Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Камчатского края "Развитие культуры в Камчатском крае"
(далее - программа)
1. Оценка текущего состояния сферы культуры в Камчатском крае
1. Современное состояние культуры является результатом реализации региональной политики в сфере культуры в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, поручениями Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края.
2. Региональная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
3. В 2019 - 2023 годах на реализацию мероприятий национального проекта "Культура" в Камчатском крае направлены ассигнования в размере 495,026 млн рублей, из них средства федерального бюджета в размере 450,426 млн рублей (91 процент от общей суммы), средства краевого бюджета - 26,415 млн рублей (5,3 процента).
На указанные средства на территории 19 муниципальных образований капитально отремонтированы 37 сельских домов культуры, 11 детских школ искусств, 2 музея, приобретены 2 автоклуба, переоснащены по модельному стандарту 5 муниципальных библиотек, 7 детских школ искусств оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и литературой, 4 муниципальных и 1 региональный музей оснащены новым современным оборудованием, созданы 2 виртуальных концертных зала.
4. С 2021 года от Камчатского края подано 273 заявки на сумму 835,1 млн рублей для получения грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Победителями признан 31 проект на сумму 59,4 млн рублей.
5. С сентября 2021 года реализуется федеральная программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры. В Камчатском крае с начала реализации указанной федеральной программы подключено 30 учреждений. По состоянию на 15 декабря 2023 года количество действующих карт (пластиковых и виртуальных) составило 17 216 штук: 60 процентов от общего количества людей в возрасте от 14 до 22 лет (от численности 30 273 человек).
6. Посещаемость культурных мероприятий в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года (3 786,6) более чем на 28 процентов и составила 4 856,3 тыс. посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 16,8 (что выше среднестатистического показателя по России - 12,8) посещения против 11,8 в 2013 году. К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 11 359,9 млн посещений или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.
7. По состоянию на 1 января 2023 года в Камчатском крае действует 241 учреждение культуры, из них: 15 краевых, 226 муниципальных, в том числе в сельской местности - 202 организации.
Общее количество зданий учреждений культуры на 1 января 2023 года составляет 268 объектов, включая 202 объекта в сельской местности, а также 69 объектов доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В данных учреждениях работает 1 742 человека (численность работников снизилась по сравнению с 2013 годом на 33,6 процента (2 622 человека).
8. Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 54 процентов в 2013 году до 74,7 процентов в 2022 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 90 процентов.
9. В период с 2013 по 2022 год консолидированный бюджет Камчатского края в сфере культуры остается достаточно стабильным. В абсолютных значениях расходы на культуру за рассматриваемый период выглядят следующим образом: 1 476, 5 млн рублей в 2013 году; 1 402,5 млн рублей в 2022 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 4 605,6 рублей в 2013 году до 4 857,9 рублей в 2022 году.
10. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 218,225 тыс. единиц. В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
11. В Камчатском крае к национальному библиотечному ресурсу "Национальная электронная библиотека", обеспечивающему широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам подключены 6 муниципальных библиотек, а именно МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека имени К.С. Черканова" Быстринского муниципального района, МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Вилючинска, МБУК "Межпоселенческая централизованная библиотечная система" Елизовского муниципального района, МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Петропавловска-Камчатского, МБУК "Соболевская библиотека" Соболевского муниципального района, МБУ "Библиотечная система Усть-Камчатского сельского поселения" Усть-Камчатского муниципального района.
12. Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 N 2613-р "Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года", в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 10.07.2022 N Пр-1883 по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа, в 2023 году начались работы по созданию арт-кластера в историческом центре Петропавловск-Камчатского городского округа (ул. Красинцев дома 11, 13, 15, 19), окончание реализации проекта запланировано на конец 2026 года.
13. По результатам участия в заявочной кампании по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета Камчатскому краю на 2024 год выделяется финансирование в объеме 65.2 млн рублей на создание школы креативных индустрий.
14. Специалисты отрасли ежегодно проходят повышение квалификации на базе краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования работников культуры "Камчатский учебно-методический центр и в Федеральных центрах повышения квалификации. Число повысивших квалификацию специалистов составило 842 человека (47,9 процента от общей численности специалистов отрасли, против плановых 804).
15. В рамках программы "Волонтеры культуры" национального проекта "Культура" ежегодно проводится порядка 30 мероприятий с участием 300 добровольцев (при плановом показателе 171 человек), в том числе организована работа по благоустройству территорий объектов культурного наследия федерального и регионального значения. С начала действия программы "Волонтеры культуры" программы на сайте "Добро.рф" зарегистрировано более 1.2 тыс. волонтеров.
16. По состоянию на 29 декабря 2023 года доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве 5 объектов культурного наследия к базовому значению уровня 2012 года (34,0 процента) достигла 71,4 процента.
17. До уровня 97,2 процента по состоянию на 29.12.2023 увеличилась доля объектов культурного наследия, расположенных на территории Камчатского края, информация о которых направлена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (базовое значение 2012 года - 22 процента).
18. Расширился спектр событийных мероприятий, организуемых Министерством культуры Камчатского края (далее - Министерство), с привлечением амбассадоров отрасли.
Проведены: джазовый фестиваль на берегу Тихого океана с участием более 40 музыкантов из регионов России; Камчатская музейная ассамблея, в которой приняли участие 22 региона Российской Федерации, Музейная ассоциация Дальнего Востока и Российский комитет Международного совета музеев; специальный проект "ЭХО Большого детского фестиваля - Камчатка" включающий 3 мероприятия, которые посетили около 6 тысяч зрителей; Фестиваль современного искусства "Звук вокруг"; Тотальный фестиваль.
Вышеперечисленные мероприятия вызвали наибольший интерес населения и гостей полуострова.
19. Принятые меры способствовали формированию гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.
20. Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения:
1) обеспеченность Камчатского края учреждениями культуры в соответствии с нормативами и нормами их оптимального размещения и обеспеченности населения Камчатского края услугами учреждениями культуры составляет 55,6 процентов (данные Министерства культуры Российской Федерации), в том числе: театры - 33,3 процента, музеи - 56 процентов, библиотеки - 64,3 процента, культурно-досуговые учреждения - 55,7 процента, концертные организации - 23 процента. Цирк (профессиональное учреждение) и парки культуры и отдыха отсутствуют;
2) с учетом особенностей административно-территориального устройства и неравномерного расселения жителей Камчатского края наблюдаются пробелы в инфраструктурной обеспеченности учреждениями культуры. Организации кинопоказа функционируют только на территории г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово. В двух муниципальных образованиях отсутствуют детские школы искусств (Алеутский муниципальный округ и Тигильский муниципальный район). В краевом центре в новых жилых кварталах отсутствуют отдельные учреждения культуры. Пять библиотек расположены в жилых зданиях, а концертный зал филармонии, театр кукол и пять библиотек - в приспособленных помещениях;
3) низкий уровень доступности форм культурного досуга для жителей сельской местности и городских поселений. В связи с неразвитостью инфраструктуры и высокой стоимостью авиаперевозок внутри региона затруднена организация гастрольных мероприятий театральных и концертных организаций, музейных выставочных проектов;
4) здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, в том числе: 20,0 процентов концертных организаций, 29,7 процента музеев, 12,5 процента библиотек, 9,8 процента детских школ искусств, 37,5 процента культурно-досуговых учреждений.
5) остаются нерешенными проблемы состояния материально-технической базы муниципальных домов культуры, библиотек и музеев;
6) низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
7) недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;
8) сокращение численности работников в организациях культуры (в 2023 году штат сотрудников учреждений культуры сократился по сравнению с 2013 годом на 33,6 процента);
9) отсутствие возможности осуществления государственной поддержки регионального кинопроизводства, что негативно отражается на его развитии;
10) недостаточная ресурсная обеспеченность сферы культуры, в том числе связанная с внедрением новых творческих (креативных) индустрий.
21. Ключевыми сдерживающими факторами развития сферы культуры являются:
1) наличие территориальных диспропорций в обеспеченности населения инфраструктурой в сфере культуры;
2) слабое финансирование отрасли на региональном и муниципальном уровне;
3) спрос на культурно-досуговые мероприятия опережает предложение спектра отраслевых услуг;
4) сокращение реально располагаемых доходов населения, увеличение льготных категорий граждан (участники специальной военной операции и члены их семей), претендующих на посещение досуговых мероприятий;
5) недостаточное финансирование мероприятий по поддержке социальных инициатив в сфере культуры в регионе.
22. К основным рискам реализации Программы относятся:
1) финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
2) рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере культуры;
3) кадровые риски, связанные с действующими ограничениями на увеличение штатной численности в муниципальных и государственных учреждениях;
4) административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.
23. Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.
24. Реализация Программы обеспечит создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Существенно повысится качество культурной среды, обеспечивающее жителям Камчатки возможность для самореализации и развития, что позволит увеличить ежегодную посещаемость культурных мероприятий, а также будет способствовать росту культурного потенциала региона.
2. Описание приоритетов и целей региональной политики в сфере реализации Программы
25. Приоритеты и цели региональной политики в сфере культуры определены в соответствии с:
1) Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
2) Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
3) Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
5) Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
6) Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
7) Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П.
26. Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
К 2030 году предусматривается:
1) увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;
2) увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
3) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
4) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
27. К числу приоритетных направлений развития культуры относятся:
1) сохранение единого культурного пространства на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
2) обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения Камчатского края лучших образцов культуры и искусства;
3) стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в отдаленных сельских населенных пунктах, разработка и реализация мер поддержки их культурной инфраструктуры;
4) создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга;
5) усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, цифровая трансформация сферы культуры, обеспечение инновационного развития сферы культуры;
6) создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры в части реконструкции и строительства объектов культуры и реставрация памятников истории и культуры;
7) разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного и исторического наследия, предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
8) развитие производства и проката произведений российской кинематографии;
9) развитие гастрольной деятельности учреждений культуры;
10) обеспечение гражданам независимо от места их проживания и финансовой обеспеченности необходимого объема и качества государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
11) реализация мероприятий по модернизации и развитию сети учреждений культуры;
12) расширение спектра возможностей и доступных гражданам услуг в сфере культуры посредством введения и развития новых организационных форм и методов работы;
13) содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
14) повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
15) совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры;
16) совершенствование системы художественного образования;
17) обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики.
28. Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие отрасли, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере культуры.
29. Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных Программой результатов развития культуры в Камчатском крае.
30. Программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:
1) повышение уровня сохранения, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в целях увеличения доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на уровне 81 процента к 2030 году;
2) увеличение числа посещений культурных мероприятий до 11,4 млн единиц к концу 2030 года;
3) развитие инфраструктуры сферы культуры в том числе, за счет увеличения доли зданий учреждений культуры, находящейся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений на уровне 80 процентов к 2030 году;
4) повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 60 творческих инициатив и проектов.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
31. Программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317, и оказывает влияние на достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации, направленной на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, повышение востребованности услуг организаций культуры и цифровых ресурсов в сфере культуры.
4. Задачи регионального управления в сфере культуры и способы их эффективного решения
32. Для достижения цели Программы по повышению уровня сохранения, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в целях увеличения доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на уровне 81 процента к 2030 году Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:
1) определение предмета охраны, границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия;
2) проведение государственной историко-культурной экспертизы;
3) проведение археологического обследования;
4) сохранение объектов культурного наследия;
5) популяризация объектов культурного наследия.
33. Для достижения цели Программы по увеличению числа посещений культурных мероприятий до 11,4 млн единиц к концу 2030 года Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:
1) создание условий для повышения доступности отраслевой инфраструктуры для всех категорий и групп населения;
2) обеспечение государственной поддержки и создание условий для развития и совершенствования профессионального искусства;
3) содействие развитию сферы досуга и обеспечению разнообразия культурно-досуговой деятельности различных слоев населения края;
4) совершенствование системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований;
5) создание условий для сохранения этнокультурной самобытности, развития традиционной культуры народов и этнических групп, проживающих на территории края, укрепления межнациональных культурных связей;
6) развитие благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере культуры;
7) создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
8) совершенствование нормативного правового регулирования в сфере культуры.
34. Решение задач, указанных в части 33 настоящей Программы, обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных региональными проектами "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда")", "Культура малой Родины", "Инвестиционные мероприятия в сфере культуры", "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")", а также иными региональными проектами и комплексами процессных мероприятий "Создание условий для развития библиотечного дала", "Создание условий для развития музейного дела", "Создание условий для развития искусства и творчества", "Создания условий для развития искусства и творчества", а также иными комплексами процессных мероприятий в рамках Программы.
35. Для достижения цели Программы по развитию инфраструктуры сферы культуры, в том числе за счет увеличения доли зданий учреждений культуры, находящейся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений на уровне 80 процентов к 2030 году, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:
1) создание условий для улучшения качественного состояния зданий краевых государственных и муниципальных учреждений культуры (с учетом детских школ искусств) отраслевой инфраструктуры для всех категорий и групп населения;
2) повышение уровня оснащенности современным материально-техническим оборудованием краевых государственных и муниципальных учреждений культуры.
36. Решение задач, указанных в части 35 настоящей Программы, обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных региональными проектами "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда")", "Инвестиционные мероприятия в сфере культуры", "Культура малой Родины", а также иными региональными проектами и комплексами процессных мероприятий в рамках Программы.
37. Для достижения цели Программы по повышению вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 60 творческих инициатив и проектов, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:
1) проведение на высоком организационном уровне творческих мероприятий на территории Камчатского края;
2) реализация кадровой политики в сфере культуры, повышение социального статуса работников данной отрасли;
3) осуществление и развитие форм культурного сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, развитие международных связей.
4) обеспечение гражданам независимо от места их проживания и финансовой обеспеченности необходимого объема и качества государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
5) усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, цифровая трансформация отрасли;
6) поддержка творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов;
7) развитие волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
38. Решение задач, указанных в части 37 настоящей Программы, обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных региональными проектами "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура", а также иными региональными проектами и комплексами процессных мероприятий в рамках Программы.
39. Вышеуказанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных Программой целей развития культуры в Камчатском крае.
Для решения задач, указанных в частях 32, 33, 35 и 37 настоящей Программы, предусматривается эффективное взаимодействие Министерства и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
40. Участие органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.