенными в протоколе секции N 2, содержащими рекомендации об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия.
16.6. Наличие в заключениях о соответствии (несоответствии) проекта предмета охраны текущему состоянию объекта культурного наследия, а также согласованной документации (далее - Заключения), предусмотренных пунктом 20 настоящей Инструкции, вывода о несоответствии историко-культурных исследований текущему состоянию объекта культурного наследия и (или) согласованной документации.
17. В случае принятия решения о продлении срока рассмотрения Обращения в порядке, установленном пунктами 9, 10 настоящей Инструкции, УГУиЭ направляет проект предмета охраны на электронном носителе на рассмотрение в УСГО и (или) в УТК (для проверки соответствия историко-культурных исследований текущему состоянию объекта культурного наследия) и (или) в УРД (для проверки соответствия историко-культурных исследований согласованной документации), и (или) обеспечивает рассмотрение проекта предмета охраны на заседании секции N 2 (для коллегиальной научно-методической оценки историко-культурных исследований), и (или) направляет запрос о получении архивных материалов по объекту культурного наследия в архивы города Москвы или иные архивы в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ.
18. УТК и (или) УСГО в рамках компетенции в течение 10 дней с даты получения ими проекта предмета охраны по результатам визуального осмотра объекта культурного наследия проводят проверку соответствия проекта предмета охраны текущему состоянию объекта культурного наследия.
19. УРД в течение 10 дней с даты получения им проекта предмета охраны проводит проверку его соответствия согласованной документации.
20. По результатам рассмотрения проекта предмета охраны УСГО и (или) УТК, и (или) УРД направляет(ют) в УГУиЭ Заключения, оформленные в соответствии с пунктами 21, 22 настоящей Инструкции, по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.
21. Заключения УСГО и УТК должны содержать материалы фотофиксации объекта культурного наследия, включая его особенности, являющиеся основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащие обязательному сохранению, указанные в предложенном к утверждению предмете охраны объекта культурного наследия, с указанием даты съемки, которая должна быть проведена в течение 10 дней до дня составления Заключения.
22. В случае несоответствия проекта предмета охраны текущему состоянию объекта культурного наследия и (или) согласованной документации в Заключении, в разделе "Рекомендации", указываются замечания и предложения по доработке (при наличии) проекта предмета охраны.
23. По результатам рассмотрения проекта предмета охраны на заседании секции N 2 в установленном Департаментом порядке оформляется протокол заседания секции N 2, содержащий рекомендации об утверждении (уточнении) либо отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия.
24. По результатам проведения мероприятий в соответствии с пунктами 17, 20, 23 настоящей Инструкции УГУиЭ обеспечивает подготовку проекта правового акта Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия с последующим направлением лицу, направившему Обращение, письменного уведомления (письма) об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия с приложением копии соответствующего правового акта Департамента или при наличии оснований, указанных в пункте 16 настоящей Инструкции, направляет лицу, направившему Обращение, мотивированное письменное уведомление (письмо) об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия.
25. В случае принятия Департаментом решения об отказе в утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия проект предмета охраны может быть доработан в соответствии с положениями настоящей Инструкции, с учетом полученных замечаний и повторно направлен на рассмотрение в Департамент.
26. В отношении проектов предмета охраны, разработанных ГАУ "Спецдирекция ОКН" (далее - Исполнитель) для нужд Департамента в рамках реализации государственного задания, действует следующий порядок их рассмотрения:
26.1. Поступившее письменное обращение Исполнителя о представлении на рассмотрение разработанного им проекта предмета охраны (далее - письмо Исполнителя) с прилагаемым к нему проектом предмета охраны на бумажном носителе в пронумерованном и сброшюрованном виде в одном экземпляре и на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) регистрируется Управлением документационного обеспечения и контроля Департамента в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству.
26.2. Разработка и представление в Департамент проекта предмета охраны осуществляется в соответствии с пунктами 2 - 6, 8 настоящей Инструкции в срок не позднее 14 дней до окончания квартала в отношении объекта культурного наследия, для которого на соответствующий период государственным заданием предусмотрена такая разработка.
26.3. Зарегистрированное письмо Исполнителя с приложением проекта предмета охраны направляется Управлением документационного обеспечения и контроля Департамента в УГУиЭ в порядке, установленном пунктом 8 настоящей Инструкции.
26.4. С момента поступления в УГУиЭ письма Исполнителя с приложением проекта предмета охраны УГУиЭ проводит его проверку в порядке, установленном пунктом 12 настоящей Инструкции.
В случае наличия оснований, указанных в пунктах 16.1 - 16.4 настоящей Инструкции, Департамент возвращает проект предмета охраны Исполнителю на доработку в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству.
В случае отсутствия оснований, указанных в пунктах 16.1 - 16.4 настоящей Инструкции, УГУиЭ направляет проект предмета охраны на электронном носителе на рассмотрение в УСГО и (или) в УТК (для проверки соответствия историко-культурных исследований текущему состоянию объекта культурного наследия), и в УРД (для проверки соответствия историко-культурных исследований согласованной документации).
26.5. УСГО и (или) УТК, и УРД проводят проверку проекта предмета охраны в порядке, установленном пунктами 18 и 19 настоящей Инструкции.
26.6. По результатам проверки проекта предмета охраны УСГО и (или) УТК, и УРД направляют в УГУиЭ Заключения, составленные в соответствии с пунктом 20 настоящей Инструкции.
26.7. По результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктами 26.4 - 26.6 настоящей Инструкции, УГУиЭ в случае принятия решения о принятии проекта предмета охраны в работу в целях подготовки на его основании правового акта Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству, направляет в адрес Исполнителя письменное уведомление (письмо) о принятом решении или принимает решение, оформленное в виде мотивированного письма о необходимости доработки проекта предмета охраны, в порядке, установленном настоящей Инструкцией, с установлением срока его последующего представления.
26.8. Сроки принятия правового акта Департамента об утверждении (уточнении) принятого в работу проекта предмета охраны определяются планом-графиком, утвержденным правовым актом Департамента.
27. По результатам принятия правового акта Департамента об утверждении (уточнении) предмета охраны объекта культурного наследия Департамент осуществляет учет и хранение соответствующего проекта предмета охраны в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству и приказом Департамента от 28 июня 2011 г. N 167 "О комплектовании и использовании архивных фондов Департамента культурного наследия города Москвы".
Приложение
к Инструкции по утверждению предмета охраны
объектов культурного наследия
Заключение
Москва |
"___" _______________ 20___ г. |
Я, ниже подписавшийся(аяся), Ф.И.О, должность составил(а) настоящее заключение по результатам рассмотрения комплекта документов проекта предмета охраны объекта культурного наследия вид, наименование объекта культурного наследия, его адрес (далее - Объект), представленных в Департамент культурного наследия города Москвы Ф.И.О. физического лица/наименование юридического лица/органа государственной власти/органа местного самоуправления, (реквизиты письма заявителя, направившего комплект документации) на рассмотрение.
Управлением территориального контроля/специальных городских объектов/рассмотрения документации Департамента культурного наследия города Москвы проведена проверка комплекта документов проекта предмета охраны Объекта на его соответствие текущему состоянию Объекта/согласованной документации по Объекту.
Выводы:
Представленный проект предмета охраны Объекта соответствует/не соответствует текущему состоянию Объекта/согласованной документации по Объекту.
Рекомендации (при наличии): (описание фактов несоответствия)
Приложения (при наличии):(акты осмотра Объекта, документы, фотоматериалы Объекта)
Заключение составлено |
(Ф.И.О) |
Выводы подтверждаю |
(Ф.И.О) |
|
Начальник структурного подразделения |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 14 марта 2024 г. N 70 "О внесении изменений в приказ Департамента культурного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.